Парижский период
Поворотным в судьбе и стилистике работ моментом стал заказ на оформление премьерной афиши от известного театра. Мухе предстояло создать иллюстрацию к пьесе «Жисмонд», где одну из главных ролей исполняла актриса Сара Бернар. Восхищенный ее невероятной женственностью и утонченностью образа, Альфонс создает работу, которая тут же приковывает взгляды всех парижан к молодому художнику.
Плавность линий, мягкость очертаний и некая воздушность стиля Мухи делают его главным декоратором театра «Ренессанс». Впечатленная иллюстрацией Альфонса, Сара Бернар настаивает на ее знакомстве с ним. Их романтические отношения, стремительно вспыхнув, столь же стремительно потухли.
Возвращение на родину и создание серии «Славянская эпопея»
Устав от излишка славы, современности с ее ложными материалистическими идеалами, Муха уезжает за город, где в одном из замков он начинает активно рисовать. Идеи, которые он копил в течение всей своей жизни и которые окончательно сформировались во время его проживания в Америке, дают возможность появиться на свет таким великим произведениям, как «Славяне на исторической родине», «Отце наш», «Славянская литургия» и др. Огромные полотна, подчас не вмещающиеся в помещение из-за своих размеров, отражали историю гонений славян, их праздников, развитие их культурного наследия.
Через восемнадцать лет, окончив двадцать главных произведений своей жизни, Альфонс Муха преподносит свои картины Праге, как своей первой музе и родине. Однако данные полотна не были оценены зрителями в полной мере — за долгие годы, пока Муха трудился в своем замке, произошла резкая смена как в мировоззрении, так и в сознании людей. Наступил век модерна, нежные, женственные, великие и утопические идеи арт-нуво были уже «устаревшими».
Некоторые факты из биографии Альфонса Мухи
Итак, начнем с того, что родился будущий великий живописец в 1860 году в Моравии (Австро-Венгрия) в совершенно «нетворческой» семье – отец его был простым чиновником в суде, мать – дочь фермера.
Творческая жилка Альфонса начала проявляться еще в раннем детстве – мальчик пел в церковном хоре. Кстати, именно это позволило ему посещать гимназию, а не простую школу. Примерно в этот же период он начинает рисовать – известна его первая акварель «Жанна Д-Арк».
После учебы в гимназии Альфонс предпринимает попытку поступить в Академию художеств в Праге.
Стоит отметить, что Альфонс Муха был исключен из гимназии за систематические пропуски некоторых предметов. А в Академию художеств в Праге его не взяли, потому что в приемной комиссии посчитали его работы безвкусицей и «полным отсутствием таланта».
После провала с поступлением отец помог юноше устроиться на службу писарем в суде. В свободное от работы время Альфонс занимался в местном театре –вначале пробовал себя в актерском мастерстве, а после «переквалифицировался» в декоратора.
К счастью, это увлечение не осталось только лишь способом «убить время» – благодаря своей работе в театре Альфонс был приглашен в Вену (1879 год), где в профессиональной художественной мастерской стал работать над созданием театральных декораций.
Но после пожара в 1881 году мастерская была уничтожена, и Муха лишился работы. Следующие 4 года он провел, расписывая стены частных домов и замков, после чего, при поддержке графов Куэн-Беласси поступил в Мюнхенскую академию изящных искусств, где в скором времени возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Настоящую славу Альфонс Муха обрел после выполнения заказа на изготовление афиш к представлению «Жисмонда» с Сарой Бернар.
С этого момента его популярность «зашкаливает» – его имя не сходит с уст у представителей парижского бомонда, ему достается должность главного декоратора театра «Ренессанс». Работы за этот период: «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка».
С 1898 года художник начинает весьма плодотворное сотрудничество с ювелиром Жоржем Фуке, в ходе которого была создана великолепная коллекция изящных украшений. В это же время его посвящают в масоны.
Встреча с Сарой Бернар
Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования, и было отчего. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. Это было изображение главной героини Сары Бернар, одетой в длинное богатое платье с расшитыми длинными рукавами, с пышной прической, в которой красовались орхидеи. Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке.
После спектакля художник и типографист встретились в кафе напротив, где Муха на основании увиденного и эскизов сделал окончательный набросок будущей афишы. Когда его показали легендарной актрисе, она была в восторге и возжелала лично познакомиться с художником. Впоследствии она добилась для него места главного декоратора театра «Ренессанс». А де Бруноф купил то самое кафе, где был сделал исторический набросок.
27 декабря 1894 года афиша «GISMONDA» — спектакля по мотивам пьесы великого Д.Боккаччо, была полностью готова. Это был триумф молодого художника, когда большие листы афиш украшали стены и заборы Парижских улиц. Рисунок был декоративный и исполнен в золотых тонах: над изображением страдающей, но гордой Жисмонды золотыми буквами было выведено название пьесы.
В течение шести лет Муха радовал поклонников театра афишами, среди которых наиболее известны:
- «Дама с камелиями»;
- «Тоска»;
- «Медея»;
- «Гамлет».
К слову сказать, сегодня афиши и плакаты Альфонса Мухи стоят баснословные деньги: миллионеры не жалеют за обладание ими свои миллионы.
В то время Муха с одинаковым воодушевлением выполнял сценические костюмы, аксессуары, а также декорации к спектаклям. Ходила молва, что Муха и Великолепная Сара состояли в любовной связи. Альфонс работал бесперебойно — от заказов не было отбоя. Оформить этикетки от шампанского или спичек, создать коллекцию ювелирных украшений, панно, эстампов под силу было лишь натуре, жаждущей открывать себя снова и снова и дарить миру произведения искусства и частичку своей души.
Театр в жизни Альфонса Мухи: «Жисмонда», Сара Бернар
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Иллюзорность театра Муха воспринимал очень органично, поскольку мальчиком несколько лет пел в церковном хоре города Брно. В 1887 году, получив финансовую помощь от знакомого мецената, Муха переезжает в Париж — центр культурной жизни Европы. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Но вращение в богемных кругах, знакомство с Полем Гогеном и Августом Стриндбергом играют решающую роль в формировании его как художника. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве.
Но один телефонный звонок изменил жизнь Альфонса Мухи окончательно и бесповоротно. Случилось это 26 декабря 1894 года, когда художник, заменяя своего приятеля, подрабатывал в театре Лемерсье. Директору издательства Брунхоффу позвонила Сара Бернар и попросила срочно сделать афишу для ее нового спектакля «Жисмонда». Все штатные художники были на рождественских каникулах, директор в отчаянии посмотрел на Муху. Отказывать Божественной Саре было нельзя.
Нарисованная Мухой афиша произвела фурор в дизайне плаката. Поражал как ее размер (около 2 м на 0,7 м), так и новый авторский стиль. Коллекционеры дрались за каждую копию плаката, даже срезали их с заборов. Муха прославился за одну ночь. Довольная Сара Бернар предложила Мухе 5-летний контракт на разработку дизайнов афиш, костюмов, украшений и декораций для ее спектаклей. Кроме того, Муха заключает эксклюзивный контракт с издательством Шампенуа на производство коммерческих и декоративных плакатов.
Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя
В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Тот факт, что благосостояние Альфонса Мухи более, чем улучшилось после подписания контракта с Сарой Бернар, неоспорим. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар — 50 лет. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Скорее, отношение Сары Бернар к художнику можно сравнить с покровительством старшей сестры. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.
«La Femme Muchas» и «Славянская эпопея»
Альфонс Муха был чувственным и верным поклонником женской красоты.
При этом ни в коем случае его нельзя назвать ветреным или непостоянным – свою истинную любовь он дарил всегда лишь одной, а вот восхищался всеми…
Дамы на полотнах художника роскошны, великолепны, полны чувств и внутренней энергии.
Это не просто изображения красивых лиц и тел – это целая история в одном моменте.
Его работы копировались и продавались сотнями и тысячами, репродукции картин украшали залы ресторанов, кабинеты светских эстетов, на каждом углу продавались панно, календари, эстампы работ Мухи.
Что уж говорить, французы так «влюбились» в его творчество и живопись, что даже попытались присвоить себе его происхождение, произнося фамилию Муха с ударением на последний слог – на французский манер.
Все картины мастера из серии «La Femme Muchas» построены особым образом: главная роль отводится женщине, причем обязательно славянке – красивой, стройной, но не худой, с копной пышных волос. На фоне – море цветов, восточные флористические орнаменты.
Дамы на холстах Мухи всегда грациозны, обаятельны и притягательны, некоторые из них наивны и милы, некоторые – неприступны и строги.
Наиболее известные серии картин: «Времена года», «Время суток», «Искусство», «Цветы», «Месяцы», «Звезды».
В 1912 годы Альфонс Муха приступает к созданию серии монументальных полотен, получившей название «Славянская эпопея».
В серию вошли 20 полотен 6*8 метров, каждый из которых показывает взгляд автора на историю славянского народа.
Несмотря на то, что творческая жизнь художника была насыщенной и яркой, в ней всегда было место семье.
В 1906 году он женился на Марии Хитиловой, с которой был до конца своих дней. В браке родились двое детей – дочь Ярослава и сын Иржи. Сохранилось немало портретов семьи, а также автопортреты художника.
Умер художник в 1939 году во время оккупации Праги нацистами. Его любимая жена Марушка до последнего вздоха была рядом…
Семья Альфонса Мухи до наших дней хранит наследие своего великого предка.
А теперь, по традиции, милости просим в нашу галерею репродукций – наслаждайтесь прекрасными работами мастера кисти!
Спасибо за внимание!
Да здравствует успех!
Изображения Мухи украшают виньетки, плакаты, открытки, игральные карты, этикетки для самых разных товаров (например,спичек и шампанского), предметы интерьера (ковры, портьеры). Этим вещам рука мастера придает особый стиль, красоту, утонченность, изящество. Альфонс Муха становится модным художником.
Ювелирные украшения Мухи — это отдельная история. Знаменитому ювелиру Жоржу Фуке бросается в глаза афиша Мухи к спектаклю “Медея”, где ослепительная Сара Бернар изображена с необычным браслетом в виде змеи. Украшение настолько усиливает эмоциональное впечатление от изображенной сцены, что ювелиру приходит в голову замечательная идея воссоздать его в реальности.
Ар-нуво Мухи и мастерство Фуке, как нельзя лучше подходят Саре Бернар, которая стремится восхищать, ослеплять, изумлять. За последующие 3 года тесного сотрудничества Муха и Фуке создадут множество шедевров. Фантазия, удивительные творческие идеи художника и умелые руки ювелира Жоржа Фуке сделают из этих ювелирные украшений произведения искусства.
Оба автора сходились во мнении, что ценность украшения состоит не в стоимости материалов, а в уникальности художественного исполнения. Именно согласие мастеров в подходе к творчеству и привело к созданию потрясающей коллекции, которая будет вдохновлять ювелиров на протяжении веков.
Браслет в виде змеи на запястье божественной Сары Бернар поразил воображение зрителей, пришедших на “Медею” и “Клеопатру”. В постановке Ростана “Принцесса Греза” эпатажная дива ошеломила театралов в тиаре с лилиями и подвеске.
Ожерелье с фуксией, кулон “Водопад”, украшение для корсажа “Крылатый дракон”… Даже при одном взгляде на их изображение, сердца трепещут от восхищения истинной красотой, гармонией, изяществом, струящимся из них светом.
Мир был бы гораздо более серым и унылым, если бы эти три великих мастера не встретились.
Но труды Мухи того времени не ограничиваются ювелиркой — художник создает серии красочных графических работ — “Деревья”, “Месяцы”, “Цветы”, “Драгоценные камни”, “Звезды”, “Искусства”. Соблазнительный образ женщины Муха дополняет причудливыми природными и фантастическими узорами. Мягкие гибкие линии окутывают женскую фигуру волшебным облаком.
Времена года: зима, весна, лето, осень.
Упорный труд дает свои плоды — произведения художника производят все больший фурор и его имя приобретает уже всемирную известность. “Шампенуа” (одно из самых известных графических издательств) заключает с Мухой эксклюзивный контракт.
Цветы: лилия, гвоздика, роза, ирис.
В 35 лет художник входит “в Салон ста” — объединение художников стиля Ар Нуво, представлявших свои произведения в одноименной художественной галерее. Эскиз плаката, который готовил Муха к 20 -ой экспозиции салона, поразил владельца галереи Леона Дюшана. В следующем году Альфонс Муха получил от него заказ на работу уже для персональной выставки. Салон не только стремился донести творения в стиле модерн до разных слоев населения. Идеи продвижения искусства в широкие массы были близки Мухе и другим символистам — Боннару, поэтам Верлену и Малларме
Муха интересуется кинематографией, участвует в опытах братьев Люмьер. Персональные выставки с ошеломляющим успехом проходят в Париже, Праге и других городах Европы. Альфонсу Мухе поручают оформление павильонов Боснии Герцеговины на знаменитой Всемирной Выставке в Париже. Популярный французский журнал La Plume посвящает художнику отдельный номер.
Зодиак
О, Париж!
А пока Альфонс снимает мастерскую над знаменитым кафе Шарлотты. Еще не очень известный Ван Гог какое-то время делит ее с Мухой. Интересно, что судьба сводит художников в достаточно сложный для обоих период жизни. Несомненно, такие неординарные личности не могут не оказать влияния друг на друга. Так в творчестве Ван Гога прослеживается явное влияние модерна.
В это время Альфонс вынужден выполнять самые разные заказы. Может быть, не все они были одинаково интересны художнику, но Муха отличался тем, что не мог подходить к их исполнению формально, прозаически.
Голова византийки — брюнетка.
Художнику попадалась и крупная работа, из тех, которые позволяют творцу реализовать свои многогранные способности. творческие идеи. Именно таким заказом были иллюстрации к Истории Германии. В процессе этой работы в голове художника возникнет масштабный проект произведения, в котором найдут отражение знаковые вехи славянской истории.
В этот период жизнь художника течет довольно буднично, но судьба после долгого затишья снова преподносит сюрприз. В канун Рождества в театре “Ренессанс” готовится премьера. Как это часто бывает, перед премьерой чего-то не учли, кого-то не предупредили и все художники разъехались. Афиша не готова, время поджимает, спектакль под угрозой срыва. А в главной роли, на минутку, сама великая Сара Бернар.
Времена дня
Признанные художники уже празднуют, их не найти, один Альфонс на месте. Организаторам спектакля приходится обратиться к нему. Прежде,чем приступать к работе над афишей, Альфонс идет на репетицию. Такое поведение очень точно описывает характер художника и его манеру работы — он хочет увидеть игру актрисы, составить свое собственное мнение прежде, чем перенести образ на афишу.
Сара Бернар на сцене потрясает, ошеломляет Альфонса, и впечатления художника находят отражение в его работе. Сара тоже не осталась равнодушной — афиша к спектаклю “Жисмонда” вызывает восторг примадонны. Таланты, как правило, “нутром” чувствуют другие таланты. После этого удачного стечения обстоятельств наступает совершенно новый период в жизни творца. Альфонс наконец-то становится востребован и знаменит В течение многих лет Муха будет творить для выдающейся Сары Бернар, придавая образу актрисы еще больше блеска, яркости и сияния.
Поэзия, Музыка, Танец, Живопись
Разумеется, не обошлось и без слухов. Поклонникам этих талантов, конечно же, хотелось бы понаблюдать за романтической историей любви. Но, увы, несмотря на все домыслы современников, этих незаурядных людей связывали лишь творчество и многолетние дружеские отношения. Неудивительно, что в возрасте 33 лет Муха становится главным декоратором театра по настоянию Сары Бернар.
“Дама с камелиями”, “Гамлет”, “Тоска”, “Медея” и другие театральные постановки немалой долей своего успеха обязаны тому, что их оформлением занимался Альфонс Муха. Декорации, костюмы, украшения, афиши — все это создавались великим мастером. К Альфонсу наконец приходит сумасшедшая популярность.
Саламмбо
Под счастливой звездой
Годы сотрудничества с Сарой Бернар стали началом самого плодотворного периода в творчестве художника Альфонса Мухи. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896; «Медея», 1898; «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи»: страстные, чувственные, нежные, иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (, , , ), «Драгоценные камни» (, , ), «Звезды» (, , ) и «Цветы» (, , , ).Муха быстро стал душой парижского светского общества. Одним из его близких друзей был Поль Гоген, да и со многими другими художниками у Мухи сложились приятельские отношения. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Художник больше не нуждался в деньгах и смог позволить себе купить любую красивую вещь, попадавшуюся ему на глаза (из-за чего квартира художника больше напоминала музей). Казалось бы, оставалось только жить и радоваться…Но как же Альфонс Муха устал от всего этого! От того, что здесь его называют Мюша. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». От претенциозных и чересчур раскрепощенных парижанок… Художник был отчаянно одинок и тосковал по родине. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Какое-то время Альфонс работал в местном суде на скучной должности писаря, свободное время посвящая созданию декораций и афиш для любительского театра. Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. В 1887 году Альфонс Муха переедет в Париж и будет учиться в двух самых известных и престижных художественных школах того времени – Академии Жюлиана и Академии Коларосси. Но на этом сказка закончилась. Из-за финансовых трудностей патрон Мухи граф Куэн-Беласси больше не мог снабжать деньгами своего подопечного, и молодой художник быстро оказался на мели. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года. Знакомство с Сарой Бернар и внезапная известность позволили художнику вновь уверовать в свою счастливую звезду.
Случайная известность художника Альфонса Мухи
1893 год. Близится Рождество. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Единственным доступным художником в предпраздничные дни оказывается некий Альфонс Муха, который соглашается выполнить заказ. Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Сара Бернар была в таком восторге от его работы, что заключила с Альфонсом Мухой шестилетний контракт. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи.Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
биография
Его певческие способности позволили ему продолжить среднее образование в Брно , столице Моравии; Однако с детства его больше всего привлекало рисование.Он работал над следующим:
Работал в декоративной росписи в Моравии, в основном для театральных постановок. В 1879 году он переехал в Вену , чтобы работать в венской театральной труппе, неформально завершив свое художественное образование. Когда в 1881 году пожар уничтожил бизнес его работодателей, он вернулся в Моравию, работая самостоятельно, создавая декоративные картины и портреты. Граф Картон Хуэнта из Микулова нанял его для украшения замка Харусованы Эмомахоф фресками и был настолько впечатлен, что согласился спонсировать официальное обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств .
Он принадлежал к масонству и стал Великим Магистром Великой Ложи Чехословакии . В дополнение к тому, что он очень интересовался эзотерикой , имел отношения с другими эзотерическими и инициационными организациями, кроме масонства, в котором он также имел 33-ю степень Древнего и принятого шотландского обряда .
Музей Альфонса Мухи в Праге
дворце Кауницкого
В собрании музея представлено более 100 произведений. Живописные работы, рисунки, пастели, литографии, фотографии, личные вещи
Особое внимание уделено произведениям наиболее известного, парижского периода творчества художника. В музее работает сувенирная лавка
Стоимость посещения музея:
- 180 крон — взрослые
- 120 крон — дети, студенты и пожилых людей старше 65 лет
- 490 крон — семейный билет (2 взрослых, 2 детей)
Адрес музея: Prague 1, Panská 7. Расположение на карте Праги:
Телефон: +420 221-451-333
Расписание работы: ежедневно с 10:00 до 18:00
Оцените работы художника в этой видеогалерее:
Жизнь в Париже
И что же делал Муха? Хватался за любую работу, какую только ему предлагали, и где могло пригодиться его мастерство. Оформлял плакаты, календари, афиши, модные журналы, визитные карточки и даже ресторанные меню. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей».
В Париже Альфонс Муха успешно попробовал свои силы в качестве оформителя обложек и книжных иллюстраций. Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Дальше – больше! Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). Яркий пример его работы в этом направлении — обложка «Petit Francais illustre».
Талантливый художник успешно сотрудничает с такими «монстрами» прессы, как:
- Журнал «Народная жизнь» («La Vie populaire»);
- Газета «Фигаро» («Le Figaro illustre»);
- Газета «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»);
- Журнал «Золотая Прага» («Zlata Praha»).
Плакаты девушек
Знаменитые афиши и плакаты художника, на которых запечатлены поэтические женские образы, до сих пор тиражируются сотнями копий. Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов — девочка.
Раздувающиеся от легкого ветра длинные, блестящие на солнце волосы обрамляют чувственные девичьи лица, придавая им некую схожесть с христианской Мадонной. Стройные тела, облаченные в летящие дымчатые одежды, неизменно выделяются на чуть затемненном, как бы уходящем вдаль фоне. На каждой из девушек имеется большое количество различных украшений – обилие мелких витиеватых деталей, разноцветных пятен и завитков и сделало когда-то А. Муху знаменитейшим представителем арт-нуво.
Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом. Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно… Тем не менее это полотно сумело доказать, что Муха способен метко передавать психологические переживания, пики эмоциональных и чувственных волнений. В похожем стиле было выполнено также еще несколько работ, к числу которых относится портрет дочери художника Ярославы.
«Славянская эпопея»
В 1906 году семья уезжает в США, где Альфонс Муха преподавал в Художественном институте и работал в одном из известных театров, как декоратор. Он снискал громкий успех у американцев, однако все время хотел вернуться в Чехию: американская жизнь была не для него. Тем более, что он твердо решил заняться славянской тематикой, и как только вернулся в Чехию, принялся за работу.
На воплощение грандиозного замысла художник потратил 15 лет. Однажды он даже посетил Санкт-Петербург и Москву, чтобы собрать материалы для работы. В его «Славянском эпосе» отражены переломные моменты истории славян, как:
- «Симеон, царь Болгарии»;
- «После Грюнвальдского сражения»;
- «Отмена крепостного права на Руси».
В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. Картинным полотнищам огромных размеров место нашлось не сразу, в конце концов их отправили в Брно. Затем они долго хранились в замке в Моравском Крумлове, хотя сам художник их завещал Праге при условии, что для них будет построена отдельная Галерея
Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею
Славянская эпопея «путешествует» по миру. В 2015 запланирована трехмесячная выставка артполотен в Японии, а в 2017 — в Южной Корее и Китае, после чего картины отправятся «домой».
Славянская Эпопея
Сегодня все критики в один голос твердят, что именно этот период конца ХIХ- начала ХХ века стал самым ценным в творчестве художника. Он смог создать собственный стиль и свое направление в искусстве.
В наши дни считается, что именно произведения этого цикла и являются самым ценным вложением художника в сокровищницу мирового искусства. Гораздо позже в «Парижский период» Альфонс Муха возродил и приумножил свои удачные находки и подарил нам новые творения.
Любовь к Родине, ее природе, ее истории и ее традициям – неотъемлемая часть работы настоящего художника. Поэтому уже будучи зрелым творцом Альфонс Муха задумывает создать серию картин, посвященных истории славян. Эта идея не родилась в один момент, он долго ее вынашивал, путешествуя по славянским странам, в том числе и по России. Работа над эпопеей, принесшей художнику всемирную известность, длилась 20 лет, и написано было двадцать огромных полотен, отображающих кульминационные моменты истории.
Все произведения художника чрезвычайно оптимистичны – они несут огромный заряд веры в свою страну и ее народ. Всю коллекцию картин он принес в дар любимому городу Праге. В 1963 году, после смерти художника, публика получила доступ к всему собранию полотен и по сей день любоваться удивительным даром настоящего патриота Альфонса Мухи.
Судьба
Была еще одна Женщина, занимавшая особое место в жизни и творчестве Мухи. Это была Судьба. Увлеченный оккультизмом, спиритизмом и экстрасенсами художник свято верил в перст Судьбы, в счастливый случай. По его мнению, именно Судьба ведет человека по жизни, определяет его поступки. Эта женщина также воплотилась на картинах Мухи.
Картина «Судьба», 1920
С появлением авангардных идей и расцветом функционализма Альфонс Муха теряет свою актуальность как художник и декоратор. Нацисты, оккупировав чешские земли, добавляют его имя в списки врагов рейха. Его арестовывают, обвиняют в славянофильстве и связи с франкомассонами, допрашивают. В результате чего 79-летний художник заболевает и умирает от пневмонии.
Во время большевистского режима в Чехословакии творчество Мухи считают буржуазно-декадентским. И только в 1960-х годах, стараниями детей художника, его работы возобновляют участие в международной выставочной деятельности. А в 1998 году в Праге открыт Музей Мухи и создан культурный Фонд его имени.
Альфонс Мариа Муха — знаменитый чешский художник, ярчайший представитель арт-нуво, произведениями которого восхищаются и по сей день. Его шедевры, приобретшие большую популярность еще на момент их создания, сегодня тиражируются сотнями копий. Живописные произведения Альфонса Мухи украшают элитные здания особняков, его манеру исполнения копируют крупнейшие дизайнеры мира, его эскизы включают в свои работы стилисты и даже тату-мастера.
Многогранность творчества
Так на свет появились его «La Femme Muchas» — образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания», и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Утро — нежная юная блондинка, День – рыжеволосая грациозная дева, Вечер – утомленная обворожительная брюнетка, Ночь — спящая темноволосая красавица. Вообще, Альфонс Муха был мастером отойти от штампов и демонстрировать публике нечто новое, одухотворенное и совершенное, что есть в жизни и можно перенести на язык полотна. Его картины дышат спокойствием, умиротворением, желанием созерцать красоту и радоваться ей.
В 1895 году Художник стал вхож в художественную галерею, к которой принадлежали Боннар, Грассе, Верлен, братья Люмьер – то есть творческая интеллигенция Парижа. 1899 год: Париж знакомиться с творением мастера – книгой «Отче наш» на латыни и на французском языке. Альфонс Муха и здесь отличился: каждая фраза известной молитвы была помещена на отдельной странице в обрамлении изысканных узоров и рисунков, сделанных в технике фототипии (кстати, это изобретение чехов).
С 1897 года Муха начинает сам устраивать выставки в Европе, а в 1900 году художника приглашают оформлять павильон Боснии и Герцеговины на Всемирной Парижской выставке. И хотя на ней представлены несколько плакатов Мухи с его излюбленными женскими образами, именно в тот период он живо интересуется историей славянских народов, которую он по-своему запечатлел затем в картинах «Славянской эпопеи».
Книга «Декоративная документация», которая вышла в свет в 1901 году, стала своеобразным итогом многолетней деятельности художника. В ней он изложил свой опыт и представил всевозможные рисунки, узоры, шрифты, техники, которые можно использовать не только в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, но также в декорировании мебели, в ювелирном деле. То, что представлено на страницах руководства стало примером для выполнения драгоценных украшений, например ожерелья с портретом Сары Бернар.
1903 год знаменателен в жизни Альфонса Марии Мухи: он женился на молоденькой ученице – Марии Хытиловой, которую ласково называл Марушкой. Они прожили всю жизнь вместе. Марушка подарила супругу двух детей: дочку Ярославу и сына Иржика.
Личная жизнь
Сейчас можно увидеть много разных суждений о личной жизни Альфонса. Говорят, что он имел связи с самой Сарой Бернан. Некоторые так же утверждают, что он вёл аскетический образ жизни до встречи с женой. Оба утверждения являются ложными. С Сарой их ничего не связывало, кроме деловых и приятельских связей. А до первой жены, Марии Хитиловой, у художника было несколько женщин. Первую любовь он встретил в 16 лет. К несчастью, девушка рано ушла из жизни. Но память о ней не угасла: свою дочь он так же назвал Ярославной, в дань бывшей возлюбленной.
Женитьба на Марии Хитиловой
Молодая Мария заметила художника в театре. Она перехватила инициативу в свои руки, и устроила встречу с художником лично. Не смотря на большую разницу в возрасте (22 года), у пары сразу появилась романтическая привязанность. Альфонс обожествлял жену. Он всю жизнь мечтал о ласковой, неиспорченной чешке. Всех женщин, с которыми живописец имел связи до Марии, он нарекал «чужими». В 1906 году они поженились.
«Как прекрасно и отрадно жить для кого-то, до тебя у меня была только одна святыня — наша родина, а сейчас я поставил алтарь и для тебя, дорогая, молюсь на вас обеих…» – из писем Альфонса к Марушке.
Дети и влияние женитьбы на творчество
У молодоженов было всего двое детей: старшая девочка Ярослава и сын Иржи. Свою семью художник отображал не только в портретах. У «Женщин Мухи», после знакомства с Марушкой, всё чаще замечались черты лица как её, так и их дочери. Семейная жизнь в целом благосклонно повлияла на Альфонса: постепенно он отошел от «открыточного» и дизайнерского стиля к полноценным картинам в традиционной стилистике.
Переезд в Америку
В год свадьбы он переезжает в США. За время работы в Европе, Альфонс Муха обрел известность. По приезду на него посыпалась гора заказов и предложений от предпринимателей. Место Сары Бернан заняла американка Лесли Картер. Не смотря на все прелести западной жизни, живописцу в Америке не нравилось. Он устал от бесконечной дизайнерской работы. За годы, проведенные в Америке, Альфонсу удалось поработать на местного миллионера, Чарльза Крейна. Тот был ярым славянофилом и не поскупился профинансировать гениальный проект Альфонса Мухи на славянскую тематику. Именно так появилась серия картин «Славянская эпопея».