Холдинг Мариинский
В конце 1990-х Валерий Гергиев смог возродить былую славу Мариинского театра, ставшего под его руководством главным представителем русского искусства за рубежом. Музыкант обратился к русской оперной классике, причем представил ее в современных постановках, приглашая к сотрудничеству мировых режиссеров. Практически каждый год он проводит грандиозные фестивали: Модеста Мусоргского (1989), Петра Чайковского (1990), Сергея Прокофьева (1991), Николая Римского-Корсакова (1994), Дмитрия Шостаковича (2006, фестиваль прошел в Лондоне), которые до сих пор не имеют аналогов. Если Петр I прорубил окно в Европу, то Валерий Гергиев открыл России западную музыку, а Европе — музыкальную культуру России. Так, например, до его выступлений сочинения Римского-Корсакова не звучали за рубежом около ста лет.
Детство музыканта
Место рождения Валерия Гергиева — Москва, но его детство прошло в Северной Осетии, во Владикавказе. В семье было трое детей. Отец, Абисал Заурбекович, был командиром батальона в военные годы. Он умер, когда Валерию было только тринадцать лет. Мать приняла на себя всю ответственность по воспитанию ребёнка, но от отца будущий дирижёр унаследовал лучшие личностные качества.
Мама привела мальчика к преподавателю музыки, когда ребенку было семь лет. В то время он интересовался больше не музыкой, а футболом. Прослушав несколько раз попытки Валерия воспроизвести мелодию, преподаватель пришёл к заключению, что ученик лишён музыкального слуха.
Однако, согласно более поздним воспоминаниям Валерия Абисаловича, он тогда просто хотел улучшить музыкальный ряд. Но преподаватель не понял этой импровизации и заявил, что мальчику лучше действительно играть в футбол. Так бывает достаточно часто, что ученик, превосходящий учителя в таланте, не находит у него понимания.
Всё же его заботливая мама настояла на том, чтобы мальчик был принят в музыкальную школу. Валерий смог стать самым перспективным учеником. Ему от отца досталось умение добиваться цели, реализовывать то, что обещал, и относиться с любовью к своей семье. Учёба в общеобразовательной школе при этом не страдала: Валерий принимал участие в олимпиадах по математике. Как говорится, если человек талантлив, то он талантлив во всём.
Музыка
Когда Валерий Гергиев учился на четвертом курсе он участвовал в международном конкурсе дирижеров, который проходил в Берлине. Как следствие, члены жюри признали его победителем.
Через несколько месяцев студент одержал очередную победу на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве.
После выпуска, Гергиев трудился ассистентом дирижера в Кировском театре, а спустя 1 год был уже главным руководителем оркестра.
Позже Валерий на протяжении 4-х лет возглавлял оркестр в Армении, а в 1988 г. стал основным дирижером Кировского театра. В тот период биографии он начал организовывать различные фестивали по произведениям известных композиторов.
В ходе постановок оперных шедевров Петра Чайковского, Сергея Прокофьева и Николая Римского-Корсакова, Гергиев сотрудничал с всемирно известными режиссерами и сценографами.
После распада СССР Валерий Георгиевич часто ездил выступать за границу.
В 1992 г. россиянин дебютировал в Метрополитен-опере в качестве дирижера оперы «Отелло». Через 3 года Валерия Абисаловича пригласили дирижировать в филармоническом оркестре в Роттердаме, с которым он сотрудничал вплоть до 2008 г.
В 2003 г. музыкант открыл «Фонд Валерия Гергиева», который занимался организацией различных творческих проектов.
Спустя 4 года маэстро доверили руководить Лондонским симфоническим оркестром. Музыкальные критики высоко отозвались о работе Гергиева. Они отмечали, что его творчество отличается экспрессией и неординарным прочтением материала.
На закрытии зимней Олимпиады-2010, проходившей в Ванкувере, Валерий Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.
В 2012 г. была организована крупная акция при содействии Гергиева и Джеймса Кэмерона – 3D-трансляция «Лебединого озера», которую можно было посмотреть в любой точке планеты.
В следующем году дирижер оказался в числе номинантов на премию «Грэмми». В 2014 г. он участвовал в концерте, приуроченном Майе Плисецкой.
Положением на сегодня, главным достижением Валерия Гергиева является работа в Мариинском театре, которым он руководит уже более 20 лет.
Интересен факт, что с труппами своего театра музыкант проводит около 250 дней в году. За это время ему удалось воспитать многих известных певцов и обновить репертуар.
Гергиев тесно сотрудничает с Юрием Башметом. Они учувствуют в совместных музыкальных мероприятиях, а также дают мастер-классы в разных городах России.
Мариинка
Валерий Гергиев Мариинский театр возглавил в 1996 году. На сегодняшний день труппа даёт в год по 760 спектаклей. Мариинский театр – самый активно гастролирующий в мире. Сейчас труппа работает на трёх сценах. Это: историческая, Концертный зал и комплекс «Мариинский-2».
Благодаря В. Гергиеву, театр бережно хранит и восстанавливает традиции прошлого, а также активно осваивает и новые горизонты. Валерий Абисалович вырастил целую плеяду певцов, которые вышли на мировой уровень. Он поспособствовал тому, чтобы репертуар театра расширился и обогатился. Также В. Гергиев даёт возможность молодым композиторам-современникам реализовать себя на сцене Мариинского театра. Ещё одна заслуга Валерия Абисаловича в том, что сегодня труппа исполняет все оперы на языке оригинала. Оркестр Валерия Гергиева обогатил свой репертуар. Теперь, помимо опер и балетов, музыканты исполняют произведения и других жанров.
Общественная позиция[ | ]
21 августа 2008 года в Цхинвале, на заполненной до отказа площади в центре города, Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в память жертв среди мирного населения в войне. Перед концертом он произнёс краткую речь на русском и английском языках, в которой описал трагизм ситуации и сожаление о том, что в мире знают не всю правду о войне:
6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку внешней политики России и президента РФ В. В. Путина на Украине. После подписания Гергиевым данного обращения в руководстве Мюнхена и мюнхенского филармонического оркестра возникли дискуссии о правомерности предоставления дирижёру возможности с 2020 года руководить городским филармоническим оркестром. 13 ноября 2020 года, находясь в Вашингтоне для участия к концерте «За единение», организованном посольством России в Вашингтонском кафедральном соборе (участие его и другого подписанта, Дениса Мацуева, было встречено протестами местных активистов), отказался от своей подписи, заявив журналисту «Голоса Америки», что «нет, не подписывал», хотя его подпись (под #97) по-прежнему стоит под письмом, опубликованном на сайте Министерства культуры ().
Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.
В ходе президентских выборов 2020 года был доверенным лицом Владимира Путина.
С 2020 года — член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.
Первые успехи
Окончив школу, молодой талант Валерий Гергиев отлично сдал экзамены и стал студентом Ленинградской консерватории, которая носит имя композитора Римского-Корсакова. Большой удачей для будущего выдающегося музыканта стало то обстоятельство, что он попал в класс симфонического дирижирования к профессору Илье Мусину.
Великолепный учитель нашел для себя того самого ученика, который появляется только раз в жизни – готового работать над собой, шлифовать, доводить до совершенства свои уникальные музыкальные способности. Результат превзошел все ожидания, и в 19 лет студент Валерий Гергиев был приглашен к сотрудничеству с Мариинским (Кировским) театром. По сути дела, это нонсенс, однако факт свидетельствует о том, какой громадный талант смог раскрыть в своём ученике профессор Илья Мусин.
Ошеломительный успех в 23 года для Валерия Гергиева был закономерен – первая премия Всесоюзного конкурса дирижеров, причем профессионалов, а не студентов, за плечами которых есть серьезный творческий опыт. Как вспоминает сам Валерий Абисалович, средний возраст участников конкурса – за 30, и даже серьезное жюри, состоящее из именитых музыкантов, не совсем понимало, что же делать со столь молодым талантом и можно ли дать ему первую премию. Вполне ожидаемой стала и победа Валерия Гергиева на берлинском дирижерском конкурсе, который носит имя Г. фон Караяна (1977 год).
Рост, вес, возраст. Сколько лет Валерию Гергиеву
Валерий Гергиев — яркая личность современной оркестровой музыки. Свой творческий путь он начинал в 70-е годы прошлого столетия, но пик его популярности пришёлся на конец 20 — начало 21 века. Тогда его имя зазвучало в Европе, сперва в Германии, затем в Англии, позже он стал настоящей звездой Южной Осетии, в открытую выступив против агрессии Грузию по отношению к Республике. Тогда же поклонники симфонической музыки стали интересоваться, каковы Рост, вес, возраст, сколько лет Валерию Гергиеву.
Сегодня эта информация не является секретной, рост музыканта 171 см, вес 68 кг, возраст — 65 лет.
Гастрольный график
По всему миру со своими оркестрами выступает Валерий Гергиев. Концерты с участием дирижёра в сезоне 2015-2016:
- Австрия, Линц. С оркестром Мариинского театра.
- Германия. Франкфурт. С филармоническим оркестром Мюнхена.
- Австрия. Санкт-Флориан. С оркестром Мариинского театра.
- Германия. Эссен. С филармоническим оркестром Мюнхена.
- Швейцария. Лугано. С оркестром Мариинского театра.
- Столица Великобритании. С Симфоническим оркестром Лондона.
- Россия. Санкт-Петербург. Мариинский театр.
- Австрия. Вена. Симфонический оркестр Лондона.
- Великобритания. Лондон. С лауреатами Международного конкурса музыкантов имени Петра Чайковского.
- Люксембург. Симфонический оркестр Лондона.
- Великобритания. Бирменгем. С лауреатами Международного конкурса музыкантов имени Петра Чайковского.
- Франция. Париж. Симфонический оркестр Лондона.
- Германия. Мюнхен. С филармоническим оркестром города.
- Америка. Нью-Йорк. Симфонический оркестр Лондона.
- Швейцария. Базель. С оркестром Мариинского театра.
- Америка. Нью-Йорк. С лауреатами конкурса имени Петра Ильича Чайковского.
- Столица Франции. С оркестром Парижа.
- Испания. Барселона. С филармоническим оркестром Мюнхена.
- Америка. Нью-Йорк. Венский филармонический оркестр.
- Нидерланды. Амстердам. С королевским оркестром Консертгебау.
- Америка. Нейплс. Венский филармонический оркестр.
Творчество
Американский критик Харви Закс дает следующий критический отзыв о его творческой манере:
Кажется, Караян сделал выбор в пользу универсального, очень утончённого, лакированного, выверенно-чувственного звука, который можно применить с незначительными стилистическими отклонениями, которые он полагал необходимыми, к Баху и Пуччини, Моцарту и Малеру, Бетховену и Вагнеру, Шуману и Стравинскому… многие из его исполнений были «запрограммированными» и искусственными, такие никогда не встретишь у Тосканини,Фуртвенглера и других великих… большая часть записей Караяна преувеличенно «отполирована», являя собой некий звуковой аналог фильмов и фотографий Лени Рифеншталь.
Караяна критиковали за то, что из всей музыки XX века он исполнял и записывал за редким исключением лишь те произведения, которые были написаны до 1945 года (Густава Малера, Арнольда Шёнберга, Альбана Берга, Веберна, Бартока, Яна Сибелиуса,Рихарда Штрауса, Джакомо Пуччини, Ильдебрандо Пицетти, Артура Онеггера, Сергея Прокофьева, Клода Дебюсси, Пауля Хиндемита, Карла Нильсена и Игоря Стравинского), хотя он записал Симфонию № 10 Дмитрия Шостаковича (1953) дважды, а также исполнил премьеру «Комедии на конец времен» («De Temporum Fine Comoedia») Карла Орфа в 1973.
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazineсреди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Густаво Дудамель(Венесуэла), Марис Янсонс (Россия), Герберт фон Караян занял четвёртое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.
Музыка
Занимая некоторое время в театре высокую должность, будучи натурой творческой и ранимой, он сильно оскорбился, потеряв там место. При этом всячески себя убеждал, что его время точно наступит. Каким образом ему удалось свести знакомство с Эдгаром Гроссе (член СС), который в ту пору работал худруком театра в Аахене, до сих пор остается загадкой, но эта связь позволила фон Караяну дирижировать там симфоническими концертами и оперными спектаклями. Его карьерой занимался эсэсовец Рудольф Веддер.
Embed from Getty Images Дирижер Герберт фон Караян
С тех пор в биографии Герберта появилось немало пробелов, после окончания войны мужчина всеми силами пытался уничтожить следы знакомства с этими людьми. И уже позднее выступал против публикации сохранившихся документов касательно его жизни в те годы. И делал он это недаром, благодаря бумагам удалось доказать его двойное вступление в ряды НСРПГ, при этом дирижер яро отрицал предъявленные факты, называя их подделкой и недоразумением.
В 1938 году имя фон Караяна стало появляться в заголовках газет, это случилось после исполнения Берлинским филармоническим оркестром под его руководством оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». После этого музыканта стал продвигать сам Герман Геринг. Но не все так гладко складывалось в карьере Герберта, по какой-то причине он не нравился Адольфу Гитлеру.
Историки объясняли это большой любовью фюрера к творчеству Вагнера, он наизусть знал все оперы композитора. На одном из концертов музыкант дирижировал, но по ошибке певец исполнил не ту реплику. В зале был и Гитлер, списавший это недоразумение на счет австралийца, поскольку тот предпочитал работать без нот. С тех пор ему было приказано не спускать глаз с партитуры.
Ситуация в Германии с годами ухудшалась, а после концерта с оркестром Готфрида фон Эйнема у Герберта возникли еще большие проблемы. Дело в том, что австрийский композитор к тому времени уже несколько раз допрашивался гестапо по подозрению в сотрудничестве с антифашистами, и все, кто имел с ним связь, автоматически попадали в поле зрения эсэсовцев.
В 1945-м мужчина решает бежать из страны, хотя и имел в Германии большое количество поклонников, в том числе среди военных. В то время слава фон Караяна ходила уже далеко за пределами одной страны, и многие театры и оперы мечтали заполучить талантливого музыканта в свои ряды. Он стал худруком Общества друзей музыки, работал в миланском театре оперы «Ла Скала» и с лондонским оркестром «Филармония».
Embed from Getty Images Герберт фон Караян во главе Берлинского филармонического оркестра
В 1955 году фон Караяна в качестве преемника Вильгельма Фуртвенглера ставят во главу Берлинского филармонического оркестра. Одновременно с тем на протяжении 7 лет он работает с Венской государственной оперой в качестве художественного директора. Со временем прошлое дирижера забылось. Его обожали простые граждане, профессиональные музыканты и политики, которые с восхищением высказывались о любой работе Герберта.
Часто фон Караяна критиковали за то, что он записывал композиции, созданные до 1945 года, туда вошли «Реквием» Моцарта, а также работы Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева, Людвига ван Бетховена (концерт с Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером и Мстиславом Ростроповичем). Лишь изредка он делал исключения, выбирая для репертуара композиции современников, с удовольствием дирижировал оркестру, исполняющему «Адажио Альбинони» Ремо Джадзотто.
Фестивали
По сути дела, талант Валерия Гергиева – не только музыкальный. Он великолепный администратор, который смог буквально «вытащить» Мариинский театр, дать ему новую жизнь. Как рассказывает сам знаменитый директор и главный дирижер, ему приходилось придумывать много нового, организовывать фестивали, совместные выступления, поездки, чтобы оживить Мариинский, не дать ему пойти ко дну. Он буквально создавал новые музыкальные события мирового значения – знаменитые фестивали.
К примеру, замечательный петербургский фестиваль «Звезды белых ночей», который проводится ежегодно, начиная с 1993 года. Сердце этого форума музыки и красоты – сам Валерий Абисалович. Впрочем, он характеризует его талант еще и с другой стороны – как замечательный предпринимательский дар.
Валерий Гергиев рассказывает, что сегодня имя Мариинского театра и петербургского фестиваля привлекает туристов со всего мира. Они приносят прибыль в миллион долларов за месяц. А когда Валерий Абисалович только начинал «раскрутку» русского искусства, эта цифра была всего лишь 15 тысяч долларов.
Его музыкальные детища – фестивали, которые проводятся и в России, и в других странах мира, теперь пользуются любовью и известностью среди почитателей классической музыки. Чудесный московский Пасхальный фестиваль, финский Микелли, израильский фестиваль Красного моря, Гергиев фестиваль в Голландии – все эти выдающиеся и роскошные праздники музыкального искусства зрители из разных стран мира встречают с восторгом.
Мюнхенский оркестр
В 2013 году Валерий Гергиев постановлением властей Мюнхена был назначен руководителем филармонического оркестра города. В 2015 году он приступил к исполнению обязанностей. Инициатива назначить В. Гергиева главным дирижёром исходила от музыкантов оркестра. С маэстро заключён контракт на пять лет. Генеральный директор коллектива Пауль Мюллер отзывается о Валерии Абисаловиче как об одном из самых харизматичных дирижёров современности. Он считает, что дар В. Гергиева добиваться от музыкантов магического звучания обеспечит мюнхенскому оркестру замечательное будущее. Также П. Мюллер надеется, что мастерство Валерия Абисаловича повлияет не только на музыкантов, но и на публику, и на всю музыкальную жизнь города Мюнхена в целом.
Первые концерты дирижёра совместно с филармоническим оркестром Мюхена, открывающие сезон 2015-2016 гг., состоялись 17, 18, 20, 22, 23 и 24 сентября. Музыканты исполнили следующие произведения: симфонию № 6 П. И. Чайковского, симфонию № 2 Г. Малера, симфонию № 4 А. Брукнера, концерт для скрипки с оркестром Й. Брамса, музыку из балетов «Дон Жуан» Рихарда Штрауса и «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. В концертах приняли участие: солистка Мариинского театра Ольга Бородина и скрипачка из Голландии Янин Янсен.
В настоящее время
Дирижёр и по сей день продолжает творить. В его репертуаре самые разные произведения не только русских, но и зарубежных композиторов. А семейные альбомы Гергиева показывают, что семья приносит ему настоящее счастье.
У дирижёра активная общественная позиция. В 2008 году он давал концерт памяти погибших в Цхинвале, главном городе Южной Осетии, которая в 2008 году при помощи России отстояла свою независимость от Грузии
Политические события в Южной Осетии заняли очень важное место в жизни дирижера. Наверное, это объясняется ещё и тем, что Гергиев — осетин по своим корням, пусть и из северной части этой исторической области
В 2021 году выступал в качестве доверенного лица В. В. Путина на выборах. В кратком интервью, которое дирижёр давал журналистке Гуле Балтаевой в 2011 году, он рассказал о том, как посвящает свою жизнь несению искусства в массы. Он исколесил всю Россию, а также за свою творческую жизнь смог объездить целый мир. Гергиевский фонд, благодаря которому прошло столько различных фестивалей во всём мире, продолжает действовать и не теряет своей значимости.
Личная жизнь
В молодости Валерий Гергиев встречался с разными оперными певицами. В 1998 г. на музыкальном фестивале в Санкт-Петербурге он познакомился с осетинкой Натальей Дзебисовой.
Девушка была выпускницей музыкального училища
Она оказалась в списке лауреатов и, сама того не зная, обратила на себя внимание музыканта
Вскоре между ними завязался роман. Изначально пара встречалась втайне от других, поскольку Гергиев был вдвое старше своей избранницы.
В 1999 г. Валерий и Наталья сыграли свадьбу. Позже у них родились девочка Тамара и 2 мальчика – Абисал и Валерий.
Валерий Гергиев с женой
Согласно ряду источников у Гергиева есть внебрачная дочь Наталья, родившаяся в 1985 г. от филолога Елены Остович.
Помимо музыки маэстро увлекается футболом. Он является болельщиком питерского «Зенита» и владикавказской «Аланьи».
Награды
Валерий Абисалович Гергиев за своё выдающееся творчество и деятельность, направленную на распространение русского искусства, был удостоен множества наград в разных странах мира. Среди них орден Почетного легиона (Франция), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой», орден Льва (Финляндия), орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония) и многие другие. Однако самые дорогие сердцу награды, конечно же, отечественные: звание Герой труда, ордена «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Дружбы и особенно медаль «За освобождение Пальмиры».
Не менее важны и награды церковные – ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, Святого равноапостольного князя Владимира, медаль Преподобного Сергия Радонежского. Также были присвоены почетные звания народного артиста России, Украины, Северной Осетии, заслуженного деятеля Казахстана, «Дирижер года» от международной организации International Classical Music Awards, «Артист ЮНЕСКО во имя мира» и многие другие. Кроме этого, следует отметить международные и отечественные премии, звания лауреата конкурсов, как международных, так и российских. В том числе государственные премии Российской Федерации и премии президента России в области литературы и искусства.
Членство в НСДАП
1941 год
В 1933 году фон Караян вступил в Национал-социалистическую партию; это произошло 8 апреля 1933 года в Зальцбурге спустя два месяца после прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии. Как и в случае с сопрано Элизабет Шварцкопф, членство Караяна в нацистской партии в период с по 1945 годы создало ему нелестную репутацию. Попытки Караяна отрицать свою партийную принадлежность были опровергнуты документально. По словам Нормана Лебрехта, «выросший в Зальцбурге во время и после Первой мировой войны, Караян отчаянно пытался сделать карьеру ещё до того, как Гитлер захватил власть в Германии.
С изгнанием еврейских и левых музыкантов 27-летний Караян стал музыкальным директором в Рейхе — „Чудо-Караяном“, как в 1938 году озаглавил свою статью Геббельс. Караян чрезвычайно удачно вписался в контекст новой Германии — белокурый, с резкими чертами лица и пронзительным взглядом, он служил рекламным лицом нацистской культуры» Любимец Геринга и Геббельса, Караян открывал многие свои выступления «Песней Хорста Весселя». Такие музыканты, как Исаак Стерн и Ицхак Перлман, отказывались играть в одних концертах с Караяном.
Биография
Детство и молодость
Герберт фон Караян родился в Зальцбурге в семье потомка эмигрантов (возможно аромунского происхождения) из греческой провинции Македония, при рождении был наречён Херибертом. Документально фамилия Караян в форме «Караяннис» впервые упоминается в 1743 году в греческом городе Козани. В 1792 году его прапрадед Георгий Караяннис, являвшийся крупным торговцем в саксонском городе Хемнице, получил от курфюрста Фридриха Августа III рыцарский титул — риттер. Греческая фамилия была усечена до формы «Караян» и к ней была добавлена приставка «фон». Поэтому полное имя фон Караяна при рождении — Хериберт риттер фон Караян (нем. Heribert Ritter von Karajan).
С 1916 года по 1926 год учился в консерватории Моцартеум в Зальцбурге, где получил импульс к изучению искусства дирижирования.
В 1929 году продирижировал оперой Рихарда Штрауса «Саломея» в Фестивальном театре Зальцбурга.
С 1929 по 1934 год был первым капельмейстером в городском театре города Ульма в Германии.
В 1933 состоялся его дебют на Зальцбургском фестивале, где он продирижировал музыкой к «Вальпургиевой ночи» из оперы «Фауст» Шарля Гуно в постановке Макса Райнхардта. В следующем году там же, в Зальцбурге, впервые встал за пульт Венского филармонического оркестра. В 1933 году фон Караян вступил в Национал-социалистскую партию; это произошло 8 апреля 1933 года в Зальцбурге спустя два месяца после прихода к власти Адольфа Гитлера в Германии.
С 1934 года по 1941 год дирижировал оперными спектаклями и симфоническими концертами в оперном театре Ахена.
В 1935 году фон Караян стал самым молодым Генеральным музыкальным директором (нем. Generalmusikdirektor) Германии, выступал в качестве приглашенного дирижера в Брюсселе, Стокгольме, Амстердаме и других городах.
В 1937 году состоялось первое выступление фон Караяна с Берлинским филармоническим оркестром и в Берлинском государственном оперном театре в опере Бетховена «Фиделио». Огромный успех в 1938 году получило его исполнение оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда», берлинская критика назвала его «Чудо-Караян» (нем. Das Wunder Karajan). Он заключил контракт со звукозаписывающей компанией «Дойче Граммофон», первой записью стала увертюра к опере Моцарта «Волшебная флейта» с Берлинской государственной капеллой.
Послевоенные годы
В 1946 году в Вене с Венским филармоническим оркестром состоялся первый послевоенный концерт Караяна. Затем советские власти наложили запрет на его выступления в качестве дирижера вследствие его членства в НСДАП. Летом этого года он анонимно участвовал в работе Зальцбургского фестиваля. В следующем году ему было разрешено возобновить работу в качестве дирижера.
В 1948 году Караян стал художественным руководителем Общества друзей музыки (нем. Gesellschaft der Musikfreunde) в Вене. Дирижировал также в оперном театре «Ла Скала» в Милане. Однако, самой значительной в этот период была его работа с недавно созданным оркестром «Филармония» в Лондоне. Благодаря ему этот оркестр вошел в число лучших оркестров мира.
В 1951 и 1952 годах дирижировал спектаклями в Байрейтском оперном театре.
В 1955 был назначен пожизненным музыкальным руководителем Берлинского филармонического оркестра как преемник Вильгельма Фуртвенглера. С 1957 по 1964 год являлся художественным директором Венской государственной оперы, был тесно связан с Венским филармоническим оркестром и Зальцбургским фестивалем, где он основал Пасхальный фестиваль. Продолжал дирижировать и записываться вплоть до своей смерти в 1989 году.
План мероприятий на 2019 год
Как и у всех концертных площадок, у Берлинской филармонии есть закрытие сезона – конец июня. Открывается новый сезон в сентябре. Начинаются вечерние концерты в 20.00, однако есть и дневные концерты, также демонстрируются фильмы.
Дата | Событие | Жанр | Сцена | Время |
---|---|---|---|---|
06.05 | Пааво Ярви и Янин Янсен Дирижер – Пааво Ярви Скрипка – Янин Янсен Оркест – Берлинский филармонический оркестр Композиторы – Ян Сибелиус, Дмитрий Шостакович |
концерт | большой зал | 20:00 |
10.05 | Туган Сохиев и Ефим Бронфман Дирижер – Туган Сохиев Фортепиано – Ефим Бронфман Оркестр – Берлинский филармонический оркестр Композиторы – Сергей Прокофьев, Людвиг ван Бетховен, Модест Мусоргский |
концерт | большой зал | 20:00 |
13.05 | Константинос Каридис и Мидори Дирижер – Константинос Каридис Скрипка – Мидори Оркестр – Немецкий симфонический оркестр Берлина Композиторы –Чарльз Айвз, Леонард Бернстейн, Мануэль де Фалья |
концерт | большой зал | 20:00 |
16.05 | Кшиштоф Пендерецкий и Анне-Софи Муттер Дирижер – Кшиштоф Пендерецкий Скрипка – Анне-Софи Муттер Оркестр – Симфонический оркестр Берлинского радио Композиторы – Кшиштоф Пендерецкий, Дмитрий Шостакович |
концерт | большой зал | 20:00 |
17.05 | «Рай и Пери» Дирижер – сэр Саймон Рэттл Солисты – Салли Мэттьюс, Марк Пэдмор, Анна Прохаска, Герхильда Ромбергер, Эндрю Стейплс, Кристиан Герхаер Хормейстер – Гейс Ленарс Оркестр – Берлинский филармонический оркестр Хор – Хор Берлинского радио Музыкальное произведение Роберта Шумана |
оратория | большой зал | 20:00 |
27.05 | Сэр Саймон Рэттл и Берлинский филармонический оркестр Дирижер – сэр Саймон Рэттл Оркестр – Берлинский филармонический оркестр Композиторы – Ханс Амбрамсен, Антон Брукнер |
концерт | большой зал | 20:00 |
29.05 | Джаз в Берлинской филармонии: 49 лет Михаилу Вольны Дирижер – Гейр Лисне Michael Wollny Trio: Фортепиано – Михаил Вольны Контрабас – Кристиан Вебер Ударные – Эрик Шефер Ансамбль – Norwegian Wind Ensemble |
концерт | большой зал | 20:00 |
31.05 | Маттиас Пинчер и Симфонический оркестр Берлинского радио Дирижер – Матиас Пинчер Труба – Клемент Санье, Симон Хофеле Оркестр – Симфонический оркестр Берлинского радио Композиторы – Антон Веберн, Маттиас Пинчер, Феликс Мендельсон |
концерт | большой зал | 20:00 |
09.06 | Праздничный концерт в честь окончания сезона Дирижер – Андреас Уиттман Фортепиано – Рикако Мурата Солистка – Катажина Дондальская Музыка Берджиха Сметана, Эдварда Грига, Модеста Мусоргского, Рейнгольда Глиэра, Мориса Равеля |
концерт | большой зал | 20:00 |
14.06 | Сэр Саймон Рэттл и Кристиан Цимерман Дирижер – сэр Саймон Рэттл Фортепиано – Кристиан Цимерман Оркестр – Берлинский филармонический оркестр Композиторы – Леонард Бернстейн, Эндрю Норман, Магнус Линдберг, Бретт Дин, Скотт Брэдли, Эрих Вольфганг Корнгольд |
концерт | большой зал | 20:00 |
По зову сердца
Мать всегда замечает в своем ребенке те способности и качества, которые не видят другие люди со стороны. Как и все мальчишки, Валерий очень любил играть в футбол и даже не помышлял о музыке, а окружающие просто не видели в нем никаких особых музыкальных способностей. Однако материнское чутьё подсказывало Тамаре Тимофеевне, что сын обладает большими музыкальными способностями, которые необходимо развивать.
Когда Валерию исполнилось 7 лет, мама отвела его в музыкальную школу, в которой уже училась старшая сестра мальчика. Однако первая встреча с учителем музыки оказалась неудачной. Валерию вовсе не хотелось сидеть долго в классе, он то и дело заглядывался на окно, за которым его сверстники играли в футбол. Поэтому педагога он слушал не очень-то и внимательно. Преподаватель, тестируя музыкальные способности будущего ученика, проиграл мелодию, а затем попросил Валерия воспроизвести ритм. Мальчик справился с этим заданием успешно. Однако педагог, чтобы исключить случайность, настаивал, чтобы Валерий еще раз повторил услышанное. Валерию Гергиеву было скучно, поэтому он стал импровизировать, по словам самого дирижера, попытался даже звукоряд несколько усовершенствовать.
Однако такого учитель просто не ожидал, да и не понял, что перед ним мальчик с удивительными музыкальными способностями, и в стандартные рамки педагогической практики, которые применяют к обычным детям, музыкальные возможности Валерия Гергиева просто не вписываются. Увы, преподаватель вынес свой «приговор» – у мальчика вообще отсутствует музыкальный слух, и лучше ему действительно заняться футболом.
Однако Тамара Тимофеевна была упорной, она настаивала, чтобы Валерия непременно приняли в музыкальную школу, что в конце концов и случилось. Очень быстро Валерий Гергиев превратился в лучшего воспитанника своего музыкального учебного заведения. Занятия музыкой не помешали и другому таланту юного Валерия Гергиева – математическому. Он очень хорошо учился в общеобразовательной школе, участвовал и побеждал в математических олимпиадах, продолжал играть в футбол. Однако музыка стала главной в его жизни, любовь к ней пересилила все другие увлечения.
От классики к современности
Гергиев не просто выдающийся дирижер, но и талантливый менеджер. Он начал привлекать в театр молодых вокалистов. Анна Нетребко, Мария Гулегина, Ольга Бородина и многие другие исполнители стали мировыми звездами благодаря Гергиеву. Он возвращается к традиции исполнения опер на языке оригинала и вводит практику копродукций, работая в партнерстве с известными оперными домами и западными спонсорами. Именно Валерий Гергиев исполнил знаменитый оперный цикл Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга», не звучавший в России более полувека.
Помимо русской и зарубежной классики, в репертуаре маэстро постепенно появляется музыка современных отечественных композиторов — Родиона Щедрина, Софии Губайдуллиной, Бориса Тищенко, Николая Каретникова, Сергея Слонимского и Александра Смелкова.
Еще одна гордость Валерия Гергиева — Пасхальный фестиваль, который за прошедшие годы дал более тысячи концертов в 90 городах России и ближнего зарубежья. Особенным для него стало выступление в Беломорске, где нет даже концертного зала. «Мы гастролируем по России больше, чем где-либо» — вот лозунг дирижера в последние 15 лет.