«берегись автомобиля» — цитаты

«Служебный роман», 1977 год

Герои «Служебного романа» уже давно стали нарицательными, фразы прочно вошли в нашу жизнь, а в российском кинематографе, конечно же, сняли вторую часть классической советской кинокартины. А как иначе могла сложится судьба еще одного киношедевра великого режиссера?

  • — Лично я хожу на службу только потому, что она меня облагораживает.
  • — А это Шура — симпатичная, но, к сожалению, активная. Когда-то её выдвинули на общественную работу и с тех пор никак не могут задвинуть обратно.
  • Пенсия на горизонте — и она туда же! Просто сексуальная революция!
  • — Грудь вперёд!
    — Грудь? Вы мне льстите, Вера.
    — Вам все льстят!
  • — Вы же непьющая.
    — Как это непьющая? Очень даже… почему же? От хорошего вина не откажусь…

Будьте добры, предъявите документ!

Обучиться вождению троллейбуса для съемок? Легко! Ольга Аросева не только получила права, подтверждающие умение управлять троллейбусом, но и прокатила на транспорте настоящих людей, а не актеров массовки. Однако в эпизодах, где требовалась рука мастера, Ольгу сменяла дублерша по имени Зинаида, работавшая в московском троллейбусном парке №3.

В «Неподведенных итогах» Эльдар Рязанов вспоминал, что вместо Смоктуновского на сложных автомобильных трюках за рулем сидел смелый дублер, Александр Микулин. Водитель не имел права на ошибку, ведь ценный реквизит было запрещено портить. Впрочем, Александр не только выполнял задумки создателей, но и предлагал «прокатиться с ветерком» и исполнять трюки снова и снова.

Сам Александр Микулин спустя почти 40 лет вспоминал, что самым курьезным трюком было обучить Смоктуновского вождению. Актер часто в сердцах выскакивал из автомобиля, жаловался Эльдару Рязанову на излишнюю придирчивость учителя. Тем не менее, позже Иннокентий Смоктуновский все же получил водительское удостоверение и поблагодарил Александра за обучение.

Три плюс два, не считая Запорожца

Море, солнце, горы, дикий пляж, две очаровательные красотки, одна из которых за рулем собственного автомобиля – неудивительно, что несмотря на несвойственную тому времени легкомысленность, картина «Три плюс два» била все рекорды в прокате.

Возможно, поэтому очарованные сюжетом и натурными съемками зрители пропустили мимо ушей довольно странную фразу дипломата Вадима (Евгений Жариков), адресованную ветеринару Роману (Андрей Миронов).

Стоит отметить, что перечисленные ляпы всего лишь капля в море по сравнению с тем, какое количество замеченных и незамеченных зрителями режиссерских ошибок было допущено. Но, конечно, наши придирки не несут злого умысла и фильмы от этого не станут менее родными и любимыми.

Берегись дублера

В не менее популярной комедии «Берегись автомобиля» ляпов гораздо больше, и все они так или иначе связаны с автотранспортом.

Так, чего только стоит герой Иннокентия Смоктуновского Деточкин, очевидных промахов с которым хоть отбавляй:

  1. К примеру, в одном из кадров, где герой пытается угнать автомобиль Семицветова, меняя его номерные знаки, можно увидеть, что комбинация цифр 49-04 меняется на 82-15.

    Однако уже на следующий день, кода Деточкина остановил дорожный инспектор, можно наблюдать обратную рокировку, что явно указывает на использование более ранних дублей.

  2. Но как оказалось, номер это еще полбеды, ведь в одном из кадров вместо Смоктуновского можно увидеть таинственного незнакомца (оператор заглянул?), лицо которого было отражено в боковом зеркале.

Цитаты из фильма Берегись автомобиля

Берегись автомобиля – совместная картина Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, вышедшая в 1966 году. В ее основе лежит история главного героя — борца за справедливость и нетрудовыми доходами. Предлагаем вам подборку крылатых фраз из фильма, они помогут вам вспомнить кадры из любимой кинокартины.

Рабочее название фильма было Угнали машину. После того, как сценарий был передан на утверждение, председатель Госкино раскритиковал название, опасаясь, что после выхода картины на большой экран в Союзе начнутся массовые кражи машин, мол, всем будет казаться, что они куплены на нетрудовые доходы. Редактор Госкино высказал свои опасения по поводу самого сценария. По его мнению, лучше бы Деточкин не угонял автомобили, а просто сообщал в ОБХСС о тех лицах, которые живут на нечестно заработанные деньги. Но с таким сюжетом разве фильм был бы столь интересным и полюбился бы зрителю?!

Главный герой фильма – Юрий Деточкин, в роли которого — Иннокентий Смоктуновский. По словам Эльдара Рязанова, они хотели снять грустную комедию о хорошем человеке, которого все считают ненормальным, а на самом деле он нормальнее остальных. Главный герой – это добрый, бескорыстный человек, который не может смириться с окружающей его несправедливостью. Он по-детски наивен и непосредственен, поэтому и получил фамилию Деточкин.

Рязанов и Брагинский нашли выход, чтобы пробить дорогу на большой экран для временно «законсервированного» фильма. Они переделали сценарий в повесть и опубликовали ее в журнале Молодая гвардия. Повесть получила благосклонные отзывы и рецензии, а режиссеры получили разрешение на съемки фильма.

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

«Ирония судьбы, или С легким паром!», 1975 год

Этот фильм не нуждается в отдельном представлении – абсолютно каждый, кто жил и рос в советское время знает эту картину, и даже больше – просто не представляет себе Новый год без Лукашина, Ипполита, Нади и, особенно, без музыки и песен.

— Внимание! Родился нежный и лирический тост.
— Ипполит, ну какой Вы тупой!
— Ребя-ата, а это я ломаю дверь!
— Да и бельишко у Вас, как я успел заметить, не по сезону. Схватите воспаление лёгких и ага.
— Что «ага»?
— Летальный исход.
— А у вас ботиночки на тонкой подошве, так что умрём рядом.
— Что вы делали в самолёте?
— В самолёте я летел… Спя…
— Вы знаете, Наденька, а я представитель самой консервативной профессии.
— Да? Мы можем с вами посоревноваться.
— Нет, я серьезно

У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям.
— Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Сценарий — повесть — фильм

В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».

Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.

Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.

От репрессий — к комедиям: долгая жизнь Рязанова

Режиссер Эльдар Рязанов на гражданской панихиде по режиссеру Петру Тодоровскому в Центральном доме кино в 2013 году

В ночь на понедельник в одной из московских больниц скончался режиссер Эльдар Рязанов. По информации Интерфакса, причиной смерти стала острая сердечная недостаточность.

89-летний режиссер в последние месяцы серьезно болел. В августе ему была сделана профилактическая чистка сосудов, затем в течение нескольких месяцев он проходил лечение. 21 ноябре Рязанов был госпитализирован и с тех пор находился в болнице. 29 ноября режиссер был подключен к апарту искуственной вентиляции легких.

По информации ТАСС, в ноябре прошлого года он попал в реанимацию НИИ нейрохирургии имени Бурденко с диагнозом «острое нарушение мозгового кровообращения». Тогда он провел несколько месяцев в больнице.

Еще два мгновения весны

В легендарном сериале Татьяны Лиозновой, «17 мгновений весны», реквизиторы дали маху дважды:

  • не на шутку удивив внимательного зрителя проезжающим по дорогам главной страны «Третьего рейха» грузовиком ЗИЛ;
  • и приехавшими на УАЗике за генералом Вольфом бормановцами.

И несмотря на то, что тандем буханки с ЗИЛом еще тот рояль в кустах, даже заправские автолюбители узнают его не сразу.

Что ж, виртуозная игра актеров, закрученный сюжет и талант режиссера делают свое дело, да и не Штирлиц же, в конце концов, рулит буханкой, ловко маскируясь от коварных немцев и кимаря свои знаменитые 20 минут в старом УАЗике.

«Вокзал для двоих», 1982 год

Каждый фильм Эльдара Рязанова вызывает множество мыслей, но «Вокзал для двоих» – фильм, который мотивирует. Только вспомните финальные кадры и песню «Живем мы что-то без азарта»! Кстати, эта финальная сцена снималась самой первой. По воспоминаниям Людмилы Гурченко, съемки проходили «где-то в Люберцах» при 28-градусном морозе.

  • Сократили! Всё равно бы не успели. Эх, едрить твою мать! Поезда опаздывают, стоянки сокращают… Никакой личной жизни!
  • Чтоб я ел вот это?! Это уже один раз ели!
  • В Москву? К той, которая по телевизору про погоду врёт?
  • — Шурик, спасибо тебе за песню, милый.
    — Какая кухня, такая и песня.
  • — Дорогие товарищи, у моего мужа сегодня юбилей.
    — Радостно.
    — Не могли бы вы сыграть для него «Умирающего лебедя»?

Зрелые годы

Постепенно вокруг Рязанова начинает складываться круг единомышленников, в который вошли известные актеры советского времени: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили и другие.

Рязанов в 1982 году

В 1970-1980-е годы Рязанов много работает на телевидении. Он вел программу «Кинопанорама», а также создавал авторские телепередачи, среди которых оказались, например, «Парижские тайны Эльдара Рязанова» и «Разговоры на свежем воздухе».

Помимо этого он преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

В 1991 году вышла трагикомедия «Небеса обетованные», а затем поставленной по собственной пьесе «Предсказание». В 2000 году Рязанов снял трагикомедию «Старые клячи».

Последними фильмами режиссера стали сказка «Андерсен. Жизнь без любви» и «Карнавальная ночь — 2».

С призом «Ника», полученным за фильм «Небеса обетаванные» в 1991 году

Рязанов также был президентомРоссийской академии кинематографических искусств «Ника», а также основателем киноклуба Эльдара Рязанова.

Рязанов снял около 30 фильмов и получил множество премий и наград.

Он был женат в третий раз на киноредакторе Эмме Абайдуллиной.

http://www.bbc.com/russian/society/2015/11/151130_ryazanov_films_quotes

Детство: война и репрессии

Будущий режиссер родился 19 ноября 1927 года в Куйбышеве (сейчас — Самара). Там жили родители матери Рязанова в девичестве Софьи Шустерман. Александр Рязанов с супругой работали в советском торговом представительстве в Тегеране. Там Рязанов провел первые годы жизни.

Однако уже в 1930-е годы отец будущего режиссера получил распределение в Москве, куда и переехал с семьей. Вскоре после переезда в Москву отец и мать режиссера разошлись. Впоследствии отец завел новую семью. В 1938 году Александр Рязанов был репрессирован, всего он отсидел в тюрьме больше 17 лет.

Эльдара воспитывала мать, а затем и отчим.

Подростковые годы режиссера пришлись на Великую Отечественную войну. К ее началу ему было всего 14 лет.

В различных биографиях отмечают любовь Рязанова к чтению. Например, чтобы ходить в библиотеку, в третьем классе он подделал справку, выдав себя за пятиклассника.

Сюжет[править]

Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов…

Знаменитая вступительная фраза

Страховой агент Юрий Иванович Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) ведёт двойную жизнь. Днём он продает страховки советским гражданам, а по ночам угоняет автомобили у взяточников, спекулянтов, расхитителей соцсобственности и прочих нарушителей законности, которые явно живут не по средствам. Полученные от продажи машин деньги он перечисляет детским домам. Дело этого неуловимого автоугонщика и борца за справедливость ведёт следователь Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов).

В свободное время оба играют в самодеятельном театре, руководитель которого (Евгений Евстигнеев) предложил «замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира» и поставить «Гамлета». Деточкин и Подберёзовиков будут заняты в спектакле, и это придало специфичный оттенок детективу: Подберёзовиков долгое время даже не подозревал своего приятеля.

Проблемы у Деточкина начались, когда он решил угнать «Волгу» у спекулянта Димы Семицветова (Андрей Миронов). Семицветов — хитрый и везучий собственник. Под язвительные комментарии тестя Семёна Васильевича Сокола-Кружкина (Анатолий Папанов), который ни в грош не ставит зятя-жулика, тот дважды спас машину от угона. На третий раз у Деточкина получилось. Он отогнал «Волгу» в Прибалтику, где сбагрил её пастору (Донатас Банионис). Судя по акценту и по литовским числительным (когда покупатель пересчитывал деньги), пастор — литовец. Обычно пасторами называют лютеранских священников, но и к католикам (литовцы католики) так обращаться допустимо.

Деточкин: А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что.
Пастор: Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко…
Деточкин: И вы верите в Бога?
Пастор: Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?

Деточкин: Буду!

Два честных человека

Тем временем Подберёзовиков начинает подозревать Деточкина. Опросив мать Юрия (Любовь Добржанская), его невесту Любу (Ольга Аросева) и коллег по работе, следователь получает целостную картину угонов. На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина:

Подберезовиков: Я имею честь напасть на вас! Где вы пропадали?
Деточкин: Какого чёрта? Я был в командировке!
Подберезовиков: А как здоровье племянника?
Деточкин: Какого племянника?
Подберезовиков: Любимого! А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?

Режиссёр: Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?

Репетиция дуэли Гамлета и Лаэрта

Перед арестом он решил последний раз поговорить с другом в пивной. Нечистый на руку заведующий, увидев в руках следователя документы, подпоил его. Пьяный Подберёзовиков, услышав от Деточкина объяснение о мотивах, пошёл на преступление и отпустил угонщика с условием, что тот прекратит кражи. Следователь передал дело коллеге, в душе считая, что «грабить награбленное» справедливо.

Деточкин, выполняя обещание, признался в своих поступках невесте и выбросил в реку картотеку нечестно нажитых автомобилей. Ему на глаза попадалась новая «Волга» со знакомым номером, он всё-таки угнал её и оставил под окнами отдела милиции. Однако на этот раз Юрий прокололся: машина принадлежит честному человеку. Он добровольно сдался.

Подберёзовиков под свою ответственность разрешил Деточкину сыграть «Гамлета» в премьере спектакля. На суде в защиту Юрия Деточкина выступили все, даже тесть потерпевшего Семицветова. Фильм закончися тем, что отсидевший свой срок Деточкин возвращается к невесте. «Здравствуй, Люба. Я вернулся». ( Деточкин снимает шапку).

Часть 4

Фраза «Что я могу украсть на рынке? Весы? Белый халат? Прилавок», – звучит с первого взгляда вполне логично. Если не знать, что рынки издревле – одни из самых криминогенных мест в любой точке мира.

Участие Ольги Остроумовой в фильме – большая случайность. Она пришла к Эльдару Рязанову с тем, чтобы тот помог ей… устроить ребенка в детский садик. К тому времени её дочке Оле (она родилась в браке с театральным режиссером и писателем Михаилом Левитиным) исполнилось три годика…

… И актриса буквально отчаялась: никто не мог ей помочь с дефицитным местом. Даже руководство Драматического театра на Малой Бронной, где она служила с 1973 года. Тогда Остроумова отважилась на отчаянный шаг и отправилась к Рязанову: он ей казался титаном, способным решать такие проблемы…

… Увы, с садиком Рязанов помочь не сумел. Зато предложил актрисе роль, чтобы хоть как-то скрасить свой отказ. Ольга согласилась. Но на съемочной площадке чувствовала себе очень неуверенно в присутствии звезд первой величины. Стеснялась и старалась держаться незаметно. Позже Остроумова вспоминала:

«Не люблю этот фильм. Прежде всего, по моему мнению, я не профессорская дочка. Постановщики во мне обманулись. А вообще была рада, что участвовала в фильме. Ведь в нем снимались сонм кинозвезд. А мы с Игорем Костолевским старались спрятаться за бегемота, лишь бы не попасть на первый план».

Сотрудника НИИ Карпухина сыграл будущий Народный артист СССР (1986) Вячеслав Невинный. С 1957 года снимался в кино. Его дебют – работа в дипломном проекте студентов в фильме «Половина расстояния до Луны», в котором также прозвучала песня Ю. Визбора «Ты у меня одна»…

… Самой узнаваемой на какой-то период стала роль продавца пива в эксцентрической кинокомедии Л. Гайдая 1975 года «Не может быть!», где он исполнил ставшую крылатой песню «Губит людей не пиво». В «Гараж» Рязанов пригласил Невинного, памятуя…

… о совместной работе с актером в фильме 1966 года «Берегись автомобиля», где актер исполнил роль автомеханика. Таким образом, «автомобильная» тематика в их отношениях продолжилась. В третий раз они вместе работали над картиной «Небеса обетованные».

Актеров Рязанов подбирал из расчета, чтобы они в реальности были похожи на своих персонажей. Так, роль младшего научного сотрудника и матери-одиночки Елены Малаевой в сценарии была прописана специально для Лии Ахеджаковой лишь потому, что актриса и в жизни терпеть не может несправедливости…

…Правда, заметно, что играет актриса на полутонах, без особой смелости. Причина в том, что Ахеджакова в ту пору лишь начинала карьеру в кино, – дебютировала в фильме «Ищу человека» в 1973 году. Потому побаивалась казаться в кадре слишком смелой.

Члены кооператива сдают по 40 рублей «на непредвиденные расходы». Это – сценарный киноляп: редко кто носил с собой такие большие суммы. Тем более их не могло быть у сотрудников НИИ, при том что средняя зарплата в СССР была 120 рублей. Отдать сразу треть было слишком.

Главный сценарный киноляп в том, что никто не обсуждает с исключенными возврат им денег, затраченных на строительство гаражей. А ведь они не просто участники, они – пайщики, то есть совладельцы.

«Сейчас будет стриптиз!», – звучит в зале чей-то голос. Редкое словечко для советского кинозрителя, не говоря о том, чтобы увидеть подобное когда-либо с экранов. Но в фильмах Рязанова оно появилось впервые в картине «Служебный роман».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: