«Послушайте, Сереженька, это же прекрасно»: первые фильмы Герасимова
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Комсомольск», 1938
Кадр из художественного фильма Сергея Герасимова «Семеро смелых», 1936
Тамара Макарова в роли Аграфены Шумилиной в художественном фильме Сергея Герасимова «Учитель» (1939)
В 1930 году Сергей Герасимов окончил Техникум сценических искусств и задумал снять собственный фильм о молодых революционерах — «Двадцать два несчастья». Картина вышла на экраны в этом же году.
Герасимов вспоминал: «Еще в процессе постановки Козинцев, взглянув на материал будущего фильма, сказал мне: «А у вас нет намерения немного подучиться режиссуре? Мы начинаем свой новый фильм «Одна». Там для вас и роль найдется, а заодно поработаете ассистентом». Герасимов согласился и сыграл роль председателя сельсовета. На площадке он так впечатлил своей игрой Козинцева, что тот пригласил актера преподавать на отделении кино Ленинградского института сценических искусств. В 1931 году Сергей Герасимов, сам недавний выпускник, стал педагогом.
В 1935 году Сергей Герасимов взялся за фильм «Семеро смелых», посвященный полярной зимовке. Актерами были студенты его мастерской. Снимали в Заполярье и на Кавказе: пока шла работа, все члены съемочной группы жили вместе. Герасимов вспоминал: «Это помогло родиться той естественности тона и свободе поведения, которые и сделали успех этому фильму <…> для последних ледовых съемок пришлось взбираться на Эльбрус, хотя никто из нас никогда не был альпинистом <…> только такая отчаянная команда могла взгромоздиться без всякой подготовки, буквально харкая кровью, и отснять все, что было предусмотрено, за эти три дня»</…></…>. В 1936 году фильм вышел на экраны. Это была первая серьезная работа Сергея Герасимова.
Спустя два года режиссер снял картину «Комсомольск» о том, как советская молодежь осваивала Дальний Восток. Сценарий Герасимов писал уже в самом городе — он хотел сначала осмотреться и пообщаться с людьми. Во время работы над фильмом Герасимов задумал еще одну картину — «Учитель». Она сильно отличалась от «Комсомольска»: там уже не было быстро развивающегося действия. По сюжету, молодой специалист Степан Лаутин вернулся в родное село и собрался открыть школу, однако к идее скептически относится его отец — председатель колхоза. Сергея Герасимова интересовал конфликт поколений. В книге «Жизнь, фильмы, споры» он писал: «Эта картина наиболее непосредственно связана с моими деревенскими впечатлениями. Там есть персонажи, целиком выхваченные из моего уральского детства, и я люблю ее, пожалуй, больше всех своих работ». Режиссер был дотошен в мелочах: сам рисовал художнику интерьеры домов, восстанавливал по памяти частушки, которые он слышал в детстве, требовал от актеров говорить на уральском диалекте. В 1939 году фильм был готов. Съемочная группа до последнего сомневалась в успехе: в то время популярностью пользовались фильмы о революции или гражданской войне.
В 1941 году за фильм «Учитель» режиссёр Сергей Герасимов и исполнительница главной женской роли Тамара Макарова были удостоены Сталинской премии II степени.
Личная жизнь
Георгий Степанович был женат четыре раза.
О первой жене, белорусской актрисе Евгении Голынчик, известно немного. Их брак был недолгим и прервался после первого ареста артиста. Жженов тогда посоветовал девушке не ждать его из заключения.
Георгий Жженов и Евгения Голынчик. Фото: yandex.ru
Со второй женой, такой же ссыльной «шпионкой» Лидией Воронцовой, Жженов познакомился в Магаданском драматическом театре. Они вместе выходили на сцену. В этом браке родилась дочь Елена.
Лидия Воронцова. Фото: yandex.ru
Судьба Лидии сложилась трагически. После освобождения ее почти сразу же посадили. Многолетнее заключение сломало волю женщины, и вскоре она покончила с собой.
С дочерью Еленой. Фото: yandex.ru
Дочь Елена стала дизайнером. Внучка Дарья в данный момент проживает в Латвии.
Будучи в ссылке в Норильске (так же в театре), Жженов познакомился со своей третьей женой – Ириной Махаевой. Она была вольнонаёмной актрисой. Именно Ирина, по возвращении актера в Ленинград, добилась его полной реабилитации после судимостей.
С Ириной Махаевой. Фото: yandex.ru
В этом браке появилась дочь Марина, ныне филолог, общественный деятель. Она подарила Георгию Степановичу внука Петра.
Обосновавшись в Ленинграде, Георгий Жженов вскоре влюбился в молодую актрису Лидию Милюкову. Несмотря на то, что оба были несвободны, артисты создали новую семью. Вскоре переехали в Москву, получив приглашение в театр Моссовета.
С Лидией Милюковой Георгия Жженой прожил до конца своих дней. Фото: yandex.ru
В этом браке родилась дочь Юлия. Она пошла по стопам родителей и стала актрисой. Сейчас женщина преподает во ВГИКе. Внуки Георгий и Полина.
С дочерью Юлией. Фото: yandex.ru
Все дочери Георгия Степановича знакомы между собой и поддерживают хорошие отношения.
В Кесовой Горе открыли памятную доску в честь актера Георгия Жженова
22 марта, в день рождения Георгия Степановича Жженова, в Кесовой горе на местном Доме культуры появилась памятная доска в честь известного актера. Георгий Степанович Жжёнов родился в Петроградe, но детство провел на родине своих родителей. Его отец — Степан Филиппович Жжёнов и мать — Мария Фёдоровна Щёлкина были родом из крестьян Тверской губернии, из села Кесова Гора.
Памятную доску установили по инициативе Ассоциации Тверских землячеств, ее изготовила Тверская военно-мемориальная компания. Появилась доска на Доме культуры не случайно: именно здесь 3 августа 2002 года с концертом выступал известный артист перед своими земляками. Кстати, в понедельник, 22 марта, в Москве также вспоминали Георгия Жженова. В день 95-летия со дня рождения народного артиста на стене дома № 12 по Зоологической улице, где он жил долгие годы, тоже была открыта мемориальная доска. Памятный знак выполнен заслуженными художниками России Андреем Балашовым и Вячеславом Бухаевым. Справка:
Гео́ргий Степа́нович Жжёнов (22 марта 1915 — 8 декабря 2005) — советский и российский актёр театра и кино. Георгий Жженов родился 22 марта 1915 года в г. Петрограде. В 1932 году он снялся на Ленфильме в главной роли тракториста Пашки Ветрова в фильме «Ошибка героя» (1932 г.). В декабре 1936 года после убийства в Ленинграде С.М. Кирова по абсурдному обвинению в «антисоветской деятельности и террористических настроениях» был арестован и весной 1937 года осужден старший брат Георгия — Борис. Семья Жженовых (отец, мать и три сестры), проживавшая вместе с братом, была выслана в Казахстан. Георгий Степанович ехать в ссылку категорически отказался. Ему это припомнили. Во время съемок фильма «Комсомольск» (1938 г.) вместе с известными тогда звездами советского кино Н.Крючковым, П.Алейниковым, И.Кузнецовым и другими Г.С. Жженов выехал на поезде в г. Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки он познакомился с американцем, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации. Это знакомство стало для Георгия Степановича роковым. Его использовали как повод для обвинения в шпионской деятельности. Это случилось в 1938 году. Жизнь Георгия Степановича круто перевернулась. В ночь с 4 на 5 июля 1938 года по обвинению в шпионаже он был арестован органами НКВД СССР. Заочным постановлением ОСО НКВД СССР он был приговорен к 5 годам заключения. До 1943 года он проработал на золотых приисках Дальстроя. 26 марта 1945 года за хорошее поведение и добросовестную работу был досрочно освобожден из лагеря. До декабря 1946 года работал в Магаданском заполярном драматическом театре. 2 июня 1949 года снова арестован, полгода провел в тюрьме в Горьком и затем направлен в Норильск в ссылку, где до 1953 года проработал в драматическом театре. 2 декабря 1955 года военным трибуналом Ленинградского военного округа был дважды реабилитирован и в возрасте 38 лет начал свою профессиональную жизнь актера с нуля.
За годы творческой деятельности им были сыграны более 100 ролей в театре. Георгий Жженов — один из наиболее известных советских-российских киноактеров. Многие фильмы с его участием пользуются поистине всенародной любовью, стали классикой отечественного кино.
Г.С. Жженов — народный артист СССР, лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат премии им. Довженко, лауреат премии КГБ СССР, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени». Автор автобиографических сборников воспоминаний «Омчагская долина», М.: Правда, 1988 г. (Библиотечка журнала «Огонек») и «От «глухаря» до «жар-птицы», М.: Современник, 1989 г.
Узники ГУЛАГа. Георгий Степанович Жженов
Георгий Степанович Жженов родился 22 марта 1915 года в Петрограде. Отец — Жженов Степан Филиппович. Мать — Щелкина Мария Федоровна. Родители родом из крестьян Тверской губернии.
До 22 лет Жженов прожил на Васильевском острове. В 1930 году Жженов окончил 7-й класс 204-й Ленинградской трудовой школы. Чтобы продолжить обучение, Жженову необходимо было сдать экзамены, но юноша увлекся цирком, кино и театром.
В 1930 году, одолжив документы своего брата, Георгий поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума под именем — Борис Жженов. Уже через год вместе с сокурсником Жоржем Смирновым срепетировали каскадный экс и начали выступать в Ленинградском цирке «Шапито» как «2-ЖОРЖ-2» в жанре каскадной акробатики. Там, его сразу же отметили работники кино. Затем Жженову предложили роль тракториста Пашки Ветрова в фильме «Ошибка героя» на Ленфильме.
В 1932 году, оставив цирковую карьеру, Георгий стал студентом отделения киноактера Ленинградского театрального училища. Преподавателем Жженова в училище стал всемирно известный кинорежиссер Сергей Аполинариевич Герасимов. До окончания училища в 1935 году успел сняться в нескольких фильмах: «Наследный принц Республики», «Золотые огни», «Комсомольск», «Чапаев».
В декабре 1936 года после убийства С.М.Кирова по странному обвинению в «антисоветской деятельности и террористических насторениях» был арестован и весной 1937 года осужден старший брат Георгия — Борис. Вся семья Жженовых проживавшая вместе с братом, была выслана в Казахстан. Георгий Степанович ехать в ссылку отказался. Позднее это отразиться на судьбе актера. Во время съемок фильма «Комсомольск» вместе со звездами советского кино Н.Крючковым, П.Алейниковым, И.Кузнецовым и другими, Жженов выехал на поезде в город Комсомольск-на-Амуре. Во время поездки он знакомится с американцем, ехавшим во Владивосток для встречи деловой делегации. Это знакомство стало для актера роковым. Его использовали как повод для обвинения в шпионской деятельности. Жизнь Георгия Степановича изменилась.
В ночь с 4 на 5 июля 1938 года Жженов был арестован органами НКВД СССР по обвинению в шпионаже. Шантажом и угрозами его заставили признать свою вину. Заочным постановлением ОСО НКВД СССР его приговорили к 5 годам заключения.
Еще в 1939 году в пересыльном лагере во Владивостоке, где формировались этапы на Колыму, говорили, что в Магадане существует театр, в котором вместе с вольнонаемными артистами работают заключенные. С начала пребывания на Колыме Г.С.Жженов неоднократно обращался с просьбами о направлении его работать по специальности. Но в этот театр осужденных по 58-й статье не брали.
Так до 1943 года он проработал на золотодобычи Дальстроя. Он также работал диспетчером в гараже районной экскаваторной станции. Иногда ему самому приходилось ездить за рулем. После этого, он провел еще 21 месяц в лагерях. Позденее судьба свела Георгия Степановича с Константином Александровичем Никаноровым — артистом, режиссером, хорошим человеком. Дружба с ним продолжалась вплоть до его смерти.
26 марта 1945 года за хорошее поведение и добросовестную работу был досрочно освобожден из лагеря. До декабря 1946 года работал в Магаданском заполярном драматическом театре.
Весной 1947 года вернулся в Москву за назначением на работу. По ходатайству первого преподавателя С.А.Герасимова был отправлен в Свердловск на работу в киностудию художественных фильмов. Там начал съемки в фильме «Алитет уходит в горы».
В 1948 году студию закрыли, и производство фильма перевели в Москву, где Жженову было запрещено проживать. Позже Жженов устроился на работу в драматическом театре в городе Павловск-на-Оке.
2 июня 1949 года его вновь арестовывают. Полгода он провел в тюрьме в Горьком и затем направлен в Норильск в ссылку.
2 декабря 1955 года военным трибуналом Ленинградского военного округа был дважды реабилитирован.
После реабилитации Жженов вернулся в Ленинград и стал работать актером в Ленинградском областном драматическом театре и Театре им. Ленсовета.
В 1968 году он переехал в Москву, где работал в Театре им. Моссовета. Жженов сыграл более 100 ролей в театре. Георгий Жженов — один из наиболее известных советских-российских киноактеров. Многие фильмы с его участием пользуются всенародной любовью, стали классикой отечественного кино.
Работы в театре
Вернувшись в родной Ленинград, Георгий Жжёнов поступил в труппу областного драматического театра, затем театра им. Ленсовета. Он работал много, как будто навёрстывая потерянные года и роли. Зрителям запомнились роли Астрова в «Дяде Ване», Никиты во «Власти тьмы», Теодоро в «Собаке на сене».
В 1968 г. артист принял приглашение Ю.А.Завадского и переехал в Москву в театр им. Моссовета, где служил до последних дней. За много лет он сыграл большое количество ролей. На многие спектакли зрители приходили в театр «на Жжёнова».
В ряду самых заметных театральных работ такие сложные роли как: адмирал Панаев в «Чёрном гардемарине» А.Штейна, Забродин в «Ленинградском проспекте» И.Штока и Норман Тейер в спектакле «На Золотом озере» Э.Томпсона. Последняя постановка шла в театре на протяжении двенадцати сезонов, всегда при аншлаге. Существует телевизионная версия спектакля.
Фильмы и театральные роли
Георгий Жженов в роли автоинспектора в художественном фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966)
Георгий Жженов (справа) в роли Михаила Тульева в художественном фильме Вениамина Дормана «Ошибка резидента» (1968)
C 1955 года Георгий Жженов начал работать в Ленинградском областном драматическом театре (сегодня — Государственный драматический Театр «На Литейном») и снова сниматься в кино. В 1957 году режиссер Михаил Дубсон, с которым актер познакомился еще в 1938 году в ленинградской тюрьме, пригласил его сыграть в картине «Шторм».
В 1960 году Жженов перешел в Театр имени Ленсовета. Там актер сыграл Астрова в «Дяде Ване», Нила в «Мещанах», Теодора в «Собаке на сене». В это же время он снимался в кино: в конце 1950-х и начале 1960-х сыграл почти в двадцати фильмах. Однако известности актеру они не принесли. Некоторые из картин даже не выходили в прокат или подвергались сильной цензуре. Так случилось и с экранизацией военной повести Василя Быкова «Третья ракета», которую снял режиссер Ричард Викторов. Почти все эпизоды с участием Жженова вырезали по распоряжению Главного политического управления Советской армии. Режиссер Марлен Хуциев вспоминал: «В фильме вырезали очень серьезный эпизод — фактически всю роль Георгия Жженова. Он играл такого полусумасшедшего кагэбэшника. Когда сняли и увидели, как Жженов здорово сыграл, поняли, что сцена становится одной из принципиальных в фильме».
Слава пришла к Жженову в 1966 году, когда он сыграл автоинспектора в ленте Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Фильм стал одним из самых популярных в этом году, его посмотрело почти 30 миллионов зрителей. Олимпийский чемпион по легкой атлетике Валерий Борзов вспоминал: «Трудно представить себе «Берегись автомобиля» — без того же Смоктуновского, Жженова, Аросевой, даже без Ронинсона».
В 1968 году Жженов переехал в Москву и стал артистом Театра имени Моссовета. Туда его пригласил режиссер Юрий Завадский. Он предложил актеру сыграть Льва Толстого в спектакле «Бегство в жизнь» по одноименной пьесе Сергея Ермолинского. Правда, постановку запретили: министр культуры СССР Екатерина Фурцева, которая побывала на одной из репетиций, посчитала, что образ Толстого в спектакле исказили.
В этом же году Георгий Жженов снялся в главной роли в фильме Вениамина Дормана «Ошибка резидента» о бывшем эмигранте, разведчике Михаиле Тульеве. Одну из сцен картины снимали в следственном изоляторе №1 Москвы — «Матросской тишине». Жженов вспоминал: «Это были самые мучительные для меня съемки — я вспомнил прошлое. Не передать того тягостного ощущения на съемочной площадке, ожидания, когда же наконец кончится смена». Фильм стал популярным: в прокате его посмотрело 35 миллионов зрителей, а в следующие несколько лет вышло продолжение — картины «Судьба резидента», «Возвращение резидента» и «Конец операции «Резидент».
В 1969 году Георгию Жженову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР за «заслуги в области советской кинематографии». Через год актер снялся в еще одном популярном фильме — он сыграл политика Вилли Старка в картине «Вся королевская рать». Позже Жженов рассказывал в интервью журналу «Вестник»: «В роли Старка, вы наверное не знаете, начинал сниматься Павел Луспекаев. Умер, надо его заменять кем-то. Конкуренты у меня были серьезные: Олег Ефремов, Андрей Попов, Юрий Любимов».
В 1970-х Жженов много снимался и играл в Театре имени Моссовета. Там выходили спектакли с его участием — «Похороны в Калифорнии», «Вечерний свет» и «Царствие земное». В 1973 году актер сыграл генерала Петра Бессонова в картине «Горячий снег» о Котельниковской оборонительной операции Великой Отечественной войны. За эту роль он получил Государственную премию СССР, Серебряную медаль имени А. П. Довженко и звание Народного артиста РСФСР.
В 1980 году Жженов снялся в первом советском фильме-катастрофе «Экипаж» о крушении пассажирского авиалайнера. Он сыграл главную роль — командира экипажа Андрея Тимченко. В прессе писали положительные отзывы о картине, а в прокате ее посмотрело более 60 миллионов зрителей. Хвалили и героя Жженова. В журналах и газетах его называли идеальным советским человеком. В том же году Георгий Жженов получил звание Народного артиста СССР.
Фильмы
Режиссерские курсы Георгий Данелия окончил в 1959 году. Курсовой работой Данелии стала короткометражка «Васисуалий Лоханкин», а дипломной – лента «Тоже люди». Уже по этим двум фильмам становится понятно, что у молодого режиссера Данелии большое будущее. По окончании курсов Георгий Николаевич устроился на студии «Мосфильм». Данелию приняли на работу как режиссера-постановщика. Творческая биография Данелии начала пополняться проектами, которые принесли режиссеру всесоюзную славу.
Георгий Данелия в роли чистильщика обуви (кадр из фильма «Я шагаю по Москве»)
Первые же ленты заставили уважать молодого режиссера. Картину «Сережа», получившую несколько престижных наград, Данелия снимал совместно с Игорем Таланкиным. В этой работе чувствовались свежее дыхание и новаторский подход. А в 1964 году на экраны вышла картина Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». Молодой режиссер проснулся знаменитым. Эта лента, вышедшая во время хрущевской оттепели, становится культурным событием и открытием года.
В следующем году на экраны страны вышел фильм «Тридцать три». Этой работой Данелия сразу же завоевал себе нишу нового мастера советской комедии. Кроме меткой и злободневной сатиры Георгий Николаевич сумел продемонстрировать умение гротескно и в то же время тонко и лирично раскрыть действительность. Особо надо отметить талант режиссера к созданию слаженного ансамбля из отличающихся актеров, принадлежащих к разным школам и поколениям.
Олег Басилашвили в роли Бузыкина (кадр из фильма «Осенний марафон»)
После выхода «Тридцать три» было решено использовать юмористический талант режиссера в сатирическом киножурнале «Фитиль», для которого Георгий Николаевич снял десяток миниатюр. Лента «Не горюй!», в которой Георгий Данелия собрал знаменитых грузинских актеров Вахтанга Кикабидзе, Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, а также Евгения Леонова и Анастасию Вертинскую, также тепло была принята зрителями и кинокритиками. Здесь впервые режиссер пригласил на съемочную площадку собственную сестру Софико Чиаурели.
В 1979 году вышла замечательная комедийная мелодрама Данелии «Осенний марафон». Впервые Георгий Николаевич пригласил в фильм Олега Басилашвили. Надо сказать, что в жизни артист такой же решительный и напористый, как и его герой в «Служебном романе». И лишь Данелия сумел рассмотреть в актере черты, которые позволили воплотить в Басилашвили образ неуверенного, слабохарактерного интеллигента Бузыкина, разрывающегося между двумя женщинами. Зрители впервые увидели другую, непривычную грань таланта Олега Басилашвили.
Вахтанг Кикабидзе в роли Мимино (кадр из фильма «Мимино»)
Критики говорят, что этот талант Георгия Данелии – раскрывать популярного актера с неизвестной стороны – особенно ценен. Как и умение режиссера использовать в комедиях элементы мелодрамы или даже драмы. Эта черта режиссера прослеживается как в «Осеннем марафоне», так и в других картинах Данелии «Мимино» и «Афоня». Здесь можно по-разному смеяться: от души, с горечью, а иногда и с грустью.
В 1986 году вышел легендарный фильм Данелии «Кин-дза-дза!». Лента в перестроечные годы, да и сегодня, имела огромный успех. Использование в комедии научной фантастики было новаторским для советского кинематографа. Актерский состав был подобран гениально. Эта антиутопия сразу же оказалась разобрана на цитаты.
Георгий Данелия (кадр из фильма «Кин-дза-дза!»)
Своим лучшим фильмом режиссер считал картину менее популярную, чем остальные – «Слезы капали». Эта картина – грустный пересказ сказочного сюжета на современный лад, перепев знаменитой сказки о Снежной королеве. Главного героя сыграл Евгений Леонов. После попадания в глаз осколка магического зеркала герой увидел в окружающих много пороков, которые не замечал раньше. Здесь снова есть и сатира, и добрый юмор, и грустный смех сквозь слезы.
В 1990-ые годы Георгий Данелия продолжил снимать фирменные грустные комедии. Среди них можно о, «Орел и решка», «Паспорт». За эти работы их создатель в 1997 году получил Государственную премию России. Также Данелия выступил соавтором комедии «Джентльмены удачи» и новогодней ленты «Француз».