использованная литература
- Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в открытом доступе : Россетти, Уильям Майкл (1911). « Анджелико, фра ». В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 6–8. Статья Россетти включает оценку всей работы с точки зрения прерафаэлитов.
- Худ, Уильям . Фра Анджелико в Сан-Марко . Издательство Йельского университета, 1993. ISBN 978-0-300-05734-8
- Моракиелло, Паоло. Фра Анджелико: Фрески Сан-Марко . Темза и Гудзон, 1990. ISBN 0-500-23729-8
- Фредерик Хартт . История итальянского искусства эпохи Возрождения , Темза и Гудзон, 1970. ISBN 0-500-23136-2
- Джорджио Вазари . Жития художников . впервые опубликовано в 1568 году. Классика пингвинов, 1965 год.
- Дональд Аттуотер. Пингвинский словарь святых . Справочники по пингвинам, 1965.
- Лучано Берти. Флоренция, город и его искусство. Bercocci, 1979.
- Вернер Кон. Il Beato Angelico e Battista di Biagio Sanguigni. Revista d’Arte, V, (1955): 207–221.
- Стефано Орланди. Беато Анджелико; Монография Storica della Vita e delle Opere con Un’Appendice di Nuovi Documenti Inediti. Флоренция: Leo S. Olschki Editore, 1964.
Творчество
Строгие порядки монастырей не мешали художнику творить. Напротив, он использовал стены своих келий и алтарные своды в качестве холста. По словам Вазари, первые картины Анджелико нанес на алтарь Чартерхауса — монастыря картезианцев во Флоренции, который не сохранился до наших дней.
В 1408–1418 годах Фра Анджелико состоял при доминиканском мужском монастыре Кортон (сейчас это церковь Святого Доминика в Тоскане) и писал фрески, значительная часть которых не дошла до наших дней. Пределла фьезольского алтаря хранится в Национальной галерее Лондона и является примером гениального таланта Анджелико. На фреске изображен Иисус в окружении 250 фигур.
В 1436 году Анджелико оказался в числе немногих монархов, которые переехали в новый доминиканский монастырь — Сан-Марко во Флоренции. Этот важный шаг растворил перед художником двери в эпоху Раннего Возрождения и привел к покровительству одного из самых богатых и влиятельных представителей городской власти — Козимо Медичи.
Вазари утверждает, что именно по настоянию Медичи монах занялся украшением храма. В те годы родились произведения, которые являются знаковыми для творчества Анджелико — «Благовещение», «Коронование Марии», «Распятие».
В 1439 году Фра Анджелико приступил к созданию одного из самых известных своих произведений — алтаря Сан-Марко. Работа велась до 1443 года. На алтаре изображен портрет Богородицы с младенцем. Она восседает на троне в окружении святых и ангелов. От многих других эту фреску отличает нетипичная для того времени симметрия.
Искусствоведы, однако, критикуют Анджелико за неверное использование масштаба. Богоматерь и младенец сидят на троне, отдаленно от зрителя, соответственно, их фигуры должны быть меньше остальных персонажей алтаря, а они равны. Искажение пропорций трактуется современниками как отсутствие благоговения перед святыми личностями.
Слухи о таланте Анджелико распространились по Италии, и в 1445 году правящий папа Евгений IV вызвал художника в Ватикан для росписи часовни при соборе Святого Петра (позже снесена другим папой римским, Павлом III). Блаженство, с которым Анджелико относился к работе и портретам Иисуса и Мадонны, убедило духовенство предложить художнику возглавить архиепархию Флоренции. Тот отказался.
Одной из последних известных фресок Анджелико считается «Оплакивание Христа».
Имя
Именем Анджелико художник обязан основоположнику современного искусствознания Джорджо Вазари, который в одном из своих знаменитых «Жизнеописаний», опубликованном в 1550 г., обрисовал, опираясь на ряд источников, светлый и возвышенный образ живописца, отмечая, что тот был «столь смиренен и кроток в своих поступках и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных». Потому биограф и назвал его «Ангельским» (итал. Angelico); благодаря ему Джованни да Фьезоле стал известен под именем Фра (брат, монах) Анджелико. Очень рано его стали называть Беато Анджелико, то есть Блаженным Анджелико, но Ватикан причислил его к лику блаженных только в 1983 году, более чем через 500 лет после смерти. Обряд беатификации совершил Иоанн Павел II; тем самым получило официальное признание давно уже ставшее привычным наименование «блаженный Фра Анджелико». В 1984 г. Беато Анджелико был канонизирован и стал считаться небесным покровителем художников.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Фра Анджелико: Небеса Земли, изд. Натаниэль Сильвер, Бостон: Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, 2018 г.
- Херардо де Симоне, Il Beato Angelico a Roma. Rinascita delle arti e Umanesimo cristiano nell’Urbe di Niccolò V e Leon Battista Alberti, Firenze, Olschki, 2017 (Fondazione Carlo Marchi, Studi, том 34)
- Сирил Герброн, фра Анджелико. Liturgie et mémoire (= Études Renaissantes , 18), Turnhout: Brepols Publishers, 2016. ISBN 978-2-503-56769-3 ;
- Херардо де Симоне, La bottega di un frate pittore: il Beato Angelico tra Fiesole, FIrenze e Roma, в «Revista Diálogos Mediterrânicos» (Куритиба, Бразилия), n. 8, 2015, ISSN 2237-6585, стр. 48-85 — http://www.dialogosmediterranicos.com.br/index.php/RevistaDM
- Херардо де Симоне, Фра Анджелико: перспективы исследования, пасы и будущее, в «Перспектива, ревю де л’ИНЬЯ. Актуальные исследования в истории искусства», 2013 — I, стр. 25-42
- Херардо де Симоне, Velut alter Iottus. Il Beato Angelico ei suoi «profeti trecenteschi» в «1492. Rivista della Fondazione Piero della Francesca », 2, 2009 (2010), стр. 41-66.
- Херардо де Симоне, L’Angelico di Pisa. Ricerche e ipotesi intorno al Redentore benedicente del Museo Nazionale di San Matteo, в «Polittico», Edizioni Plus — Pisa University Press, 5, 2008, стр. 5-35
- Херардо де Симоне, L’ultimo Angelico. Le «Meditationes» кардинала Торквемада и ciclo perduto nel chiostro di S. Maria sopra Minerva, в: «Ricerche di Storia dell’Arte» (Carocci Editore, Roma), 76, 2002, стр. 41-87
- Диди-Хуберман, Жорж . Фра Анджелико: Облик и фигура . University of Chicago Press, 1995. ISBN 0-226-14813-0 Обсуждение того, как Фра Анджелико бросил вызов натурализму эпохи Возрождения и разработал технику изображения «непонятных» теологических идей.
- Гилберт, Крейтон, Как Фра Анджелико и Синьорелли видели конец света , Penn State Press, 2002 ISBN 0-271-02140-3
- Спайк, Джон Т. Анджелико , Нью-Йорк, 1997.
- Супино, JB, Фра Анджелико , братья Алинари, Флоренция, без даты, из проекта Гутенберг
Личная жизнь
https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Паола Волкова. Мост над бездной. РАФАЭЛЬ САНТИ (https://www.youtube.com/watch?v=2efb7qALrFE)
Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту. Однако, множественные попытки женить молодого человека со стороны его покровителей ни к чему не приводили. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой.
Художник встретил девушку в саду Киджи (Chigi), когда искал образ для “Амура и Психеи”. Тридцатилетний Рафаэль Санти расписывал виллу Фарнезина (Villa Farnesina) в районе Трастевере в Риме, принадлежащую его богатому покровителю, а красота семнадцатилетней девушки как нельзя лучше подошла под этот образ.
Советуем посетить экскурсию: погружение в Трастевере
Отец девушки за 50 золотых разрешил дочке позировать художнику, а впоследствии за 3000 золотых он позволил Рафаэлю забрать её с собой. На протяжении шести лет молодые люди жили вместе, Маргарита не переставала вдохновлять своего почитателя на все новые шедевры, среди которых:
- “Сикстинская мадонна” (“Madonna Sistina”), Галерея старых мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), Дрезден (Dresden), Германия, 1514 г;.;
- “Донна Велата” (“La Velata”), Палатинская галерея (Galerie Palatine), Палаццо Питти (Palazzo Pitti), Флоренция, 1515 г.;
- “Форнарина” (“La Fornarina”), палаццо Барберини (Palazzo Barberini), Рим, 1519 г.;
После смерти Рафаэля юная Маргарита получила пожизненное содержание и дом. Но в 1520 г. девушка стала послушницей в монастыре, где впоследствии и умерла.
Фра Беато Анджелико (1387-1455)
Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico) (ок. 1387–1455) – знаменитый итальянский живописец раннего Возрождения.
В начале 15 в. в живописи Италии были еще сильны средневековые традиции, в то же время уже начинают формироваться новые принципы Ренессанса. Во Флоренции тогда одновременно существовали мастерские как позднеготических художников, так и тех, кто переходил на ренессансные позиции. К новатором относился Фра Беато Анджелико.
Его настоящее имя – Гвидо ди Пьетро (Guido di Piero), он был доминиканским монахом, получившим имя фра Джованни да Фьезоле (fra Giovanni di San Domenico di Fiesole) в монастыре Сан Доменико во Фьезоле. Впоследствии он был прозван Фра Беато Анджелико за добродетельную жизнь.
Художник родился в местечке Муджело близ маленького городка Виккио в Тоскане. Он поступил в монастырь между 1418 и 1421. Предполагают, что учителем его мог быть монастырский мастер миниатюр, в качестве учителя называют также живописца
Лоренцо Монако. Ранние работы художника близки к позднеготической миниатюре и отличаются не очень разработанным пространственным построением, тщательностью отделки деталей, удлиненностью и изогнутостью фигур, обилием золота, локальностью цвета. Его произведения проникнуты религиозным чувством, его образы поэтичны, далеки от сурового средневекового аскетизма. Известно, что перед тем, как начать новую работу, он молился.
Во второй половине 1445 папа Евгений IV (1431–1447) пригласил Фра Беато в Рим, в котором художник оставался в 1446–1447 и возвратился во Флоренцию в конце 1449 – начале 1450. В 1450–1452 он был настоятелем монастыря Сан Доменико во Фьезоле. В 1453 или 1454 он снова приезжает в Рим.
К ранним работам Фра Беато относится алтарь в церкви Сан Доменико Мадонна с младенцем на троне и святые Фома Аквинский, Варнава, Доминик и Петр Мученик (ок. 1424–1425, Фьезоле, церковь Сан Доменико), триптих Сан Пьетро Мартире (1428–1429, Флоренция, Музей Сан Марко) алтаря церкви Сан Пьетро Мартире во Флоренции, в центре которого показана Мадонна с Младенцем на троне, со святыми с двух сторон от нее.
Центральная часть ныне разрозненного полиптиха Мадонна с младенцем (ок. 1430, Флоренция, Музей Сан Марко) говорит об изменениях в творчестве мастера. Они были связаны с трактовкой пространства, со светотеневой моделировкой фигур, их видно в смягчении линии складок плаща Мадонны, в деталировке изображения трона.
В верхней части композиции картины Страшный суд (ок. 1430–1433, Флоренция, Музей Сан Марко) изображен Христос-судия в окружении ангелов, с двух сторон от него восседают Мадонна и Иоанн Креститель. Внизу, по бокам показаны Рай и Ад, в центре открытые могилы. Фра Беато пытался воспользоваться линейной перспективой, но ему не удалось выдержать пространственный принцип во всех частях композиции: в картине отсутствует ощущение единого пространства, построение подчинено средневековой иконографической схеме. Но уже ощущается ренессансное чувство реальности и красоты мира.
Шедевром Фра Беато Анджелико является Благовещение (ок. 1432–1433, Кортона, Музео Диочезано), написанное для церкви Сан Доменико в Кортоне. Сцена происходит в галерее с аркадой, образованной изящными колоннами. Мария, благоговейно скрестив руки на груди, слушает слова склонившегося перед ней Архангела Гавриила. Над головой Марии летит золотой голубь – воплощение Духа Святого. Слева – сад с изящно прописанными цветами, пальмой и другими растениями. В глубине сада видна сцена изгнания из Рая. Алтарь весь пропитан нежными красками и изящными линиями, подчеркнуто плавными движениями героев, тончайшей детализацией в написании одеяний, фрагментов интерьера и архитектуры, сиянием золота в нимбах.
Интересные факты
https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafcVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: В Пушкинском музее выставлены работы Рафаэля Санти (https://www.youtube.com/watch?v=ty0S5xYQafc)
- Джованни Санти настоял на том, чтобы новорожденного Рафаэля мать выкармливала сама, не прибегая к помощи кормилицы.
- До наших дней дошло примерно четыреста рисунков маэстро, среди которых имеются наброски и изображения потерянных картин.
- Удивительная доброта и душевная щедрость художника проявлялась не только по отношению к близким людям. Рафаэль всю жизнь заботился как сын об одном бедном ученом, переводчике Гиппократа на латынь, – Рабио Кальве (Rabio Calve). Ученый муж был настолько же свят, насколько и учен, поэтому не скопил себе состояния и жил скромно.
- В монарстырских записях Mаргарита Лути была обозначена как “вдова Рафаэля”. Помимо этого, исследуя наслоения краски на картине “Форнарина”, реставраторы обнаружили под ними рубиновое кольцо, возможно, обручальное. Жемчужное украшение в волосах “Форнарины” и “Донны Велаты” также свидетельствует о замужестве.
- Болезненное голубоватое пятно на груди “Форнарины” дает основание предполагать, что у женщины был рак груди.
- В 2020 г. исполнится 500 лет со дня смерти гениального художника. В 2016 г. впервые в России прошла выставка Рафаэля Санти в Москве, в ГМИИ имени Пушкина. На выставке под названием “Рафаэль. Поэзия образа” было представлено 8 картин и 3 графических рисунка, собранных из различных музеев Италии.
- Детям Рафаэль (он же Раф) знаком, как один из “Черепашек ниндзя” в одноименном мультике, который владеет колющим клинковым оружием – сай, внешне похожее на трезубец.
Анжелико, Фра Беато.
Хорошим примером искусства, близкого к этим “первым примитивам”, может служить только Мадонна “блаженного” монаха Анжелико из Фиезоле (1387 — 1455) с предстоящими святыми Домиником и Фомой Аквинским.
Фра Беато Анджелико. Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским. 1424 — 1430.
Тихая, слегка грустная нежность струится от этого монастырского образа (вывезенного в 1882 из доминиканского монастыря в Фиезоле) , в особенности из несказанно доброго и чистого лика Пресвятой Девы и из серых, однотонных красок. Фра Беато поступил в орден св. Доминика и не пожелал идти следом за св. Франциском, к сущности которого он был так близок. Но произошло это потому, что уже в первые 150 лет своего существования францисканское монашество успело развратиться и забыть заветы своего основателя, а, с другой стороны, дух св. Франциска за это время проник во многие другие обители и пленил все пламенные души, за какими рясами они бы ни скрывались. Как раз флорентийские доминиканцы (и среди них такой крупный церковный деятель, как Дж. Доменичи), оставаясь верными основным принципам своего ордена, были в то же время лучшими из продолжателей святого дела Франциска.
Но если эрмитажная фреска фра Беато — прекрасный пример того одухотворения благодатью, той любовной смиренности, которыми ознаменована первая эпоха Возрождения, то для характеристики того десятилетия, в которое она написана (около 1425), она уже не годится. Среди яркого, ликующего творчества, которым ознаменовано это время, подобные картины являлись пережитками былого. В самом фра Беато боролись два начала: светское и монастырское. Он с одинаковым рвением писал как Голгофу, так и небесные празднества, скорбные одежды монахов и переливающиеся крылья ангелов, ужасающую тьму ада и радостную лазурь неба, но, пожалуй, и он писал второе с большим увлечением, и в этом сказалась его принадлежность к XV веку, к жизнерадостному кватроченто, окончательно вырвавшемуся из мрака средневековья. Фра Беато последний из великих чисто церковных художников, последний “святой” живописец, но он и дитя своего времени, цветущей роскошной Флоренции. Не надо забывать, что его учеником был совершенно светский Гоццоли, великий любитель модных нарядов, торжественных выездов и грандиозной архитектуры.
Мы должны пропустить всех великих художников первой половины XV века, не представленных в Эрмитаже: Кастаньо, Мазаччио, Филиппе Липпи, Пьеро деи Франчески, и перешагнуть прямо к временам Лоренцо Великолепного (1448 — 1492) без единого примера для тех фазисов развития, которые прошла история живописи за эти десятилетия.
Известные работы
Благовещение, около 1450. Фреска, 230*297 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Простота композиции фрески символизирует целомудренную жизнь Христа. Сидящая на табурете Дева Мария смиренно внимает благой вести, принесенной ангелом. Сад, окруженный забором, говорит о чистоте и непорочности Девы, которой суждено стать матерью Иисуса. Грациозные фигуры, отсутствие световых контрастов и скромность убранства помещения создают поэтическое и возвышенное настроение.
Мадонна с младенцем и святыми, 1424–1430. Дерево, темпера, 212*237 см. Сан Доменико, Фьезоле.
Это произведение знаменует переход от полиптиха к новому типу композиции в теме Мадонны со святыми — Святому собеседованию. На смену полиптихам, разделенным тяжелыми резными рамами, пришла алтарная картина, композиция которой подчинена единому внутреннему ритму. В центре мы видим трон, на котором сидит Мадонна, в арках стоят святые Фома, Варнава, Доминик и Петр Мученик. Золотой фон заменен пейзажем на дальнем плане.
Страшный суд, около 1433. Дерево, темпера, 105*210 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.
Картина предназначалась для украшения кафедры священника. В ней прослеживается влияние Мазаччо. Художник стремился к четкости композиции и передаче пространственности: уходящее вдаль кладбище делит произведение на две части. Слева изображены праведники в раю, справа — грешники, гонимые в ад, в центре — Христос в образе Судьи. Вокруг Него мы видим ангелов, Деву Марию, Иоанна Крестителя и пророков.
Положение во гроб, около 1440. Дерево, темпера, 38*46 см. Старая пинакотека, Мюнхен.
Первоначально икона находилась в соборе Сан Марко под изображением сцены Распятия, и символизирует Евхаристию, так как ранние христиане отождествляли Гроб Господень с сосудом, в котором готовится Святое причастие. То же значение имеет тело Христа. Строгость композиции не лишает икону искреннего живого чувства, что обусловлено легкой асимметричностью и благоговейными жестами Девы Марии и апостола Иоанна.
Мадонна с младенцем, ангелами и святыми, около 1440. Дерево, масло, 220*227 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция. Икона написана для верхнего алтаря собора Сан Марко и посвящена как заказчику произведения — Козьмо Медичи (1389–1464), так и монахам-доминиканцам, которым принадлежал собор. На ней также изображены все небесные покровители семейства Медичи. Открытое Евангелие от Марка свидетельствует об обете бедности, приносимом членами ордена. Необычен прямоугольный формат полотна, благодаря которому стал возможен отказ от алтарной композиции, состоящей из многих частей, а также центральная перспектива.
Коронование Марии, около 1433. Дерево, темпера, 209*206 см Лувр, Париж. В итальянском искусстве XIV–XVI века этот сюжет был довольно распространен и чаще всего украшал центральные иконы алтарей. Дева Мария стоит на коленях перед Христом. Помимо идеи прославления Богоматери, здесь присутствует мотив ее заступничества пред Всевышним за род человеческий. Это одно из первых произведений, в котором фигуры на переднем плане обращены к зрителю спиной, словно вовлекая его в происходящее.
Преображение, около 1441. Фреска, 181*152 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция. В наше время фреска находится в одной из келий монастыря и свидетельствует как о высокой духовности Фра Анджелико, так и о самобытности его стиля. Глазам пораженных апостолов в сияющем ореоле предстает Спаситель с пророками Моисеем и Илией. На фреске изображены только их лица. Выразительные жесты апостолов оживляют строгую композицию. Библейская тема расширена присутствием двух святых.
Снятие с креста, около 1430–1440. Дерево, темпера, 185*176 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция. Работа над иконой, заказанной семейством Строцци для церкви Санта Тринита во Флоренции, была начата Лоренцо Монако, который успел расписать поля фронтонов, и завершена Фра Анджелико. Оформление дальнего плана свидетельствует о том, что он был одним из выдающихся пейзажистов XV века. Благодаря реалистичному изображению пространства и упрощенным архитектурным формам, икона может по праву считаться одним из ключевых произведений раннего Возрождения.
Табернакль, 1433. Дерево, темпера, 233*133 см. Музей монастыря Сан Марко, Флоренция.Живописная часть табернакля (дароносицы) была выполнена Фра Анджелико для гильдии торговцев льном, мраморный корпус был сделан Лоренцо Гиберти (около 1380–1433). Золотой фон позади Девы Марии и младенца Христа олицетворяет свет истины, идущий от Бога. Ниспадающий занавес является новаторским элементом и, по-видимому, символизирует Святое Писание — самое сокровенное в христианстве. На боковых иконах изображены святые Марк и Иоанн Креститель.