В ролях
«Напарник»
- Алексей Смирнов — хулиган Федя
- Михаил Пуговкин — Павел Степанович, прораб строительно-монтажного управления № 61
- Владимир Басов — суровый милиционер
В эпизодах
- Эммануил Геллер — пассажир с зонтиком, стремившийся попасть в автобус № 13
- Рина Зелёная — возмущённая пассажирка автобуса № 13
- Виктор Уральский — повар из милиции, который привёз обед на стройку
- Гусейн Ахундов — лысый пассажир автобуса № 13
- Валентина Березуцкая — 1-я пассажирка автобуса № 13
- Светлана Агеева — беременная женщина в автобусе № 13, которой Федя не уступал место
Не указанные в титрах
- Олег Скворцов — 1-й пятнадцатисуточник, требующий огласить весь список нарядов
- Виктор Гераскин — пятнадцатисуточник с бабочкой
- Владимир Гуляев — милиционер, доставивший Федю и пострадавших в отделение милиции
- Нина Делекторская — 2-я пассажирка автобуса № 13
- Владимир Приходько — 2-й пятнадцатисуточник
- Иван Турченков — 3-й пятнадцатисуточник
- Владимир Удалов — 4-й пятнадцатисуточник
«Наваждение»
- Наталья Селезнёва — Лида, студентка Политехнического института
- Владимир Раутбарт — профессор
- Виктор Павлов — «Дуб», студент-изобретатель
В эпизодах
- Валерий Носик — студент-игрок
- Георгий Георгиу — сосед-новосёл с перевязанным горлом, хозяин злой собаки (в титрах как «В. Георгиу»)
- Наталья Гицерот — хозяйка злой собаки
- Зоя Фёдорова — тётя Зоя, соседка Лиды
- Людмила Ковалец — Ира, подружка Лиды, заснувшая в трамвае
- Сергей Жирнов — Петя, студент, познакомивший Шурика и Лиду
- Виктор Зозулин — Костя, радиотехник и товарищ «Дуба»
Не указанные в титрах
- Руслан Ахметов — 1-й студент
- Леонид Гайдай — прохожий, выходящий из института
- Николай Казаков — студент, читающий конспект при помощи бинокля, сидя на дереве
- Валентина Печорина — студентка
- Игорь Суровцев — 2-й студент
«Операция „Ы“»
- Георгий Вицин — Трус
- Юрий Никулин — Балбес
- Евгений Моргунов — Бывалый
- Владимир Владиславский — С. Д. Петухов, директор торговой базы
- Мария Кравчуновская — Марья Ивановна, сторожиха, у которой Шурик снимал комнату
В эпизодах
- Владимир Комаровский — возмущённый шофёр грузовика-фургона на рынке
- Таня Градова — Лена, внучка Марьи Ивановны
Не указанные в титрах
- Алексей Смирнов — возмущённый покупатель «живопи́си», держащий авоську с пустыми бутылками
- Елена Судакова — эпизод
Выбор актера и первые съемки
Изначально героя будущих советских блокбастеров должны были звать Владиком Арьковым, а не Шуриком. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика.
Во многом Шурик напоминает самого Гайдая: такой же застенчивый, скромный, в чем-то нелепый, но бесконечно добрый и всегда готовый прийти на помощь. Список потенциальных исполнителей роли был очень внушительным: Виталий Соломин, Евгений Жариков, Валерий Носик, Иван Бортник, Евгений Петросян, Александр Збруев, Олег Видов и еще несколько артистов. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Режиссер поехал в северную столицу, чтобы посмотреть на его игру, увидел и сразу понял — вот он, его Шурик. Актер согласился сразу. Позже Демьяненко вспоминал: прочитав сценарий «Операции “Ы”», он сразу понял, что этот фильм обречен на успех.
Съемки «Операции “Ы”» проходили в 1964–1965 годах в Москве, Ленинграде, Ялте и Одессе. 27 июля 1964-го на «Мосфильме» прошел первый съемочный день — снимали сцену «Во дворе милиции», в которой «гражданам алкоголикам, хулиганам, тунеядцам» раздают наряды. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода (а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе) случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, Леонид Иович вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком сказал: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список».
В главной роли — Москва: 10 фильмов о столице, которые стоит пересмотреть Еще раз про Москву. Семь отличных фильмов со столицей в главной роли
Многие смешные сцены актеры придумывали прямо во время съемок. Например, идею с фальшивой кровью, которая оказывается красным вином, подсказал Юрий Никулин. Палец, засунутый в рот скелета, — тоже импровизация комика.
Осенью группа переехала в Одессу, там снимали эпизод «У дома Лиды» из новеллы «Наваждение», а также часть сцен на стройплощадке из первой новеллы. 12 декабря группа переместилась в Ленинград, где снимали третью новеллу, действие которой по сюжету разворачивается морозной зимой. Но ленинградская погода подкачала: снег навезли на 10 самосвалах, но он растаял до начала съемок. Пришлось использовать искусственный снег.
Свое название картина получила в январе на заседании худсовета, где смотрели отснятый материал. До этого планировалось назвать фильм «Несерьезные истории». Съемки закончились в начале апреля 1965 года, а в прокат будущий шедевр вышел в середине августа.
Общественное мнение и премьера
Несмотря на то что к январю 1965 года почти весь материал был отснят, на художественном совете его просмотрели, и работа съемочной группы была высоко отмечена, не обошлось без трудностей. Комедия Гайдая представляла собой нечто новое. Ничего подобного в советском кино ранее не было.
У талантливых людей завистников всегда много. Именитые кинодеятели обрушивались с критикой на работу Гайдая. Чиновники от искусства требовали вырезать почти половину материала, убрать самые яркие диалоги. Режиссер не поддался и исправлений не внес. Отчасти это и послужило причиной присвоения комиссией фильму 2-й группы. Многие считали это несправедливым. В тот год к 1-й группе отнесли «Я вижу солнце», «Следы уходят за горизонт» и другие картины, о которых сейчас никто и не помнит.
Советские зрители впервые увидели фильм в августе 1965 года в Москве. Уже в первые недели проката касса была впечатляющая. В кинотеатрах толпилось столько народу, сколько не было никогда за всю историю СССР. И самое удивительное, что с каждым днем популярность росла. Новеллы побили абсолютный рекорд среди фильмов советского кинематографа. Фильмы Гайдая знают даже современные подростки, которые абсолютно не интересуются советским кино. Истории о незадачливом студенте Шурике стали настоящей классикой.
В России открыто несколько памятников героям фильма Гайдая. У входа в один из московских вузов можно видеть скульптуру, изображающую Шурика и Лиду, самоотрешенно готовящихся к экзамену. Подобные памятники есть в Краснодаре и Тольятти. Но главным доказательством гениальности фильма Гайдая являются фразы героев, которые давно стали крылатыми.
Критика
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина высоко оценила фильм: «Комедия словно бы стряхнула с себя усталость, приобретённую за годы чинного сидения в обществе малоинтересных людей… Она способна наделять своих положительных героев сверхъестественной лёгкостью и безжалостно посрамить отрицательных, но при этом и те и другие нисколько не кажутся нам условными фигурами: мы легко узнаём в студенте Шурике нашего современника и вместе с авторами фильма готовы смеяться над бестолковыми ворюгами или над пустозвоном-прорабом…»
Киновед А. Прохоров писал, что «обманчиво простенькую „Операцию Ы“ с одинаковым удовольствием продолжают смотреть и высоколобый критик, и трёхлетний ребенок».
Кинокритик «Комсомольской правды» Денис Горелов в статье, посвящённой 50-летию фильма, счёл неудачным решением использование Шуриком стихов Ярослава Смелякова, которые «ломали и ритм, и смешливую интонацию». По его мнению, много более уместным был бы Николай Глазков. Он также упомянул, что Сергей Добротворский счёл неуместной шуточную сцену, где Шурик заставляет Федю (по возрасту, фронтовика) залечь, имитируя пулемётный обстрел с помощью отбойного молотка.
Сюжет кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Картина включает в себе три комедийные новеллы. У каждой из них есть свое название: «Напарник», «Наваждение» и «Операция «Ы». Все три коротких фильма объединены одним харизматичным персонажем. Это простой студент — Шурик.
На первый взгляд, Шурик — юный недотепа с комплексом сильной застенчивости. Он неловок в повседневной деятельности и в общении с девушками. Однако в экстраординарных ситуациях (встрече с хулиганом или в битве с шайкой бандитов) Шурик проявляет небывалую смекалку и ловкость.
Так, в каждой новелле Шурик попадает в необычные, увлекательные и даже опасные передряги:
«Напарник»
В этой новелле Шурик сталкивается с опасным закоренелым хулиганом — Федей.
Лоботряса Федю за драку в транспорте приговаривают к 15-ти суткам исправительных работ на стройплощадке. На строительном объекте Федя встречается с главным виновником своего ареста — Шуриком.
Хулиган решает наказать юношу, и, угрожая тому расправой, заставляет его выполнять свои поручения.
Однако Шурик не хочет мириться с ролью прислуги для хулигана-рецидивиста и начинает с ним самую настоящую войну. Полем боя для противников служит строительная площадка, а в качестве оружия Шурик и Федя применяют лопаты, камни, отбойные молотки и все, что попадется им под руку.
В финале короткометражки юный Шурик все же одерживает победу над дебоширом и пьяницей Федей. Чтобы раз и навсегда отвадить Федю от хулиганства, Шурик решает наказать его розгами.
Перед началом «экзекуции» юный герой произносит знаменитую фразу, ставшей крылатой для многих миллионов людей: «Надо, Федя, надо!»
После встречи со студентом Шуриком хулиган Федя встает на путь исправления и решает больше никогда не нарушать закон.
«Наваждение»
Эта новелла сопровождается очень приятной, ностальгической музыкой и даже несколькими пикантными, для советского кино, сценами.
Жарким летом в городском политехническом институте студенты сдают сложную экзаменационную сессию. Шурик, как и все студенты, готовиться к экзамену в самый последний момент. Он читает конспекты на руках других студентов, на асфальте, дверях и шпаргалках.
Пытаясь хоть что-то выучить перед сдачей экзамена Шурик, сам того не замечая, начинает следовать за молоденькой студенткой Лидой, у которой в руках оказывается тетрадь с нужными конспектами. Сама девушка тоже не обращает внимания на Шурика, думая, что рядом с ней все время идет ее соседка.
Так, парочка молодых людей, увлеченно читающих конспект, вместе едет в трамвае, заходит в один подъезд, в одну квартиру, садится за один стол.
Не отрываясь от заветной тетради с формулами и теоремами, молодые люди сидят за столом, обедают, и даже вместе ложатся на кровать, чтобы передохнуть. У Шурика и Лиды даже нет времени посмотреть друг на друга.
После сдачи экзамена общий приятель Шурика и Лиды знакомит их. Юноша и девушка даже и не догадываются, что до этого провели вместе несколько часов подряд. Они тут же влюбляются друг в друга.
Придя домой к Лиде, Шурик начинает понимать, что уже когда-то был в этой квартире. Ему знакомы все звуки и запахи в доме девушки. Находчивые ребята тут же решают, что у Шурика есть сверхъестественный дар.
Они хотят провести эксперимент, чтобы проверить свою догадку. Однако их забавные опыты заканчиваются любовным поцелуем.
«Операция «Ы»»
В этой новелле, на радость зрителей, вновь появляется знаменитая тройка советского кино: Трус, Балбес, Бывалый.
По сюжету фильма, вороватый управляющий продовольственным складом нанимает трех жуликов — Труса, Балбеса и Бывалого. Управляющий подговаривает жуликов инсценировать ограбление его склада, чтобы избежать ревизии.
Харизматичная троица с радостью соглашается на выгодное дело и начинают готовиться к липовому налету на склад.
Однако одного обстоятельства в своем плане. В роковую ночь склад охраняла не пожилая старушка, а молодой студент Шурик, который вызвался заменить бабушку на ее посту.
В итоге, отважный Шурик предотвращает налет грабителей на склад и обезвреживает их, чтобы передать в руки правосудия.
Наследие
Документальные фильмы о фильме
Шаблон:Нет ссылок в разделе
Вышло несколько документальных фильмов об «Операции „Ы“…», с участием её создателей:
- В 2008 году документальный фильм из цикла «Неизвестная версия».
- В 2010 году телепередача из цикла «Тайны советского кино» («Тайны нашего кино»).
- В 2015 году документальный фильм в рамках программы «Москино».
- В 2017 году телепередача в рамках цикла «Тайны Кино».
Памятники героям фильма
Файл:Памятник студентам Рязань.JPG
Памятник Шурику и Лиде на территории Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина.
- В честь 75-летия со дня рождения Александра Демьяненко, в мае 2012 года в Краснодаре перед зданием Политехнического университета был открыт памятник Шурику и Лиде.
- Памятник Шурику и Лиде есть и в Москве, у входа в здание Московского экономического института в Текстильщиках.
- В 2015 году во дворе Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина открыли памятник студентам, воплотивший Шурика и Лиду, читающих на скамейке.Шаблон:Нет АИ
- В Тольятти на ступенях главного корпуса ТГУ установленаШаблон:Когда скульптура «Студент, спешащий на занятия». В городе она больше известна как «Шурик».Шаблон:Нет АИШаблон:Значимость факта
Производство
- Фильм снимался в Ленинград, Одесса, Ялта, Мосфильм павильоны, Свибловский район Москвы и возле Московский Государственный Университет. Съемки начались 27 июля 1964 года. В октябре плохая погода в Москве помешала завершению съемок под открытым небом, поэтому съемки были перенесены в Одессу и завершились 22 ноября. Остальные сцены снимались в Москве и Ленинграде. Отсутствие снега затрудняло съемку третьего эпизода про ограбление склада снежной зимней ночью. Весной 1965 года монтаж фильма в основном был завершен. Оставшаяся короткая натурная съемка производилась в Ялте.
- Сюжет фильма по мотивам сценария Мориса Слободского и Якова Костюковского под названием Беззаботные истории (Русский: Несерьёзные истории); Он состоял из двух романов о комичных приключениях молодого студента Владика Аркова, неуклюжего, но очень порядочного. В советском искусстве того времени был популярен персонаж «хорошего парня», поэтому Гайдай решил последовать этой тенденции в своем следующем фильме. Сюжетная линия была изменена, и был написан дополнительный роман.
- Кинопроб на роль студента Владика прошли более ста актеров, но Гайдая не удовлетворил ни один из них. Он имел в виду свою личность как прототип персонажа, поэтому, когда он впервые увидел фотографию Александра Демьяненко, а затем встретился с ним лично, он заметил в актере сходство с самим собой и поверил, что скромный Демьяненко в очках сможет изобразить неуклюжего, наивного и честного ученик.
- Перед съемками было решено перекрасить волосы Александра из коричневых в русые. Спустя годы его жена Людмила Акимовна вспоминала: «Красили его нещадно, пока на коже не появились волдыри. Краски тогда были ужасные. Хорошо, что волосы Саши были такими густыми, что, несмотря на все эксперименты, он не лысел. . «
- Первоначально главного героя звали Владик (сокращенно от Владислав). Позже, под впечатлением от Демьяненко, режиссер решил назвать персонажа в честь актера (Шурик, как и Саша, — это сокращенная форма имени Александр).
- Среди участников прослушивания на главную роль был актер Валерий Носик. В конце концов он появился в фильме как студент-игрок. На роль Феди изначально был брошен Михаил Пуговкин, исполнявший роль начальника стройки.
- На заседании Худсовета после предварительного просмотра фильма критики раскритиковали игру Моргунова и Вицина, хвалили Никулина и настаивали на удалении сцен, в которых появляется Алексей Смирнов. черное лицо. Однако никаких изменений не было.
Процесс создания фильма
- Запуск в производство: 19 мая 1964 года.
- Начало съёмок: 27 июля 1964 года.
- Окончание съёмок: 3 апреля 1965 года.
- Окончание производства: 23 апреля 1965 года.
- Мировая кинофестивальная премьера и начало кинопроката в СССР: 16 августа 1965 года.
Подготовка к съёмкам
После успеха своего предыдущего фильма «Деловые люди» режиссёр Леонид Гайдай решил снять фильм по оригинальному сценарию на современную тему. Из множества вариантов он выбрал сценарий кинокомедии под названием «Несерьёзные истории», написанный двумя авторами: Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Первоначальный вариант состоял из двух новелл, главным героем которых был студент Владик Арьков — интеллигент-очкарик, который попадал в различные комические ситуации и с честью из них выходил. В первой новелле он перевоспитывал мрачного и невежественного типа, а во второй устраивался репетитором и готовил к поступлению в институт оболтуса Илюшу.
25 марта 1964 года во Втором творческом объединении киностудии «Мосфильм» был одобрен литературный сценарий «Несерьёзных историй», и дано «добро» на его запуск в режиссёрскую разработку. Леонид Гайдай вместе с Костюковским и Слободским начал его переделку, и в результате сюжеты новелл изменились и приобрели основу, знакомую по фильму. В первой новелле («Напарник») Владик перевоспитывает тунеядца-«пятнадцатисуточника» на стройке, во второй («Наваждение») — во время экзаменационной сессии влюбляется в девушку Лиду.
Поскольку двух новелл для полнометражного фильма было недостаточно, было принято решение придумать третью. Гайдай решает столкнуть в ней нового героя с прежней троицей — Трусом, Балбесом и Бывалым. После месяца напряжённой работы на свет появилась «Операция „Ы“», в которой Владику предстояло разоблачить расхитителей социалистической собственности.
С 1 июня 1964 года начались кинопробы актёров на главные и эпизодические роли. Самыми сложными оказались поиски исполнителя Владика, которого цензоры попросили заменить другим именем, увидев аналогию с именем Ленина. Гайдай пересмотрел более сотни кандидатов, среди которых были:
- Олег Видов,
- Всеволод Абдулов,
- Виталий Соломин,
- Евгений Петросян,
- Сергей Никоненко,
- Евгений Жариков,
- Геннадий Корольков,
- Иван Бортник,
- Валерий Носик,
- Александр Збруев.
Велись переговоры и с Андреем Мироновым.
В итоге художественный совет студии остановился на кандидатуре Валерия Носика, хотя сам Гайдай сомневался. Случайно увидев фотографию молодого актёра Александра Демьяненко, Гайдай отправился 11 июля в Ленинград на личные переговоры. Оба остались довольны друг другом. Потом актёр вспоминал:
Я как прочёл сценарий «Операции „Ы“», понял, что фильм обречён на успех. Ничего подобного в нашем кино тогда не было.
— Александр Демьяненко
В фильме Валерий Носик всё же снялся — он сыграл эпизодическую роль студента на экзамене, а в роли беспокойной девочки Лены из новеллы «Операция „Ы“» снялась дочь поэта Петра Градова и сестра актёра Андрея Градова Татьяна. На роль тунеядца Феди Гайдай изначально пригласил Михаила Пуговкина, но после двухнедельного размышления тот предпочёл роль прораба на стройке, сославшись на неподходящие рост и комплекцию.
После фильмов «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» Гайдай прекратил творческое сотрудничество с композитором Никитой Богословским. С фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» началась совместная работа с Александром Зацепиным, тогда ещё малоизвестным композитором. Впоследствии ни один известный фильм Леонида Гайдая не обходился без музыки и песен этого композитора.
В 1965 году фирмой «Мелодия» была издана грампластинка, содержащая 5 пьес Александра Зацепина из кинофильма: «После экзаменов», «Встреча», «Дикарь», «Рынок» и «Прогулка на автобусе».
Съёмки фильма
- Фильм снимался в Ленинграде — в павильонах киностудии «Мосфильм», на Сельскохозяйственной улице, в районе Свиблово и в районе МГУ (Москва), а также в Ялте и Одессе.
- Многие шутливые сценки были придуманы во время съёмок самими актёрами. Так, Юрий Никулин придумал сцену, где Шурик «ранит» его героя (Балбеса) рапирой, и из его груди течёт «кровь» (на самом деле красное вино). Сцена со скелетом, щёлкающим зубами, также была импровизацией Никулина.
- Леонид Гайдай был призван в армию в 1942 году и сначала служил в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» — Гайдай ответил: «Я!». Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника. «Да подождите вы, Гайдай, — сказал военком, — Дайте огласить весь список». Гайдай адаптировал этот случай для новеллы «Напарник».
Создатели фильма
«Напарник»
Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз
«Наваждение»
Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз
«Операция „Ы“»
Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз
Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз
Кто такой Шурик
В 1965 году в советском кино появился абсолютно новый персонаж — студент Шурик. Новый не только в том смысле, что вышел первый фильм с этим героем, но еще и в том, что до этого безоговорочно положительных персонажей-студентов в советском кинематографе не было. Чаще всего их показывали эдакими стилягами, разгильдяями, в общем-то, бесполезными и бессмысленными. Простоватый, добрый и очень правильный Шурик сразу покорил советского зрителя: картина «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», состоящая из трех киноновелл, в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия «Кавказская пленница».
Кто же такой Шурик? Простой студент Политехнического института, который снимает комнату у сторожихи, «бабушки — божьего одуванчика», подрабатывает на стройке (новелла «Напарник»), попадает в нелепые, но романтические истории («Наваждение») и сражается с горе-грабителями склада («Операция “Ы”»). Шурик — очень обаятельный, скромный и вроде бы совершенно не умеет общаться с девушками, но все же знакомится с прекрасной Лидой (Наталья Селезнева). Не сказать, что он очень храбрый или сильный, но тем не менее побеждает злоумышленников Труса, Балбеса и Бывалого (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов) и перевоспитывает алкоголика-тунеядца Федю (Алексей Смирнов).
Шурик на отлично сдает экзамены по физике и так же отлично разбирается в поэзии, олицетворяя собой компромисс в знаменитом споре физиков и лириков, разгоревшемся в начале оттепели. Спор завели в 1959 году на газетных страницах писатель Илья Эренбург и инженер Игорь Полетаев, а позже его подхватила вся советская молодежь. По всей стране кипели дискуссии: что первично — разум или чувство? Шурик не выбирает что-то одно: отложив конспекты, он читает симпатичной ему девушке стихи.
Разбитая на три новеллы «Операция “Ы”» — оммаж немым комедиям с Чарли Чаплином, Гарольдом Ллойдом и Бастером Китоном, особенно это заметно в новелле «Напарник»: Гайдай был большим поклонником великого универсала кино. Следующий фильм о Шурике — «Кавказская пленница» — тоже использует приемы немых голливудских комедий, хотя и в меньшей степени. Сюжет, конечно, известен всем: на летних каникулах Шурик отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор и становится невольным соучастником похищения «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины.
В следующий раз мы увидим Шурика уже повзрослевшим, состоявшимся ученым и гениальным изобретателем. В фантастической комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев — и предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко, перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей.
Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, «Иван Васильевич» стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше (Юрий Яковлев), вору Жоржу Милославскому (Леонид Куравлев) и их приключениям при дворе Ивана Грозного.
Связанные лица
Имя / событие | родился / от | умер / до | Язык | ||
---|---|---|---|---|---|
1 | Виктор Павлов | 06.10.1940 | 24.08.2006 | ru | |
2 | Александр Демьяненко | 30.05.1937 | 22.08.1999 | ru | |
3 | Леонид Дербенёв | 12.04.1931 | 22.06.1995 | en, ru | |
4 | Евгений Моргунов | 27.04.1927 | 25.06.1999 | de, en, lv, pl, ru | |
5 | Владимир Басов | 28.07.1923 | 17.09.1987 | en, pl, ru | |
6 | Леонид Гайдай | 30.01.1923 | 19.11.1993 | de, en, fr, lt, lv, pl, ru | |
7 | Юрий Никулин | 18.12.1921 | 21.08.1997 | lv, ru | |
8 | Алексей Смирнов | 28.02.1920 | 07.05.1979 | de, en, lv, ru | |
9 | Георгий Вицин | 18.04.1917 | 22.10.2001 | de, en, fr, lv, pl, ru, ua | |
10 | Наталья Гицерот | 17.02.1915 | 17.09.1991 | ru | |
11 | Зоя Федорова | 21.12.1909 | 11.12.1981 | en, pl, ru | |
12 | Владимир Владиславский | 13.06.1891 | 05.10.1970 | ru, ua |
Другие актеры
- Владимир Басов (строгий сотрудник милиции).
- Наталья Селезнева (студентка).
- Виктор Павлов (студент, для которого экзамен — всегда праздник).
- Владимир Владиславский (организатор преступления и директор базы).
На роль Лиды тоже пробовалось много актрис. Начинающая артистка Наташа Селезнева вроде бы устраивала Гайдая. Но он сомневался в том, что она сможет сыграть в одной из ключевых сцен естественно, непринужденно. А потому во время пробы сказал Наталье: «Вам придется в одном эпизоде раздеться. А с фигурой у вас, кажется, не очень». Возмущенная Селезнева со словами «Как это не очень?!» сняла сарафан. И вышло это у нее естественно и одновременно целомудренно. Гайдай понял, что эта актриса как никто подходит на роль Лиды.