Факты о главном произведении шостаковича

Концерт под обстрелом

Дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг предложил исполнить произведение Шостаковича перед жителями осаждённого Ленинграда. Подготовить это мероприятие было непросто: во многом потому, что многие музыканты погибли в дни блокады, у других не нашлось сил для такой работы. Пришлось пригласить музыкантов из военных частей. На улицах появились афиши: «Дирижёр Элиасберг собирает оркестрантов». Партитуру вместе с другим ценным грузом доставил в Ленинград спецборт из Куйбышева.

  • Композитор Дмитрий Шостакович во время работы
  • РИА Новости

По словам очевидцев, собравшиеся 9 августа 1942 года в филармонии участники оркестра могли в любой момент упасть в обморок от голода, одежда на них висела. Зрители, среди которых были и представители интеллигенции, и военные, и рабочие, выглядели не лучше. Однако атмосфера в концертном зале царила торжественная: там, несмотря на опасность авиаудара, даже горели люстры. А пока музыканты играли, артиллеристы по приказу командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова подавляли огонь с немецкой стороны. Эта операция получила название «Шквал».

Также по теме

Ген жизни: учёные заинтересовались долголетием бывших блокадников

Осенью 1941 года, 75 лет назад, началась блокада Ленинграда. Команда исследователей из Санкт-Петербурга давно занимается изучением…

В Ленинграде симфония транслировалась по громкоговорителям и по радио. Её слышал и неприятель. Немцев шокировал тот факт, что блокадники живы и воодушевлены.

Предчувствие войны или нечто иное?

Сейчас уже точно известно, что основные фрагменты первой части своей седьмой симфонии Шостакович написал ориентировочно в 1940 году. Их он нигде не публиковал, но показывал это свое некоторым коллегам и ученикам. Причем композитор никому не объяснял своего замысла.

Несколько позже знающие люди назовут эту музыку предчувствием нашествия. Было в ней что-то тревожное, переходящее в абсолютную агрессию и подавление. Учитывая время написания этих фрагментов симфонии, можно предположить, что автор не создавал образа военного нашествия, а имел в виду всеподавляющую сталинскую репрессивную машину. Существует даже мнение относительно того, что тема нашествия основана на ритмичности весьма почитаемой Сталиным лезгинки.

Сам Дмитрий Дмитриевич в своих воспоминаниях писал так: «Сочиняя тему нашествия, я думал совсем о другом враге человечества. Разумеется, я ненавидел фашизм. Но не только немецкий – всякий фашизм».

Приложения

Библиография

  • (ru) Ростислав Дубинский (1989). Бурные аплодисменты , Hill & Wang 1989 ( ISBN  0-8090-8895-9 ) .
  • (ru) Элизабет Уилсон (1994). Шостакович: Вспоминая жизнь , Princeton University Press ( ISBN  0-691-04465-1 ) .
  • (ru) Лорел Фэй (1999). Шостакович: Жизнь , Oxford University Press ( ISBN  0-19-513438-9 ) .
  • (ru) Соломон Волков (2004). Шостакович и Сталин: необычные отношения между великим композитором и жестоким диктатором Кнопфом ( ISBN  0-375-41082-1 ) .
  • Брайан Мойнахан ( перевод  с английского Тьерри Пьела), Героический концерт: история блокады Ленинграда , Париж, Латте ,2014 г., 524  с.

Литература

  • Сара Куигли, Ленинградская симфония , роман, перевод дирижера Сильви Коэн, Mercure de France , 2013
  • Боррис (рисунок) и Сека (сценарий), Lutte major , Casterman , 2010 ( ISBN  978-2-203-00942-4 )

Радио

Даниэль Мерме и Зое Варье, Ленинград, оркестр под бомбами , Là-bas si j’y suis, France Inter, 1994 «  Ленинград, оркестр под бомбами  » , на Là-bas si j’y suis (консультировал 6 Февраль 2019 ) .

Расходящиеся взгляды

Венгерский дирижер Антал Дорати, который изучал композицию у Белы Бартока в Будапеште, сообщает о разговоре, который он имел с ним во время визита в Нью-Йорк о четвертой части Оркестрового концерта , сочиненного Бартоком в 1943 году: «После того, как я дал обещание не делать этого. говори никому , пока он был жив … он признался мне , что он карикатурно кусок Седьмой симфонии «Ленинград» по Шостаковичу , который пользовался большой популярностью в Америке, и, по мнению Бартока, больше , чем она заслуживает». «Итак, я дал выход своему гневу», — сказал он.

В этом эпизоде ​​есть еще один свет, на этот раз от сына Бартока. По его словам, Бела Барток отдал дань уважения Ленинградской симфонии , процитировав тему марша четвертой части в своем Концерте для оркестра . Подмигивание, которое часто неправильно истолковывается (предполагаемая «безвкусица» Шостаковича), на самом деле связано как с подавляющей мировой известностью симфонии Шостаковича, произведение которой Барток ценил, так и с противостоянием двух мужчин в нацистской Германии (см. Слова Питера Бартока) в своей книге Мой отец ).

Анализ

Аллегретто

Симфония наиболее известна темой так называемого «вторжения» (подзаголовок, однако, не Шостакович), в этой первой части случайный марш из 18 тактов, сопровождаемый повторяющимся ритмом на малом барабане , повторяется двенадцать раз, громче и громче, с использованием оркестра, подобного оркестру Мориса Равеля в Болеро . Тема марша адаптирована из игривого мотива из оперетты «Радостная вдова » австрийского композитора Франца Легара . Прогулка длится около одиннадцати минут и традиционно рассматривается как изображение захватчика. Совсем недавно некоторые ученые описали марш как символ внутреннего разрушения СССР , отметив, что тема сформирована из фрагментов популярных русских тем. Волков утверждает, что робкое начало марша свидетельствует о коварных изменениях не меньше, чем о жестокости нацистского вторжения. Флора Литвинова, подруга композитора, также сказала, что слышала, как он говорил, что ее работа «не только о фашизме, но и о нашей системе» . Марш обрывается внезапно, уносится адажио фагота с траурной атмосферой. Эта музыка очень мощная.

Адажио

Третья часть — болезненное адажио, в котором доминирует низкий регистр и гармонии в четвертых и пятых частях, доведенные до кульминации в струнных кантиленах.

Allegro non troppo

Финал — триумфальное движение, прерванное зловещими отрывками, — можно интерпретировать как иронический взгляд на воинственный оптимизм, который должен руководить пьесой.

Седьмая симфония в современной культуре

Одним из самых заметных произведений о создании Седьмой симфонии стал одноименный сериал режиссера Александра Котта, вышедший в 2021-м. Эта многосерийная картина – попытка рассказать историю героического произведения с точки зрения человека, оказавшегося в сложных жизненных обстоятельствах. Создатели телефильма собрали по крупицам хроники Ленинграда и показали музыкантов, которые сохранили человеческий облик в бесчеловечных условиях.

Главные роли в телепроекте исполнили: Алексей Гуськов (Карл Элиасберг), Наталья Рогожкина (пианистка Надежда Бронникова), Виктория Толстоганова (Ольга Берггольц), Елизавета Боярская (флейтистка Вера Преображенская), Тимофей Трибунцев (альтист Леонид Клейман) и другие. Интересно, что сериале многие эпизоды показаны на основе реальных событий.

Работа Александра Котта стала не первой экранизацией этой истории. В 1957-м вышла картина «Ленинградская симфония» режиссера Захара Аграненко. А в качестве фоновой музыки ее можно услышать в фильме Михаила Чиаурели «Падение Берлина», а также в картине «Военно-полевой роман». Кроме того, фрагменты произведения Дмитрия Шостаковича звучат в аниме «Меланхолия Харухи Судзумии» и компьютерной игре под названием «Антанта».

Главный концерт

Мечтой мастера было выступление в Ленинграде. Большие силы потратили для того, чтобы музыка зазвучала. Задача организовать концерт выпала единственному оркестру, который остался в блокадном Ленинграде. Побитый город по каплям собирал в кучу музыкантов. Принимали всех, кто мог стоять на ногах. Много фронтовиков участвовало в выступлении. В город были доставлены только нотные записи. Далее расписали партии и расклеили афиши. 9 августа 1942 года зазвучала 7 симфония Шостаковича. История создания произведения уникальна еще и тем, что именно в этот день фашистские войска планировали прорвать оборону.

Дирижером стал Карл Элиасберг. Был отдан приказ: «Пока будет идти концерт — враг должен молчать». Советская артиллерия обеспечила спокойствие и фактически прикрывала всех артистов. Транслировали музыку по радио.

Это был настоящий праздник для измученных жителей. Люди плакали и аплодировали стоя. В августе симфонию играли 6 раз.

Знаменитые исполнения и записи

Живые исполнения

  • Среди выдающихся дирижёров-интерпретаторов, осуществивших записи Седьмой симфонии, — Рудольф Баршай , Леонард Бернстайн , Валерий Гергиев , Кирилл Кондрашин , Евгений Мравинский , Леопольд Стоковский , Геннадий Рождественский , Евгений Светланов , Юрий Темирканов , Артуро Тосканини , Бернард Хайтинк , Карл Элиасберг , Марис Янсонс , Неэме Ярви .
  • Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение. 21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева . Прямая трансляция показана по российским каналам «Россия », «Культура » и «Вести », англоязычному каналу , а также транслировалась в эфире радиостанций «Вести ФМ » и «Культура». На ступенях разрушенного в результате артобстрела здания парламента симфония была призвана подчеркнуть параллель между грузино-южноосетинским конфликтом и Великой Отечественной войной.
  • На музыку 1-й части симфонии был поставлен балет «Ленинградская симфония », получивший широкую известность .
  • 28 февраля 2015 года симфония была исполнена в Донецкой филармонии в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной войне как часть благотворительной программы «Блокадники Ленинграда — детям Донбасса» .

Саундтреки

  • Мотивы симфонии можно услышать в игре «Антанта » в теме прохождения кампании или сетевой игры за Германскую империю.
  • В анимационном сериале «Меланхолия Харухи Судзумии », в серии «День Стрельца», используются фрагменты Ленинградской симфонии. Впоследствии, на концерте «Suzumiya Haruhi no Gensou» Токийским государственным оркестром исполнялась первая часть симфонии.

История

Обстоятельства состава

Мы знаем, что симфония закончилась 27 декабря 1941 г.. Однако остается неясным, когда именно Шостакович начал работать над партитурой в Ленинграде . Официально симфония должна была быть написана в ответ на немецкое вторжение , но некоторые (например, Ростислав Дубинский) считают, что первая часть была бы завершена годом ранее.

Третья часть была завершена 29 сентября перед эвакуацией Шостаковича и его семьи в Москву.1 — го октября 1941, в разгар борьбы. Затем 22 октября они уехали в Куйбышев (ныне Самара) , где Шостакович завершил счёт за два месяца.

Создание

Создание произведения уверяют в г. Куйбышеве, г. 5 марта 1942 г., оркестр Большого театра под управлением Самуэля Самосуда . Концерт транслировался по всему Советскому Союзу, а затем и на Западе. Московская премьера состоится на29 марта 1942 г.в колонном зале Дворца Союзов. По этому случаю оркестр Большого театра усилен Симфоническим оркестром Московского радио .

Затем партитура передается на микрофильме на Запад, на грузовике через Тегеран , на машине в Каир, а затем на лодке. ПриехатьАпрель 1942 г., премьера произведения состоялась в Европе, сначала для радио Генри Вуда и Лондонского филармонического оркестра , в Лондоне , на22 июня 1942 г., затем выступил на концерте во время выпускных вечеров в Королевском Альберт-холле . Американская премьера состоится на19 июня 1942 г.в Нью-Йорке . Американское творение вызвало настоящую схватку между многими дирижерами, в первую очередь Артуром Родзинским, Леопольдом Стоковски и Артуро Тосканини. Последний, убежденный антифашист, выиграл приз, но едва не поссорился со Стоковским. На следующий день доброволец «пожарный» Шостакович попал на первую полосу Time в саперском шлеме. Эта фотография была использована в пропагандистских целях, так как Шостакович только что надевал форму пожарного не более чем на десять минут для целей фотографии.

Ленинградский филармонический оркестр , беженец в Новосибирске , выполняет работу там на9 июля 1942 г. в присутствии Шостаковича (тоже приходил на репетиции), потом снова 11, 12 и 15 июля. В Ленинграде , городе, которому посвящена симфония, состоится премьера.9 августа 1942 г., пока продолжается блокада, Симфоническим оркестром Ленинградского радио (единственным оркестром, оставшимся в городе во время боевых действий) под управлением Карла Элиасберга . Для этого партитура представляется ночью в марте, затем группа переписчиков делает оркестровый материал перед началом репетиций. Члены оркестра получают дополнительные продовольственные пайки, в то время как дополнительные музыканты набираются из солдат, чтобы компенсировать отсутствие артистов, эвакуированных или погибших. [ исх.  желаемый] Во время концерта музыка Шостаковича, задуманная как психологическое оружие, транслируется по громкоговорителям по всему городу, чтобы ее услышали население и войска противника. Немецкая артиллерия попыталась помешать его выполнению, но к радости жителей Ленинграда была подавлена ​​советским контрбатарейным огнем.

Спустя некоторое время композитор выражает благодарность за интерес, проявленный к его симфонии:

Общественный и критический прием

Во время войны произведение оставалось очень популярным в СССР, как и среди западных союзников, как символ сопротивления России нацистскому захватчику. Сам композитор в своих Воспоминаниях писал  : «Я не мог не сочинить, это была война. Я должен был быть солидарен с народом, я хотел создать образ нашей страны в борьбе и увековечить его в музыке » . В сезоне 1942-1943 годов в него играли 62 раза на американском континенте ( США , Канада , Мексика , Аргентина , Уругвай , Перу ). Однако некоторые критики, кажется, озадачены очевидной жестокостью музыки. Таким образом, Вирджил Томсон пишет, что кажется, что оно написано для медлительных умов, не очень музыкантов и не очень внимательных.  «

После конфликта на Западе доминировало мнение об этой симфонии как о возмутительном произведении советской пропаганды. Лишь недавно Ленинградская симфония , как и остальные произведения Шостаковича, вновь обрела популярность и была описана как осуждение тоталитаризма , будь то нацистский или коммунистический, что Шостакович подтверждает своими словами: «Я не против того, что Ленинград. Но о блокаде Ленинграда и речи не идет. Это про Ленинград, который разрушил Сталин. И Гитлеру оставалось только покончить с этим. «

Следует отметить , что в СССР , то симфония п о  7 был один из немногих произведений Шостаковича , видимо , ценили от власти. Композитор получил за нее Сталинскую премию в 1942 году.

Мировое признание

Через четыре месяца после премьеры работа зазвучала в Новосибирске. Летом ее услышали жители Великобритании и США. Автор стал популярным. Людей со всего мира захватывала блокадная история создания 7 симфонии Шостаковича. За несколько первых месяцев более 60 раз звучала Ее первую трансляцию слушали более 20 миллионов людей этого континента.

Были и завистники, которые утверждали, что произведение не получило бы такой популярности, если бы не драма Ленинграда. Но, несмотря на это, даже самый смелый критик не решался заявить, что работа автора — бездарность.

Были изменения и на территории Советского Союза. Аса называли Бетховеном ХХ века. Мужчина получил Негативно отзывался о гении композитор С. Рахманинов, который говорил: «Всех артистов забыли, остался только Шостакович». Симфония 7 «Ленинградская», история создания которой стоит уважения, покорила сердца миллионов.

Техническое описание

  • Название: Симфония п о  7 до мажор, соч. 60

    Подзаголовок: Ленинград

  • Произведение: 1941 г.
  • Создание: 5 марта 1942 г. оркестра Большого театра Москвы под управлением Самуила Самосуда
  • Продолжительность: 75 минут

Оркестровка

Симфония составлена ​​для 3-х  флейт (две из которых двойные в стиле пикколо и альтовой флейты ), 2-х  гобоев , английского рожка , 2-х  кларнетов , небольшого кларнета , бас-кларнета , 2-х  фаготов , контрафагота , 8-ми  валторн. , 6  труб , 6  тромбонов , а туба , перкуссии (литавры, треугольник , малый барабан , бас — барабан , тарелки , дерево-блоки , ТАМ-ТАМ), ксилофон , 2  арфы , фортепиано и струнные (оценка предписывает минимум 16 первой скрипки , 14 вторых скрипок, 12  альтов , 10  виолончелей и 8  контрабасов ).

МУЗЫКА

Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шocтаковича

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) — выдающийся русский композитор XX в. На протяжении этого столетия дважды разыгрывались страшные трагедии — мировые войны. Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в победу добра и справедливости.

Шостакович начал писать музыку с девяти лет. Его первым сочинением, которое услышали родные и близкие, стала пьеса «Солдат». Шел 1915 год. Колонны солдат двигались по улицам Петрограда, отправляясь на фронты Первой мировой войны. Дима Шостакович не мог не высказаться о том, что волновало его самого и окружающих.

Д. Шостакович

Много позже, в 1941 г. Шостакович откликнулся на страшные события Второй мировой войны Симфонией № 7, посвяшенной блокадному Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом. «Седьмая симфония это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», — писал Шостакович.

Потрясаюшим фактом в судьбе Симфонии было то, что в августе 1942 г. ленинградцы нашли в себе силы исполнить ее в осажденном городе. В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и еше тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград. Симфонию сыграли в зале Филармонии. Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.

Спойте тему «Ленинградской» симфонии по нотам, а затем послушайте ее в записи. Какое название можно дать этой теме?

  • Какие особенности музыки создают ощущение настороженности, тревожного ожидания? Какую роль играет мерный рокот походного барабана, несмолкающая барабанная дробь? жесткие гармонии? пронзительный тембр флейты-пикколо? С нем можно сравнить сухую, отрывистую мелодию этой темы? Как она развивается? Как меняется звучание оркестра?
  • Как вы думаете, это первая тема в Симфонии или ей что-то должно предшествовать?

  • Спойте по нотной записи три мелодии — три темы 1-й части. Подумайте, как композитор выстраивает одну за другой темы симфонии,

  • Определите, с какой темы начинается эта Симфония, и проверьте, совпадает ли ваше представление с замыслом автора.

По словам самого Шостаковича, 1-я часть Симфонии № 7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила — война… Экспозиция 1-й части повествует о жизни людей, уверенных в себе и своем будущем. Это простая мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна… Через весь средний эпизод проходит тема войны…»

  • Спойте по нотной записи три мелодии — три темы 1-й части. Подумайте, как композитор выстраивает одну за другой темы симфонии.

  • Определите, с какой темы начинается эта Симфония, и проверьте, совпадает ли ваше представление с замыслом автора.

  • Послушайте первую тему 1-й части Симфонии № 7. Продирижируйте этой музыкой. Что 8ы можете сказать о герое Симфонии? Каков его харастер?

  • Какими средствами композитор достигает впечатления мужественной, уверенной поступи человека? Какие мелодические особенности этой темы вы можете отметить: она плавная, поступенная или размашистая, скачкообразная? Близка протяжной лирической песне или сродни запевам молодецких песен? Что вносит в характер звучания этой темы появление минора?

  • Послушайте вторую тему 1-й части Симфонии и продирижируйте ею. Как композитор передает ощущение «звучащей тишины»?

  • Послушайте завершение 1-й части Симфонии № 7, начиная с темы нашествия.

  • Как можно назвать тему, появляющуюся после «нашествия», а как — заключительный эпизод?

  • Спойте песни о войне. Составьте исполнительский план песен, подчеркивая особенности развития их образов.

Факты об авторе симфонии и история ее появления

Композитор героического произведения Дмитрий Шостакович жил и творил в XX столетии. Его музыка во многом отражала знаковые события прошлого века. Он попал в тенденции и стал родоначальником «новой музыки», композиторская техника которой вдохновила не одно поколение последователей.

Музыка присутствовала в жизни Шостаковича всегда. В 13 лет юный пианист уже поступил в консерваторию по классу фортепиано. Директором образовательного учреждения был Александр Глазунов, который выбил для талантливого студента стипендию и дополнительный паек. Хотя «модернизм», используемый Шостаковичем, мэтру не симпатизировал.

А непосредственным наставником Дмитрия Дмитриевича оказался зять Николая Римского-Корсакова Максимилиан Штейнберг, который и передал подопечному азы академической школы. Между тем музыкальные вкусы наставника и ученика не совпадали. Дмитрий тяготел к произведениям Модеста Мусоргского, Игоря Стравинского и Альбана Берга, которых в консерватории считали «ущербными».

Дмитрий оказался прилежным учеником. Чтобы прокормиться, Шостакович «халтурил» тапером на немых сеансах кино. Позднее «нэпманские» этюды плавно перекочевали в музыкальные произведения автора.

Дипломная работа Шостаковича, его Первая симфония, сразу же попала в яблочко и была принята публикой благосклонно, чего нельзя сказать об учителях. Дебютная работа принесла музыканту международную славу

Критики обратили внимание на почерк молодого дарования, в котором соседствовали гротеск и трагика

В 30-х в музыке Шостаковича наблюдается перелом. Произведения маэстро становятся самобытными, усиливается неоклассическое начало. Появляется знаменитая опера «Леди Макбет Мценского уезда», которая подверглась жесткой критике и названа «сумбурной». Власть недовольна композитором. Шостакович опасается за жизнь близких людей и реабилитируется в глазах властей Пятой симфонией. В 1937 году композитора пригласили преподавать в Ленинградскую консерваторию.

С таким жизненным багажом оказался музыкант на начало войны. Знающие маэстро лично отмечали невротизм композитора. В беседе Дмитрий Дмитриевич повторял фразу «так сказать», в речи был зациклен, что прикрывало душевную ранимость.

Первые месяцы войны Шостаковича оставили в Ленинграде. Композитор просился на фронт, но ему отказали. Шостакович стал рядовым бойцом противовоздушной обороны, а параллельно работал над Седьмой симфонией, первые ноты которой появились еще в середине 30-х.

Тогда маэстро сочинил вариации в жанре пассакальи, но тема без эмоциональной поддержки быстро утомила композитора. По задумке, произведение должно было повторить мелодическую конфигурацию, как у Мориса Равеля в «Болеро». Музыкальная динамика создавалась за счет сухого барабанного стука, который нарастал и демонстрировал страх.

Война заставила продолжить произведение, которое шло бы к победному финалу. По воспоминаниям самого музыканта, Седьмая симфония писалась быстрее. В сентябре 1941-го были готовы первые три части, что можно отнести к интересным фактам о Седьмой симфонии.

Шостакович сочинял с «адской скоростью», которую позднее назовут «творческой эйфорией». 3 сентября завершена первая часть, спустя две недели – вторая и еще через 12 дней – третья.

1 октября 1941 года Шостаковича эвакуируют в Москву. Работа приостановилась. С фронта поступали тревожные известия, друзей и коллег разбросало войной, победного настроения не было, а в столице паника, вызванная приближением оккупантов.

16 октября Шостаковича вновь эвакуируют, на этот раз в Куйбышев. Контрнаступление на московском направлении дало толчок завершить начатое. 27 декабря 1941-го Симфония № 7 была готова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: