Страшный, страшный Стэнли Кубрик
- Во время съемок «Сияния» Стэнли Кубрик напугал Венди до смерти в сцене, где Джек медленно ковыляет за ней по лестнице, а она отмахивается бейсбольной битой. Кстати, на съемках за ней по лестнице реально гнался Стэнли Кубрик.
- Знаменитую сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что на экране именно кровь. К моменту выхода фильма на экраны Американская киноассоциация (MPAA) приняла специальное положение, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, одобренных для любой возрастной аудитории. Кадр, где кровь заливает холл гостиницы, стал визитной карточкой «Сияния», поэтому Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода. Кстати, сцену, где главный герой гоняется по лабиринту за сыном, снимали в течение месяца.
- Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» – редактор фильма Норман Гей.
- Фотография 1921 года в концовке фильма – подлинная, только голову Джека Николсона «вклеили».
Реальные факты из фильмов
20. Миллионер из трущоб
Директор Дэнни Бойл поместил деньги для трёх ведущих детей актёров в трастовый фонд, из которого они смогут получить свои деньги, когда им исполнится 16 лет. Производственная компания наняла моторикшу, чтобы возить детей в школу, пока им не исполнится 16.
21. Побег из Шоушенка
Когда Энди отправляется в библиотеку, чтобы начать работу помощника Брукса, ворона управляющего библиотеки часто каркала, и Тиму Роббинсу (исполнителю роли Энди) нужно было правильно подобрать время, чтобы сказать свою фразу: «Эй, Джейк. Где Брукс?». Роббинс внимательно изучил временные отрезки, когда ворона каркает, причем, об этом его попросил сценарист и режиссер картины Фрэнк Даравонт.
В фильме можно заметить, как Роббинс осторожно наблюдает за птицей, приближаясь к ней, ожидая, когда она каркнет, чтобы потом произнести свою фразу.
22. Марсианин
Мэтт Дэймон признался, что в сцене, где его герой Марк услышал голос командира Льюиса, видны его настоящие эмоции, а не игра. Когда другие актеры ушли домой после съемки, их записанные голоса проигрывались в скафандре Деймона. Когда он начал думать о том, как его персонаж был одинок на Марсе в течение двух лет, он начал плакать. Ридли Скотт был настолько впечатлен выступлением Деймона, что снял сцену с одного дубля.
23. Спасение рядового Райана
Том Сайзмор боролся с наркоманией во время работы над фильмом. Стивен Спилберг поставил ему ультиматум. Он обязал актёра ежедневно проверять кровь на съемочной площадке, и если он пропустит тест, то будет уволен, а его роль будет отдана другому актёру и повторно снята, даже если съемки будут близиться к концу.
24. Дьявол носит Прада
В самый первый день съемок Мерил Стрип сказала Энн Хэтэуэй: «Я думаю, что ты идеальна для этой роли. Я так счастлива, что мы будем работать вместе». Затем она сделала паузу и сказала: «Это последняя приятная вещь, которую ты от меня услышишь». Так и было. Многие модельеры позволили использовать их одежду и аксессуары в фильме, сделав ленту самым дорогим костюмированным фильмом в истории. Мерил Стрип пожертвовала все свои вещи из фильма на благотворительность.
Жиль Делёз «Кино», 2013
Жиль Делёз «Кино», 2013
Жиль Делёз — французский философ-постмодернист. Одной из главных тем его исследований являлось время.
Книга Делёза — философское исследование феномена кино. В оригинале произведение было написано в двух томах в разные годы (1983 и 1985). В эссе исследователь основывается на работе «Материя и память» другого философа — Анри Бергсона. В «Материи и памяти» Бергсон развивает теорию образов, на которой Делёз строит свою работу. Жиль Делёз рассматривает кино как единство двух образов, в честь которых названы оба его тома: «образ-движение» и «образ-время». В «образе-движении» философ заключает, что приёмы монтажа (например, крупный план или смена ракурса) больше влияют на понимание того, как устроено человеческое восприятие и мышление, чем теоретические попытки объяснить кино. В «образе-время» Делёз показывает, что понимание кино нельзя сводить к речи героев (более того, он настаивает, что языка кино не существует), но можно считать его невербальные образы. Кино для исследователя — инструмент философской логики. Делёз настаивает, что кино не является способом передачи информации (эмоциональной, знаковой, технической), а отражает мышление коллективного «зрителя» (не каждого отдельного человека!), чьё восприятие сформировано кинематографом. Текст может быть сложен для неподготовленного читателя.
Читать:
Купить:
Развитие звукового кино
Начиная с 1930-х практически все фильмы стали звуковыми. Первой такой картиной, выпущенной на экраны, стал фильм компании «Warner Brothers» «Певец джаза». В этот же период главы голливудских студий осознают в полной мере весь коммерческий потенциал киноиндустрии, и власть на съемочной площадке практически целиком сосредотачивается в руках продюсеров.
Информация!
Тридцатые годы – уникальное для мирового кинематографа время, когда были сформированы и сняты основополагающие для всех жанров фильмы, начиная с драм и заканчивая фильмами ужасов.
Звук сыграл немалую роль в распространении и коммерческом успехе кинематографа. Благодаря звуку, пусть и технически несовершенному, появилась еще большая свобода самовыражения, художественные приемы стали ярче и выразительнее. Даже Чарли Чаплин, будучи изначальным противником звукового сопровождения в кино, как и Бастер Китон, все же снял свой шедевр «Великий Диктатор» со звуком. А теперь представьте, насколько эмоционально был бы слабее финальный монолог главного героя этого фильма без звука.
Развитие цветного кино
Удивительно, но несмотря на то, что первый популярный цветной фильм был снят в 1939 году («Унесенные ветром»), большинство студий не спешили создавать ленты в цвете. Причин тому несколько, но основная – финансовая. Цветная пленка стоила дорого, технология ее производства и применения не была полностью отточена, и студиям было гораздо выгоднее снимать фильмы на черно-белую пленку. Исключение составляли высокобюджетные ленты, работа над которыми могла затянуться на год или два.
Интересный факт!
Уникальным фильмом является «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. В сцене с красным флагом режиссер вручную раскрашивал каждый кадр.
Развитие доступной технологии съемки цветных фильмов в Голливуде тормозила сначала Великая Депрессия, после – Вторая Мировая война, а затем – корейская. Но так или иначе, после кинематографа цвет пришел и на телевидение.
До встречи с тобой (2016)
Яркая и солнечная Лу устраивается сиделкой к молодому человеку Уиллу Трейнору, прикованному к постели. Уилл уже давно потерял надежду и смысл жизни, однако встреча с удивительной девушкой кардинально поменяет все. Экранизация романа более детально показывает отношения героев и их переживания, вырезая из сюжета остальных жителей городка. Такой прием точно понравится поклонникам любовных историй в формате: только он и она – и ничего лишнего.
Оригинальное названиеMe Before YouЖанрДрама, мелодрамаАктерыЭмилия Кларк, Сэм Клафлин, Джанет Мактир…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 7.2, IMDb – 7.4Возрастные ограничения16+
Снято в невесомости
Многие сцены «Аполлона-13» снимали в специальном тренажере НАСА (так называемой «рвотной комете»): самолете, который летал по параболе на большой высоте, создавая состояние невесомости. Декорации космического корабля установили в салоне самолета, и почти каждая сцена с нулевой гравитацией снималась здесь.
Актеры пролетели по параболе более 500 раз. В каждом эпизоде с того момента, как начиналась имитация невесомости, у них было всего 23 секунды, чтобы отстегнуться от ремней, сделать кадр, перелететь и снова пристегнуться. Все эти полеты они выполнили за 13 дней.
На сегодня это один из немногих фильмов, снятый в реальной невесомости.
До слез
В «Реквиеме по мечте» есть сцена, в которой Эллен Бернстин произносит страстный монолог о том, как ужасно и больно стареть (за эту сцену актрису номинировали на лучшую женскую роль). В отличие от остального фильма, где каждый кадр очень тщательно спланирован и оформлен, во время этого монолога камера дрожит и едет в сторону.
Режиссер Даррен Аронофски устроил страшный скандал облажавшемуся оператору, потому что Эллен Бернстин сыграла потрясающе. Как выяснилось, съемка была сорвана, потому что оператор был настолько тронут игрой Бернстин, что расплакался: он не мог держать камеру неподвижно, почти ничего не видел из-за слез. И хотя эта сцена первоначально была вырезана, в результате в фильм она вошла.
Одно сплошное телевидение
Кино отлично чувствовало себя почти сто лет. Зрители ходили в кинотеатры, ели попкорн и знали свое место, как в прямом, так и в переносном смысле. Но потом череда мощных ударов загнала прежний кинематограф в угол ринга.
Первым ударом стало распространение телевидения. Оно привело к маленькой революции в кино: телевидение увело большое количество зрителей. Гораздо проще было остаться дома и посмотреть бесплатное ТВ, чем платить деньги за показы.
Несколько последующих «ударов» обрушились один за другим. Все они связаны с домашними кинопросмотрами. В 1990-м видеомагнитофон могли позволить себе многие. Десятилетием позже «видики» оказались на помойках и были заменены DVD-плеерами. А с увеличением скорости передачи данных через Интернет даже необходимость покупки физического носителя информации отпала. Телевидение и Интернет стали серьезными конкурентами киноискусства в культурно-экономическом плане.
Есть спрос — есть и предложение. Волна пиратских кассет, затем дисков и, наконец, торрентов и онлайн-просмотров сделала свое дело. Она унесла людей из кинотеатров, и они осели дома. А оторвать рядового зрителя в тренировочных штанах от дивана, заставить прийти в кинотеатр и купить попкорн, тем самым заплатив за хлеб и зрелища, теперь могут только суперблокбастеры, которые не так приятно смотреть на маленьком экране.
Дополнительный список книг о кино по разделам
Больше книг для начинающих:
- Адама Бордмена. Как снимается кино. История кинематографа
- Йен Смит. Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приёмы, направления
- Филип Кемп. Кино. Всемирная история
- Эдвард Росс. Как устроено кино. Теория и история кинематографа
Книги о том, как создаётся кино:
- Андрей Тарковский. Уроки режиссуры
- Данила Кузнецов. Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра
- Сидни Люмет. Как делается кино
- Стивен Кац. Кадр за кадром. От замысла к фильму
Про глубинное понимание различных аспектов в кино:
- Александр Павлов. Постыдное удовольствие. Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа
- Александр Талал. Миф и жизнь в кино. Смыслы и инструменты драматургического языка
- Вадим Руднев. Психология кино
- Дмитрий Ольшанский. Сцены сексуальной жизни. Психоанализ и семиотика театра и кино
- Камилл Ахметов. Кино как универсальный язык
- Линда Сегер. Скрытый смысл: Создание подтекста в кино
- Михаил Жабский. Социология кино
- Олег Аронсон. Метакино
- Павел Родькин. Кинополитики. 13 опытов по герменевтике современного кинематографа
- Роман Перельштейн. Конфликт «внутреннего» и «внешнего» человека в киноискусстве
- Томас Эльзессер и Мальте Хагенер. Теория кино. Глаз, эмоции, тело
Про историю кино:
- Адам Бордмен. Как снимается кино. История кинематографа
- Жорж Садуль. Всеобщая история кино
- Михаил Трофименков. Кино и история. 100 самых обсуждаемых исторических фильмов
- Николай Никулин: От братьев Люмьер до голливудских блокбастеров. Главное в истории кинематографа
Про конкретные временные периоды кинематографа:
- Антон Долин. Уловка XXI: очерки кино нового века
- Брайан Рафтери. Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все
- Валерий Фомин. История российской кинематографии 1941-1968 гг.
- Василий Новиков. Кинематограф XXI века. Влияние виртуальных новаций
- Евгений Марголит. Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920-1960-х годов
Книги о жанрах и категориях фильмов:
- Антон Долин. Оттенки русского. Очерки отечественного кино
- Валерий Турицын. Малоизвестные киношедевры
- Дмитрий Комм. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужасов
- Дон Б. Соува. 125 запрещённых фильмов. Цензурная история мирового кинематографа
- Михаил Трофименков. Культовое кино
- Рональд Берген. Кино. Путеводитель по жанрам
- Jurgen Muller. 100 All-Time Favorite Movies
Режиссёрские практики:
- Андрей Плахов. Режиссёры настоящего и Режиссёры будущего.
- Дэвид Мэмет. О режиссуре фильма
- Робер Брессон. Заметки о кинематографе
- Роджер Криттенден. Fine cuts. Интервью о практике европейского киномонтажа
Другая связь с кино:
- Андрей Тарковский. Мартиролог
- Осип Брик. Фото и кино
- Эмилия Бикертон. Краткая история Кайе дю Синема
Если вас интересует тема кино, то можете почитать биографию датского кинорежиссёра Ларса фон Триера или посмотреть наш список из десяти , снятых в эпоху цветного кино.
У нас также есть , изобразительного искусства и фотографии.
Роберт Макки «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», 2012
Роберт Макки «История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только», 2012
Роберт Макки — американский автор, лектор, специалист по написанию историй, преподаватель сценарного искусства.
«История на миллион долларов» — книга, которую автор называет учебником для сценаристов, да и вообще для всех, кто хочет убедительно писать и рассказывать истории. Из текста Макки вы узнаете об искусстве создания историй, об её элементах, о драматической структуре текста, об архетипах героев, а также о том, с какими проблемами может столкнуться сценарист и как их решить. Особенность «Истории» в том, что все теоретические факты Макки иллюстрирует примерами, а также разбирает фильмы по сценарной логике, объясняя, почему был использован тот или иной прием и чем продиктовано поведение героя.
Читать:
Купить:
Книга джунглей (2016)
Топ фильмов по книгам продолжает масштабная экранизация истории про мальчика, воспитанного в волчьей стае. Маугли предстоит пересечь джунгли, чтобы добраться до деревни людей. На своем пути мальчик встретит медведя Балу, пантеру Багиру, величественного питона Каа и, наконец, своего главного противника – тигра Шерхана. Экранизация сборника рассказов Редьярда Киплинга уже появлялась на больших экранах, но в этот раз авторы внесли некоторые изменения, включив в сюжет больше эпизодов из книги, чтобы повествование получилось более увлекательным.
Оригинальное названиеThe Jungle BookЖанрФэнтези, драма, приключения, семейный, мультфильмАктерыНил Сетхи, Билл Мюррей, Бен Кингсли, Идрис Эльба, Лупита Нионго, Скарлетт Йоханссон…СтранаВеликобритания, СШАРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.4Возрастные ограничения12+
2. «Как снять фильм за 2 месяца» Александр Макаров
Александр Макаров является продюсером Фестиваля независимого кино в России. Ну и, конечно, автором книги с довольно провокационным названием «Как снять фильм за 2 месяца».
Сейчас вам кажется это невозможным. И в самом деле, как можно успеть снять целый фильм всего за 8 недель?
Что в книге?
- Написание сценария. С чего начинается кино? 8 этапов написания синопсиса. Как научиться видеть драматургию? Вредные советы или как получить приз в Европе?
- Подготовка к съемке. Поиск локаций, актеров. Аренда оборудования. Правильная раскадровка. Как найти единомышленников?
- Съемка. Работа с актерами. Операторская работа. Настройка камеры и установка света. Запись звука на площадке.
- Пост-продакшн. Монтаж. Правильная киношная картинка. Саундтрек к фильму. Отправка фильма на фестивали.
- Секретная формула кино.
Книга в свободном доступе. Скачать можно здесь.
Высокие и широкие технологии
Сделать кинопоказ как можно более эффектным — вполне понятное желание тех, кто хочет повысить кассовые сборы. А за высокотехнологичные фильмы зрители готовы платить, ведь по телевизору такого эффекта не будет. То, что огромный экран нравится публике, стало понятно еще в 1929 году, во время первых форматных экспериментов Fox Grandeurи Magna. Но тогда 35-мм пленка была доступнее и проще в техническом исполнении.
Первой широкоэкранной системой стала «Синерама» 1952 года. Она применялась не только в развлекательных целях, но, по слухам, и для обучения военных
Второй скачок популярности относится к 1952 году, когда была создана панорамная кинематографическая система «Синерама», широкоэкранный «Синемаскоп» и другие. Позже, в 1970-х, вышли проекционные системы OMNIMAXи IMAX (Image Maximum). Пленка подается в гигантский проектор весом полторы тонны горизонтально. Большой формат кадра для IMAX имеет размеры 69,6 на 48,5 мм и дает высокое разрешение и качество картинки. В этом формате снимаются почти все суперблокбастеры.
Захватывающие факты со съёмок популярных фильмов (по мнению пользователей Reddit)
Лучшие фильмы становятся частью нашей жизни: есть произведения искусства, которые мы рады смотреть снова и снова. Над их созданием работают мировые знаменитости, тратя массу усилий, и нам любопытно заглянуть «на кухню» мирового кинопроизводства, узнать все подробности того, как это было сделано. Каждый наш любимый фильм скрывает множество секретов, и от этого становится только интереснее. Любители кино бережно и азартно собирают малоизвестные факты о своих любимых постановках. Недавно пользователь сайта Reddit Crying_Hyena отправил на платформу вопрос: «Какой самый лучший «закулисный» факт из фильмов вы знаете?».
Кинематограф СССР
После прихода к власти коммунистов было объявлено о национализации кинематографа. Большинство картин, снятых в период становления СССР, были сугубо пропагандистскими, прославлявшими действующую власть и романтизирующими деятельность рабочих, колхозников и прочих трудящихся. Жанрового разнообразия не было как такового. Однако даже в таких сложных условиях находились режиссеры, которые превращали свои фильмы в авторские полотна. Одним из такх режиссеров был Сергей Эйзенштейн, снявший важнейший фильм периода становления кинематографа «Броненосец Потемкин». Отметился и Дзига Вертов, снявший «Человек с киноаппаратом».
В истории СССР всего две художественных киноленты стали лауреатами престижной премии «Оскар»: «Война и мир» Сергея Бондарчука и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. в 1943 году престижную статуэтку за лучший документальный фильм получил «Разгром немецких войск под Москвой». Обладатель «Золотой пальмовой ветви» в истории СССР всего один – «Летят журавли» Михаила Калатозова.
Лучшие советские фильмы по версии сайта «Кинопоиск»:
- «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссер Леонид Гайдай;
- «Операция Ы и другие приключения Шурика», 1965 год, режиссер Леонид Гайдай;
- «Бриллиантовая рука», 1968 год, режиссер Леонид Гайдай;
- «В бой идут одни старики», 1973 год, режиссер Леонид Быков.
У каждой страны, входящей в состав СССР, была своя национальная киностудия, на регулярной основе производящая фильмы. В Грузии – «Грузия-фильм», в Азербайджане — «Азербайджанфильм». Известный режиссер Юлий Гусман начинал свою кинокарьеру в павильонах «Азербайджанфильма», сняв прошедший по СССР с большим успехом культовый «Не бойся, я с тобой». После распада СССР все эти студии были приватизированы частными лицами. Стоит отметить, что у нашей страны очень богатая история кино, особенно в период постсоветского производства.
3D-кино
Разница между новым и хорошо забытым старым в кино размыта: обычно все новое создается на уже придуманном. Особенность бинокулярного зрения человека дает возможность вызывать у зрителя иллюзию глубины пространства. Эксперименты с объемным изображением были начаты еще в 1920-х. Братья Люмьер и Уильям Фриз-Грин пробовали создавать трехмерное изображение на экране. Поначалу нужно было окрашивать две пленки в синий и зеленый цвета и одновременно проецировать их на экран для зрителей в очках с соответствующими цветами линз.
Очки со специальными светофильтрами
Первый стереоскопический игровой фильм «Сила любви» вышел в 1922 году. В 50-е годы XX века киностудии очень хотели вернуть массового зрителя в кинотеатры. Так спустя три десятилетия появился и первый 3D-фильм «Дьявол Бвана» Арча Облера. Вплоть до конца 1990-х интерес к стереокино был слабым. Но с развитием технологий уже современные 3D-фильмы заняли свое место не только в кинотеатрах, но и в домашних телевизорах.
«История игрушек»
1995
Кадр из фильма «Звездные войны»
Вышедшая в середине девяностых «История игрушек» до премьеры интриговала зрителей тем, что там, по обещаниям создателей, персонажи не будут петь и танцевать по любому поводу (во-первых) и там совсем не будет принцесс (во-вторых)
Но когда мультфильм добрался до экранов оказалось, что это компьютерная анимация, а не рисованная! И хотя тогда исполнению героев Pixar было очень далеко до сегодняшнего «Зверополиса», мультфильм «История игрушек» настолько полюбился и зрителям, и кинематографистам, что с этого момента решено было бросить большую часть сил на развитие CG-анимации, искать необычных героев и помещать их в такие же необычные истории, а также переключить внимание зрителей с песен в исполнении персонажей на яркий и запоминающийся саундтрек. Так что вот откуда растут ноги у тех же «Миньонов», бесчисленных «Ледниковых периодов» и т.д
Кстати, если бы «История игрушек» провалилась в прокате, Pixar был бы переформирован в компанию, занимающуюся совершенствованием и продажей компьютерных блоков. Такое условие было у Стива Джобса.
Самые интересные фильмы за все время СССР
Многие фильмы, снятые в эпоху СССР, стали культовыми. Они бессчетное количество раз пересматривались и продолжают пересматриваться представителями старшего поколения, но также будут интересны для молодежи и никогда не потеряют своей актуальности.
Мемориальная доска Леониду Гайдаю — автору и режиссеру многих советских фильмов
“Иван Васильевич меняет профессию”
Комедия режиссера Леонида Гайдая, снятая в 1973 году. Главный герой картины — изобретатель Александр Тимофеев создает машину времени. В результате ее запуска царь Иван Грозный попадает в квартиру Шурика, а двое героев из современного мира не по своей воле оказываются в царской России.
“Операция Ы и другие приключения Шурика”
Еще один культовый фильм Леонида Гайдая. Картина состоит из трех частей с самостоятельными сюжетами, в каждой из которых Шурик попадает в какую-либо затруднительную. но вместе с тем и комическую ситуацию. В фильме присутствует троица антагонистов: Трус, Балбес и Бывалый, которых можно увидеть и в других советских кинолентах.
“Бриллиантовая рука”
Обожаемая многими поколениями комедия с Юрием Никулиным и Андреем Мироновым в главных ролях. Простоватый и честный Семён Горбунков случайно оказывается замешан в преступной схеме контрабандистов и вынужден участвовать в операции по поимке злодеев.
“В бой идут одни “старики”
Фильм режиссера Леонида Быкова о жизни летчиков в годы Великой Отечественной войны. Кинолента получила множество наград и стала одним из самых известных советских фильмов о войне.
“Джентльмены удачи”
Стал лидером кинопроката в год выхода на экраны. По сюжету ленты заведующий детским садом в исполнении Евгения Леонова оказывается как две капли воды похожим на преступника по кличке Доцент. Это сходство сотрудники милиции используют, чтобы выяснить у соучастников Доцента местонахождение украденных им ценностей.
Исчезнувшая (2014)
Сюжет хорошей, яркой экранизации произведения современной литературы заинтересует любителей закрученных триллеров с неожиданной развязкой. В книге Гиллиан Флинн всё не то, чем кажется, и фильм удачно реализовал эту концепцию. У Ника и Эми пятая годовщина свадьбы. Как в любой семье, у молодых людей есть недомолвки и скелеты в шкафу, но это не самая страшная их проблема. В этот день Эми исчезает, и все обстоятельства говорят о том, что именно муж причастен к ее исчезновению, а может и к убийству.
Оригинальное названиеGone GirlЖанрТриллер, драма, детективАктерыБен Аффлек, Розамунд Пайк, Нил Патрик Харрис…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 8.0, IMDb – 8.1Возрастные ограничения16+