Закулисье кино: как снимали культовый фильм «интердевочка»

Образ главного героя Цой собрал из трех — собственного, Брюса Ли и Джеймса Дина.

В кадре Нугманов просил музыканта вести себя максимально естественно, «не играть», что очень привлекало Цоя, который всегда был противником показных перевоплощений. В итоге Моро получился, с одной стороны, очень узнаваемым — Цой даже носил собственную одежду на съемках. С другой — Нугманов намеренно выдавил из фильма все подробности биографии героя, прибавив ему таинственности. Получился такой бунтарь без причины и человек из ниоткуда — и в силу этой загадочности образа, практически супергерой, неизвестно на что способный. 

Рашид Нугманов и Виктор Цой. Фото: сайт Рашида Нугманова

На роль злодея Нугманов пригласил Петра Мамонова, тогда лидера группы «Звуки Му», а на роль бандита Спартака, который должен денег герою Цоя — Александра Баширова, который тогда учился на параллельном с Нугмановым курсе во ВГИКе. Баширов только снялся в своей второй и при этом весьма запоминающейся роли майора в «Ассе». Его знаменитый монолог про Гагарина был импровизацией — и как станет понятно дальше, Нугманову такая манера придется очень кстати. Эту манеру он отработал с Башировым с первых дней во ВГИКе, использовав его как актера в нескольких своих этюдах.

Самыми сложными были поиски актрисы на роль Дины. Нугманов планировал снимать Руту Сергееву, которая была в его картине «Йя-Хха», но она забеременела. Уговаривал Наталью Разлогову, подругу Цоя, но та наотрез отказалась. В Алма-Ате режиссер и Цой вместе посмотрели более трех десятков актрис, но никто не подходил. Тогда Разлогова показала Нугманову фотографию Марины Смирновой, которая была на неё очень похожа и жила в Ленинграде. Молодой режиссер сразу же отправился туда; за компанию с ним был музыкант Александр Башлачев. Когда ребята встретили девушку, Башлачев сразу резюмировал: «Ну вот ты и нашел свою Дину». До премьеры «Иглы» он не дожил — спустя несколько месяцев после этой встречи он выпадет из окна своей квартиры и скончается на месте.

Виктор Цой и Марина Смирнова. Фото: сайт Рашида Нугманова

Алексей Фомкин, «Гостья из будущего»

Судьба советского актера сложилась трагически, на что отчасти повлияла его популярность в детстве. Будучи школьником, Алексей снимался в юмористическом киножурнале «Ералаш», где его заметил режиссер Павел Арсенов и пригласил на главную роль в своем фильме «Гостья из будущего» — Коля Герасимов полюбился зрителям не меньше Алисы Селезневой. Но из-за постоянных съемок у Фомкина начались проблемы с успеваемостью — школу юноша закончил со правкой и не смог поступить в институт. Работал грузчиком, позднее решил пойти в армию. Тогда-то, во время службы, артисту и начали поступать предложения от режиссеров, но вернуться на площадку Алексей уже не мог. Недолгая работа в МХАТ имени Горького, увольнение за прогулы, подработка маляром, пристрастие к алкоголю, переезд в деревню, свадьба… И пожар в квартире друзей, который унес жизнь Фомкина, — 26-летнего молодого человека не стало зимой 1996 года.

Джокер, «Отряд самоубийц»

Социопату и главному врагу Бэтмена по статусу положено быть безумным гением. На его трансформацию повлияло тяжелое детство и издевательство родителей. Что ж, Джаред Лето известен своим мастерством перевоплощения, поэтому захотел стать самым запоминающимся Джокером. Он подошел к подготовке к роли со всей ответственностью и едва не довел себя до рехаба. Коллеги по фильму вспоминают, что иногда Джаред пугал своими выходками. Так, он присылал им очень странные вещи: Уилл Смит получил пакет с пулями, Марго Робби – любовное письмо с живой крысой, а перед одной из сцен Лето выложил на стол отрезанную голову свиньи…

Кроме того, Лето не выходил из образа даже после конца съемочного дня: он ходил по улице с зелеными волосами, татуировками, пугал прохожих зловещим смехом, записывал видеообращения для съемочной группы в стиле своего героя и специально общался с психиатрами и опасными маньяками-убийцами, чтобы перенять их поведение. Что ж, результат превзошел все ожидания! Джокер из Джареда получился более чем зловещий, только вот переиграл он немного, поэтому не всегда зрители верили в его образ.

Сюжетная линия

Таня Зайцева, неглупая и целеустремленная девушка, всеми силами стремится выбраться из ужасающей серости бытия в совке и суметь получить возможность наслаждаться прелестями жизни. Характеру ее позавидует и самый стойкий мужчина: безостановочно работая на ногах и «на спине», она постоянно рискует оказаться в тюрьме. Однако мечта ее поддерживает при любых обстоятельствах!

Таня безоговорочно верит, что ее усилия не пропадут даром. Красивая жизнь с баночным пивом и красивыми вещами поддерживают девушку во всех перипетиях ее нынешней жизни. В фильме достаточно подробно представлены рабочие будни Тани, все животное начало и «некрасивость»текущего момента. Но героиня не сдается и в итоге побеждает: вырвавшись из обрыдлого совка, девушка рвет все связи с друзьями и Родиной и уезжает.

Однако героиня получает взамен баночную ветчину, стерильно-пасторальную Швецию с ее супермаркетами, которая уже через несколько месяцев становится ей по-настоящему противной. Тщательно изучив бары и кафе в округе, Таня осознает, что походы по близлежащим магазинам ей уже надоели. Как ни странно на первый взгляд, тут, в стране своей мечты, ей становится просто скучно! Мечта разбивается вдребезги…

«Хотите быть продюсером? Поезжайте в Голливуд!»

Елена Яковлева. Кадр из фильма «Интердевочка» (1989 г.)

В Советском Союзе тогда вообще не слышали такого слова — «продюсер». Однако деньги на съемки фильма где-то надо было брать. И деятельная Мира развернула кипучую деятельность: она отыскала спонсоров в Швеции. Ими стали… торговцы быками, готовые вложить в советское кино 200 тысяч рублей.

Следующим этапом было «пробить» проект в Госкино. Жена режиссера Тодоровского пришла в эту организацию и рассказала о теме задуманной картины и о том, что их готовы поддержать шведы. «А вы там в качестве кого?» — спросили у нее. «Я — продюсер…» — «Хотите быть продюсером? Поезжайте в Голливуд!» — нехорошо усмехнулся чиновник.

Впрочем, наработки Миры Тодоровской Госкино все же забрало, и скоро проект «Интердевочка» был запущен в производство. Конечно, не обошлось без споров: как это — делать кино о валютной проститутке? У нас в стране что — других героев нет?

Всех успокоил Армен Медведев, возглавлявший в то время Госкино. Он сказал, что если фильм будет делать Тодоровский, то у него однозначно получится чистая картина про любовь. В общем-то, так и вышло. Народ, валом поваливший на «Интердевочку» в предвкушении «клубнички», никакой «клубнички» в итоге не увидел. Все сцены были сняты максимально целомудренно.

В этом смысле идеальной актрисой на главную роль оказалась Елена Яковлева — в то время еще мало кому известная. Первое, что она заявила режиссеру — это что она ни за что не станет раздеваться в кадре. И ее снимали в красивом нижнем белье.

История создания

Одним из заметных событий перестроечной жизни СССР стала публикация повести Владимира Кунина «Интердевочка» в журнале «Аврора» в 1988 году. Писатель провёл серьёзное исследование о профессиональной деятельности проституток и в течение нескольких месяцев следил за их работой в одной из ленинградских гостиниц // Кон И. С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. — М.: ОГИ, 1997. — 464 с.; тираж 10 000 экз.; ISBN 5-900241-33-5. . Рабочее название повести было «Проститутка». Редакция не решилась печатать повесть со столь скандальным заголовком, и Кунин заменил его на эвфемизм «интердевочка». Впоследствии этот неологизм прочно вошёл в русский язык .

Повесть вызвала бурную реакцию у читающей аудитории, редакция получила большое количество откликов, и стало понятно, что экранизация повести может иметь успех . Владимир Кунин предложил сценарий по мотивам повести Мире Тодоровской, и материал произвёл на неё впечатление. Она уговорила своего мужа Петра Тодоровского режиссировать фильм, хотя этот выбор был несколько неожиданным. Пётр Тодоровский, бывший фронтовик, известный своими картинами на военную тематику, имел репутацию профессионала, режиссёра с независимым и своеобразным взглядом в искусстве, но даже для него снять фильм о проститутке было смелым шагом .

Картина «Интердевочка» — один из первых примеров советского фильма, который снимался не на государственные деньги . Мира Тодоровская начала осваивать специальность продюсера — новую для зарождающегося кинорынка СССР. Часть денег на съёмки удалось найти у шведского партнёра Filmstallet AB, оставшуюся часть вложила студия «Мосфильм» .

https://youtube.com/watch?v=CsykY9Xa3G4

Интердевочка — отрывок из фильма. Сам фильм можно скачать по адрессу http://www.warezni4ek.net/melodrama/60-skachat-film-interdevochka-besplatno.html.Все видео

Подбор актёров

Основная проблема при подборе актёров возникла с исполнительницей главной роли. Основным кандидатом на роль первоначально была Татьяна Догилева — именно «под неё» писал сценарий Кунин. Но и она, и Наталья Андрейченко режиссёра не устроили. Приглашение на роль послали даже Катажине Фигуре (Польша), но договориться с ней не удалось. После полугода подбора кандидатов выбор создателей картины остановился на Елене Яковлевой .

Как считает театральный режиссёр Андрей Житинкин, Елена Яковлева прежде всего произвела впечатление своей ролью в Театре имени Ермоловой в его спектакле «Снег недалёко от тюрьмы», по пьесе Н. Климонтовича: она играла Проститутку-лимитчицу, похожую на будущий образ Тани Зайцевой .

Тодоровскому поначалу казалось, что актриса не соответствует представлению о валютной проститутке — прежде всего, по внешним данным. Чтобы подчеркнуть фигуру, пришлось подложить под платье поролон. После кинопроб режиссёр удостоверился в правильности своего выбора.

Брэндон Тина, «Парни не плачут»

Эта роль далась Хилари Суонк непросто, ровно так же как и кастинг. На роль Брэндона Тины пробовалось огромное количество талантливых актрис, известных и не очень, но выбор режиссера пал на Хилари. Для подготовки к роли транссексуала Хилари не просто приходилось на съемочной площадке засовывать в штаны носок, носить мужскую одежду, говорить низким голосом и забинтовывать грудь – ей пришлось так жить вне съемок. Соседи были уверены, что актриса уехала отдыхать, а вместо нее в доме живет ее брат по имени Джеймс, которым, кстати, Хилари и представилась. Даже после выхода фильма и получения заветного «Оскара» Суонк долго не могла выйти из мужского образа, продолжала носить мужеподобную одежду, перестала краситься, стригла коротко волосы и изображала из себя парня. Неизвестно, обращалась ли актриса за помощью к психологам, дабы выйти из образа, но к нормальной жизни она все-таки вернулась.

Идея Нугманова была в том, чтобы сделать сценарий картины максимально неоднозначным.

Он убрал из него все мотивировки героев, детали их характеров и биографий. Нугманов хотел, чтобы картину и поведение персонажей можно было трактовать по-разному. Как только сценарий картины уходил в частности, режиссер старался их отсекать. Поэтому на многие вопросы в «Игле» мы так и не получаем ответа. Как Моро дал взаймы Спартаку? Откуда он знает Дину? Поездка к Аральскому морю — это сон или явь? И наконец, финал картины как апофеоз загадочности: в нем Моро получает ножом в живот, но встает и продолжает идти. Выживают ли после такого? Или так может только Моро — в чем и выражается его супергероичность? Спустя много лет режиссер признается, что Моро в той сцене не умирает. Более того, если бы Цой не погиб в 1990 году, они с Нугмановым собирались делать продолжение «Иглы»: оно начиналось со сцены в больнице, где Моро спасают на операционном столе от смерти врачи, среди которых тот самый Артур Юсупович, хирург. Об этом пришлось забыть, но идея о том, что Моро не умер, уже в лоб проговаривается в «Игле Remix» — обновленной версии фильма, которая была выпущена в 2010 году.

С этим сценарием Нугманов на волне популярности после «Иглы» отправился вместе с Цоем на фестиваль «Санденс». Там он познакомился с продюсером Эдом Прессманом, который, в свою очередь познакомил Нугманова с Уильямом Гибсоном, тем самым «отцом киберпанка».

В Сан-Франциско Нугманов показал ему «Иглу», напоил джином с тоником, и они решили вместе поработать над сценарием. По словам Нугманова, главный вклад Гибсона был в том, что он придумал «механического паука, заряженного атомной бомбочкой» по имени Boris The Spider, а также переименовал главного злодея из Безумного Шляпника в Доктора Друга и сделал его вместо директора завода популярным телеведущим. На эту роль Нугманов хотел пригласить лидера группы Talking Heads Дэвида Бирна, который также должен был поучаствовать в создании саундтрека вместе с Цоем и «Кино».

Вот как вспоминал о встрече с Нугмановым сам Гибсон:

Сценарий «Цитадели смерти» до сих пор существует и Нугманов не оставляет попыток когда-нибудь сделать из него фильм. Несколько лет назад режиссер заявил, что видит в главной роли сына Виктора Цоя — Александра, но до сих пор этот проект так и не запущен в производство. 

Нугманов так и остался в истории режиссером одной значительной картины, которая с одной стороны случайно свалилась на него, с другой — он ловко её подхватил и довел до успешного проката. История создания «Иглы» — это коктейль из счастливых случайностей, импровизации и энтузиазма нескольких молодых людей, которые просто хотели снять кино со своими друзьями. Как говорил неоднократно сам Нугманов, желания войти в историю у них не было. Но время расставило все по своим местам. Сегодня «Игла» — один из главных бриллиантов советского перестроечного кино.

15 августа отреставрированная версия Иглыбудет идти в кинотеатрах сети Каро. Купить билет на сеанс можно здесь.

Интердевочка: «Заграница нам поможет»

Как и любой скандальный фильм, так или иначе порочащий ценности коммунистического государства, фильм «Интердевочка» был проспонсирован из-за границы. Средства для финансирования фильма, на который «Москино» не планировало ни копейки, Мире Тодоровской удалось найти в Швеции через случайно встреченного знакомого.

«Интердевочка» — первое коммерческое кино, которое снималось на дорогостоящую по тем временам пленку «Кодак». Нужды экономить ее не было, поэтому съемки удалось завершить за три месяца. Спонсором киноленты оказался шведский фермер, вскоре оказавшийся в тюрьме за неуплату налогов по причитающейся за фильм прибыли и продавший права на фильм постороннему агентству. Снятый для шведской стороны вариант фильма был урезан и имел другую концовку, резко меняющую замысел киноленты. В Европе этот вариант фильма не имел успеха, тогда как российский получал награды и премии вне СССР.

“Интердевочка” — переворот советского сознания

Традиционные фильмы с каждым годом сменялись новыми смелыми идеями, лозунги о свободе затрагивали все жизненные сферы.

Талантливый автор Владимир Кунин еще в 1986 году начал наблюдать за той, другой стороной жизни. Интим и эротика были запрещены на экранах советских фильмом. Может поэтому размышления о сюжете с проституткой был порожден в Варшаве, где автор наблюдал за девочками легкого поведения. Находившись наедине со своими мыслями, за чашечкой кофе в одной из кафешек, Кунин начал обращать не нескромно одетых девушек, которые искали своими глазами среди прохожих мужчин потенциальную жертву. Ему стало любопытно это изобразить в текстовом виде, а затем и увидеть на большом экране. Приняв для себя решение осуществить задуманное, Владимир с легкостью принялся за написание текста. Чтобы не возникало сложностей в деталях и тонкостях древней профессии, он попросился в местный польский отряд милиции для наблюдения за данными особями. Так прошло 4 месяца, за которые по началу девушки не сразу шли на контакт, только после того, как Кунин с одной жрицей поговорил “по душам”, рассказав о своей великой миссии, он стал легче находить язык с такими девушками. Со временем они стали даже приезжать на съемки и подсказывать, как некоторые сцены выглядели в жизни. Особенно Владимира удивляло то, что он встречал таких проституток, о которых бы никогда в житейской обстановке не мог подумать, чем они занимаются.

Второплановые исполнители

К счастью, актрис, исполнивших роли второго плана, подобрали без особых проблем. Изображающих валютных проституток Ирина Розанова («Где находится нофелет?», «Анкор, ещё анкор!»), Анастасия Немоляева («Следопыт», «Перегон»), Ингеборга Дапкунайте («13-й апостол», «Утомлённые солнцем») и Любовь Полищук («Бабник», «Ширли-мырли», «Звезда эпохи») были утверждены на роль с первой попытки. Кстати, мать Любы Полищук ни разу не смотрела данный фильм, утверждая, что не хочет знать какая из ее дочери получилась «интердевочка». Любовь Полищук, по мнению авторитетного режиссера Е. Гинзбурга, в проекте Тодоровского показала себя «блистательной актрисой эпизода».

Ингеборга Дапкунайте изначально не сомневалась в том, что подходит на роль Кисули. Она была уверена, что более подходящей актрисы на роль хитрой проститутки режиссеру не подыскать. В отличие от других исполнительниц, Дапкунайте не практиковала общение с настоящими жрицами любви для того, чтобы «вжиться в образ». Ингеборга сразу знала, что у нее все получится.

Роли главных мужчин в жизни главной героини исполнили шведский актер Томас Лаустиола, перевоплотившийся в Эдварда Ларсена, мужа Тани (озвучка А. Белявского) и латвийский исполнитель Мартиньш Вилсонс («Фанат 2», «Офицеры 2»), сыгравший водителя-дальнобойщика Виктора.

«Интердевочка» — фильм, хоть и получившийся достаточно целомудренным, нес определенный вызов существующей системе. В сценарии эксплуатируется сюжет, впоследствии ставший стереотипным для советской и российской киноиндустрии.

Критика и значение

Наряду с «Маленькой Верой», «Аварией — дочерью мента» и «Меня зовут Арлекино», картина стала одной из первых в СССР, где были затронуты табуированные темы. Десятилетиями в СССР считалось, что проституция в «стране победившего социализма» давно изжита, в уголовном законодательстве не было даже соответствующей статьи. А то, что считалось достижениями советского строя, на фоне устроенного западного быта выглядело как нищета. Казавшаяся нерушимой советская идеология рассыпалась как песок перед блеском и великолепием капитализма.

Хотя фильм получился достаточно целомудренным, вызов советской морали прозвучал отчётливо. По мнению критика Александра Фёдорова (журнал «Видео-Асс Экспресс»), «Интердевочка» наглядно демонстрирует, что эротика на отечественном экране так никогда и не стала самостоятельным жанром, выполняя вспомогательную роль, и всегда несла некую идеологическую и социальную нагрузку.

Фильм внёс свою лепту в формирование нового женского образа на экране. Главная героиня не мать и не любимая, а скорее эмансипированный образ женщины, которая сама себя обеспечивает и распоряжается своей судьбой.

У советских зрителей фильм имел огромный успех. В одном 1989-м году его посмотрело свыше 40 миллионов зрителей. Он был продан для проката за рубеж. Был отмечен на советских и международных кинофестивалях.

Несмотря на то, что в картине образ Тани прорисован довольно драматично, тысячи советских девушек предпочли этого не заметить, увидев лишь роскошь и возможности, доступ к которым в СССР открывала иностранная валюта. Социологические опросы подростков того времени принесли шокирующий результат: 35-40 % московских школьниц на протяжении нескольких лет после просмотра фильма упорно писали в графе будущей профессии – «интердевочка».

Несмотря на сложность затронутой темы, Тодоровскому удалось снять фильм как вневременную и не привязанную к конкретным обстоятельствам драму. Героиня любой ценой хочет вырваться из среды, где она вынуждена совмещать противоречивые профессии медсестры и проститутки. Однако убеждать от себя ей не удаётся.

Сам Владимир Кунин считал свою книгу довольно посредственной, а трактовка Тодоровским сценария ему не понравилась. По мнению писателя, картина получилась слишком затянутой и с неправильно расставленными акцентами. Рассорившись с режиссёром, он покинул съёмки.

«Этот несовершенный фильм, фильм со множеством изъянов, провалов, слабостей, натяжек и т. п. — я тем не менее оцениваю как явление очень серьёзное и симптоматичное. И мне кажется необходимым разглядеть то лучшее, что в данной картине есть. Не только потому, что успех этого фильма во многом определяется убеждающей работой прекрасной актрисы, но главным образом потому, что в этом фильме есть большой внутренний заряд элементарного, глубоко прочувствованного человеческого отношения к предмету изображения — к человеку на экране — и к человеку в зрительном зале».

(Леонид Козлов, «Киноведческие записки», декабрь 1989-го).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: