«Отверженные»
Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества — это роман «Отверженные». Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции — все это присутствует в «Отверженных».
Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои — это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.
В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих «Отверженных» является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами
Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека
В «Отверженных», как и в «Соборе Парижской Богоматери», показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.
Создание гротеска
В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление — гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой — комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.
Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.
Детство и юность
Начало 19 века: во Франции минула великая революция, в стране уничтожены Старый порядок и абсолютная монархия, на смену которым пришла Первая французская республика. В стране процветал лозунг: «Свобода, равенство, братство», а молодой полководец Наполеон Бонапарт вселял надежду на светлое будущее.
Именно в то время, когда были разрушены древние устои, а во Франции произрастали ростки из зерен революции, у капитана наполеоновской армии Леопольда Сижисбера Гюго родился третий сын. Произошло это событие 26 февраля 1802 года на востоке страны, в городе Безансон. Мальчик, которому дали имя Виктор, был болезненным и слабым, по воспоминаниям его матери Софи Требюше, младенец был «не больше столового ножа».
Семья была богата и жила в большом трехэтажном доме. Леопольд происходил из крестьянского рода, но Великая французская революция позволила мужчине проявить себя. Отец будущего писателя прошел путь от офицера республиканской армии до сторонника Бонапарта и, наконец, стал генералом. Гюго старший часто разъезжал из-за долга службы, поэтому семейство переезжало в Италию, Испанию, Марсель, а также на острова в Средиземном море и Тоскане. Путешествия оставили неизгладимые впечатления на маленького Виктора, которые позже найдут отголосок в произведениях писателя.
Из биографии матери Гюго известно только то, что она приходилась дочерью судовладельца.
Софи и Леопольд старались воспитывать трех мальчиков (Виктора, Абеля и Эжена) в любви, но мировоззрения супругов расходились, отчего они часто ссорились. Требюше придерживалась роялистских и вольтерьянских взглядов и во французской революции была сторонницей династии Бурбонов, тогда как Гюго старший был преданным приверженцем Наполеона. Не только политические распри заставляли родителей будущего писателя расходиться: у Софи была любовь на стороне с генералом Виктором Лагори.
Из-за родительских ссор трое братьев жили то у Софи, то у Леопольда, а в 1813 году мать и отец Виктора Гюго развелись, и женщина переехала в столицу Франции, забрав с собой младшего сына. В будущем Софи не раз жалела и пыталась примириться с супругом, однако тот не желал забывать старые обиды.
Мать оказала значимое влияние на Виктора: ей удалось внушить ребенку, что Бурбоны – приверженцы свободы, а образ идеального монарха сложился у мальчика за счет прочитанных книг.
Литературное творчество
Первый период своей жизни писатель обучался дома, самостоятельно или под контролем отца. Мужчина прививал Гюго любовь к точным наукам. Он видел своего сына ученым.
Отец всегда считал, что молодой человек должен стать великим, прочил ему блестящее будущее. И как показала история — не зря. Однако юноша категорически не желал связывать себя с точными науками. Математику и прочие дисциплины он считал скучными. Потому в свое время не стал следовать рекомендациям отца и занялся литературой.
Нужно сказать, что интерес к словесности к будущего писателя проявился очень рано. К своим 14 годам он зачитывался классиками романтизма. Питал особую страсть к произведениям Франсуа Шатобриана, знал несколько иностранных языков. Переводил стихотворения Вергилия.
Несмотря на все природные таланты и раннее начало творческой деятельности, Гюго был недоволен своими первыми шагами. Он считал, что способен на большее.
Творческая биография Виктора Гюго началась примерно в 15 лет, причем не с прозы, благодаря которой его узнали во всем мире, а с поэзии. В 1813 молодой человек принял участие в литературном конкурсе. На суд жюри он представил оду, названную «Les avantages des tudes». Стихотворение о пользе научного знания получило положительные оценки и отзывы.
Первый успех не слишком воодушевил отца Гюго. Мужчина считал, что юноша должен поступить в политехнический университет. Отказа он не принял и был очень зол на сына. Настолько, что лишил его всякой финансовой, материальной помощи.
Поправить положение молодой человек сумел самостоятельно. Из-под его пера вышло стихотворение «На восстановление статуи Генриха IV». В нем отразились политические взгляды литератора как сторонника реставрации династии Бурбонов.
Произведение оценили по достоинству на самом верху. Власти наградили молодого литератора, назначили ему ежемесячное жалование.
Еще через пару лет Виктор Гюго и его старший брат Абель начали издавать собственный журнал. На страницах «Литературного консерватора» печатались произведения Гюго.
В 1822 стихотворений оказалось достаточно, чтобы выпустить целый сборник. Так на свет появилась книга «Оды». Она принесла молодому автору всенародное признание. Его знали и любили, читающая публика ждала от Гюго новых свершений.
К тому моменту литератор уже сложился как самостоятельный деятель искусства. Творчество Гюго имело глубокий социально-политический подтекст. В отличие от прочих представителей направления романтизма он ориентировался не на человеческую сущность и роль личности, а на особенности общественных процессов, воздействие социума на действительность.
Основной идеей произведений Гюго была необходимость того, чтобы все и каждый придерживались моральных, нравственных устоев. Только тогда общество достигнет совершенства.
В начале 20-х В. Гюго переключился на прозу. В 1823 известный литератор публикует свой первый роман «Ган Исландец». Работа в крупном размере получила довольно скромные оценки. Однако была принята по достоинству.
Луи Буланже, портрет Виктора Гюго, 1833 г.
Еще через несколько лет в 27-м литератор пробует свои силы на поприще драматургии и вновь добивается успеха. На свет появляется пьеса «Кромвель».
В конце десятилетия писатель опять берется за поэзию, лирику. Результатом его трудов становятся два сборника: «Восточные мотивы» (1829) и «Осенние листья» (1831).
В том же 1829 он написал повесть «Последний день приговоренного к смерти», где в иносказательной форме рассуждал на тему казни, целесообразности и возможности насилия над человеком, праве государства выносить приговоры.
В 1831 Гюго подготовил новый крупный роман, «Собор Парижской Богоматери».
Литература
Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.
Виктор Гюго в 1853 году
Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.
Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.
Писатель Виктор Гюго
Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.
Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.
В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.
Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи
Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу
Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.
Автограф Виктора Гюго
Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.
Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.
Книги Виктора Гюго
Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.
Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.
Семейные разногласия
Супруги Гюго стремились воспитывать своих троих сыновей (Абеля, Эжена и Виктора) в любви и ласке. Но личное мировоззрение Софи и Леопольда зачастую носило прямо противоположный характер, из-за чего в супружеской паре нередко вспыхивали ссоры. Софи Требюше разделяла взгляды роялистов и вольтерьянцев и во время Французской революции всем сердцем поддерживала династию Бурбонов. В то время как Леопольд Гюго был всецело предан Наполеону Бонапарту. И, если уж говорить совсем начистоту, Софи крутила на стороне роман с генералом Виктором Лагори, что, конечно же, не способствовало укреплению семейных уз.
Из-за распрей родителей трое сыновей жили поочередно то у отца, то у матери. А в 1813 году (Виктору исполнилось 11 лет), Софи и Леопольд приняли решение о разводе. Софи Требюше вместе с младшим сыном перебралась в Париж, а старшие сыновья остались с отцом. В будущем женщина будет сожалеть об этом разрыве и попытается восстановить семью, но Леопольд Гюго не сможет простить бывшую супругу.
Нет ничего удивительного в том, что мать оказала значительное влияние на формирование взглядов и характера будущего писателя. Именно с ее подачи он навсегда усвоил, что династия Бурбонов – это приверженцы свободы. А образ идеального монарха он вывел сам для себя из прочитанных в юности книг.
Литература
- Грэм Робб. Жизнь Гюго. — Litres, 2017-09-05. — 2271 с. — ISBN 9785040390793.
- Евнина Е. М. Виктор Гюго. — М.: Наука, 1976. — (Из истории мировой культуры)
- Карельский А. В. Гюго // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
- Луи Арагон «Гюго — поэт-реалист»
- Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. — Многочисленные издания.
- Муравьёва Н. И. Гюго. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1961. — (ЖЗЛ).
- Паевская А. Н. Виктор Гюго: Его жизнь и литературная деятельность. — СПб., 1890. — 96 с. — (Жизнь замечательных людей: Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
- Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. — Биография писателя. Москва «Просвещение». 1989.
- Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. — Изд. 2-е, доп. — М.: Гослитиздат, 1961.
- Frey John A. Victor Hugo Encyclopedia, 1998
- Hovasse Jean-Marc. Victor Hugo. Avant l’exil 1802—1851, 2002
- Hovasse Jean-Marc, Victor Hugo II : 1851—1864 , Fayard, Paris, 2008
Маленький Виктор
Вот-вот отгремели отзвуки Великой французской революции, начался новый век, и на свет появился мальчик Виктор Мари 26 февраля 1802 года. Можно сказать, он родился в новой стране, в обновленной Франции, в Первой французской республике. Великий интеллектуал и эстет Наполеон Бонапарт только начинал путь своего блистательного правления.
Виктор родился во времена девиза «Свобода, равенство, братство». С молоком матери младенец впитал в себя этот девиз и идеи, подразумевавшиеся под ним. У Софи Требюше – дочери судовладельца маленький Виктор стал третьим сыном, про которого она говорила: «Он родился не больше столового ножа». Действительно, малыш был болезненным и слабым.
Виктор Гюго – самый яркий представитель французского романтизма
Отец мальчика Леопольд Сигисбер Гюго служил капитаном в непревзойденной наполеоновской армии. Семья была обеспеченной, владела трехэтажным особняком в городе Безансон, что расположился на востоке Франции. Во времена Наполеона Бонапарта происхождение и сословие не имели значения, важны были таланты и достижения человека.
Леопольд Гюго имел крестьянские корни, но проявил себя как талантливый военный в армии Наполеона и дослужился в дальнейшем до звания генерала. Все наверняка слышали про наполеоновские войны, Франции приходилось постоянно отбиваться от нападок Британии, которая захватила себе множество сфер влияния в различных уголках планеты.
Предупреждая и подавляя удары английской короны то там, то здесь, Наполеон вел свои войска через всю Европу, устанавливая мир и порядок. Будучи военным в великой армии, путешествовал вместе с ней и Гюго старший, а вместе с ним и его семья. Маленькому Виктору Мари пришлось побывать и в Италии, и на островах Средиземноморья, в Испании, Тоскане.
Жюли Гюго Генерал Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго , XIX векМестонахождение: Хаутвилльский дом, Сент-Питер-Порт, Гернси, Коронное владение Великобритании
Путешествия не прошли для юного Гюго даром, когда он писал свои романы, многие впечатления от поездок с отцом нашли в них отражение. Супруги Леопольд и Софи хотели воспитать своих детей в любви и согласии, но, как часто бывает, между супругами происходили конфликты из-за разногласий в решении различных вопросов и расхождении мировоззрений.
Пожалуй, самым главным расхождением во взглядах родителей Виктора было то, что его мать придерживалась роялистских предпочтений и желала реставрации Бурбонов, а отец всецело был предан молодому и энергичному Наполеону Бонапарту. Мне кажется странным, что такие разноплановые люди сошлись вообще, ведь именно из-за таких разногласий и случаются революции.
Стоит отметить, что Софи, ко всему прочему, завела роман на стороне, поэтому родители Гюго младшего в итоге перестали жить вместе. Трое их сыновей поочередно жили то у Леопольда, то у Софи. Закончились эти взаимоотношения разводом в 1813 году. Виктору исполнилось к тому моменту 11 лет, он остался жить вместе с матерью, вдвоем они поселились в Париже.
Хочется отметить, что именно мать повлияла на мировоззрение младшего сына. Он перенял её взгляды на монархию и остался приверженцем роялизма и Бурбонов, несмотря на все прогрессивные и полезные для Франции реформы Наполеона I.
Дом в Безансоне, в котором родился Виктор Гюго / parisgid.ru
Юношеская любовь
Виктора Гюго можно было по праву назвать баловнем судьбы. Рождённый в 1802 году в семье капитана, что служил в Лотарингии, он не знал отказа ни в чём. Уже в юношеские годы он увлекается красавицей Адель Фуше и тогда сталкивается с первыми запретами.
Его мать, принципиальная и решительная, имела не меньше власти, чем глава семейства, который часто отсутствует по долгу службы. Она запрещает Виктору всякое общение с девушкой. Впрочем, запрет над ним тяготел недолго. После развода родителей он какое-то время живёт у матери, однако та заболевает и умирает.
После этого Виктор переезжает к отцу, который даёт ему большую свободу. Теперь он уже может видеться со своей очаровательной Аделью. В тот период Гюго впервые пробует свои силы в литературе – правда, сначала в качестве поэта.
Виктор женится на Адели, которая дарит ему пятерых детей. Его пьесы ставятся в театрах, причём, пользуются немалым успехом. Более того – к тридцатилетию Гюго публикуется знаменитый «Собор Парижской Богоматери». Представьте себе то время его жизни: абсолютное счастье и слава, о которой он так долго мечтал. Именно тогда он встречает ту женщину, что сумеет затмить всё прежнее в его жизни.
Личная жизнь
Первой супругой в биографии Виктора Гюго была Адель Фуше. В этом браке у них родилось пятеро детей. Их семейную жизнь было сложно назвать счастливой. Жена пренебрежительно относилась к мужу и часто ему изменяла.
Интересно, что Адель не прочла ни одного произведения своего гениального супруга. Любое прикосновение Виктора раздражало ее, в результате чего Фуше часто отказывала ему в исполнении супружеского долга.
Виктор Гюго и его жена Адель
В скором времени писатель влюбляется в куртизанку Жульетту, которая была фавориткой князя Анатолия Демидова.
Девушка одевалась в роскошные наряды и ни в чем не испытывала недостатка. Познакомившись с Гюго, она бросила своего покровителя и начала встречаться с известным литератором.
Интересен факт, что Виктор отличался крайний скупостью. Он выдавал Жульетте небольшие суммы денег, контролируя все ее расходы.
В итоге его возлюбленная стала похожа на крестьянку. Девушка не могла себе ничего позволить и ходила в очень скромных нарядах.
Вскоре постаревшая Жульетта перестала интересовать Гюго, поэтому он все чаще начал прибегать к услугам девушек легкого поведения.
Биографы писателя утверждают, что в его доме даже была отдельная комната, в которой он принимал проституток.
Литература
Леопольд мечтал, чтобы младший ребенок приобщился к точным наукам, к тому же у мальчика был талант к математике, он прекрасно считал и справлялся со сложными уравнениями. Возможно, у генеральского сына сложилась бы карьера Мишеля Ролля или Декарта, но Виктор выбрал другой путь и оказался от поступления в Политехнический университет.
Виктор Гюго в 1853 году
Будущий автор бессмертных романов предпочел цифрам латинские стихи и книги, с запоем прочитывая великие произведения. Впрочем, Гюго начал писать оды и стихотворения еще в детстве, учась в Лицее Людовига Великого, с 1812 года. Юноша зачастую был автором пьес на импровизированных школьных представлениях: сдвинутые столы служили театральными подмостками, а сценические костюмы вырезались неумелыми детскими руками из цветной бумаги и картона.
Когда мальчику было 14 лет, он вдохновлялся первым представителем романтизма Франсуа Шатобрианом и мечтал быть похожим на французского поэта. В автобиографическом дневнике будущий автор «Собора Парижской Богоматери» исписал переводами творений Вергилия 10 тетрадок: тогда мальчик находился на больничном режиме из-за полученного ранения в ногу.
Писатель Виктор Гюго
Позже самокритичный юноша нашел рукописи, бережно собранные его матерью, и сжег свои труды, считая, что способен на более изящный и литературный слог. На последней тетради Виктор пишет, что это вздор и рисует изображение яйца, внутри которого находится птенец.
Когда Виктору было 15 лет, он показал себя как явного сторонника роялизма и приверженца укоренившегося литературного классицизма.
В 1813 году молодой Гюго участвует в литературном конкурсе, где представляет членам жюри оду о пользе наук, «Les avantages des tudes», за что получает похвалу и восторженные отзывы. Некоторые судьи не верили, что автору стихотворения исполнилось 15, потому что в произведении Виктор рассуждал как взрослый человек со сформировавшимся мировоззрением.
Виктор Гюго писал не только романы, но и стихи
Юный писатель восхвалял в произведениях династию Бурбонов: за оду «На восстановление статуи Генриха IV» юноша получил внимание и благосклонность французских властей, которые выплачивали молодому таланту жалование. Поощрение деньгами пришлось кстати, так как Леопольд отказался помогать материально сыну из-за несогласия последнего поступить в Политехническую школу
Когда мальчику было 17 лет, он вместе с братом Абелем приступает к изданию журнала с броским названием «Литературный консерватор», а сборник «Оды», вышедший в 1822 году, сделал Виктора признанным поэтом в литературной публике.
Автограф Виктора Гюго
Книги Гюго олицетворяли течение романтизма, и в трудах автора нередко скрывался социальный или политический аспект, тогда как английский романтизм Байрона представлял собой произведения, главным действующим лицом которых была человеческая личность.
Жителям Франции приходилось наблюдать общественное неравенство, грязные закоулочки, нищенство, рабовладение, распущенное поведение женщин и прочие жизненные явления, хотя Париж считался городом любви. Гюго, как и любой писатель, был наблюдательным человеком, которого волновала окружающая действительность. Причем в своих произведениях Виктор не углублялся в суть социальных распрей, пытаясь доказать читателям, что общественные проблемы будут решены только тогда, когда человек научится ценить нравственность и мораль.
Книги Виктора Гюго
Нередко произведения французского автора носили политический подтекст, в первом серьезном романе «Последний день приговоренного к смерти» (1829) писатель метафорично изъясняет свою позицию по поводу отмены смертной казни, фиксируя мысли и муки литературного героя, обреченного на погибель.
Также философскую концепцию носит произведение Виктора Гюго «Человек, который смеется» (предварительно Виктор хотел назвать сочинение «По приказу Короля»), написанное писателем в зрелом возрасте. Роман описывает ужасы социального насилия, которое совершалось верховной знатью. Произведение рассказывает о лорде Гуинплене, которому в детстве изуродовали лицо, чтобы лишить наследника престола и статуса. Из-за внешней неполноценности к мальчику относились как к второсортному человеку, не обращая внимания на его положительные стороны.