Насколько хороши «Учёности плоды» как фильм?
Несмотря на довольно внушительную продолжительность (шутка ли – два с половиной часа неспешного повествования), «Учёности плоды» смотрятся довольно легко и приятно. За атмосферу, безусловно, нужно похвалить Угольникова.
Также замечательную работу проделали операторы, подарив нам несколько удивительно красивых кадров. Повествование не кажется надёрганным или нарочитым, обстановка воссоздана очень неплохо. Также отдельное спасибо хочется сказать композитору Сергею Шустицкому, проделавшему огромный труд по написанию удивительно красивых 80 минут музыки к фильму.
Есть несколько вопросов к сюжету, а именно к его любовной линии, которая не кажется до конца убедительной – но он здесь и не главное. Основной акцент создатели делают на искусстве, которое может объединить даже самых непримиримых врагов и толкнуть людей на необдуманные поступки в попытке его защитить.
Вот и получается, что «Учёности плоды» представляет собой отличную, добротно сделанную, не чернушную, мастерски поставленную отечественную картину. И была бы просто отличным фильмом. Но только при одном условии – если бы всё действие на экране происходило в альтернативной вселенной или в фэнтези-сеттинге.
КАСТИНГ
Выбрать актрис, которые бы более полутора часов «удерживали» внимание зрителя, было значительно труднее, чем режиссера. В роли Александры Покровской Эдуард Бордуков еще во время работы над сценарием видел именно Светлану Ходченкову
Несмотря на это, режиссер все равно решил провести пробы с актрисой, в ходе которых он лишь убедился в правильности своего выбора
В роли Александры Покровской Эдуард Бордуков еще во время работы над сценарием видел именно Светлану Ходченкову. Несмотря на это, режиссер все равно решил провести пробы с актрисой, в ходе которых он лишь убедился в правильности своего выбора.
В случае с персонажем юной Киры Егоровой Эдуард Бордуков, напротив, намеренно никого из актрис не представлял. Он понимал, что требуется искать и пробовать разные варианты.
«Выбор был непростым. Молодых актрис немало, но многие еще не раскрылись и не показали себя», – говорит Елена Гликман.
Пробы на роль Киры шли долго, но Стася всегда оставалась в фокусе внимания создателей фильма. По словам продюсеров, она яркая представительница нового поколения молодых и талантливых актрис. Более того, Милославская уже работала с Гликман, Дегтярем и Бордуковым: еще будучи студенткой первого курса школы-студии МХАТ Стася снялась в «Коробке».
Претендентки на роли Покровской и Киры пробовались в парах: создателям было важно, чтобы они «сыгрались». «У Стаси были блестящие пробы, она прекрасно вошла в роль
Но определяющим стало то, что они со Светой по сути выбрали друг друга. Мы у обеих спрашивали, кто им больше всего понравился по работе в паре, кто наиболее интересен и комфортен как партнер. И актрисы выбрали друг друга», – вспоминает Гликман.
СЪЁМКИ
Фильм снимался в Москве в зимне-весенний период. Всего на работу ушло 40 смен. Также команда проекта побывала во Франции, где были найдены локации для съемок сцен международных турниров.
Кроме того, соревнования снимали и в столичном Дворце спорта «Динамо», куда в качестве зрителей приглашали сотни человек массовки. Также болельщиков дорисовывали при помощи компьютерной графики.
Среди других интересных локаций – павильон ВДНХ, современные лофты, крыша здания на бывшем Бадаевском пивоваренном заводе в центре Москвы с панорамным видом на столицу.
«Мы хотели разнообразить интерьеры, чтобы действие происходило не только в спортивных залах и на огромных аренах, – рассказывает Елена Гликман. – Помимо прочего, мы снимали известные московские клубы и молодежные тусовки. Для героини Светланы Ходченковой мы арендовали красивую многоуровневую квартиру, где она по сюжету живет».
Почему «Папа, сдохни» провалился
Если вкратце, я выбрал самое неудачное направление кино в плане кассовых сборов. Есть жанровые фильмы: комедии, блокбастеры, военные и спортивные драмы, рассчитанные на широкую аудиторию. Их продавать не так сложно. Есть фестивальное кино — оно не приносит денег, но его снимают ради наград, престижа, имиджа режиссера и продюсеров. А есть так называемый арт-мейнстрим, как его определяют на Западе. Он где-то между.
С одной стороны, это кино способно развлечь аудиторию. С другой, оно обращается к более провокационным, радикальным темам, которым не место в чисто зрительском кино. В Голливуде такие фильмы снимают, скажем, Мартин Скорсезе, Мартин МакДона, братья Коэн и так далее. Именно арт-мейнстрим чаще всего выигрывает большие награды и остается в истории. У нас же это направление почти не развито.
Я как зритель такое кино люблю больше всего и поэтому сам стараюсь его снимать. Но арт-мейнстрим гораздо тяжелее продавать: ты не можешь однозначно сформулировать для аудитории жанр своего фильма. Назовешь комедией, тебя спросят: «А что это я полфильма плакал?» Скажешь, что драма, ответят: «Что это за драма, где постоянно дерутся? Это же экшен».
В итоге массовый зритель говорит: «Ой, ну это какая-то авторская хрень, я такое не хочу». А фестивальная аудитория думает так: «Ха, трешак, что тут смотреть — это же для развлечения снято». Оказываешься между двумя крайностями.
Но это не единственная причина провала. Мы совсем не угадали с названием. Мне казалось, что «Папа, сдохни» отсылает к классным жанровым фильмам в духе «Сдохни, Джон Такер!» или «Убить Билла». Но в голове рядового российского зрителя название скорее навевает ассоциации с тяжелой, депрессивной драмой «Все умрут, а я останусь». На такое идти им не очень хотелось, чтобы лишний раз себя не травмировать.
Еще мы довольно агрессивно строили промоматериалы — использовали фразы вроде «кровавая комедия». Нас начали банить в соцсетях. На нас постоянно писали жалобы. Владельцы кинотеатров отказывались вывешивать постеры, потому что название казалось им оскорбительным. У нас должна была быть реклама на телевидении, в «Вечернем Урганте», но нам отказали: «Ребята, вы офигели, фильм с таким названием не будет рекламироваться у нас». Потом кто-то на нас написал заявление по поводу призыва к экстремизму. Все из-за названия.
Еще одна причина провала — на промокампанию выделили мало денег. Даже люди из индустрии не знали про существование «Папа, сдохни», настолько у нас не получилось его до зрителя донести. Огромное количество ошибок было сделано — и просто фильм в никуда. Он как будто растворился. Было обидно, ведь огромное количество сил потратили, огромное количество страсти и веры вложили в это кино.
Как я снял первый полнометражный фильм
Два года жил с ощущением, что вся индустрия находится внутри мыльного пузыря, а я — снаружи, и все никак не мог прорвать его оболочку. Казалось, нужно как-то надавить посильнее, и тогда пузырь лопнет, а я попаду внутрь. Долбился в эту стенку, но как-то все безрезультатно. Узнаешь контакт одного продюсера, отправляешь ему сценарий, отправляешь другому, третьему. Но ничего не сходится.
Дебютантом быть очень сложно. Твои короткометражки, кроме тебя самого, никому не нужны. Продюсеры больше реагируют на сценарии. То есть если ты как дебютант приносишь с собой еще и историю — это уже отличный повод к тебе присмотреться. Ты пришел не с голыми руками.
Со мной случилась совершенно чудовищная история. Я сошелся с двумя продюсерами, которые, как я понимаю, пришли из рекламы и захотели войти в кино. Им понравились мои короткометражные фильмы. Я в тот момент писал комедийный хоррор, и они предложили сделать его вместе.
Ничего особо не обсуждая, я невнимательно подписал договор и встрял практически на целый год. Мне не заплатили ни копейки, но при этом я, по сути, потерял свой сценарий — а фильма так и не случилось. Началось какое-то постоянное перетягивание — переделай это, переделай то. В какой-то момент я просто сказал: «Ребят, ну давайте разойдемся, потому что мы, очевидно, никак не сможем сговориться». Но сценарий по договору остался у них.
Это был достаточно болезненный опыт. После него я, эмоционально заряженный, сел писать сценарий «Папа, сдохни» — экшен-комедии о парне, который собирается убить отца своей девушки, потому что тот якобы издевался над дочерью в детстве. Этот черновик позже и превратится в мой первый полнометражный фильм. Тут тоже помогли знакомства, полученные на Высших курсах.
Где-то через полгода после завершения курса, в 2015 или 2016 году, однокурсник пригласил меня в кафе. Он был с девушкой. Мы познакомились, и оказалось, что эта девушка — продюсер и только что выпустила фильм «Страна ОЗ». Зовут ее Софико Кикнавелидзе.
Между делом она спросила, есть ли у меня что-нибудь на уме. Я ответил, что недавно закончил один сценарий. Она взяла его прочитать и сказала: «Давай попробуем». Получилось, что Софико — единственный продюсер, который вообще этот сценарий читал. Больше его, по сути, никто и не видел. Я никому его не показывал.
Дальше мы подались в Министерство культуры. Там получили финансирование и сделали фильм.
Международный трейлер фильма «Папа, сдохни»
Интересные факты
1. Режиссер Кирилл Серебренников также известен публике как сценарист, театральный деятель и автор других фильмов и сериалов: «Лето», «Ученик», «Короткое замыкание», «Изображая жертву». Кирилл Серебренников с 2012 по 2021 год являлся художественным руководителем московского театра «Гоголь-центр».
2. Съемки фильма «Петровы в гриппе» проходили в 2019 году в Москве и Екатеринбурге и завершились в январе 2020-го. Изначально дата выхода планировалась на 2020 год, но была перенесена из-за пандемии COVID-19.
3. В основу сценария картины легло произведение писателя из Екатеринбурга Алексея Сальникова под названием «Петровы в гриппе и вокруг него», впервые опубликованное в 2016 году. Автор также выступил соавтором сценария. Роман получил премии «НОС» и «Национальный бестселлер».
4. В июне 2021 года картина Серебренникова включена в основную конкурсную программу 74-го Каннского кинофестиваля, ежегодно проходящего во Франции. Премьера состоялась 12 июля.
5. В ленте снимался известный музыкальный исполнитель Иван Дорн. Режиссер отметил драматический талант популярного артиста, и подчеркнул, что у него «большое будущее в театре и кино». Кирилл Серебренников также рассказал, что в клипах Ивана Дорна он увидел осмысленность и энергию, умение воплощать разные образы, поэтому решил предложить ему новое амплуа и избавиться от имиджа шоумена.
6. Продюсер Илья Стюарт на своей странице в «Инстаграме» поделился впечатлениями от съемок фильма. Работу с Серебренниковым он назвал «незабываемым опытом и удивительным процессом». Он подчеркнул, что на съемочной площадке царила «уникальная дружеская атмосфера, а актеров объединила дружба и чувство тотального погружения, которое появилось благодаря таланту руководителя и его деликатному подходу».
7. Продюсеры проекта также выразили восхищение актерским составом, который проявил удивительную стойкость и профессионализм в непростых условиях напряженного рабочего графика.
8. Зрителей и критиков заинтересовал фильм «Петровы в гриппе». Рейтинг ожидания картины на киноагрегаторах достиг отметки 96%. Кинокритики после премьеры ленты в Каннах поделились в Сети впечатлениями от просмотра, назвав проект Серебренникова «дурманом, мороком и галлюцинациями от жара, где мифы впутываются в реальность», а также «взглядом в прошлое, которое заменило настоящее целой страны».
Актёрская работа
Хоть обычно я люблю углубляться в детали чуть позже, не могу не начать с главных лиц картины.
«Учёности плоды» очень приятно удивил крепкими, даже отличными актёрскими работами. И если в мастерстве воплощения Безруковым на экране простого русского рубахи-парня не приходится сомневаться, то вот качество работы остальных актёров первоначально вызывало сомнения.
Тем приятнее было полностью убедиться как в их самоотдаче, так и в отличной постановочной работе Игоря Угольникова, который при этом успел даже и сам воплотить на экране большую роль музейного работника Кузьмы Антипова.
Настасья Кербенген составила Безрукову отличную пару, её фрау Шиллер получилась достаточно холодной и отстранённой, не потеряв при этом чувственность и душевность.
Отдельно хочется упомянуть колоритного немецкого майора в исполнении Михаэля Эппа, замечательно мерзкого коллаборациониста Андрея Горбачёва и местного партизана Андрея Некрасова. Эти и многие другие второстепенные роли действительно выделяют «Учёности плоды» и представляют его в очень положительном свете.
Звездный состав
Кроме Семена Серзина и Чулпан Хаматовой в фильме заняты Юлия Пересильд, Юрий Борисов, Юрий Колокольников, Иван Дорн и многие другие артисты.
Иван Дорн играет альтер-эго главного героя — им же выдуманный персонаж, с которым он ведет диалог и убивает потом внутри себя. В романе ему уделено много места, а в фильме — вставной эпизод, отдельный номер.
На роль Сергея Кирилл Серебренников неожиданно для всех пригласил музыканта, певца Ивана Дорна. Не смотря на то, что, по мнению кинокритиков, Иван мог не справиться с этой ролью режиссер своего мнения менять не стал и был уверен, что эта роль только для него — и не ошибся!
— У меня плохое актерское прошлое: несколько неудачных ролей в кино и сотрудничество с посредственными режиссерами, которые не смогли из меня достать жилу актерскую, — признается честно нам Иван. — Хотя она у меня есть, я это точно знал! Доходило до того, что ко мне подходили поклонники и говорили: «Вань, не снимайся в кино — пой, сочиняй музыку, кино — не твое». И я зарубил себе на носу, что больше в кино никогда сниматься не буду. Но когда мне предложил сняться у себя в фильме сам Кирилл Серебренников, я для себя это воспринял как шанс реабилитировать свое прошлое. Ну и как вообще можно отказать такому режиссеру?
Почему кино так дорого снимать
Делать кино тяжело. Во-первых, на съемках задействовано огромное количество людей. Во-вторых, производство фильма занимает много времени. Минимум два года. Чаще — еще больше.
Сценарий. Нормальный сценарий, если заниматься им вдумчиво, занимает месяцев десять. Со всеми правками и редактурой выходит год — и весь этот год сценарист должен получать зарплату.
Период предпродакшена — работа над фильмом до непосредственных съемок. Вы проводите кастинги, которые тоже могут затянуться, а после минимум три-четыре месяца, в зависимости от масштаба фильма, готовитесь к съемкам. Планируете все, строите декорации, ищете натуру, подбираете грим, костюмы и прочее.
Съемки. Это еще примерно два месяца.
Постпродакшен. Он включает в себя монтаж, цветокоррекцию, озвучание, работу композитора, графику и так далее. Все вместе — в среднем два с половиной года работы огромной команды людей. Кто-то работает на съемках фильма все два с половиной года от начала до конца — как, например, режиссер. Композитор может работать над фильмом год. Режиссер монтажа может работать четыре месяца, а может и шесть. Все зависит от того, как быстро он справится с задачей.
И все эти люди получают зарплату. На самом деле, если разделить сумму на всех и распределить ее на два с половиной года, деньги выходят не такими уж и огромными. Наоборот, приходится ужиматься, придумывать, как сделать дешевле. Ведь если стоимость кино перевалит за определенную сумму, то оно окажется нерентабельным.
Правильные люди
Необычную роль сыграла и Юлия Пересильд — Снегурочки Марины на детском празднике.
— Я, наверное, класса с пятого и до сегодняшнего дня каждый год выхожу в костюме Снегурочки, — говорит нам Юля. — Сначала в школе. Потом был период, когда я зарабатывала этим деньги в студенческие годы. А теперь уже как учредитель благотворительного фонда «ГАЛЧОНОК» я в образе Снегурочки на Новый год приезжаю к особенным детям. Поэтому для меня эта роль была органичной в этом смысле, хотя для моей героини ровно наоборот: для Марины выступить на утреннике было настоящим стрессом.
Сложившимся актерским составом Кирилл Серебренников остался доволен.
— У меня есть теория, что кино снимает себя само, — признается нем Кирилл Серебренников. — Оно отбирает: кто ему нужен, кто — нет, и выбирает тех артистов, кто должен в нем быть. У «не тех» артистов оказываются заняты даты съемок, они не приезжают на пробы, с ними расстаются уже по ходу подготовки… Наш фильм «выбрал» себе правильных людей. И мне кажется, возникла прекрасная команда артистов, с которыми было очень увлекательно работать.
Параллельные миры
Сюжет книги разворачивается в Екатеринбурге, однако по ряду причин съемки фильма проходили в Москве и Подмосковье. События в фильме происходят не только в наше время (в начале 2000-х), но и живут в некоторых воспоминаниях героев о прошлом — в 70-х годах прошлого века.
— Москва хороша тем, что здесь можно найти все что угодно, — поясняет нам Серебренников. — Мы смотрели фотографии Екатеринбурга начала 2000-х, сличали и старались найти тут то, что екатеринбуржцы не отторгнут — не скажут, что у них такого нет. Более того, несколько проездов и пролетов было снято непосредственно в самом уральском городе — машина Петрова мчит по ночному Екатеринбургу, и то, что видит маленький Петров из трамвая — знаменитый район Уралмаш. Так что столица Урала в фильме присутствует точно. Но хотелось, чтобы люди, живущие в других городах, могли узнать в нашем кино и свой город…
В фильме даже есть сцена, в которой практически реконструировали советскую «елку» 1979 года, которую смотрели дети. Много черно-белых эпизодов фильма снималось в одном из подмосковных Домов культуры. Художникам понравились там не только удобная планировка, подходящие коридоры, кабинеты, аудитории, зал со сценой и пространство за ней, но и сохранившаяся там атмосфера 70-х годов, удивительно подходящая для исторической части фильма. А в большом холле была установлена живая пушистая елка, украшенная старыми игрушками для съемок сцен детского новогоднего утренника. Но в том же холле проходили занятия по йоге, и пока съемочная группа работала в соседнем помещении, жители поселка занимались йогой прямо вокруг этой елки, среди осыпающихся иголок.
— Для меня «Петровы в гриппе» — это работа с прекрасным автором, мир которого оказался и моим миром, и, надеюсь, всем нашим тоже, — говорит нам Серебренников. — Это работа с прекрасными артистами. Это попытка выразить нашу Родину через эмпатию и рассказать про свое детство: про страхи и про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту… Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви. Поэтому оно абсолютно искреннее и честное.
Яна Невская, фото Сергея Пономарева и Алекса Йоку
(ИА «Столица»)