Личная жизнь
В конце 1870-х Антонио с отцом и племянницей переехал в Барселону. Семь лет спустя умер Гауди-старший, а через 6 лет не стало и девочки. В 60 Гауди остался один. С детства страдавший от ревматических болей, он находил отраду в двух вещах — работе и пеших прогулках.
На немногочисленных уцелевших фото видно, что в молодости Антонио был франтом и богачом. Но личная жизнь не сложилась. Известно имя единственной женщины, которой он оказывал знаки внимания — учительница Жозефа Моро. Однако она так и не стала его женой. Детей, которым бы Гауди смог передать знания и состояние, у него не было.
В преклонном возрасте архитектор замкнулся в себе, полюбил одиночество, стал верующим. Многие считали его грубым и высокомерным, но друзья уверяли, что Антонио иной. Если в молодости он любил дорогие костюмы, был завсегдатаем театра и гурманом, то в старости стал аскетом, которого на улице принимали за нищего.
Дом Бальо-и-Каса-новас
Дом Бальо́ (кат. Casa Batlló), еще называемый «Дом Костей»— жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного магната Жозепа Бальо-и-Касановаса по адресу Passeig de Gràcia, 43 в районе Эшампле, и перестроенный архитектором Антони Гауди в 1904—1906 годах.
Ещё не окончив работы по строительству парка Гуэля, Гауди получил заказ на переделку доходного дома, принадлежащего семейству богатого текстильного фабриканта Жозепа Бальо-и-Касановас и расположенного по соседству с модернистским домом Амалье. Владелец дома намеревался снести старое здание 1875 года и построить на его месте новое, но Гауди решил иначе.
Архитектура Дома Бальо
Гауди сохранил исходную структуру дома, примыкающего боковыми стенами к двум соседним зданиям, но спроектировал два новых фасада, главный — со стороны Passeig de Gràcia, и задний — внутрь квартала. Помимо этого, Гауди полностью переделал нижний этаж и бельэтаж, сделав оригинальную мебель, и добавив подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). Две световые шахты были объединены в единый внутренний двор, что улучшило дневное освещение и вентиляцию здания. Идея придания световому двору особого значения, впервые реализованная в доме Бальо, была использована Гауди и в ходе строительства Дома Мила.
Многие исследователи творчества Гауди признают, что реконструкция дома Бальо является началом нового творческого этапа мастера: с этого проекта архитектурные проекты Гауди будут строиться на основе его собственного видения, без оглядки на принятые нормы и стили.
Особенности Дома Бальо
Отличительной особенностью дома Бальо является почти полное отсутствие в его архитектуре прямых линий. Декор фасада изиз тёсанного камня, добываемого на барселонском холме Монжуик, а также оформление интерьера — все сделано на основе волнистых линий. Весьма по разному интерпретируют внешний вид фасада, но в общем сходятся к тому, что главный фасад — это аллегория на дракона — излюбленного персонажа Гауди, чей образ использовался во многих его творениях. Победа покровителя Каталонии Св. Георгия над драконом может быть аллегорией победы добра над злом. Меч Св. Георгия, вонзённый в «хребет дракона», представлен в виде башенки, увенчанной георгиевским крестом, фасад здания изображает сверкающую «чешую» чудища и усеян костями и «черепами» его жертв, которые угадываются в формах колонн бельэтажа и балконов.
Как свойственно Гауди, все детали в доме Бальо тщательно продуманы
Обратите внимание на оформление светового дворца, где Гауди создал особую игру светотени. Чтобы добиться равномерного освещения, архитектор постепенно изменяет цвет керамической облицовки от белого до голубого и синего, делая его более глубоким по мере продвижения снизу вверх, звершив настоящим всплеском лазури в отделке дымовых и вентиляционных труб
Для того же меняется и размер окон, выходящих в патио, которые постепенно уменьшаются с высотой. Элегантная мансарда дома основана на параболических арках, использованных Гауди и при реализации других проектов.
Декор Дома Бальо
Весь декор дома сделан лучшими мастерами прикладного искусства. Кованные элементы выполнены кузнецами братьями Бадия, витражи — стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы — П.Пужолом-и-Баусисом сыном, другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. Облицовка главного фасада была полностью изготовлена в г. Манакор (остров Мальорка). Мебель, созданная Гауди при оформлении интерьера, сейчас входит в собрание Дома-музея Гауди в Парке Гуэля.
Дом Бальо, вместе с домом Амалье и домом Льео Морера, является частью «Квартала несогласия», названного так из-за стилистической неоднородности образующих его модернистских зданий.
В 1962 году Дом Бальо был объявлен Художественным памятником Барселоны, в 1969 году — памятником национального значения, в 2005 году включён в список памятников семирного наследия ЮНЕСКО.
Антонио Гауди: самый загадочный архитектор в истории, который творил чудеса
Родился Антонио Гауди в Каталонии в 1852 году в семье кузнеца Франциско Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. В семье он был младшим из пяти детей. После смерти матери, двух братьев и сестры Антонио, он вместе с отцом и племянницей поселился в Барселоне. С детства Гауди был очень болезненным, ревматизм мешал ему играть с другими детьми. Вместо этого он совершал длительные прогулки в одиночестве, которые со временем очень полюбил. Именно они помогли ему стать ближе к природе, которая всю последующую жизнь вдохновляла архитектора на решение самых невероятных конструктивных и художественных задач.
Гениальный архитектор Антонио Гауди.
Во время учебы в католическом колледже Антонио больше всего увлекался геометрией и рисованием. В свободные часы он занимался исследованием местных монастырей. Уже в те годы учителя восхищались работами юного художника Гауди. А он с полной серьезностью говорил, что его талант является Божьим даром. В процессе создания своих творений он часто обращался к теме Бога, и не отклонялся от нее даже при выборе художественных аспектов своего творчества. Например, он не любил прямые линии, называя их порождением человека. Зато Гауди обожал круги, и был убежден в их божественном начале. Эти принципы отчетливо прослеживаются во всех его 18 архитектурных творениях, которые сегодня являются гордостью Барселоны. Для них характерно смелое сочетание материалов, фактур и цветов. Гауди использовал собственную безопорную систему перекрытий, которая позволяла не «резать» помещения на части. Повторение его расчетов стало возможным только после создания НАСА расчета траектории полетов космических кораблей.
Первые постройки архитектора – «Дом Висенс», «Эль-Каприччо», «Павильон усадьбы Гуэля». Они значительно отличаются между собой, однако, все украшены большим количеством декоративных деталей в стиле неоготики.
«Павильон усадьбы Гуэля».
В целом архитектурный стиль Антонио Гауди – фантасмагоричeский, трудно поддающийся определению, хотя, архитектора называли гением модерна. Гауди был самым ярким представителем его национально-романтического течения, каталонского модернизма. Невероятно, но ему не помогали инженеры-проектировщики, он действовал по наитию, опираясь лишь на свое чувство гармонии, часто импровизировал и пытался донести свой замысел до помощников с помощью рисунков на доске. В его архитектурных творениях есть все: причудливые конструктивные формы, скульптуры, живопись, мозаика, цветопластика. В них присутствуют люди и животные, фантастические существа, деревья, цветы.
Антонио был очень красив, однако, в личной жизни – одинок. Конечно, у него случались романы, но ни один из них не закончился браком или хоть сколько-нибудь серьезными отношениями. По сути, он был женат на своих творениях. Антонио был вполне обеспеченным человеком и имел возможность снять любое жилье, но во время работы над очередным проектом неизменно жил прямо на стройке, оборудуя для себя небольшую каморку, и носил старенькую спецовку.
Архитектура Гауди делает Барселону уникальной.
Так было и во время его работы над его любимым и, пожалуй, самым грандиозным творением – собором Саграда Фамилиа, Искупительным храмом Святого Семейства, строительство которого ему так и не довелось закончить. Оно началось в 1882 году, когда Гауди было 30 лет, и не закончено по сей день. Архитектор отдал этому проекту 40 лет своей жизни. А 7 июня 1926 года Гауди покинул стройку и пропал. В этот же день на одной из улиц Барселоны под трамвай попал какой-то бедняк. Лишь спустя несколько дней в нем опознали величайшего архитектора Антонио Гауди. Он нашел последний приют в одной из часовен «Саграда Фамилиа».
Собор Саграда Фамилия.
Во время похоронной процессии Гауди, в которой, наверное, участвовало полгорода, произошла мистическая вещь. Многие горожане, среди которых были и весьма уважаемые персоны, утверждали, что видели призраков в толпе людей, пришедших проститься с гением. Например, об этом говорил Сальвадор Дали.
В соборе Саграда Фамилия.
Сегодня эта загадка, взбудоражившая в свое время Барселону, уже стала историей и предметом экскурсий. Но до сих пор находятся люди, которые верят: если в точности повторить маршрут последнего пути Гауди, можно получить частичку его невероятного таланта. А нам остается просто быть благодарными гению за его самоотверженную преданность искусству и любовь к людям, которым он оставил бесценное архитектурное наследие.
Вершина искусства
Храм Святого Семейства
Самым крупным и значимым творением архитектора, которое оставит его имя в истории Барселоны на многие века, является Искупительный храм Святого Семейства. Причиной его создания послужил переломный момент в жизни архитектора: скончался его отец, а через полгода ушла из жизни племянница, которая оставалась его последним близким человеком.
Гауди остался совсем один, и это очень повлияло на него, храм стал его искупительной жертвой, возведенный на деньги бедных и богатых барселонцев, а также на средства самого архитектора. Он считал, что не может брать ни копейки из средств горожан, которые полагались ему за работу, и все свои деньги также вкладывал в строительство.
При жизни он не успел завершить строительство, однако он и не планировал. Именно поэтому Гауди оставил подробные чертежи в масштабе 1:10, чтобы после его смерти замысел проекта не был нарушен. И не смотря на все трудности в финансовой сфере, храм продолжали строить и после того, как великого гения не стало, поскольку такова была воля народа.
Внутреннее убранство храма
Проект строительства настолько масштабный, что работы до сих пор ведутся! К храму постепенно достраивают недостающие элементы, которые во всех подробностях описаны и прорисованы в чертежах Гауди. На вопрос людей, когда же все-таки будет завершено строительство, он еще при жизни отвечал: «Мой заказчик не торопился». И, возможно, такие длительные работы и делают этот храм настолько уникальным и неповторимым.
Смерть великого мастера
С 14 года 20 столетия Гауди стал отдавать всего себя на строительство храма и начал все чаще и больше уходить в свой внутренний мир и постепенно превратился в отшельника. Он сутками находился в своей мастерской на строительной площадке и лишь изредка выходил за ворота для того, чтобы собрать средства и пожертвования для дальнейших работ. Возведение соборных стен и всего здания стало для Гауди навязчивой идеей и целью в его жизни.
В один из обычных дней в 1926 году, когда Антонио Гауди направился в ближайшую церквушку к вечерне, его по дороге сбил трамвай. Это и стало последним днем в жизни гениального архитектора Каталонии. В лежащем на дороге старике в изношенных одежонках никто из прохожих не узнал мастера Гауди. Его приняли за бездомного старца и отправили в госпиталь Святого Креста и Павла для бедных. Два дня архитектор пробыл в бессознательном состоянии и в возрасте 74 лет скончался на больничной койке.
Лишь после его кончины в теле покойного узнали Антонио Гауди и похоронили со всеми почестями в крипте недостроенного им собора.
Много раз пытались закончить дело рук Гауди современные мастера, но ни кто так и не смог повторить идею художника и воплотить ее в жизнь. Сейчас собор так и красуется своим грозным и устрашающим видов в Барселоне и с годами стал ее главным строением и лицом города.
Полезные ссылки:
Детство и юность: рождение творца
В 19 веке в один из високосных годов, а точнее 25 июня 1852 года, в обычной семье кузнеца на свет появился прелестный малыш с глазами цвета неба. Отец его — Франциско Гауди-и-Серра, уже назвал в свою честь старшего сына, и на этот раз мать — Антония Курнет-и-Бертран назвала новорожденного в свою честь. Фамилию мальчику дали двойную, по старинной испанской традиции, и вот свету явился Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет — величайший мастер всех времён и народов, истинный гений архитектуры.
Данные о точном месте рождения великого каталонца несколько разнятся — это либо небольшой город Реус, либо местечко Риудомс, находящееся чуть дальше от Реуса. В пользу второго варианта говорит тот факт, что его родители имели там небольшое поместье и земли. Земли эти, как и свою кузнецу, отец семейства Гауди вскоре продаст, желая дать сыновьям достойное обучение.
В генах Антонио уже была заложена любовь к искусству и к свободе самовыражения, ведь все его предки были искусными ремесленниками. У отца Антонио была своя кузница и сын с малых лет наблюдал как обычный сплав металла превращается в диковинные вещи, благодаря умелым рукам мастера. Воображение у мальчика было просто безграничное! Бог одарил его гениальностью, но обделил здоровьем.
Антонио родился с букетом болезней, среди которых были ревматизм, расстройство зрения и воспаление лёгких, и всю жизнь страдал от адских болей. В связи с этим он не мог носиться со сверстниками и гонять голубей, но изнурял себя пешими прогулками, превозмогая боль. Любил бывать в церквушке, которую они посещали с родителями по воскресеньям, пытаясь разгадать замысел Божий.
Проводя время в поисках смысла своей жизни, юный Гауди часами смотрел в небо или на море, любуясь плавными изгибами облаков и волн. Наблюдая за окружающим миром, он подмечал все формы и фактуры природы, и впоследствии пришёл к выводу, что всё округлое в мире — это творение Бога, а прямые чёткие линии создал человек. Всё это наложит свой отпечаток на Антонио и впоследствии отобразится в его невероятно грандиозных строениях. Благодаря записям современников, стали известны многие невероятные факты о жизни чудаковатого мастера. Одним из них было то, что Гауди носил в кармане обычное куриное яйцо, считая его образцом совершенства в природе.
Гауди (на заднем плане) со своим отцом (в центре), племянницей Розой и доктором Сантало во время визита на Монсеррат (1904 г.)
Избранные работы
Изучая архитектуру, Антони Гауди подрабатывал в качестве чертежника в мастерских своих учителей, выполняя десятки проектов. Начало его профессиональной карьеры совпадает с появлением электрического освещения в Барселоне.
Ранний период
Первый заказ, который получает Гауди от городской администрации Барселоны,это фонарные столбы на Плаза Реал (1879). На этом первом этапе Гауди зарекомендовал себя как новаторский архитектор и декоратор. Он выполнял различные проекты для рабочих кооперативов, а также кинотеатров, баров и ресторанов. Занимался дизайном мебели и оформлением витрин.
Первым крупным проектом Гауди был дом Висенс (1883-1888). Здесь явно прослеживается влияние восточной архитектуры, которая очаровала архитектора.
В 1883 году Гауди знакомится с Эусеби Гуэлем, который в итоге стала его главным покровителем. Непосредственно для Гуэля он создает некоторые из его самых выдающихся работ. Например, Финка Гуэль и Палау Гуэль (между 1883 и 1890). Позже он создает Парк Гуэль и крипту Колонии Гуэля (1900-1914).
В этом же 1883 году Джоан Марторель предложила Гауди продолжить работы в храме Святого Семейства. Изначально строительством сих пор руководил Франсиско дель Вильяр. Этот день, несомненно, изменил жизнь Антони Гауди.
Таким образом, продолжалась плодотворная карьера Гауди, в которой он работал главным образом для каталонской буржуазии. Эти люди вернулись с Кубы с большими деньгами. Это произошло после того, как Испания потеряла остров в 1898 году. Богатая буржуазия хотела продемонстрировать свой статус. Это привело к рождению каталонского модернизма, вдохновленного, среди прочего, католицизмом и природой.
Зрелый период
Дом Кальвет (1898-1900) также относится к этому начальному периоду в стиле барокко. Он является наиболее консервативным из произведений Гауди.
Затем появился дом Батло (1904-1906), единственная на 100% модернистская работа Гауди. Работа, вдохновленная Средиземным морем, выполненная с полной творческой свободой. Гауди полностью реформировал здание, которое, как ни странно, спроектировал другой его учитель, Эмилио Сала.
Этот период его карьеры заканчивается домом Мила (1906-1912), задуманным скорее как современный, чем модернистский дом. Это был последний светский проект Гауди. После создания дома Мила архитектор прекратил свое сотрудничество с буржуазией.
С 1912 года и до своей смерти в 1926 году Гауди отказывался от всех других предложений. Он хотел сосредоточиться исключительно на строительстве храма Святого Семейства. Над ним он работал вот уже 30 лет. Там, в храме, он поселился в своей мастерской. Антонио Гауди полностью погрузился в свою работу и в аскетическую жизнь. Таким образом, этот глубоко религиозный человек, который начинал как архитектор города и жил в полную силу, работая на буржуазию, в конечном итоге стал тем, что некоторые определяют как «архитектор Бога».
Дом Мила — Педрера Casa Milà
Этот дом является последним светским проектом мастера. После него от отдает все силы собору Саграда-Фамилия.
Вокруг этого объекта очень долго ходили скандалы. Общество наотрез отказывалось воспринимать такой массивный, грубый, ничем непримечательный дом. Его даже называли «каменоломней» — такое впечатление создавалось у людей от этого творения.
Но спустя время, как это обычно бывает, страсти улеглись, и общество изменило свое мнение.
Это здание еще примечательно и тем, какие технологии использовал Гауди. Скажем без приуменьшения, что мастер опередил свое время на много лет вперед.
За опорную конструкцию он использовал стальной каркас неправильной формы, который укрепляли колонны и арки. Еще интереснее то, что планировки квартир могли меняться в любое время по желанию клиента.
Крыша дома Мила – это настоящее украшение: тут расположились затейливые скульптуры, которые скрывают шахты лифтов и дымоходы.
В наше время дом является жилым, но для просмотра открыты лишь некоторые его части: выставочный зал с работами Гауди, квартира, обустроенная по моде того времени и крыша.
Знакомство Гауди с Гуэлем
Эусебе Гуэль
Эусебе Гуэль
Наверняка многие слышали о необычном парке Гуэль в Барселоне? Так вот, называется этот парк в честь реального человека, покровителя архитектора и заказчика этого странного парка.
По одной из версий, Гуэль нашел Гауди на парижской выставке 1878 году, где архитектор в павильоне Испании представил свой проект рабочего поселка Матаро. Поселок остался только на бумаге, но Гауди удалось взбудоражить общественность, которая увлекалась модным в Европе стилем Арт Нуово.
Другая версия рассказывает о том, что Гауди после получения диплома хватался за любую работу, чтобы заработать лишнюю копейку. Однажды ему пришлось заниматься оформлением магазина перчаток, где его и увидел Гуэль. Он попросил познакомить его с молодым человеком, задал несколько вопросов и пригласил архитектора к себе домой.
Это знакомство определило дальнейшую судьбу Антонио Гауди. Гуэль стал верным другом и меценатом, искренне ценившим творчество Гауди. Он смог заработать достаточно денег на текстильной промышленности и понимал, что лучшее вложение денег — недвижимость. За исключением проекта парка Гуэля меценат всегда оказывался в плюсе. Поэтому он с удовольствием смотрел наброски, которые приносил Гауди и успешно конвертировал их в долгосрочные проекты.
Эусебио Гуэль стал для великого мастера не только самым главным заказчиком и даже покровителем, но и хорошим, верным другом. Со дня их знакомства и на протяжении 35 лет, до самой кончины мецената, архитектор проектировал и создавал для семьи Гуэль великие творения, которые и сейчас можно увидеть в Барселоне. Великий Гауди создал все необходимое – от домашней утвари и предметов обихода, до шикарных особняков и парков отдыха с неповторимым изыском и игрой воображения, свойственной только самому мастеру.
Гуэль был текстильным магнатом и одним из богатейших людей в Каталонии и мог позволить себе заказать и олицетворить любую мечту, а Гауди, при этом, мог самовыражаться и творить без запретов и границ, не думая о расходах.
Сам Гуэль был очень образованным человеком, и, кроме всего прочего, их с Гауди сближала любовь к искусству и общий интерес к поэту Вердагеру, который создал великий шедевр «Атлантида», ставший гимном прошлого католического патриотизма. Так же оба великих мастера своего дела были поистине патриотами своей родины и их общие политические взгляды нашли свое отражение в некоторых архитектурных постройках. Одним из таких олицетворений внутреннего духовного мира Гауди и Гуэля является дворец в Барселоне, который и сейчас не перестает радовать посетителей своим грациозным и неповторимым видом.
Парк Гуэль
Парк Гуэль
Гауди отзывался о Гуэле, как о джентльмене и сеньоре, с высокими манерами и необыкновенно чувственном человеке, который не хвастает своим состоянием, а очень мудро им распоряжается. Архитектор так же очень ценил в своем попечители и то, что он не ограничивал его в финансовых вопросах во время работ, и он имел возможность спокойно ваять свои произведения архитектурного искусства из дорогих материалов – мрамора, драгоценные камни и другие дорогостоящие материалы. Лишь секретарь Гуэля – Раймон Кампамар, всегда с легким недоверием относился к необдуманным тратам своего господина, но это были лишь его личные опасения.
Для семейства Гуэль Гауди выполнил много проектов, среди которых:
- Павильоны и усадьбы в Педральбесе, недалеко от Барселоны;
- Винные погреба в Гаррафе;
- Часовни и интересные крипты Санта Колома де Сервельо;
- Ошеломительной красоты парк Гуэля в Барселоне;
- Ансамбль усадьбы Гуэля, созданный в 84-87 годах 19 столетия явился одной из отличительных построек мастера;
- Также стоит отметить криволинейную скамью Зала ста колонн;
- Дом Кальвет;
- Монастырь св. Тересы;
- Дом-музей архитектора;
- И самое главное, и величественно творение – дело всей жизни великого мастера — собор Саграду Фамилия, который является символом Барселоны.
Учеба и первые заказы
После окончания школы, осенью 1868 г. юный Гауди перебрался в Барселону, чтобы выучиться на архитектора. После 5-летних подготовительных курсов ему удалось поступить в Высшую школу архитектуры. Чтобы мечта сына осуществилась, отцу будущего великого зодчего пришлось продать свои земли и кузницу.
Во время учебы Гауди трудился чертежником, параллельно изучая столярные работы, изготовление стекла, ковку металла. В 26 лет Антонио получил диплом архитектора.
Начало карьеры
После завершения обучения Гауди открыл архитектурное бюро. Первыми его заказами были проекты текстильной фабрики и рабочего поселка, церквей и монастырей, фонарей для города, внутреннее обустройство аптеки.
Фонарь по проекту Гауди в Барселоне
Несмотря на то, что в молодые годы Антонио был довольно привлекателен и одевался по последней моде, всю жизнь он провел в одиночестве. Он так и не создал семьи, отдав себя полностью работе.
Антонио Гауди
Между тем Барселона нуждалась в серьезных преобразованиях. Город начинал расти и перестраиваться. В это время появились богатые промышленники, которые были готовы вкладывать свои капиталы в новый облик города.
Кто же такой Антонио Гауди?
Антонио Гауди
Антонио Гауди
Имя Гауди окутано завесой таинственности. Вероятно, первое, что затрудняет понимание его творчества, — это загадка, присущая всем гениям. Он не оставил никаких записей и дневников, у него не было близких друзей (кроме Эузебе Гуэля). Все, что мы знаем о Гауди, связано с его работами и творчеством, а личная жизнь покрыта мраком.
Родился Антонио Гауди в каталонском городе Реус, расположенном около 40 километров от Барселоны. В семье кузнеца и простой домохозяйки почти каждый год рождался ребенок, но все они умирали в младенческом возрасте. Маленький Антонио тоже сильно болел, мать готовилась к самому худшему. Но все обошлось.
Кстати, в Реусе построен великолепный современный центр, посвященный творчеству Антонио Гауди,
Однако, маленький Антонио мучился от ревматической боли в ногах, поэтому большую часть времени проводил дома. Проблема Гауди с ногами прошла только во времена студенчества, поэтому он всячески наслаждался прогулками по городу.
Невозможность бегать и играть во дворе маленький Гауди компенсировал усердием в учебе. До 11 лет Гауди учился дома. Его малограмотная мать научила сына писать и читать, а отец — рисунку, в котором юный гений преуспел. Однако ум мальчика не был удовлетворен теми знаниями, которые дали родители, поэтому Гауди начал посещать школу. Учителя не очень любили мальчика за строптивый характер. Он не боялся спорить и высказывать свою точку зрения. Например, на фразу учителя о том, что у птиц есть крылья, чтобы они могли летать, Гауди заявлял, что у домашней птицы тоже есть крылья, но чтобы просто быстро бегать.
Еще одним недугом, который мучил архитектора, была загадочная болезнь слишком быстрого старения. Например, знаменитый и один из немногих портретов Гауди сделан в возрасте 26 лет. Правда, сложно поверить, что этому человеку всего 26?
В школе Антонио Гауди прославился своими рисунками, которые впервые опубликовали в школьном журнале «Эль Арлекин». После ему уже доверили оформить сцену школьного театра. Но настоящей страстью талантливого мальчика была архитектура.
После окончания школы, в 17-летнем возрасте, Гауди уехал из родного Реуса в Барселону. Он устроился на должность чертежника в городское архитектурное бюро и записался на курсы при Барселонском университете, на которых изучали архитектуру. Целых 5 лет архитектор постигал таинства науки, усердно корпел над книгами и чертежами. Параллельно Гауди поступил в Провинциальную школу архитектуры, где был лучшим учеником.
В семье Гауди никогда не было достаточно денег, тем более уже подрастала младшая сестра Гауди. Работа чертежника не приносила архитектору большого количества денег, он жил на грани с бедностью, поэтому всячески избегал компаний и тусовок.
Первая победа Гауди в качестве профессионала произошла в 1870 году. Ему удалось выиграть тендер старого монастыря в Поблет на переработку личного герба настоятеля монастыря. Герб стал первым проектом Гауди. Кроме того, за это хорошо заплатили.
В институте Гауди заслужил славу то ли гения, то ли сумасшедшего. Он сдавал все предметы на 5, но все концептуальные вопросы превращал в жаркие дискуссии с преподавателями, за что схватывал двойки.
Иногда протест «шаблонным» канонам Гауди выражал в чертежах. Однажды, работая над архитектурой городского кладбища, он нарисовал в центре катафалк со всеми деталями. На вопрос, зачем, он сказал, что хочет передать атмосферу кладбища и добавить воздуха в чертеж.
Забегая вперед, стоит напомнить, что Гауди редко делал свои дальнейшие проекты с чертежами. Он лично руководил стройкой, но при этом, каждый объект поражал необычным дизайном и глубокой инженерной мыслью и функциональностью. Он мог легко разрушить уже почти построенное здание и начать его переделывать на ходу, без чертежей и согласований с заказчиками. Ему вообще было наплевать на их мнение, потому что только он знает, как будет лучше.
Гауди был ярким представителем течения модернистов, используя в своих интерьерах и фасадах природные мотивы
Он всегда уделял внимание мелочам, делал все так, чтобы человек чувствовал себя комфортно в созданных им зданиях
За время студенчества Гауди выполнил несколько проектов для Барселоны, которые так и остались на чертежах. Это были ворота для городского кладбища, больница и причал для морских судов.
Наконец Гауди получил первый общественный заказ и разработал фонарь для Барселоны.
В 1878 году Антонио Гауди стал обладателем диплома архитектора. С этого момента начался новый этап его жизни.
Дворец Гуэлья (Palau Güell) (1885-1890 гг)
На фасаде здания выделяются две пары больших ворот, через которые конные экипажи и повозки могли следовать непосредственно в нижние конюшни и погреба, в то время как гости могли подниматься по лестницам на верхние этажи.
Душа творца ищет новые формы. Снаружи дом имеет спокойный фасад, напоминающий веницианский палаццо. Но интерьер и крыша компенсируют недостаток элементов стиля Гауди в экстерьере.
Гостиная дворца Гуэлья со звёздным потолком в стиле Гауди
В центральной гостиной необычный параболический купол усеян круглыми отверстиями, которые днём делают потолок звёздным.
Силуэты дымоходов и вентиляционных шахт, выходящих на крышу, принимают различные фантастические формы. Крыша напоминает парк Гуэль.
Богатые внутренние интерьеры дворца сочетают в себе произведения декоративно-прикладного искусства, интарсии (инкрустации по дереву) и мебель, изготовленную по специальному заказу.
Своеобразно оформление стен и плоских византийских сводов дворца. В 1984 году дворец Гуэль вместе с другими архитектурными шедеврами Гауди был внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.