Сюжет фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»
70-е годы. КГБ Узбекистана планирует разоблачить и арестовать тех, кто организует в республике неофициальные концерты известных исполнителей. Их осведомителями и помощниками становятся кассир филармонии Ташкента и один из главных организаторов подобных концертов Леонид Фридман.
В это время в Москве родители Высоцкого серьезно обеспокоены состоянием здоровья своего сына, поскольку оно серьезно подорвано алкоголем и наркотиками. Однажды приехав домой из театра, певец застает дома врачей скорой помощи. Отец уже практически подписал согласие на принудительную госпитализацию сына. Певец категорически отказывается ложиться в больницу.
Двоюродный дядя и концертный агент Высоцкого Павел Леонидов уговаривает его ехать на гастроли в Узбекистан, хотя знает, что это может повредить здоровью артиста. Кроме того, работник КГБ, курирующий Театр на Таганке, где работает Высоцкий, предупреждает певца о том, что в Узбекистан лучше не ехать. Близкая подруга Высоцкого Татьяна Ивлева тоже пытается переубедить певца, но ей это не удается.
Вечером в Бухаре Высоцкий переживает приступ абстиненции, его близкие друзья вызывают врача, однако тот отказывается дать певцу наркотик и грозит сообщить все в правоохранительные органы. Врач и друг Нефедова ворует ампулу морфия у прибывшего сотрудника Скорой помощи, однако этой дозы не хватит, чтобы артист смог продержаться все гастроли. Друзья Высоцкого связываются с Татьяной и просят ее передать «нужные лекарства» в Бухару, однако этот разговор прослушивает сотрудник узбекского КГБ Бехтеев, который задерживает Татьяну с наркотиками практически сразу после приземления самолета. На допросе она утверждает, что они предназначаются ей, и ее отпускают, правда, не вернув паспорт.
Во время первого концерта Высоцкий уже чувствует недомогание, однако полностью отрабатывает программу, а во время второго в тот же день не может выйти на сцену, упав в обморок еще за кулисами. На следующий день друзья певца обнаруживают его в гостиничном номере без признаков жизни, и Нефедов, сделав укол адреналина в шею, чудом «воскрешает» поэта.
Далее певцу предстоит выяснение отношений с органами госбезопасности и Татьяной, которую отказываются регистрировать на рейс в Москву без паспорта…
История создания
Сценарная идея фильма основана на детских впечатлениях сына Владимира Высоцкого – Никиты Высоцкого. История, которая оказалась в центре сюжетной линии, была рассказана очевидцем происходящих событий во время гастрольного тура барда по Средней Азии.
Четверть века сын жил с детскими воспоминаниями, которые требовали реализации. Долгое время он не понимал, что получится из собранного материала. А потом Константин Эрнст предложил написать сценарий игрового кино.
В истории создания кинокартины изначально появилась идея рассказать сюжет глазами сверстников Владимира Семеновича. Предполагалось, что это будут ностальгические воспоминания. Однако в ходе работы над фильмом стало понятно, что зрителю нужен актуальный киноязык, понятный каждому поколению.
Вызвали затруднения у создателей поиски режиссера. Изначально планировали в постановщики Александра Митту, который работал вместе с Владимиром Высоцким. Мэтр советского кинематографа предложил на роль сына Высоцкого – Никиту. И, получив отказ от исполнителя, покинул проект.
Затем работу возглавил Игорь Волошин, который предполагал оживить поэта с помощью компьютерной графики. И только с приходом в режиссерское кресло Петра Буслова дело сдвинулось с мертвой точки.
О чем фильм Спасибо, что живой
События происходят летом 1979 года, по месту постоянного проживания Высоцкого, то есть в Москве.
Владимир Высоцкий находится в кризисном состоянии, поскольку достаточно давно находится под постоянным воздействием алкоголя и наркотиков. Даже крепкий организм мужчины уже не выдерживает нагрузок, поэтому, чтобы спасти его, родители артиста вызывают на дом врачей. Высоцкий отказывается принимать помощь и ложится в больницу под наблюдение, он выгоняет врачей.
Высоцкий планирует поехать к жене, но получение документов для заграничной поездки в СССР — это очень длительный процесс, а Марина Влади (его супруга) на тот момент постоянно проживает в Париже. Чтобы занять себя, Высоцкий дает согласие на гастрольный тур в Узбекистан.
Артист приезжает в Бухару с командой друзей и соратников по творчеству. Они заселяются в гостиницу, где у Высоцкого случается наркотическая ломка. Жаркий климат вызвал ее даже раньше, чем можно было ожидать. Товарищи вызывают скорую, но узбекистанские медики отказываются сделать укол морфия.
Чтобы помочь товарищу продержаться гастроли, один из друзей Высоцкого идет на уголовное преступление, он ворует у медиков ампулу с наркотиком. Небольшой дозы очевидно не хватит на весь тур.
Задействуются все возможные связи, чтобы провезти для Высоцкого наркотики в Бухару, идет на такой риск Татьяна.
Поскольку все телефонные разговоры артиста прослушиваются, Татьяну задерживают при попытке провести дозу. Та самоотверженно говорит, что наркотики везет для себя.
Во время концертов Высоцкий чувствует себя отвратительно. Он теряет сознание, а в какой-то момент даже впадает в состояние клинической смерти, из которого его чудом выводит его товарищ уколом адреналина.
Прослушивающий Высоцкого агент был введен в заблуждение клинической смертью Высоцкого, он не знал, что артиста удалось вернуть к жизни и приехал в гостиницу. Будучи поклонником творчества Высоцкого, он действительно огорчается.
Узнав, что артист выжил, наблюдатель срочно высылает его в Москву, даже, неожиданно, помогает выехать Татьяне. Она, будучи пойманной с наркотиками, осталась без паспорта, а без него женщину не регистрировали на рейс.
После возвращения Высоцкого пытаются вовлечь в сотрудничество с организациями, занимающимися подготовкой предстоящей олимпиады, но тот принципиально отказывается.
Агент КГБ же, ведший наблюдение за артистом в Бухаре, всячески пытается сгладить последствия от поведения артиста во время гастролей. Он не предоставляет компроматных данных на Высоцкого и пытавшуюся ему помочь женщину.
Интересные факты
1. Кассовые сборы составили более $30 млн.
2. Марина Влади посчитала фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» оскорбительным для поэта, его творчества и памяти. Жену Высоцкого возмутило, что старший сын использовал для съемок слепок с посмертной маски, она назвала это аморальным и неэтичным.
3. У героев фильма есть свои прототипы. Прообразом Татьяны Ивлевой стала Оксана Афанасьева, которая позже вышла замуж за Леонида Ярмольника. По признаниям Оксаны, роман с Высоцким длился 2 года и Владимир Семенович даже хотел узаконить отношения.
История любви Владимира Высоцкого и Марины Влади
4. Прототипами персонажа Севы Кулагина стали Всеволод Абдулов и Иван Дыховичный – близкие друзья Высоцкого. А образцами импресарио Павла Леонидова стали Валерий Янклович и Владимир Гольдман – администраторы поэта.
5. Создатели искали локации, в которых нет признаков современности. Ташкентский аэропорт снимали в Бресте, а натурой для рынка стал самаркандский базар, куда местные жители принесли предметы прошлых лет.
6. Концерт Владимира Семеновича снимали в доме культуры города Бухары. В зале присутствовали зрители, купившие в 1979 году билеты на концерт, который отменили. Примечательно, что на складе сохранился занавес конца 70-х. Его и повесили на сцену.
7. Главной интригой проекта стал исполнитель роли Высоцкого. Съемочная группа подписала соглашение о неразглашении тайны. Однако внимательные зрители узнали Сергея Безрукова по ушам задолго до премьеры. А сам исполнитель раскрыл тайну лишь спустя 6 месяцев.
8. Картину оценили неоднозначно. Вызвал резонанс исполнитель главной роли, которого обезличили, не указав в титрах, а также сложный грим, не давший актеру Сергею Безрукову раскрыть мимику барда, заставляя работать лишь взглядом.
9. Сценарист Никита Высоцкий в интервью подчеркивал, что фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» не о слабостях поэта, а о его силе.
Смысл фильма Спасибо, что живой
Если говорить, о чем фильм, то однозначно можно сказать только, что не о биографических событиях. Документальных фильмов о Высоцком и без того достаточно. У сценаристов и режиссеров была совсем иная задача. Они пытались показать психологию творческого человека, загнанного в тесные рамки условностей советского политического режима.
Именно поэтому для создания сюжетной линии был выбран именно этот, не самый красивый момент из жизни артиста.
Фильм много ругали за «чернуху», за то, что он связывает имя Высоцкого не с его бессмертными творениями, а с пьянством и алкоголизмом.
Однако так могут рассуждать только люди, не понявшие основного посыла, отраженного в самом названии.
Несмотря на то, что в 1979 году артист уже был сломлен отсутствием полной творческой свободы и невозможностью повлиять как-то на положение дел в своей стране, помочь своим соотечественникам, за которых у него болела душа (очень полно эта тема раскрывается в его творчестве), несмотря на то, что с кем-то он оказывался по разные стороны баррикад (следивший за ним агент), еще один год, целый год жизни Высоцкого после клинической смерти — был настоящим подарком всему советскому народу, безмерно любившему артиста.
Интересные факты о фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой»:
- Сценарист фильма Никита Высоцкий – младший сын Владимира Высоцкого.
- Долгое время съемочная группа скрывала даже от коллег имя актера, играющего главную роль. На площадку актер выходил уже в гриме, а в съемочных бумагах проекта вместо реальной фамилии было написано «Высоцкий». Маску-робот лица Высоцкого создавали с помощью уникального силиконово-пластикового грима и компьютерной технологии обработки изображений, в частности, была использована его реальная посмертная маска.
- Фильм получил разгромную реакцию кинокритиков и многих деятелей культуры. Актер Дмитрий Певцов назвал фильм «актом некрофилии». Бывшая жена Высоцкого французская актриса Марина Влади призналась СМИ, что картина повергла ее в состояние «отчаяния и печали». Вместе с тем ряд других критиков оценили фильм нейтрально или даже положительно.