Картина русская венера: описание и скрытый смысл произведения

Наиболее известные работы

Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове».

Все эти полотна пронизаны ощущением красоты народного духа, чувством глубокого патриотизма, их характерными чертами стало буйство красок и монументальность образов.

Русскими богатырями представляются на картинах Кустодиева великий русский певец Федор Шаляпин и литератор Максимилиан Волошин. Шаляпин стоит в шубе нараспашку, он одет, как франт, но в тоже время в его образе есть что-то народное, могучее и вдохновенное. Столь же огромен и величествен Волошин, голова которого упирается в облака.

На картине «Большевик» главный герой, изображенный на фоне ярко-красного стяга, готов замахнуться на храм. Рост большевика равен высоте архитектурного сооружения. Тем самым художник демонтирует человека новой эпохи, который воспринимает себя победителем старого строя и создателем новой жизни.

Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.

Семья

Жена Юлия Евстафьевна Кустодиева (Прошинская, 1880-1942). Из семьи польского придворного советника, рано умершего.

С женой Юлией (1903)

Воспитывалась в чужой семье (у опекунов). Училась в училище при Смольном институте. Работала машинисткой в учреждении и одновременно училась живописи.

Познакомившись в 1900 г., молодые люди через три года обвенчались и прожили очень счастливую жизнь. Кустодиев обожал свою жену, и она была предана ему, не оставив его в тяжёлые годы болезни. Постоянно и до последних минут его жизни она была рядом. Она умерла от голода в блокадном Ленинграде в 1942 г.

Художник создал несколько портретов своей любимой женщины.

Дети:

  • Сын Кирилл Кустодиев (1903-1971) – художник, театральный художник, художник-декоратор. Окончил факультет живописи ВХУТЕИН в 1926 г. Работал в различных ленинградских театрах художником-декоратором. Написал книгу воспоминаний об отце. Б.М. Кустодиев создал много портретов сына.
  • Дочь Ирина Кустодиева (1905-1981). Любимая и постоянная модель художника – он написал множество портретов девочки с первых дней её жизни, а над последним портретом Ирины он работал за день до смерти. Информации о жизни Ирины Кустодиевой очень мало. Она окончила техникум сценических искусств в Ленинграде. Работала в БДТ и театрах Ленинградской области. В годы Великой Отечественной войны жила в эвакуации в Куйбышеве (ныне Самара). С 1943 г. занималась концертной деятельностью. Жизнь окончила в Доме ветеранов сцены.
  • Сын Игорь Кустодиев скончался в младенчестве от менингита.

Картина «На террасе»

«Русская Венера» и её влияние

За прошедшие 95 лет «Русская Венера» не потеряла своей популярности. Её почти все знают, и она вдохновляет множество других художников, создающих свои варианты. И это не только копии картины, она изобрадается и в более оригинальных изделиях. Например, вот такие изразцы (https://vesta-ceramica.ru/)

Нашёл в сети даже брошь «Русская Венера»! Это, конечно, совсем уж пародийно выглядит…

Но вдохновляла она не только художников, но и поэтов! Существует целый ряд стихов, посвящённых «Русской Венере». Вот один из них, автор Галина Журба:

Об «на» жена — обнажена,А «на» наполнено соблазном,Непревзойдённостью опасно:Округлость, свет и белизна.

Струится золото волосВ изгибе шеи — смыслом млечнымИ мягко обнимает плечи,Дородность подчеркнув и рост…

Улыбка ясная легка,Ушат с водой, мочало с мылом,Здоровье, молодость и сила,Взлетает лебедем рука…

Клубится пар до потолка,И, Афродитою из пены,Явление её сквозь стеныРоссийской баньки — на века!

А это — Татьяна Юницкая

О, эта русская душа,Непостижимая умами, –Лишь только сердцем, не спеша,Восторга влажными глазами, –

Когда художник и поэт,Играя красками-словами,Напишет дочери портретС распущенными волосами:

Роскошна русая коса, –Исконно девичье богатство, –Горит, как золото, краса,Как шёлк неистовых вибраций!

Клубится пена, пар стоит:– Чем не Венера в русской бане?!..Стыдливость – красоты магнит…А за окном – несутся сани.

Живопись

Портрет был одним из любимых жанров Кустодиева. Он раскрывал характер изображаемого персонажа посредством деталей интерьера и фона. В полотнах присутствуют декоративность и зрелищность, среди которых есть место и бытовым сценам. Особый интерес для художника представляла провинциальная жизнь, изображаемая в пейзажах.

Картина Бориса Кустодиева «Автопортрет» / Галерея Уффици

На международной выставке в Мюнхене в 1901 году портрет Ивана Билибина кисти Кустодиева наградили малой золотой медалью. В этот период Илья Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание Государственного совета» и пригласил к совместной работе Ивана Куликова и Бориса Кустодиева. Бывшие ученики сумели вырасти профессионально благодаря работе с мэтром.

В 1902-м живописец создал картину «Базар в деревне», которая, к сожалению, была утрачена. Полотно принесло ему золотую медаль Академии художеств и возможность поехать в качестве пенсионера во Францию. Париж открыл Кустодиеву всю прелесть европейской культуры. Он много работал, вдохновляясь всем, что его окружало. Любопытно, что во время пребывания в Париже автор стал использовать светлую палитру красок.

Картина Бориса Кустодиева «Красавица» / Арт-каталог

После Франции Кустодиев с семьей побывал в Испании, которая оказала на него меньшее впечатление. Он был восхищен работами Франсиско Гойи и Диего Веласкеса и неприятно удивлен происходящим на корриде. Не впечатлил живописца и Музей современного искусства.

Вернувшись в Россию, Кустодиев работал много и с упоением, наслаждаясь красотой родных земель, как и многие творческие личности русской национальности. Затем последовало сотрудничество с журналом «Адская почта». В первом выпуске художник создал карикатуры на правительственных лиц, которых ранее изображал на «Торжественном заседании Государственного совета».

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» / Bert Christensen’s Cyberspace Gallery

Оба издания быстро оказались закрытыми, а Кустодиева не тронули только из уважения к таланту. В том же 1906-м живописец получил заказ на изображение портретов Александра I и Николая II. Работы были приурочены к 100-летию Финляндского полка. Он также принялся за изображение цесаревича Алексея в момент представления полку. Несмотря на оппозиционный настрой, Кустодиев согласился писать картины. Так из революционера и карикатуриста он стал портретистом императора.

Борис Кустодиев относил себя к большевикам. Когда в 1917 году в Петербурге прогремела революция, художник был доволен. Но вскоре его радость сменилась разочарованием. В отличие от многих деятелей искусства он не уехал за границу. Живописец много работал, а недуг, от которого он страдал, прогрессировал. Было осуществлено несколько операций, но временное облегчение сменялось новыми мучениями

В ходе одной из операций было необходимо принять важное решение: врачи собирались перерезать нервы и выбирали, обездвижить руки или ноги

Картина Бориса Кустодиева «Русская Венера» / Anzenberger Gallery

Жена Кустодиева, Юлия, настояла на том, чтобы мужу оставили работоспособными руки. С тех пор художник был прикован к инвалидному креслу, но продолжал работать. К этому периоду творчества относятся самые позитивные его работы. Проявляя жизнелюбие, храбрость и мужество, Кустодиев не щадил себя.

В 1920-м художник стал оформителем спектакля Мариинского театра «Вражья сила». Оперу ставил Федор Шаляпин. К этому времени относится и знаменитый портрет певца. После новой операции, состоявшейся в 1923 году, Кустодиев написал последнюю крупную картину «Русская Венера». Он также участвовал в оформлении спектакля «Блоха» и Международной выставки в Париже.

Начало учёбы в Петербурге

На первом курсе Борис Кустодиев обучался в мастерской В.Е. Савинского. Со второго года обучения его главным наставником стал И.Е. Репин. Это было для будущего художника очень значимо – он ещё в детстве увидел картины именитого живописца и был бесконечно восхищён его талантом. Такое наставничество вкупе с горячим желанием юноши стать художником не могло не принести результатов: Кустодиев много работает, пишет с натуры, особенно быстро растёт как портретист.

Учитель со своей стороны очень доволен учеником и возлагает на него большие надежды. «Даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьёзный; внимательно изучающий природу» – такими эпитетами Илья Репин отмечал своего ученика.

Значение творчества. Память

  • Борис Кустодиев – художник многогранный. В живописи он начинал с жанра портрета.
  • Им было создано множество портретов членов семьи – жены, детей, а также студентов и преподавателей Академии художеств и известных людей, его современников. Он мог точно уловить самую яркую черту внешности, сделать акцент на главной детали характера, выразить индивидуальность (портрет Ф.И. Шаляпина на ярмарке, групповой портрет физиков П. Капицы и Н. Семёнова и др.). Он умел создать портрет-картину, в которой характер портретируемого раскрывался через окружающий мир.
  • Но более всего талант художника проявился в жанровых картинах, в изображении праздничного крестьянского, мещанского и купеческого быта. Основой этих картин были его личные наблюдения, но реализм жизни перевоплощался на его полотнах в сказку. Этому способствовал найденный художником собственный приём стилизации народной жизни.
  • Большой вклад Кустодиев внес и в театральную жизнь: он оформлял спектакли, создавал эскизы декораций, костюмы. Его яркие декорации украшали спектакли и помогали донести идеи авторов и режиссеров до зрителей.
  • Художник много работал в жанре иллюстрации и книжной графики. Широко известны его иллюстрации к повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1923) и др. Он также освоил технику гравюры и линогравюры.
  • После Октябрьской революции участвовал в оформлении к праздникам города Петрограда, создавал плакаты революционной тематики.
  • Память Б.М. Кустодиева увековечена в названиях улиц его имени (в Петербурге, Астрахани, Кинешме, Геленджике).
  • Самолет Boeing 737 авиакомпании «Аэрофлот» носит его имя.
  • Аэропорт Астрахани назван именем Бориса Кустодиева.
  • В Астрахани находится Дом-музей Б.М. Кустодиева.

Борис Кустодиев: биография

Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.

Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова — талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.

Личное знакомство с «Русской Венерой» в журнале «Крестьянка»

Я познакомился с «Русской Венерой» в раннем детстве — благодаря журналу «Крестьянка», опубликовавшему цветную репродукцию картины на целую страницу. Журнал я откопал, когда был у бабушки. В «Крестьянке», и «Работнице», которых в советское время выписывали почти все родственники, юного читателя интересовали в основном детские и музыкальные странички. Но привлекали и репродукции шедевров живописи, публиковавшиеся почти в каждом номере. Именно оттуда я и узнавал имена некоторых знаменитых художников. В том числе и Бориса Кустодиева.Кто-то может сказать, что интерес ребёнка вызвало то, что на картине изображена голая тётя. Этот момент, безусловно, присутствовал, чего греха таить. Но был далеко не единственным.

Действительно, в первую очередь привлекала внимание пышная обнажённая дама, распустившая свои великолепные рыжие волосы, улыбающаяся тому, кто смотрит на полотно. Находящаяся вроде бы одна в бане, но стыдливо прикрывающая интимное место веником

Немного отойдя от темы скажу, что политика редакции советских журналов 80-х была верной: ничего нет зазорного в соседстве репродукций великих картин с присутствием обнажённой натуры и детскими страничками. Ничего страшного, если работы Ренуара или Рубенса посмотрит ребёнок. Никто не ставил тогда на таких изданиях «18+», и я в своей статье тоже не буду этого делать.

Вернёмся к картине. Помимо главной героини, всё, что её окружало на полотне, создавало какую-то необъяснимую волшебную ауру. Контраст светлого тела девушки с тёмными бревёнчатыми стенами, мыльная пена на полке, клубы пара, и особенно зимний городок за окном — прекрасная атмосфера, соединяющая реальность и сказку. Всем этим и привлекла «Русская Венера» малолетнего ценителя. И запомнилась на всю жизнь.

Самые известные работы

Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.

Лошади во время грозы

Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы — гроза — запечатлено на картине.

«Купчиха за чаем»

Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.

«Русская Венера

Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.

«Утро»

На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.

«Масленица»

Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.

Красавица, 1921 год


Государственная Третьяковская галерея, Москва

Ещё несколько слов о модели. Не смотря на то, что внешность Фаины Шевченко не вписывалась в общепринятые представление о женском идеале красоты, актриса обладала невероятным магнетизмом — мужчины просто обожали её. 

У нее был короткий роман с Николаем Баталовым и недолгий брак с Григорием Хмарой, затем она вышла замуж за его брата — Александра, статного красавца, виртуозно игравшего на гитаре. С ним она и прожила до конца своих дней. Но хранила ли она ему верность? Тут мы стыдливо опустим глаза. Ходят слухи о её романе с Шаляпиным во время гастрольной поездки МХАТа в Париж. Говорят, муж примчался в Париж  и бегал по  городу с пистолетом в поисках Федора Ивановича. 

И Борис Михайлович еще раз написал для него ещё одну «Красавицу» – ту самую, которая была продана в 2003 году почти за полтора миллиона долларов. 

Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Последние годы картина хранилась в особняке Марфы Федоровны Шаляпиной в Ливерпуле.  21 мая 2003 г на лондонских торгах «Сотбис» распродавались раритеты русского искусства из собрания Федора Шаляпина. Среди картин Нестерова, Архипова, Головина и Коровина была и «Красавица» Кустодиева.

Работы такого класса, как «Красавица», появляются на рынке крайне редко, поэтому неудивительно, что именно вокруг этого полотна, созданного в 1919 г., развернулись настоящие баталии, которые привели к рекордному за всю историю «русских торгов» результату. 

Похоже, благодаря Кустодиеву,  эта женщина и почти через сто лет продолжает сводить мужчин с ума.

Личная жизнь

Супругу Бориса звали Юлия Прошинская. Молодые люди познакомились в поместье Высоково. Первого сына Кустодиевы назвали Кириллом. Борис был очарован своей семьей, и личная жизнь супругов была счастливой. Они купили участок земли под Кинешмой, на котором построили дом. В семье его называли терем. Борису нравилось заниматься бытовыми делами, столярным ремеслом и хозяйством.

Борис Кустодиев и его жена Юлия Прошинская / История России в фотографиях

В 1905-м в семействе состоялось пополнение: появилась на свет дочь Ирина. Спустя 2 года родился сын Игорь. Мальчик скончался, не прожив и года. В этот период Кустодиеву поставили страшный диагноз.

После смерти сына художник побывал в продолжительной европейской поездке и отдалился от семьи. Его переполняли впечатления от Австрии, Германии и Италии. Юлия ревновала мужа и после его возвращения перебралась с Борисом в Петербург, где он начал пропадать, не заезжая в «терем». Жена поддерживала Кустодиева в болезни, ездила с ним по клиникам и заграничным врачам, оставалась рядом при операциях.

Главное

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927) – выдающийся русский художник. Ученик Репина, он искал свой стиль в искусстве, связанный с отображением ярко-праздничного крестьянского и купеческого быта. Будучи прикованным в последние годы к инвалидному креслу, Кустодиев создавал красочные, жизнерадостные полотна из русской жизни. Он также был известен как великолепный портретист, разрабатывая жанр портрета-картины, в котором человек связан воедино с окружающим пейзажем или интерьером. Кустодиев оставил свой след как книжный иллюстратор, театральный художник, фотограф.

Жизнь и творчество Кустодиева тесно связаны с Астраханью, где он родился и провел детство, Костромской губернией (сейчас Костромская и Ивановская области), куда он выезжал на этюды, построил дом-мастерскую, где черпал вдохновение для своих работ.

Биография Кустодиева.

Яркое и самобытное творчество Кустодиева — увлекательная страница в истории русской живописи. Художник глубоко национальный, чье искусство неразрывно связано с жизнью русского народа, с традициями народного творчества, Борис Кустодиев начал свой путь живописца еще на рубеже 19 и 20 веков. Родившись в Астрахани, будущий живописец рос в условиях патриархального быта провинциального русского города. Первые профессиональные навыки Борис Кустодиев получил у местного художника П. А. Власова. Учителем Бориса Кустодиева в Петербургской Академии художеств (1896—1903) был Илья Репин, оказавший большое влияние на формирование его творчества. Вместе с другим молодым живописцем — И. С. Куликовым Борис Кустодиев был привлечен Репиным к работе над картиной «Заседание Государственного Совета» (1901—1903). В Академии художеств Борис Кустодиев работал над картинами из исторического прошлого России («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 и «У кружала стрельцы гуляют», 1901). Но в дальнейшем он отошел от этих тем. Начало творческого пути Бориса Кустодиева связано, прежде всего, с портретной живописью (портрет художника И. Я. Билибина, 1901; портрет художника-гравера В. В. Матэ, 1902 и др.). Работы над портретом художник не прерывает на протяжении всего творчества, с годами все более отчетливой становится связь его образов с народными характерами, портретам придается особая национально-бытовая окраска (Ф. И. Шаляпин, 1922). В 1906 году намечается поворот в живописи Бориса Кустодиева, приведший его к определенному кругу тем и манере исполнения, характерный для его зрелого творчества. В этом году была написана картина «Ярмарка», в которой сказалось увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи. Масленицы, ярмарки, деревенские праздники отныне становятся его излюбленными сюжетами. Другой круг тем, увлекающий Бориса Кустодиева, — изображение провинциального купечества. Его многочисленные купцы и купчихи («Купчихи», 1912; «Красавица», 1915) не просто любование этой стороной русской жизни. Здесь и угадывается некоторая ирония художника по отношению к быту и укладу жизни купеческой среды. Борис Кустодиев был в числе тех деятелей русской культуры, которые сразу и безоговорочно приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию. К этому времени художник был уже тяжело болен. Не имея возможности двигаться, прикованный к креслу в своей мастерской, Кустодиев мог лишь из окна наблюдать события тех дней. Результатом таких наблюдений стала его картина «27 февраля 1917 года» (1917). Кроме того, Борис Кустодиев создает эскизы-панно для оформления площади Мира в Петрограде (1918), пишет картину «Большевик» (1920), в которой стремится дать обобщающий образ великих событий. В 1920—1921 годах живописец создает картины «Празднование II конгресса Коминтерна на площади Урицкого» и «Ночной праздник на Неве». Возвращаясь в этих полотнах к теме народных гуляний, живописец наполняет их новым содержанием, новыми образами, говорящими об изменениях, происшедших в стране, в жизни народа. Но и в эти годы Кустодиев не порывает связи со своими прежними сюжетами («Купчиха за чаем», 1918). В 1920 году появляется его акварельная серия «Русские типы». В этом же году написана одна из лучших по живописи картин художника «Купчиха перед зеркалом». Большой интерес вызывают и графические работы Бориса Кустодиева. Свою деятельность в качестве художника-иллюстратора Кустодиев начал еще в ранний период творчества. В 1905 году он успешно выступал на страницах сатирических журналов того времени «Жупел» и «Адская почта» (шаржи на графа Игнатьева, Горемыкина, Победоносцева). Рисунки, помещенные в этих журналах, а также лист «Демонстрация. 1905 год» говорят о том, на чьей стороне были симпатии художника. После Октябрьской революции Кустодиев создает иллюстрации к сказкам Пушкина (1920), к «Шести стихотворениям Некрасова» (1921), к «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (1923). В последние годы жизни Кустодиев иллюстрирует книги «Детям о Ленине» и «Один день с Лениным». Борис Кустодиев создал также ряд великолепных декораций к пьесам А. Островского, М. Салтыкова-Щедрина, к операм русских композиторов. Но наибольшего успеха достиг он в декорациях к пьесе Е. Замятина «Блоха». Красочность, метко найденные детали, сочный юмор, соответствующий содержанию пьесы, связь с народным лубком — характерные черты этих декораций. Кустодиев оставил огромное наследие. Произведения его восхищают праздничностью, щедростью заложенного в них оптимизма, любовью ко всему русскому, национальному.

Как он работал?

Летом Кустодиев вставал в 6-7 часов утра и работал весь день, запоем. По утрам сердился только зимой и только на массажистку: «Опять Матильда спать не даёт!» Но понимал, что без полуторачасового сеанса массажа не будет никакой работы — рука попросту откажется двигаться.

«По ночам он кричит от боли, снится ему один и тот же кошмар — чёрные кошки впиваются в спину и раздирают позвонки», — вспоминала актриса Елена Полевицкая. А на самой известной его картине, «Купчиха за чаем», кошка не страшная — ласковая. И писана с натуры, как и всё остальное: «Только так будет настоящая жизнь, а иначе и работать незачем!»

Статья по теме

Варварская «драка красок». Истории пяти известных картин Бориса Кустодиева Жизнь и любовь к жизни диктуют свои правила. О каждой из известных его работ можно написать длинную историю, но все они будут связаны с тем, что обездвиженный художник изводил своих ассистентов странными на первый взгляд фантазиями. Так, работая над «Красавицей», он настоял, чтобы сын отыскал и принёс непременно то самое атласное пуховое одеяло, что давным-давно было подарено художнику женой к дню рождения: «Я помню — в нём ласка, лёгкость и нега!» Когда писал «Русскую Венеру», заставлял дочь ежедневно взбивать мыло, добиваясь особенно пышных пузырей: «Их Венера-Афродита родилась из дикой пены морской, а наша — из чистой, здоровой, банной пены!»

Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева — полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны — для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья». Домочадцы ладно, но Кустодиев был непреклонен даже с Фёдором Шаляпиным — всякий раз требовал надеть тяжёлую шубу. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. А холст был огромен, и Кустодиев писал портрет по частям, не видя целого, не имея возможности оценить свою работу. Её оценил сам Шаляпин — с этим портретом он не расставался до самой смерти.


Инфографика Анны Харитоновой. Нажмите для увеличения

Тяжелая болезнь и последние годы жизни

У Бориса Кустодиева в 1909 году начали проявляться начальные симптомы рака спинного мозга. Спустя два года у него случился острый приступ в руке, которая давала о себе знать уже длительный период. Когда художник уже не смог терпеть сильные боли, он отправился в клинику доктора Ролье в Швейцарию для лечения, где провел год. После семья Кустодиевых вернулась обратно в Россию.

Несмотря на серьезную болезнь, мужчина продолжал творить, он сконцентрировался на портретах и зарисовках жизни в деревне. Пресса негативно отнеслась к смене стиля рисования, а вот творческие люди поддержали стремление художника. Многие картины были куплены для коллекции, да и заказы постоянно поступали Борису.

Могила художника Бориса Кустодиева

Мне нравитсяНе нравится

Кустодиеву врачи запретили работать, но это его не остановило. Следующие операции лишь слегка облегчили состояние художника. Даже прикованный к инвалидному креслу, он занимался любимым делом. Когда художник перестал ходить и писал картины лежа, появились самые жизнерадостные и запоминающиеся полотна.

История создания

Борис Михайлович был убежден, что русские женщины ничем не хуже Венеры, написанной Гойем, либо красавицей Тициана. Поэтому Кустодиев принял решение написать картину, передающую воплощение женской натуры. Согласно мнению художника, отобразить истинность славянской девушки можно лишь в бане.

Интересные факты о полотне:

  1. Картина «Русская Венера» была написана в 1926 году в ленинградской квартире, которая выполняла роль мастерской живописца.
  2. В качестве натурщицы была избрана Ирина Кустодиева – дочь живописца. На тот момент девушке был 21 год, и она была безумно рада позировать для картин своего отца. Несмотря на то, что за всю жизнь Борис Михайлович Кустодиев не раз рисовал свою дочь, последняя картина стала наиболее популярной и уникальной.
  3. Испытывая невероятные боли в результате туберкулеза позвоночника, Кустодиев отобразил в своей картине «Русская Венера» собирательный и сильный дух русских деревенских женщин-красавиц.

На тот момент материальное положение семьи Кустодиевых претерпевало не самые лучшие времена. Вплоть до того, что художник не мог приобрести новый холст для написания картины. Однако идея отобразить Венеру в русской бане настолько одолевала мастера, что он достал старое полотно с изображением своей семьи и приступил к работе на обратной стороне холста.

Также стоит отметить, что с 2007 года полотно Бориса Кустодиева «Русская Венера» стало считаться символом музея. На протяжении года репродукция картины украшала печатные издания музея. Символикой заведения полотно Кустодиева стало благодаря празднованию 111-летия НГХМ. На протяжении всей недели гости учреждения голосовали за произведения, относящиеся к постоянным экспозициям, в результате чего был выбран шедевр Бориса Михайловича Кустодиева.

Согласно мнению многих критиков, вряд ли какой художник той эпохи имел право для отображения архетипического образа национальной красоты и естественности. Несмотря на это, Россия не нуждалась в старых божественных образах, а напротив, появилась необходимость в создании современного и закономерного архетипа, который и встретился в работе «Русская Венера». Кустодиев сумел создать особую иллюзорно-солнечную радужную вселенную, которой так нужна была богиня.

Русский живописец Борис Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев , — известный русский живописец, график и театральный художник. Учился в петербургской АХ (1896—1903) у Ильи Репина.

Борис Кустодиев — член Союза русских художников (с 1907года ), «Мира искусства» (с 1911года ), АХРР (с 1923 года). С 1906 Борис Кустодиев выступал с сериями картин на темы праздничного крестьянского и провинциального мещанско-купеческого быта («Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Деревенские праздники» ); для этих работ характерны развёрнутая повествовательность, яркая многоцветность, жизненная достоверность в деталях и сближающие Кустодиева с практикой «модерна» линейно-плоскостное, декоративное решение композиции, игра разномасштабными фигурами и планами. В дальнейшем, идя по пути большей стилизации, Кустодиев превращает свои бытовые сцены в театрализованные картины-зрелища, а своих персонажей — в собирательные образы-типы, олицетворение сытой купеческой России. Откровенно любуясь материально-телесным изобилием, пёстрым узорочьем изображаемого мира, иногда идеализируя его, Кустодиев в то же время относится к нему иронически («Купчихи», темпера, 1912, Музей русского искусства, Киев; «Красавица», 1915, Третьяковская галерея; «Купчиха за чаем», 1918, Русский музей).

С начала 1900-х гг. Кустодиев разрабатывал жанр портрета-картины, связывая модель с интерьером или пейзажем. Наряду с внешне эффектными, часто салонными портретами он создавал портреты интимно-лирического склада («Утро», 1904, Русский музей), а также сходные по общей концепции и манере исполнения с его бытовым жанром, в которых портретируемый, сохраняя свою индивидуальность, приобретает обобщённые национальные черты (автопортрет, 1912, Галерея Уффици, Флоренция; портреты А. И. Анисимова, 1915, Ф. И. Шаляпина, 1922, оба — Русский музей). Много работая для театра, Кустодиев переносил на сцену свои тематические и стилистические увлечения.

Жизненный подвиг

Б.М. Кустодиев мог работать над картиной только 2-3 часа в день, преодолевая при этом сильнейшую боль, распространившуюся уже на всё тело. Иногда боль была такой силы, что он не мог удержать в руках кисть. Художник работал в специальной коляске или лёжа. «Русская Венера» стала последней картиной в его жизни – она написана в 1926 г., за год до смерти.

Ф. Шаляпин, повидавший в своей жизни много разных людей, писал об этом удивительном человеке так: «… если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве…».

Очень большую помощь, физическую и моральную, оказывала ему жена, которая разделила с ним все тяготы жизни и никогда не оставляла его.

Портреты Кустодиева: особенность жанра

Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Именно он создал целый цикл портретов своих современников, и его полотна до сих пор считаются мастерскими работами.

Критики отмечали, что в его искусстве нашли свое выражение и сила красок и сюжетов Репина, и тонкий психологизм картин Серова. Однако художник смог создать и свой авторский стиль: в его портретах человека характеризует не только его лицо и внешний вид, но и вся окружающая его обстановка.

Рассмотрим с этой точки зрения знаменитую «Купчиху за чаем», написанную в тревожном 1918 году.

Все в этой картине пронизано ощущением довольства и покоя. Полное лицо купчихи, ее яркие одежды, окружающие ее предметы быта, даже кошка, которая прижимается к своей хозяйке, – во всем чувствуется определенная мысль: это и мягкий юмор, и попытка понять суть души русского человека.

В работах художника много чего от русского народного лубочного искусства, и от старинных парсун, и от древнерусских сказочных изображений людей и зверей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: