Головокружительная карьера плотника Форда
Когда Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас (близкие друзья и коллеги по кинопроизводству) планировали фильм «Апокалипсис сегодня» (изначально его режиссером должен был быть Лукас), они дали небольшую роль своему плотнику Харрисону Форду в обмен на работу – он смастерил стол для офиса Копполы. За несколько лет до этого Форд таким же способом получил роль в фильме Лукаса «Американские граффити».
Во время кастинга на «Звездные войны» Лукасу нужен был кто-то, кто подавал бы реплики за Хана Соло, пока актер пробовался на роль Люка. Он попросил сделать это Форда, и Харрисона безоговорочно утвердили на роль (между прочим, «за бортом» в тот раз остался Курт Рассел).
Первые признания советского кино
Картина «Война и мир» Сергея Бондарчука некоторое время лидировала среди самых масштабных фильмов. Более 120 тысяч статистов принимали участие в съемках Бородинской битвы. Специально для фильма был создан отдельный кавалерийский полк
Оттепель изменила стилистику кино СССР. Ранее советские фильмы были не поняты за границей из-за излишнего пафоса и неинтересных примитивных сюжетов. Но эти фильмы смотрели, потому что иностранных картин почти не было и сравнивать было, в общем-то, не с чем. Цензура допускала только то, что считала нужным. Даже после общего потепления ситуация вызывала много вопросов. Например, первый и единственный советский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Канне — «Летят журавли» Михаила Калатозова, — был прокомментирован Н. Хрущевым. Он назвал главную героиню «патлатой шлюхой» потому, что она позволяла себе ходить босиком и с распущенными волосами.
Следующим достижением стал первый «Золотой лев», доставшийся в 1962 году молодому Андрею Тарковскому на Венецианском кинофестивале (за картину «Иваново детство»).
Успех мелодрамы «Москва слезам не верит» стал для советской кинокритики неожиданностью. На «Мосфильме» был вынесен вердикт: «Безвкусица на грани пошлости». Но через год картину посмотрели уже 89 миллионов зрителей, а Владимир Меньшов получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке
«Оскар» доставался художественному советскому кино дважды по-настоящему и один раз «понарошку»: впервые — за «Войну и мир» Сергея Бондарчука в 1968-м, во второй раз — за картину «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова в 1981 году и еще условно в третий раз— за советско-японский фильм Акиры Куросавы «Дерсу-Узала», снятый в Союзе в 1975 году.
Бич российского кинематографа
Ещё одна проблема, с которой столкнулся российский зритель, — это ремейки успешных советских фильмов. В том числе и о Великой Отечественной войне.
Например, на большие экраны в 2015 году вышел фильм «А зори здесь тихие» режиссёра Рената Давлетьярова. Эта кинолента стала ремейком одноимённого фильма, вышедшего в прокат в 1972 году. На переосмысление классики советского кино было потрачено 220 млн рублей, примерно столько же удалось собрать в российском прокате и чуть меньше в мире. Ремейк фильма «А зори здесь тихие» получил больше сдержанных или негативных отзывов.
Поплавская считает, что ничего в этом плохого нет, когда режиссёры берут старую киноленту и пытаются переосмыслить материал, снять кино с героями, которые узнаваемы молодёжью. Она отметила, что сейчас дефицит хороших сценариев как в России, так и в мировом кинематографе. Поэтому режиссёры часто берутся за ремейки.
Актёр Николай Мачульский высказал ForPost иную точку зрения.
Против ремейков военных фильмов выступает и Герой России Сергей Липовой. По его мнению, режиссёры, снимающие такие киноленты, занимаются плагиатом.
«Режиссёр просто берёт и копирует фильм, который уже вошёл в «Золотой фонд» российского кинематографа. Я не видел ни одного ремейка, который бы превзошёл оригинал. Получается убого, неинтересно, просто деньги, выброшенные на ветер. Зачем перековеркивать классику — для меня остаётся загадкой, как и для ветеранов, с которыми я разговаривал на эту тему», — уточнил Липовой.
Наши дни
Для начала вспомним шесть лидеров киноиндустрии в Голливуде в его «золотые годы». Из них прекратила свою работу в 1959 году лишь одна – RKO Pictures. Правда, в 2017-м 20th Century Fox была куплена компанией Walt Disney и слово Fox из названия пропало – его заменило Studios. Остальные киностудии до сих пор создают фильмы.
С точки зрения технологий, кино, конечно, не просто шагнуло, а буквально прыгнуло вперед. Кроме того, что появились хромакей и компьютерная графика, вспомним, как снимали, например, «Мандалорца». При создании этого сериала была использована технология The Virtual Production. Это система на базе Unreal Engine 4 – теперь актеры видят позади себя не зеленое полотно, а множество огромных экранов, на которые можно транслировать любой фон.
Не стоит забывать и про технологию 3D и даже 5D – когда кроме объемного изображения зритель получает обонятельные и осязательные элементы. То есть развитие киноиндустрии с технологической точки зрения идет ко все большему погружению человека в фильм. Это подтверждает и распространение VR и AR.
Популярностью сейчас пользуются онлайн-кинотеатры – явление довольно свежее. С появлением интернета в принципе большое количество контента ушло в сеть. Теперь там есть и эксклюзивный платный контент – причем нередко качественный.
А еще у нас появился Netflix! На самом деле, компания была основана в 1997 году и занималась прокатом фильмов и сериалов (они, кстати, существуют примерно с 1940–1950-х годов). То есть можно было «арендовать» ленту, а не покупать диск. Более того, оформить все можно было не выходя из дома, а получить диск напрокат по почте.
Ну а что станет культовым в киноиндустрии 2020-х, мы, вероятно, узнаем только спустя несколько десятилетий.
Недостаток финансирования
За съемки “Титаника” взялась компания “XX век Фокс”. Они надеялись на долгосрочное сотрудничество, поэтому согласились оплатить все расходы. Им понравилась идея, что первыми кадрами зрителям покажут поиски алмазов в останках корабля. Впоследствии картина была выпущена при поддержке компании Paramount Pictures, так как 20th Century Fox не смогла единолично финансировать проект. Итоговая стоимость картины превзошла даже постройку оригинального корабля. Студии совместно потратили на создание киноленты 200 млн. долларов. Так фильм стал одним из самых дорогих в истории. Для сравнения, на строительство настоящего лайнера потребовалось всего 7,5 млн. долларов. Такая цифра значилась в официальных бумагах. Если перевести эти средства на нынешний курс, они будут равны 150 млн.
Интересный факт!
Студии с радостью подписали контракт с Кэмероном, ведь его фильм “Правдивая ложь” заработал 100 млн. долларов. При этом все были уверены, что фильм о крушении лайнера не сможет повторить успех. “Титаник” в конечном итоге принес прибыль в три раза больше, чем прошлая картина Джеймса.
За участие в съемках “Титаника” Ди Каприо получил свой первый семизначный гонорар — 2,5 млн. долларов. Кейт получила гораздо меньше — почти 1 млн. Эти траты стали не самыми большими в создании фильма. Гораздо больше денег пришлось заплатить за создание модели лайнера. Убедить студии в необходимости постройки такого огромного корабля было не просто. Кэмерон объяснял свою идею попыткой сокращения расходов. Наличие полномасштабной модели минимизировало необходимость в постобработке.
Факты о фильмах
1. Армагеддон
Лента «Армагеддон» служит плацдармом для тренировки новых сотрудников НАСА. Дело в том, что в этом фильме есть огромное количество ошибок, которые не имеют ничего общего с реальностью. Задача сотрудников – обнаружить как можно больше ошибок, а их в фильме было насчитано 168.
2. Стражи галактики
Исполнитель главной роли в фильме «Стражи галактики» Крис Пратт ,на самом деле, украл свой костюм со съемочной площадки. Однако цель его поступка оказалась весьма благородной – по его словам он собирается надевать костюм, когда будет посещать детские больницы, чтобы говорить с детьми о супергероях.
3. Форрест Гамп
Исполнитель главной роли в фильме «Форест Гамп» Том Хэнкс, отказался от своей зарплаты. Вместо этого он выбрал выплату лишь части дохода, которая все равно оказалась немалой – 40 миллионов долларов, а сам фильм заработал более 660 миллионов.
4. Джанго освобождённый
Когда Леонардо ДиКаприо играл роль Кэлвина Кэнди в фильме «Джанго освобождённый», в одной из сцен, где он разбивает стакан, он, на самом деле, серьёзно порезался.
Будучи талантливым актером, Леонардо оставался в роли, чтобы доиграть сцену. Режиссеру фильма, Квентину Тарантино, так понравилась сцена, что он её оставил. Так что вы можете увидеть настоящую кровь ДиКаприо и его настоящую реакцию.
5. Тёмный рыцарь
Чтобы подготовиться к роли Джокера в фильме «Тёмный рыцарь», Хит Леджер провел шесть недель в одиночестве в одном номере мотеля.
Он часами размышлял о психике печально известного персонажа. Это помогло ему придумать зловещий смех Джокера и его садистский голос.
6. Красотка
Помните сцену в фильме «Красотка», в которой Ричард Гир неожиданно закрывает шкатулку с драгоценностями перед Джулией Робертс? Это была чистая импровизация от Ричарда Гира, и реакция известной актрисы была естественной. Всё получилось настолько живо, что режиссеры решили оставить сцену.
7. Властелин колец
Для съемок фильма «Властелин колец» съёмочной группе приходилось несколько раз летать на вертолётах в горы. Однако актёр, Шон Бин, который исполнял роль Боромира, очень боится летать. Поэтому ему пришлось каждый день пешком взбираться на гору в облачении своего персонажа. Всё остальные наблюдали на него с вертолёта.
8. Малефисента
Во время съемок фильма «Малефисента» Анджелина Джоли иногда пугала детей в своем страшном костюме.
Одна маленькая девочка даже попросила свою маму остановить злую ведьму от разговора с ней! Единственным ребенком, который, похоже, не боялся Джоли, была ее собственная дочь Вивьен Джоли-Питт.
9. Бойцовский клуб
Помните фильм «Бойцовский клуб»? Даже если нет, вам будет интересно узнать, что в нём есть сцена, в которой исполнители главных ролей Эдвард Нортон и Брэд Питт варят мыло. Так вот, они на самом деле научились на съемках фильма варить мыло.
10. Титаник
Когда Кейт Уинслет узнала, что ей придётся сниматься обнажённой в одной из сцен фильма «Титаник», ей захотелось психологически настроится.
Актриса решила подготовиться нетрадиционным способом. Во время первой встречи с ДиКаприо Кейт подумала, что было бы неплохо раздеться перед ним. Неплохой способ оставить приятное первое впечатление.
Медсёстры с накаченными губами
Первый канал 27 апреля представил сериал «Джульбарс». Действие многосерийного фильма разворачивается в школе служебного собаководства в небольшом городке, жители которого оказались на линии фронта в августе 1941 года.
Рейтинг у сериала на «Кинопоиске» 5,6 — уровень малобюджетного фильма ужасов. Пока о «Джульбарсе» больше негативных, чем позитивных отзывов. Главная претензия: на экраны вышла не история о начале Великой Отечественной войны, а откровенная халтура с множеством неточностей.
А возмутило Родионова и его друзей, что главные герои фильма одеты не по уставу. Вся сюжетная линия разбивается о неправильные образы пограничников. Тут щетина, там китель расстёгнут. Служившие в советской армии зрители не могут воспринимать такое кино всерьёз. Факты настолько искажены, что больше раздражают, чем заинтересовывают. В результате россияне склоняются к тому, что как минимум последние 20 лет про Великую Отечественную ничего приличного ни снять, ни написать не могут.
В современных фильмах о войне жить не по уставу — норма. Ещё не хватает генералов со стильными бородами.
Очень много неточностей и по технике. Например, в фильме «Джульбарс» в 1941 году на вооружении советский грузовой автомобиль — «полуторка». Таких транспортных средств в принципе тогда быть не могло, но режиссёры вставляют зачем-то их в кадр.
В некоторых современных фильмах мединструкторы с накладными ресницами и накачанными губами. Зритель хватается за голову, когда на поле боя видит такую медсестру. В то время так девушки не выглядели. Но память, уверены режиссёры, коротка, поэтому ради красивой героини в кадре они искажают исторические образы.
Военные фильмы
Культовых и достойных авторов в СССР было много. Но большими режиссерами в советское время считались именно те, кто снял военные фильмы. Это почти как в фигурном катании, в котором есть обязательная и вольная программы. Можно было сколько угодно снимать комедии, драмы и мелодрамы. Но оставить свой след в истории кино имели шансы в первую очередь те режиссеры, которые смогли снять картины о Великой отечественной войне.
Масштабные съемки и пронзительные сюжеты под силу многим. Но вылить на пленку всю боль многомиллионного народа удавалось не каждому. Впрочем, и прочувствовать такое кино могут лишь люди с большим сердцем. Например, понаблюдайте за знакомыми во время первого просмотра картины Сергея Бондарчука «Судьба человека». Если есть подозрения, что у этих людей нет сердца, отсутствие эмоциональной реакции или даже слез в финале только подтвердит эту догадку. Без медицинского обследования.
Стиляга в желтом пиджаке и ВГИК
В небольшом эпизоде в фильме «Застава Ильича» режиссера Марлена Хуциева Тарковский снялся в середине шестидесятых. Сыграл отчасти себя – он и в жизни мог быть довольно заносчив.
Тарковский не сразу связал свою судьбу с кино. После школы поступил в институт Востоковедения, но с третьего курса ушел – махнул в Сибирь, работал в геологической экспедиции простым рабочим. А когда вернулся в Москву, отнес документы во ВГИК на режиссерский факультет. На вступительных экзаменах его невозможно было не заметить.
«Одевались люди довольно скромно, а он пришел в желтом пижонском пиджаке, как стиляга, и с томом Льва Толстого под мышкой», – Дмитрий Салынский, киновед.
Курс набирал знаменитый советский режиссер Михаил Ромм. Его отговаривали брать этого слишком дерзкого и самоуверенного парня да к тому же, еще не комсомольца, но Тарковский ему сразу понравился, и Ромм не побоялся его взять.
«Меня сильно увлек кинематограф, литература, а, главное, люди нашей страны, ее природа и жизнь. Сейчас мною овладела мечта – стать хорошим режиссером советского кино», – Из автобиографии Тарковского во ВГИКе.
Дебют Тарковского – «Иваново детство»
ВГИК Тарковский окончил с отличием, его старт в кино был поистине блестящим. О молодом режиссере заговорили сразу после выхода его первой самостоятельной картины «Иваново детство».
«Иваново детство» – картина, которая на меня очень сильное впечатление произвело, она же получила главный приз на Венецианском фестивале. Мне кажется, ему немного повредило вот такое резкое признание», – Марлен Хуциев, кинорежиссер, сценарист и педагог.
Конечно, у новоявленного гения уже была своя прекрасная муза – Ирма Рауш. Это она сыграла роль матери в фильме «Иваново детство». С Андреем они познакомились во ВГИКе, оба были молоды, честолюбивы, и оба обожали кино.
«Она заканчивала режиссерский факультет. Все их разговоры о том, что делать, как делать, почему делать? Они обсуждали на равных», – Ольга Суркова, киновед.
Тарковский упорно добивался внимания Ирмы, ухаживал, часто провожал в общежитие. О его чувствах быстро узнали однокурсники и срочно вызвали влюбленных на собрание группы.
Семья и кино
«В группе был еще один мальчик, тоже влюбленный, и группа решала сакраментальную проблему – кого из них двоих должна Ирма выбрать. Это сейчас нам кажется странным, но для пятидесятых годов – это совершенно нормально. Тарковский понял, что он участвует в театре абсурда каком-то, он взял Ирму за руку и сказал: «Пойдем отсюда». И они ушли из этой аудитории, пошли, просто подали заявление и расписались», – Дмитрий Салынский, киновед.
Очень скоро у супругов родился сын Арсений, но самым главным для Тарковского было, конечно, кино. Все, что оставалось за кадром: дом, быт, дети, уходило на второй план. Жена – актриса, да, такой вариант был для него возможен, но два режиссера на площадке – это уже перебор. Тем более, для самолюбивого Андрея.
Картина «Андрей Рублев»
1965 год, Владимир, съемки «Андрея Рублева» – картины, которая спустя несколько лет принесет мировую славу режиссеру.
«Потому что картина мощная, огромная, с такой колоссальной силой раскрывает дух русской истории. Появилась фигура Андрея Рублева, появились фигуры его сподвижников, появилась фигура Христа», – Вячеслав Шмыров, киновед.
Одна из самых ошеломительных сцен в картине – русская голгофа. Тарковский по-своему осмыслил библейскую легенду. Его Христос – русский, и он принимает смерть на русской земле. Максималист во всем, режиссер сам тщательно выстраивает кадр, перепроверяет каждую деталь.
«Когда Христос по дороге на голгофу опускается над рекой, омывая этой водой лицо, Андрей сам запускал полотенце, для того чтобы оно именно в нужной форме и в нужный момент выплывало, когда Христос склоняется над этой рекой», – Ольга Суркова, киновед.
Съемки «Андрея Рублева» стали переломным этапом и в личной судьбе самого Тарковского. Именно в это время в его жизни появилась Лариса Кизилова.
«Приезжаю во Владимир, встречаю Толю Солоницына. Толя мне говорит: «С Андрей Арсеничем беда», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.
В тот же вечер Бурляев и Тарковский пошли в ресторан послушать любимый Андреем джаз. Режиссер сразу заказал графин водки и сам выпил почти до дна. Таким Бурляев его еще никогда не видел.
«Потом что-то начал бранить какую-то особу и, наконец, ударил по столу и сказал: «Сука…». Разбил тарелку, окровавил руку до кости. Поднял Андрея, отвел его в его номер, дверь открыла вот эта самая ассистентка и его приняла. Дверь закрылась», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.
Декорации и визуальные эффекты
Основательный подход Кэмерона отразился и на создании модели лайнера. В разработке помогала судостроительная фирма Harland and Wolff. Первым шагом стал поиск подходящего места для корабля. Команда создала искусственный резервуар, куда вылили 17 млн. галлонов воды. Также они арендовали площадь размером 40 акров в Мексиканском заливе. После этого началась постройка самого судна. Итоговая модель получилась невероятных размеров: в длину она была меньше оригинала всего на 34 метра. Копия была высотой с восьмиэтажный дом. На ее создание у конструкторов ушло чуть меньше года. Еще шесть месяцев потребовалось, чтобы собрать модель.
Всего было создано несколько макетов. Сначала построили уменьшенную версию затонувшего лайнера для съемок под водой. Конечно, корабль снимался в обычной студии. Чтобы для зрителя он выглядел “как будто на дне”, оператор использовал специальные фильтры. Все было похоже на настоящую глубину, ведь комнату заполняли дымом. Отличить результат от глубоководных съемок невозможно. Еще креативнее команда поступила при съемках перевернутых кадров. Изображение не было отражено по горизонтали, а камеры оставались в привычной позиции. Чтобы получить эти кадры, съемочная группа прикрепила модель к потолку.
Интересный факт!
Корабль получился настолько достоверным, что в фильме невозможно различить его и реальные кадры тонущего лайнера, которые были вмонтированы в ленту.
Изначально режиссер планировал создать точную копию “Титаника”, но Питер Ламонт, ведущий художник-оформитель, предложил немного уменьшить масштабы, чтобы снизить затраты на фильм. Итоговые габариты судна составили 90% от оригинальных размеров. Уменьшенная модель лайнера занимала площадь, равную двум футбольным полям.
Позиция офицера
Многие исторические фильмы снимаются с привлечением экспертов. Консультанты указывают на какие-то детали, говорят режиссёру, верят они в то, что происходит на съёмочной площадке, или нет. По словам председателя президиума Общероссийской организации «Офицеры России», Героя России, генерал-майора авиации Сергея Липового, фамилии таких экспертов исчезли из титров многих современных российских фильмов о войне. И от этого они лучше не стали.
Коммерциализация российского кинематографа сыграла с ним злую шутку. Кино в России стало продюсерским, а не режиссёрским. В советское время на фильмах о войне не экономили. У руля стоял режиссёр, который решал, как будут выглядеть актёры, в каких локациях будут происходить съёмки. Сегодня последнее слово — за боссами из киностудий. Они считают каждую копейку и, следовательно, не всегда хотят тратить средства на консультантов, детальную проработку образов героев.
«Я в четырёхлетнем возрасте сыграла в фильме «Помни имя своё», которое снял классик советского кинематографа Сергей Колосов. Не знаю, почему его сейчас не показывают по телевидению. В основе фильма лежит реальная история узницы концлагеря, главную роль в этом фильме сыграла народная артистка РСФСР Людмила Касаткина. Это удивительно правдивая сага о войне, до дрожи в голосе, до слёз. Почему сейчас нет такого кино? Успешность фильма оценивается не по количеству собранных средств в прокате, как сейчас, а по эмоциональной оценке зрителя. Лучшие режиссёры, с которыми я работала, всегда говорили, что оценочная категория одна — когда человек сопереживает, забывает, что смотрит кино, думает только об истории», — высказала своё мнение ForPost российская артистка Яна Поплавская, которая запомнилась зрителю по фильму «Про Красную Шапочку».
Она отметила, что в СССР при съёмке фильмов, тем более о войне, был жёсткий подход к мелочам. Например, одежду для героев «фактурили».
Только хорошее
Без Андрея Краско фильм «72 метра» лишился бы собственного очарования во многом — артист доработал многие реплики в картине, как и поведение своего персонажа. Так, нововведением от актера стал момент, когда только что отчитавший мичмана грозный Янычар, в роли которого снимался Андрей Иванович, к супруге торопится на полусогнутых ногах.
По первоначальному замыслу сценаристов, командир покидал пирс, не проявляя в отношении жены неподобающих капитану первого ранга и офицеру ВМФ слабости. Зато сами моряки, фильм посмотревшие, отмечали поразительную достоверность эпизода — сильные мужчины порой удивительно слабы, когда речь заходит об их вторых половинках.
Также внимательные зрители заметили, что в моменте, когда Андрей Краско в образе Янычара отчитывает Легкоступова на пирсе, на рапорте мичмана, который держит суровый командир в руках, возможно заметить реплики-подсказки для актера — собственно, там написан весь монолог.
Отречение Тарковского
Тарковский оскорблен, он убежден, что это козни руководства Госкино, которое травило и продолжает его травить. В июне 1984 года Тарковский при участии Юрия Любимова и Мстислава Ростроповича собирает пресс-конференцию в Милане. По правую руку от Андрея, конечно, сидит верная жена Лариса. В присутствии сотен журналистов Тарковский объявляет, что больше не вернется в Советский Союз – отныне он невозвращенец.
На Западе Тарковский успел снять всего одну картину – «Жертвоприношение». Этот фильм он посвятил младшему сыну Андрею.
«Он мне сам сказал: «Посмотри внимательно этот фильм, там все, что я хотел тебе сказать». И я считаю, что лучшего напутствия сложно придумать», – Андрей Тарковский, младший сын Андрея Тарковского.
Это, действительно, картина-завещание Тарковского. Философская притча о человеке, который ради спасения мира жертвует всем: своей семьей, своим имуществом, собственным домом.
«Дело в том, что Андрей Арсенич всегда о человечестве печется – не об одном индивидууме, а обо всем человечестве обязательно. Это русская душа – мы, если спасаем, то все человечество обязательно», – Наталья Бондарчук, советская и российская актриса, кинорежиссёр, сценарист.
Тарковский до самых последних дней оставался русским душой, хотя на Западе его носят на руках. Мэрия Флоренции подарила опальному советскому режиссеру квартиру. Тарковский – почетный гость всевозможных кинофестивалей, о нем снимают документальные фильмы и даже пишут книги. Но счастлив ли он?
«Я устал, я не могу здесь больше. Я мечтаю о домике под Рязанью».
И тут же рядом его супруга: «Нет, нам еще надо в Англию, там нужно поправить дела и так далее».
Его оставляли там, за границей.
Теперь Тарковских сближает и общая беда – советские власти не выпускают за границу их сына. Тарковский был разлучен с Андреем больше пяти лет. Он, наконец, увидит своего «Тяпу», будучи тяжело больным. Меньше чем за год до собственной смерти.
Смерть Андрея Тарковского
«Он умер, потому что остался без родины. Его убивал рак бронхов именно вот в эти годы, в которые он остался без родины», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.
Андрей Тарковский умер 29 декабря 1986 года, не дожив до 55-ти всего несколько месяцев. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа.
Мечта Ларисы осуществилась: до самой своей смерти в 1998 году она прожила за границей. Младший сын Тарковского – Андрей, в Россию тоже не вернулся. Он живет в той самой квартире, которую его отцу подарили во Флоренции.
Фильмы Андрея Тарковского до сих пор вызывают целую бурю чувств: от резкого неприятия до полного восторга. Его картины находят киноманы в любой стране. Он стал олицетворением духовного и общечеловеческого кино.
Странный, противоречивый, многими современниками просто непонятый. Но что именно, какой шифр Андрей Тарковский хотел передать нам в своих фильмах? Не бояться быть свободными или о том, что счастье – это просто жить, дышать и чувствовать. А, может, он хотел сказать, что человечество бессмертно, пока в сердце каждого из нас живет память о собственном детстве?
Ответы на эти вопросы можно искать бесконечно.
18.10.2021 09:37
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
Был человеком со «сложным характером»
По воспоминаниям современников, близко знавших Тарковского, у него был, мягко говоря, противоречивый характер. С одной стороны, это был человек с цельным мироощущением, которое он «носил» внутри себя и не позволял окружающему миру даже дотрагиваться до него. В этом «хрупком сосуде» он вынашивал свои многослойные идеи, создавал глубокие образы, разрабатывал философию сюжетов. Но, как многие люди искусства, он был легко раним, честолюбив и, как сам признавался, мало приспособлен для взрослой жизни. Мог погорячиться, ранить или обидеть. Он часто повторял бунинскую фразу «Я не золотой рубль, чтобы всем нравиться».
«Тарковский все время находился в каком-то напряжении… На съемочной площадке я просто не помню, чтобы он когда-нибудь смеялся. Он внутренне натянутый был и все время как бы неуверенный в себе», — вспоминал Арво Ихо, участник съемок «Сталкера» в Эстонии.
Синим пламенем…
В фильме «Амадей» во время съемок сцены с Дон Жуаном актер, играющий Джованни, одет в шляпу с пышным пером. Во время одного из дублей оно загорелось от стоящей рядом свечи – актер этого не заметил. Режиссер Милош Форман, известный тем, что никогда не останавливает съемку, тоже ничего не сказал. Сцена снималась в историческом театре графа Ностица (сейчас – одна из сцен Национального театра) в Праге, где два столетия назад состоялся дебют оперы «Дон Жуан». Куратору театра пришлось буквально умолять Формана прервать работу из опасения, что он сожжет историческую достопримечательность.