Джорджоне

Спящая Венера Джорджоне

Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности.

Это трудно представить, но в начале XVI века образ Венеры не был на вершине популярности и не изображался в сотнях вариаций разными мастерами

Несомненно, Сандро Боттичелли привлёк внимание к этой богине, написав в 1486 году картину «Рождение Венеры». Но тогда прекрасная мифическая девушка лишь начинала покорять человеческие сердца, которым так свойственно стремление к красоте

Итак, загадочный мастер эпохи Возрождения Джорджоне в 1510 году запечатлел на своём полотне Венеру, спящую на лугу в вечерний час. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Фигура девушки кажется совершенной, законченной, существующей в полной гармонии с пейзажем венецианской деревушки, написанной на заднем плане картины. Плавные линии тела Венеры словно повторяют изгибы зелёных холмов и покатых крыш небольших домиков, едва виднеющуюся гладь синеватого озера и очертания листьев на деревьях. Нежный цвет пышных волос богини не контрастирует с природой, а становится её частью, находясь в единой цветовой гамме с земляным валом. Всё это говорит о том, что она не оторвана от реального мира, а является воплощением идеала, существующего в действительности.

Джорджоне будто говорит зрителям, что его богиня – не холодный и едва мерцающий на горизонте миф, а собирательный образ земной женщины. Фигура Венеры светится теплотой, знакомой каждому человеку. Взглянув на прекрасную девушку с полотна Джорджоне, зритель не испытывает отчаяния из-за её недостижимости, а начинает замечать черты прекрасного в женщинах, живущих в одном измерении с ним.

Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. На его полотне женщина, не прикрытая одеждой, не стесняется этого, не олицетворяет греховности и не находится в шаге от морального падения. Она спит, а сон – это состояние, когда человек наиболее близок к Богу, способен к чистому созерцанию собственного внутреннего мира и высшего начала. На спящего человека не оказывают прямого воздействия никакие трагедии материальной действительности. Вот почему Венера выглядит столь невозмутимой и спокойной, отдыхая телом и душой и не ведая своей наготы, как это было много столетий назад.

Как и многие другие картины XVI века, «Спящая Венера» окутана тайной. Нет сомнений в том, что фигура богини написана самим Джорджоне, но вот фон, небо и одежду, на которой она лежит, приписывают кисти Тициана. Еще он нарисовал у ног Венеры Купидона, но божество любви с годами «скрылось» от любопытных глаз зрителей, и теперь его можно увидеть только с помощью инфракрасной съёмки.

Дальше – больше. Прошло время, были проведены специальные исследования, в ходе которых учёные обнаружили на холсте руку третьего творца. Кто был художником, приложившим свою кисть к созданию шедевра — это не определено и по сей день.

Нельзя игнорировать наличие на полотне Купидона со стрелами в руке и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер. Это может свидетельствовать о том, что существует разница между первоначальным замыслом автора и тем, что зритель видит в окончательной версии картины. Взгляды на сюжет двух великих мастеров — Джорджоне и Тициана — могли существенно различаться. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».

Жизнь

То немногое, что известно о жизни Джорджоне, дано в книге Джорджо Вазари « Жизни выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» . Он приехал из небольшого городка Кастельфранко Венето , в 40 км от Венеции. Его имя иногда появляется как Зорцо ; вариант Джорджоне (или Зорзон ) можно перевести как «Большой Джордж». Неясно, как рано в детстве он уехал в Венецию, но стилистические данные подтверждают заявление Карло Ридольфи о том, что он проходил там свое обучение у Джованни Беллини ; там он поселился и стал известным мастером.

Современные документы свидетельствуют о том, что его талант был признан рано. В 1500 году, когда ему было за двадцать, его выбрали для написания портретов дожа Агостино Барбариго и кондотьера Консальво Ферранте. В 1504 году ему было поручено написать алтарь в память о другом кондотьера, Маттео Костанцо, в соборе своего родного города Кастельфранко. В 1507 году по распоряжению Совета десяти он получил частичную оплату за картину (тема неизвестна), над которой он работал для Зала аудиенций во Дворце дожей . С 1507 по 1508 год он работал вместе с другими художниками своего поколения, чтобы украсить фресками внешнюю часть недавно перестроенного Fondaco dei Tedeschi (или Зала немецких купцов) в Венеции, уже проделав аналогичную работу над экстерьером Casa Soranzo. , Каса Гримани алли Серви и другие венецианские дворцы. Очень немногое из этой работы сейчас сохранилось.

Лаура (1506 г.), Художественно-исторический музей , Вена , Австрия.

Вазари упоминает о своей встрече с Леонардо да Винчи по случаю визита тосканского мастера в Венецию в 1500 году. Все отчеты сходятся в представлении Джорджоне как человека выдающегося и романтического обаяния, великого любовника и музыканта, способного выразить в своем искусстве чувственная и образная грация, тронутая поэтической меланхолией, венецианского бытия его времени. Они также представляют его как автора венецианской живописи, аналогичного тому, что сделал в тосканской живописи Леонардо более двадцати лет назад; то есть как освобождение искусства от последних оков архаической жесткости и предоставление ему полной свободы и полного владения средствами.

Он был очень тесно связан с Тицианом ; в то время как Вазари говорит, что Джорджоне был учителем Тициана, Ридольфи говорит, что они оба были учениками Джованни Беллини и жили в его доме. Они вместе работали над фресками Fondaco dei Tedeschi, и Тициан закончил по крайней мере некоторые картины Джорджоне после его смерти, хотя какие из них остаются очень спорными.

Джорджоне также представил новый круг предметов. Помимо алтарей и портретов, он писал картины, которые не рассказывали истории, будь то библейские или классические, или, если они якобы рассказывали историю, пренебрегали действием и просто воплощали в форме и цвете лирические или романтические настроения, как музыкант мог бы их воплотить. в звуках. Создавая новаторские идеи с мужеством и блаженством гения, он какое-то время оказывал огромное влияние на своих современников и непосредственных преемников венецианской школы, включая Тициана , Себастьяно дель Пьомбо , Пальма иль Веккьо , иль Кариани , Джулио Кампаньола (и его брат). и даже о его уже именитом мастере Джованни Беллини. На венецианской материковой части Джорджионизм сильно повлиял на Морто да Фельтре , Доменико Каприоло и Доменико Манчини .

Джорджоне умер от бушующей тогда чумы 17 сентября 1510 года. Обычно считалось, что он умер и был похоронен на острове Повелья в венецианской лагуне, но архивный документ, впервые опубликованный в 2011 году, указывает на его смерть. на острове Лаццарето Нуово; оба использовались как места карантина во время чумы. Октябрь 1510 года также является датой письма Изабеллы д’Эсте венецианскому другу; просят его купить картину Джорджоне; письмо показывает, что она знала, что он уже мертв. Примечательно, что месяц спустя в ответе говорилось, что картину нельзя было продавать ни за какие деньги.

Его имя и работа продолжают очаровывать потомков. Но идентифицировать и определить среди реликвий его возраста и школы, что именно представляет собой эта работа, и отличить ее от аналогичных работ других людей, которых вдохновляло его влияние, — очень трудное дело. Хотя больше нет сторонников «Пан Джорджионизма», который столетие назад утверждал для Джорджоне почти все картины того времени, которые хоть как-то напоминали его манеру, все еще, как и тогда, есть исключительные критики, которые сокращают список до полдюжины. сохранившихся картин, которые, как они признают, принадлежат этому художнику.

2. Сюжет

Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.

Античная «Венера Урания», на которую мог ориентироваться Джорджоне

Выбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.

Джорджоне — биография и картины

   Джорджо Барбарелли да Кастельфранко по прозвищу Джорджоне родился в 1478 году. Его творчество было высоко оценено потомками, Джорджоне считается одним из самых значительных фигур в искусстве эпохи Высокого итальянского Возрождения. Он относится к лучшим представителям венецианской школы живописи.

   Биография мастера известна не полностью, информации сохранилось немного, даже неизвестна точная дата его рождения. Историки установили, что родным городом его был Кастельфранко-Венето поблизости от Венеции, по названию этого города художник и получил свою фамилию. Еще юношей Джорджоне стал учеником знаменитого Джованни Беллини в Венеции.

Этот город тогда был крупным политическим, торговым центром. В нем активно развивались и поддерживались различные искусства и ремесла.

   Первой картиной, выполненной художником полностью самостоятельно, стало полотно «Христос, несущий крест», созданное в 1497 году. Через три года ему довелось повстречаться с великим Леонардо да Винчи (по сохранившимся записям Вазари). Еще через 4 года он написал «Мадонну Кастельфранко» — алтарный образ в часовне Св. Георгия в городском соборе.

   Это большое полотно единственное, написанное мастером для церкви. Оно же единственное, не вызывающее сомнения в авторстве Джорджоне. Все остальные картины могут быть выполнены им в соавторстве с учениками.

Также путаницу в атрибуцию полотен вносит тот факт, что мастеру подражало и следовало множество художников той эпохи, включая таких крупных, как Тициан, который после безвременной кончины Джорджоне закончил некоторые его недописанные полотна.

   За свою недолгую жизнь художник создал несколько произведений, которые существеннейшим образом повлияли на искусство того времени. Среди них «Юдифь» с оригинальной трактовкой библейского сюжета, «Буря», «Три философа», «Лаура», «Спящая Венера», «Гроза», «Читающая мадонна» и многие другие.    Характерной особенностью живописи Джорджоне, которую успешно переняли другие художники Возрождения, является трепетное отношение к изображению пейзажа

У него он не просто выступает фоном для фигур, а является важной частью самой картины. Пейзажу посвящено много внимания, его детали отлично выписаны и дополняют полотно, делают его законченным и выразительным.    Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов

В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.    Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы.    Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок.    Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше

   Характерной особенностью полотен Джорджоне является предельная четкость изображения при идеальном единстве всех элементов. В его работах это достигается использованием тончайшей игры цвета и светотени, благодаря чему полотно насыщается воздухом и получает объем, пространственную глубину.    Как и все художники этой эпохи, он использовал геометрические мотивы для создания своих работ. Они отражались в проработке композиции, использовании перспективы, архитектурных деталей. Все это органично связывает человека с окружающим пространством, делая его частью природы.    Картины мастера наполнены цветом и светом, но они не раздражают взгляд излишней пестротой, потому что все тона гармонично подобраны и не вступают друг с другом в конфронтацию. Полотна всегда выглядят естественно и деликатно даже при использовании большого количества насыщенных, интенсивных красок.    Влияние Джорджоне на живопись его современников и последователей трудно переоценить. Хотя он прожил всего лишь около 33 лет, сделать мастер успел намного больше, чем иные живописцы, прожившие намного дольше.

   Жизнь художника оборвалась в конце 1510 года во время эпидемии чумы. Мир потерял великий талант, который мог бы достигнуть невероятных вершин в своем творчестве.

дальнейшее чтение

  • Дэвид Алан Браун и Сильвия Ферино-Пагден, Беллини · Джорджоне · Тициан и Возрождение венецианской живописи , Нью-Хейвен, Коннектикут: Yale University Press, 2006 (сопровождение выставки в Национальной галерее искусств, Вашингтон, и Художественно-историческом музее, Вена ).
  • Полное собрание картин Джорджоне . Введение Сесил Гулд. Записки Пьетро Зампетти. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. 1968 г.
  • Джорджоне. Atti del Convegno internazionale di studio per il quinto centenario della nascita (Кастельфранко Венето, 1978) , Кастельфранко Венето, 1979.
  • Том Николс, Двусмысленность Джорджоне , Лондон, Великобритания: Reaktion Books, 2020.
  • Сильвия Ферино-Пагден, Джорджоне: Mythos und Enigma , Ausst. Кэт. Художественно-исторический музей Вены, Вена, 2004 г. (в переводе « Джорджоне: миф и загадка» , Милан, Италия: Skira, 2004 г.).
  • Сильвия Ферино-Пагден (Hg.), Джорджоне энмитизиерт , Turnhout, Brepols, 2008.
  • Англауб, Джонатан, «Концерт Champêtre: кризисы истории и пределы пастырского». Арион , т. 5, вып. 1 (Весна — Лето, 1997 г.): 46–96.

Примечания

  1. 12 L’Humanité (фр.) — 1999. — ISSN 0242-6870
  2. идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  3. 12 Honoré Daumier
  4. 12Lavigne H. état civil d’artistes français (фр.) — Paris: 1881. — P. 162.
  5. Honoré Daumier (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  6. artist list of the National Museum of Sweden — 2020.
  7. Яковлева Т. Ю. Становление литературно-художественной журналистики Франции XIX века. Художественная критика Шарля Бодлера(неопр.) . 19v-euro-lit.niv.ru. Дата обращения 20 февраля 2020.
  8. Известный художник Оноре Домье, которого всегда осаждали посетители…
  9. Daumier’s Law (1992) — IMDb

Детство и юность

Биография загадочного художника, отдаленная веками, содержит мало достоверных фактов, и зачастую они легко подменяются домыслами. Итальянские искусствоведы, говоря о Джорджоне, называли того скорее мифом, нежели человеком.

Автопортрет Джорджоне / Web Gallery of Art

Даже о фактах, связанных с рождением будущего мастера живописи, нельзя говорить однозначно. Первые попытки его жизнеописания восходят к 16-му веку, и согласно, им Джорджо родился неподалеку от Венеции, в городке Кастельфранко-Венето, в 1477 или 1478 годах.

Ни один источник не рассказывает о юных годах художниках и о времени, когда тот решился покинуть родной город. Известно, что в Венецию живописец приехал молодым и уже в 1493 году поступил на обучение к известному мастеру Джованни Беллини.

Здесь он обретает внимание к цвету и деталям, сосредоточившись на искусстве пейзажа. Историки полагают, что, закончив учиться, Джорджоне вернулся в Кастельфранко-Венето, где в сотрудничестве с местными художниками занимался оформлением фасадов и интерьеров, работая в технике фрески

Искусствоведы 16–17 веков перечисляют много фресок Джорджоне, но к настоящему времени сохранилась только одна работа — фрагмент фасада Фондако деи Тедески, который хранится в галерее Франкетти в Венеции. Фреска выполнена совместно с Тицианом, который также был учеником Джованни Беллини. Творчество обоих художников крепко связано.

Личная жизнь

Глядя на полотна Джорджоне, легко представить его как человека, обладающего высокой чувственностью и романтическим очарованием. Известно, что мужчина был высок ростом и за это получил свое прозвище, которое можно перевести как Большой Джорджо.

Вместе с тем толкование имени неразрывно связывают с величием духа и мастерства художника. О личной жизни живописца ничего не известно: тот не оставил после себя писем или записок. Однако его картины полны мечтательного томления, грации и лирики, что косвенно свидетельствует о том, что молодой гений знал толк в любви.

Джорджоне входил в круг юных патрициев, стремящихся превратить мир в “сад веселья”. Он был всесторонне одарен, умел музицировать на лютне и имел дар импровизации.

Биография

Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 году за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключён в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.

«Груши». Карикатура на Луи-Филиппа (1831)

Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature

Шарля Филипона. Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем, едкой насмешки. Впоследствии сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале«Charivari» . Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).

За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.

Шахматисты. Между 1863 и 1867

Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851), «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.

Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок — это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нём нет ничего от механических навыков художника, успевшего „набить себе руку“».

Был похоронен на кладбище Вальмондуа, позже перезахоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез.

использованная литература

  1. Гулд, 102-3. В первом издании Вазари указан 1477 год, во втором 1478 год. Документальных подтверждений нет и Вазари ошибается на год в дате смерти, которая известна.
  2. Джорджо Вазари; Жизни лучших итальянских архитекторов, живописцев и скульпторов от Чимабуэ до наших дней ( «Le vite de’piru eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a’ tempi nostri» ); Флоренция: издание Лоренцо Торрентино, 1550 г.
  3. Католическая энциклопедия ; ;
  4. ;
  5. Пресс-релиз, 2011 , The Burlington Magazine ; Проблема с тремя трубами Архив от 3 мая 2014 г. в Wayback Machine .; Журнал искусств (на итальянском языке)
  6. Жаргон историка искусства JSTOR
  7. Тереза ​​Пиньяти и Джейн Мартино (редактор), Венецианский гений, 1500–1600 , стр. 29–30, 1983, Королевская академия художеств, Лондон.
  8. «Буря» (неопр .) . Web.archive.org. Архивировано из оригинала 9 февраля 2007 года . Проверено 27 мая 2013 г.
  9. ^ «Британика 2006» . Британника.com . Проверено 27 мая 2013 г.
  10. Браун Д.А., Ферино Пагден С., Андерсон Дж. и Берри Б.Х. (2006). Беллини, Джорджоне, Тициан и Ренессанс венецианской живописи . Вашингтон: Национальная художественная галерея. ISBN 0-300-11677-2 стр. 42
  11. . ВВ. АА. (2012). Венецианская модель в западной живописи, с. 24 . Р. Арес. ISBN  978-84-9961-061-0 .
  12. Шарль Хоуп и Джейн Мартино (редактор), The Genius of Venice, 1500-1600 , 1983, с. 35, Королевская академия художеств, Лондон
  13. Сесил Гулд , Итальянские школы шестнадцатого века, каталог Национальной галереи Лондона, 1975, с. 107, ISBN 0-947645-22-5
  14. «ЭБ онлайн» (неопр .) . Британника.com . Проверено 27 мая 2013 г.
  15. Вена, иллюстрация ниже . Описан в 2007 году как «редкий пример картины, которую до сих пор широко приписывают Джорджоне» в Люси Уитакер, Мартине Клейтоне, «Искусство Италии в Королевской коллекции»; Ренессанс и барокко , стр. 185, публикации Королевской коллекции, 2007, ISBN 978-1-902163-29-1 .
  16. С официального сайта Лувра . Архивировано 28 июня 2009 г., в Wayback Machine . В старых произведениях его часто называют Fête Champêtre (что означает «пикник»).
  17. Чарльз Хоуп и Дэвид Яффе (редактор), Тициан , The National Gallery Company/Yale, p.12, Londres 2003, ISBN 1-85709-903-6
  18. Чарльз Хоуп и Дэвид Джаффе (редактор), Тициан , The National Gallery Company/Yale, p.14, Londres 2003, ISBN 1-85709-903-6
  19. Внесен в список «Джорджоне (?)» в каталоге Prado 1996 года, что указывает на дебаты, но в 2007 году в галерее он считается Тицианом. См. Музей Прадо, Каталог картин , 1996, стр. 129, Министерство образования и культуры, Мадрид, № ISBN.
  20. Hope in ed Jaffé, Titian , 2003, op cit., p.14. Фрэнсис Ричардсон, написавший статью-каталог для картины Прадо (№ 34) в: Джейн Мартино (изд.), Венецианский гений, 1500-1600 , 1983, Королевская академия художеств, Лондон, после рассмотрения Манчини можно быть довольным приписать картину Тициану. Предложение Манчини исходит из немецкой статьи Дж. Уайльда 1933 года: «Die Probleme um Domenico Mancini», JKSW.
  21. Джон Диксон Хант (редактор), Пасторальный пейзаж , Национальная художественная галерея, Вашингтон, 1992, стр. 146-7, ISBN 0-89468-181-8
  22. «его работы … в целом не очень» в « Итальянских художниках эпохи Возрождения » , 1952 г. (много изданий). В последнем (1957 г.) издании своих « Списков » Беренсон изменил свое мнение и перечислил три великих «Аллендейлских» произведения как произведения Джорджоне — см. Gould op cit p.105.
  23. См. Обзор Art Journal о крупной выставке в Париже в 1993 году, включая некоторые дополнения Балларина к корпусу Венди Стедман Шеард.
  24. Дэвид Розанд, Живопись в Венеции шестнадцатого века , 2-е издание, 1997, с. 186, нет. 74; Издательство Кембриджского университета , ISBN 0-521-56568-5 Некоторые из более ранних атрибуций Балларина см. В предыдущем примечании.

Джорджоне (Джорджо Барбарелли), Изображений: 24

Когда в 1772 году в составе парижской коллекции Кроза картина была приобретена для Эрмитажа, считалось, что создал её Рафаэль. Кому же ещё, как не самому знаменитому художнику Возрождения, можно приписать столь прекрасное творение. До сих пор творчество создателя «Юдифи» не полностью изучено.

Женщина, изображённая на картине Джорджоне, похожа на античную Венеру. От средневековой статуи легкий наклон тела, напоминающий латинскую букву S. Так же, чуть улыбаясь, держа в руке атрибуты, которые должны раскрыть смысл изображения, стояли у стен и порталов готических соборов каменные скульптуры, олицетворяющие добродетели или пороки. Но её безупречная красота напоминает богиню Олимпа.

По сведениям Д. Вазари, он умер в 1510 г, во время очередной эпидемии чумы, в возрасте 32-33 лет. Кто обучал его живописи, как складывалась судьба художника – неизвестно.

Не известно и точное количество его работ. Некоторые учёные считают, что он написал не менее 60 картин, другие, что не более четырёх-шести.

Но исследователи уже не сомневаются в том, что «Юдифь» принадлежит кисти Джорджоне.

Венеция, которую называли «Жемчужиной Адриатики» в конце XV – начале XVI века, была могущественной республикой. Она имела большой флот и вела оживленную торговлю. Выгодное географическое положение способствовало усилению её могущества и богатства.

Жители Венеции не возлагали слишком больших надежд на «царствие божье», обещанное церковью после смерти. Они ценили своё пребывание на земле и заботились о процветании родного города.

Героический сюжет «Юдифи» созвучен тому времени. Обычно художники и скульпторы изображали Юдифь в момент убийства Олоферна, или когда она возвращалась из лагеря врагов, а девушка, следовавшая поодаль, несла голову. Но у Джорджоне она совершенно спокойна и пребывает в задумчивости.

Некоторые известные учёные-реставраторы утверждают, что Джорджоне придал свои черты Олоферну.

Кажется естественным, что в природе с таким неповторимо радостным обликом должны были рождаться художники, у которых чувство цвета было в крови. Венеция подарила миру величайших живописцев: Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, но первым среди них по времени был Джорджоне. Именно он осознал тесное взаимодействие цвета и света.

Красное – не всегда красное. В зависимости от того, как распределяется свет на платье Юдифи, оно кажется то нежно-розовым, то винно-вишневым там, где в складках залегают глубокие тени.

Полированная сталь меча также неоднородна по цвету: на ней вспыхивают розовые отсветы от соприкосновения с тканью платья или ложатся зеленовато-серые отблески там, где острие меча, воткнутое в землю, соседствует с травой и гравием.

Увидеть и передать цветные тени – великое завоевание живописи!

Поэтическая недосказанность произведений Джоржоне будоражит фантазию, настраивает на эмоциональный лад, который часто достигается музыкой или поэзией.

Ещё Вазари упоминал, что современники ценили Джорджоне не только как художника, но и как музыканта. Музыка постоянно присутствует в картинах Джорджоне. Он любил изображать концерты. Но даже там, где в руках персонажей нет ни нот, ни инструментов, живет музыка. В «Юдифи» мелодичность создается красотой форм, цвета пейзажа.

В 1972 году была окончена реставрация «Юдифи». Под старым лаком открылась первоначальная цветовая гамма. Выявились детали, скрытые поздними записями, плющ на стене, кустики растений. Оказалось, что на втором плане изображён не голубой залив, а зеленая равнина.

Удалось установить первоначальное назначение произведения. Основой «Юдифи» служила когда-то деревянная доска. В XIX веке картину перевели с дерева на холст. Сбоку на доске имелись петли, значит, картина являлась створкой алтаря.

Рентген показал, что на поверхности картины есть квадратная вставка, сделанная на месте старой замочной скважины. Узкий формат картины (144 х 65, 5), петли говорят о том, что изображение украшало дверцу шкафа.

Во времена Джорджоне живопись перестает быть достоянием только церквей и становится частью светского интерьера. В этом тоже проявляются новые веяния эпохи Возрождения.

Только в конце XIX в. удалось установить имя подлинного создателя «Юдифи» – Джорджоне. И Эрмитаж стал одним из немногих музеев мира, которые обладают двумя произведениями замечательного венецианского мастера: кроме «Юдифи» в Эрмитаже находится ещё одна небольшая работа Джорджоне «Мадонна с младенцем».

На пути к изгнанию

Римский период жизни художника стал очень плодотворным. Картины, созданные в то время, почти все остались целы и наше поколение может лицезреть их в музеях и картинных галереях. В 1595 году были написаны «Музыканты», где Караваджо изобразил себя и своего друга Миннити.

Вполне возможно, что с Марио художника, помимо творчества, связывали и романтические отношения. Семьи у Караваджо не было, он вел праздный и распущенный образ жизни, перебиваясь различными непродолжительными связями.

Микеланджело Караваджо «Музыканты», 1595 годМестонахождение: Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США

В 96-м году 17 века живописец написал натюрморт «Корзина с фруктами». Эта картина стала первым натюрмортом в итальянском искусстве. В 97-м Караваджо создал свою первую и единственную фреску «Юпитер, Нептун и Плутон». Он становится популярен, а после картин на библейские сюжеты. Известность Караваджо взлетает донельзя.

В 1599 году художник занимается украшением церкви в Риме. Именно там и родился шедевр «Призвание апостола Матфея». В процессе работы на библейскую тематику появилось полотно «Мученичество апостола Матфея». В этих картинах Караваджо очень изящно и умело применял технику кьяроскуро – разновидность сочетания света и тени. Заказчики остались довольны написанными работами, живописец продолжает писать на религиозную тему и создает картину «Святой Матфей и ангел».

Микеланджело Караваджо «Святой Матфей и Ангел», 1602 годКартина была уничтожена в 1945 году

При этом, многие работы по библейским сюжетам духовенство категорически не принимало, и Караваджо приходилось переделывать картины, вернее, писать вторую версию, менее откровенную и реалистичную. Стоит отметить, что в некоторых картинах образ Богородицы художник писал с куртизанки – одной из своих возлюбленных. Естественно, церкви это было не по вкусу.

В 1600-х годах у живописца появляется собственная мастерская и несколько учеников. В этот период из-под кисти Караваджо выходит множество картин с библейским сюжетом.

Складывается впечатление, что мастер хочет тем самым замолить свои грехи, а их у него было не мало. До сих пор Микеланджело Меризи сходили его аморальные поступки с рук за его гениальность. У творческих гениев всегда много покровителей.

Микеланджело Караваджо «Давид с головой Голиафа» 1610 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: