Жизнь вопреки: контрасты и противоречия в судьбе александра вертинского

Разница в 34 года

Интересен факт об Александре Вертинском: семейное счастье артист нашел со второй попытки. А избранницей оказалась 17-летняя Лидия Циргвава. Знакомство произошло за кулисами. Казалось, что у влюбленных нет общего будущего, ведь артисту на тот момент исполнилось уже 51 год.

Мать отговаривала дочь от опрометчивого шага, но Лидию не испугала разница в возрасте, и она приняла предложение Вертинского. Спустя два года с момента знакомства влюбленные обвенчались. А еще через год, в 1943-м, супруги с дочерью Марианной переехали в Москву.

В СССР артиста приняли благосклонно. Между тем семья оказалась далека от советского быта. Вертинские содержали экономку, няню, гувернанток. К тому же музыканту хотелось баловать дочерей и любимую жену. Перед каждым выступлением Вертинский выкупал фрак в ломбарде, а затем сдавал вещь обратно до следующего концерта.

За 14 лет гастрольной жизни Вертинский дал более 3 тыс. выступлений. И изнурял себя работой певец неслучайно. Представитель богемы, как ни странно, мечтал оставить жене и детям после себя дачу с коровой. Идея о хозяйстве появилась из детских воспоминаний, когда юному Александру казалось, что наличие дома, земли и буренки гарантировало обеспеченное будущее.

Юность и начало артистического пути Александра Вертинского

Дурная слава хулигана и воришки помешала ему стать участником хора. Он решил попробовать себя в любительском спектакле в театре на Подоле. Однако, мини-дебют завершился полнейшим провалом. За пристрастие к театру и воровство денег тетка выгнала Александра из дома. Ночуя по подъездам и скверам, парень зарабатывал, где придется. Был грузчиком, продавцом, помощником бухгалтера, корректором в типографии.

Так продолжалось, пока его величество случай не подарил Вертинскому встречу Софьей Николаевной Зелинской. В девичестве подругой матери, а ныне преподавательницей женской гимназии. В ее доме Александр узнал Марка Шагала, Николая Бердяева, Натана Альтмана.

Журналистское перо и критические рецензии принесли гонорары. 18-летний юноша купил фрак, в петлице которого каждый день красовался новый живой цветок, и отправился покорять Москву. Именно оттуда пришла весточка, что сестра Надя жива. Девушка стала актрисой, служила в театре миниатюр Марии Александровны Арцыбушевой.

Александр Вертинский. Песня о Сталине Первым театральным «жалованием» Вертинского были котлеты и борщ. Вскоре в газете «Русское слово» известный критик буквально в нескольких словах лестно отозвался о молодом артисте. И успех начал буквально преследовать Александра.

Возвращение на Родину

В СССР Александр Николаевич приехал только в 1943 году, был ноябрь, когда советские войска сражались за Днепр, был освобожден и Киев. Молотов разрешил Вертинскому и другим деятелям культуры вернуться на Родину.

Певец внес свою лепту в будущую победу – начал выступать на фронтах. Жена Лидия с дочерью Марианной оставались в Москве. В 1944 году у супругов родилась вторая дочь, Анастасия. Обеим девочкам Вертинский посвятил одну из самых своих известных песен того периода «Доченьки» (ниже видео и текст песни).

Александр Вертинский с дочерьми. Начало 1950-х годов. Источник

В 1945 году даже одну свою песню посвятил Иосифу Сталину. Кроме певческого таланта Вертинский имел и дар актера, снялся в нескольких кинофильмах. Его князь из «Анны на шее» получился очень похожим на истинного дворянина.

Проживая в Советском Союзе, Вертинский продолжал гастролировать по стране. В течении 14 лет около 2 тысяч раз выходил на сцену, выступал в концертных залах и рабочих коллективах, детдомах и госпиталях.

Себя артист считал до мозга костей киевлянином. Прошёл суровую жизненную школу. Видя массовое строительство «Дворцов культуры» в СССР, саркастически заметил однажды, что «лучше бы строили сортиры» — с них культура и начинается.

Ниже приведены две песни («Танго Магнолия» и «Доченьки») в живом исполнении Александра Вертинского:

Танго Магнолия (текст)

(Автор и исполнитель Александр Вертинский, 1931 г.)

В бананово-лимонном Сингапуре, в буре,
Когда поет и плачет окен
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальний караван,

В бананово-лимонном Сингапуре, в буре,
Когда у Вас на сердце тишина,
Вы, брови темно-синие нахмурив,
Тоскуете одна…

И, нежно вспоминая
Иное небо мая,
Слова мои, и ласки, и меня,
Вы плачете, Иветта,
Что наша песня спета,
А сердце не согрето без любви огня.

И, сладко замирая от криков попугая,
Как дикая магнолия в цвету,
Вы плачете, Иветта,
Что песня недопета,
Что это лето где-то
Унеслось в мечту!

В банановом и лунном Сингапуре, в буре,
Когда под ветром ломится банан,
Вы грезите всю ночь на желтов шкуре
Под вопли обезьян.

В бананово-лимонном Сингапуре, в буре,
Запястьями и кольцами звеня,
Магнолия тропической лазури,
Вы любите меня.

Доченьки (текст)

(Автор и исполнитель Александр Вертинский, 1945 год, Москва)

У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня.
Всё, над чем я смеялся когда-то,
Всё теперь восхищает меня!

Жил я шумно и весело, каюсь,
Но жена всё к рукам прибрала,
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пелёнки…
Для чего свою жизнь осложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать!

И теперь с новым смыслом и целью
Я, как птица, гнездо своё вью
И порою над их колыбелью
Сам себе удивлённо пою:

Доченьки, доченьки,
Доченьки мои!
Где ж вы, мои ноченьки,
Где ж вы, соловьи?..

Много русского солнца и света
Будет в жизни дочурок моих.
И что самое главное — это
То, что Родина будет у них!

Будет дом. Будет много игрушек.
Мы на ёлку повесим звезду.
Я каких-нибудь добрых старушек
Специально для них заведу.

Чтобы песни им русские пели,
Чтобы сказки ночами плели,
Чтобы тихо года шелестели,
Чтобы детства забыть не могли.

Правда, я постарею немного,
Но душой буду юн, как они!
И просить буду доброго Бога,
Чтоб продлил мои грешные дни.

Вырастут доченьки,
Доченьки мои…
Будут у них ноченьки,
Будут соловьи!

А закроют доченьки
Оченьки мои,
Мне споют на кладбище
Те же соловьи!

Биография актрисы Анастасии Вертинской

Биография актрисы Анастасии Вертинской была во многом предопределена знаменитостью и традиционностью ее рода. Маленькая Настенька родилась в столице СССР, а именно, в гостинице «Метрополь», в которой семья проживала не менее трех лет, поскольку не могла получить квартиру после возвращения из китайского Шанхая.

Настя и ее сестра не только учились отлично, но и занимались музыкой, а также, изучали по нескольку иностранных языков и живо интересовались живописью. Девочку отдали в школу раньше на год за компанию со старшей сестрой, но она справилась, хотя весь первый класс спала первые два урока на парте. При этом она страдала клептоманией, поскольку систематически воровала в детстве мелочь из карманов отцовского пальто, хотя он не экономил на детях и щедро давал деньги на школьный буфет.


Биография актрисы Анастасии Вертинской

Сестренки росли девочками домашними и были не от мира сего, пока родители не решили показать им советское детство, отправив в пионерский лагерь. Анастасия до сих пор с ужасом вспоминает свою поездку, поскольку девочки постоянно хотели есть, растеряли одежду и личные вещи, зато сумели приобрести столько вшей, что пришлось постричь малышек наголо.

Настя была шаловливой и очень плохо кушала, только конфеты и томатный сок с солью, поэтому отец даже подписывал с ней договор, по которому девочка кушала все три месяца, получая взамен подарок.

Девочка всегда хотела танцевать, она увлеклась балетом, но не поступила в балетную студию из-за небольшой полноты. После этого Настя решила поступать в институт иностранных языков, но снова передумала, поскольку еще пятнадцатилетней, стриженной под мальчишку, школьницей прошла пробы на роль Ассоль в фильме «Алые паруса». При этом Вертинская не смогла озвучить собственную героиню, поэтому за нее говорила Нина Гуляева. А еще девушка говорила то, что она ненавидит этот свой киношный дебют, поскольку совершенно не знала, как себя вести на площадке.

Позднее фильмография актрисы постоянно пополнялась работами в кинофильмах и сериалах «Человек-амфибия», «Анна Каренина», «Война и мир», «Гамлет», Преждевременный человек», «Домби и сын», «Овод», «Мастер и Маргарита», «Бременские музыканты и Со», «Казус Белли».


Биография актрисы Анастасии Вертинской

Параллельно со съемками в кино девушка сумела окончить Шукинское театральное училище, а с 1968 года играла на подмостках театров Вахтангова, Пушкина, «Современника», МХАТ, театрах драмы и на Таганке. При этом она настолько талантливо вживалась в роли своих героинь из разных эпох и стран, что зрители начинали верить в то, что они существовали по-настоящему.

Кроме игры на подмостках театра и съемках в кино, Анастасия дублировала роли, активно занималась благотворительной и общественной деятельностью, вела программы «Золотое сечение» и «Другие берега». При этом Вертинская преподавала актерское мастерство в Англии и Франции, а также, ставила постановки по Чехову на сцене парижского театра.

Долгое время ходили слухи о том, что Анастасия Вертинская страдает алкоголизмом, но они оказались обычной уловкой непрофессиональных журналистов, которые стремились поднять престиж собственного издания. При этом родственники, поклонники и коллеги утверждают, что Анастасия никогда не употребляла алкоголь.

Слава за границей

Между тем возвращение Вертинского в СССР не совпало с его ожиданиями. Давать концерты в крупных городах певцу запрещали. В репертуаре оставили только 30 песен. О Вертинском молчала пресса, на прилавках по-прежнему отсутствовали пластинки с записями шансонье. К Александру Николаевичу приставили цензора, контролировавшего поведение маэстро.

Выступления Вертинского сопровождались аншлагами, поэтому шансонье мало заботила тишина вокруг своего имени. Наконец терпение лопнуло, и артист обратился к замминистра по культуре СССР. В дерзком послании Вертинский просил посчитаться с народной любовью.

«У меня мировое имя… И я хочу одного – стать советским актером», – писал Вертинский и далее задавал вопросы о том, почему его композиции не звучат на радио, не выпускаются на пластинках и не печатаются в музыкальной литературе.

«За границей обо мне пишут, знают и помнят больше, чем на моей родине. До сих пор за границей моих пластинок выпускают около миллиона в год, а здесь из-под полы все еще продают меня на базарах «по блату» вместе с вульгарным кабацким певцом Петром Лещенко», – приводил интересные факты Александр Вертинский. Однако вопросы шансонье остались без ответа.

Александр Николаевич скончался 21 мая 1957 года от острой сердечной недостаточности. После смерти мужа Лидия Вертинская оказалась в затруднительном положении. Правительство посчитало музыканту небольшой рабочий стаж, и государство начислило на детей скромное пособие. Жена шансонье оставшуюся жизнь хранила верность супругу и больше замуж не вышла.

«Снимите это немедленно!»


В 2004 году Александра Вертинская пробует себя в роли телеведущей. Вместе с Ташей Строгой она ведет программу, посвященную моде и стилю «Снимите это немедленно!». Это шоу-преображение, на которое приглашаются самые обычные женщины со всей страны. Каждую участницу ждет полное обновление гардероба, а порой и кардинальная смена имиджа. Основная идея проекта — показать русским женщинам, что быть красивой и модной может каждая из них. Программа пользовалась невероятной популярностью у аудитории и выходила в эфир около трех лет. Но потом Александре захотелось посвятить себя полностью семье и творчеству, и она оставила ТВ-карьеру.

Анидаг

Лидии Вертинской и в голову не приходило идти работать, но однажды она попалась на глаза известному режиссеру Александру Птушко. Он как раз искал актрису на роль птицы Фенкис в «Садко». Лидия не считала себя актрисой — для нее это были просто развлечение и приятный новый опыт. Но все-таки сыграла еще в четырех фильмах: Анидаг в «Королевстве кривых зеркал», герцогиню в «Дон Кихоте», фрау Марту в «Киевлянке», колдунью в «Новых похождениях Кота в сапогах».

Лидия Вертинская в фильме «Королевство кривых зеркал»

На этом она бы и завершила свою карьеру, но муж настоял — даже необыкновенная женщина должна быть еще кем-то. К тому же он понимал, что жене придется долго жить без него… Лидия Николаевна окончила Суриковский институт, освоила линогравюру, стала получать неплохие гонорары. Вертинский стал все чаще болеть — сказались выступления в холодных кабаках. Свой последний концерт он дал в Ленинграде и умер в гостинице — заболело сердце.

Читать также: 10 правил, по которым развиваются отношения мужчины и женщины

Музыка

После возвращения Вертинский продолжил сниматься в кино и играть в театре Арцибашевой. Тогда-то и появился легендарный образ Пьеро. Миниатюры, «Песенки Пьеро», романсы «Я сегодня смеюсь над собой», «Панихида хрустальная», «Кокаинетка», «Желтый ангел» подарили Александру Николаевичу огромное количество поклонников. Даже строгие критики отзывались неизменно положительно о выступлениях Вертинского.


Александр Вертинский в образе Пьеро

Причина такой популярности — искренность автора. Вертинский не боялся говорить и петь о том, что беспокоило каждого человека. Вопросы жизни и смерти, безответная любовь, духовный и культурный кризис общества — эти проблемы нашли отражение в песнях Вертинского. Александр Николаевич исполнял композиции как на собственные стихи, так и на поэзию Александра Блока, Марины Цветаевой, Игоря Северянина.

Александра Николаевича отличал собственный стиль, характерное грассирование и, конечно, тексты, неизменно берущие за душу. Образ страдающего Пьеро породил массу последователей и пародистов, но никому и близко не удалось подойти к мастерству Вертинского.

Подобная откровенность текстов подарила Вертинскому не только преданных поклонников. Певцом заинтересовалась так называемая Чрезвычайная комиссия, представители которой прозрачно намекнули Александру Николаевичу, что стоит быть осторожнее в творчестве

Есть мнение, что именно постоянное внимание цензоров толкнуло Вертинского на эмиграцию. Однако сам Александр Николаевич много лет спустя напишет:

Как бы то ни было, в конце 1917 года Вертинский отправился в большой гастрольный тур, продлившийся два года. Артист посетил множество городов, а затем, купив греческий паспорт, покинул страну и уехал сначала в Румынию, а затем в Польшу. В последующие годы домом для Александра Николаевича становились Париж, Берлин, даже Палестина. И везде Вертинский продолжал собирать полные залы. Поклонников таланта Александра можно было встретить в любом городе мира.

В 1934-м Вертинский приехал в Америку. Первый же концерт в заокеанской стране собрал под одной крышей весь цвет русскоязычной эмиграции, соскучившейся по родной речи. Спустя год Вертинский уехал в Шанхай, и даже там встретил огромное количество поклонников. На родину Александр Николаевич вернулся только в 1943 году.

Анекдоты о «грустном Пьеро»

Со временем тон песен Вертинского становился язвительнее. Певец сменил традиционный белый наряд Пьеро на черный цвет. Жанр музыканта оказался многим непонятен, хотя и обладал некоторым магнетизмом, когда с первых фраз Вертинского, произнесенных тихим голосом, зал мгновенно замолкал.

В переломный для страны год, в 1917-м, Александр Вертинский впервые вышел на сцену в черном фраке, который контрастировал с белой манишкой. А в 1920 году знаменитость покинула Россию и вернулась в страну спустя 23 года.

Между тем соотечественники все эти годы помнили об актере, выступавшем в образе грустного Пьеро, и даже тайно доставали пластинки певца, отличавшегося оригинальной манерой подачи музыкальных произведений.

После возвращения Вертинского из эмиграции в народ ушли веселые истории о певце, которому разрешили вернуться домой. Что было правдой, а что вымыслом, вычислить сложно. Но так в юмористической форме народ проявил любовь к «грустному Пьеро». Самым популярным оказался анекдот о первых мгновениях певца на родной земле.

Анекдот звучал так. Вертинский выходит на перрон, ставит чемодан на землю и произносит: «Здравствуй, родина». После чего оборачивается, а чемодана уже нет. И тогда Вертинский добавляет: «Я, родина, узнал тебя». Этот анекдот звучит в различных интерпретациях, но смысл во всех версиях сохранен.

Верность

Лидия Вертинская. / Фото: www.pinimg.com

Через два года после того, как Лидия Вертинская окончила институт, Александр Вертинский скоропостижно скончался. После концерта в Ленинграде в Доме ветеранов сцены он вернулся в гостиницу, лёг спать и больше уже не проснулся. Его сердце остановилось 21 мая 1957 года. Лидии Владимировне было тогда всего 34 года. Теперь она должна была стать главой семьи и нести ответственность не только за себя, но и за своих дочерей. Она очень тяжело переживала уход мужа и до конца дней продолжала его любить. Даже в доме она ничего не стала менять после смерти мужа, лишь продала некоторые вещи, приобретённые в своё время Александром Николаевичем «на чёрный день». Претендентов на её руку и сердце хватало, но Лидия Вертинская даже представить себе не могла рядом с собой другого мужчину. На все предложения она отвечала категорическим отказом. Для неё всегда существовал только один мужчина, её любимый муж Александр Вертинский.

Марианна и Анастасия Вертинские. / Фото: www.yandex.net

Она гордилась успехами дочерей, хотя постоянно делала им замечания: не так сидели на сцене, не так стояли. Ей хотелось, чтобы её девочки были королевами и никак иначе.

Лидия Вертинская. / Фото: www.es-kiz.ru

Лидия Вертинская пережила своего супруга на 56 лет. И всегда с благодарностью и любовью вспоминала человека, который подарил ей свою любовь, научил быть счастливой, открыл целый мир. Она была верна ему более полувека и ни разу не усомнилась в исключительной правильности принятого решения. Голос Вертинского и манеру исполнения – напевный и жеманный речитатив с выразительным грассированием — невозможно не узнать или с кем-то спутать.Вертинский – это ИМЯ-легенда, и другого такого нет. Обладая неповторимым шармом и аристократической магией, он, подобно гипнотизеру, умело управлял настроением публики в зале.

Жизнь продолжается

Во второй половине последнего месяца 1944 г. родилась вторая дочка Вертинского. Мать выбрала для нее имя Анастасия. Она говорила, что этот выбор был сделан под впечатлением от рассказа Вертинского о детской влюбленности в девочку Настю. Вскоре после появления второго ребенка было написано одно из известнейших произведений Александра Николаевича Вертинского – «Доченьки». Эта песня распространилась по всему Союзу и принесла ему невероятный успех.

Военный период запомнился семье Вертинских многочисленными гастролями в прифронтовой зоне. Артист выступал с песнями собственного авторства, исполнял творения других советских писателей. Многих удивляло наличие трагических нот в любовной лирике Вертинского, чья личная жизнь, казалось бы, сложилась просто прекрасно. Впоследствии дочка будет вспоминать, что в тот период отец говорил, что не имеет ничего, кроме имени, известного всему миру. В месяц ему приходилось выступать с концертами около 24 раз, зато это давало ему возможность отсылать домой фрукты.

Всего 14 лет работы стали периодом, за который он выступил более 2000 раз. Концерты организовывали в специальных залах, в домах для сирот, в больницах и на заводах. В столичном регионе он бывал с песнями крайне редко, и пресса воспринимала его несколько враждебно, хоть и спокойно, учитывая народную славу и любовь простого люда к певцу. Тем временем война подошла к концу и на государственном уровне развернулась борьба с лирическими настроениями в песнях – якобы таковые мешали строить социализм. Вертинского прямо не называли, но всем было очевидно, что речь шла в первую очередь о нем. Те немногие пластинки, что еще были в наличии, изымались, уничтожались, а про концерты нигде не писалось ни слова. Любимый народом певец словно бы вовсе не существовал.

ВНЕ РОДИНЫ

Александру Вертинскому повезло: в Париже он оказался так же популярен, как недавно в Москве и Петербурге. Рассказывают среди прочего, что на концерты к нему приходили представители семей Ротшильдов, Вандербильтов, принцы Густав Шведский, Альфонс Испанский и Уэльский.

Так прошли 1925-1934 годы. Вертинский был в своем творческом кругу рядом с Федором Шаляпиным, Анной Павловой, Марлен Дитрих. Вышло множество пластинок, зрители его любили и слушали по всей Европе.

Историк Виктор Нелюбов рассказывает: «Вертинский очень много зарабатывал в Париже и имел возможность создать себе значительное состояние, а может быть, и не одно. Несколько лет он был совладельцем крупного ресторана на Елисейских Полях. Однако он не только не сделался миллионером, но и остался совершенным бессребреником, которому едва хватало на оплату житейских благ, поездок, посещений бесчисленных премьер всех артистических звезд Европы и Америки».

В годы эмиграции Александру Вертинскому пришлось жить и работать и в Польше, и в Германии, и в США. Выступал он даже в Ливане и Палестине, где его тепло встречали. Жил он и в Харбине с Шанхаем, где уже пятидесятилетний и разведенный артист вдруг влюбился в 20-летнюю красавицу Лидию Циргвава, дочку служащего КВЖД. Эта любовная страсть стала счастливым браком, в котором родилась дочь Марианна.

Начало карьеры

Оправившись от ранения, Александр вернулся на работу в Театр миниатюр. Его выступления неизменно пользовались популярностью. Он создал образ Пьеро, в его репертуаре появились песни, которые удвоили армию поклонников:

  • «Желтый ангел»;
  • «Кокаинетка»;
  • «Я сегодня смеюсь над тобой».

Цензоры положительно характеризовали выступления Вертинского. В своих романсах певец поднимал темы, которые волновали каждого человека. Александр исполнял не только композиции собственного сочинения, но и песни, написанные на стихи Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Александра Блока.

Многие артисты пытались подражать Вертинскому, но никому не удалось обрести такую же популярность. Чрезвычайная комиссия заинтересовалась творчеством Александра. Ему дали понять, что столь откровенные тексты могут довести его до тюрьмы. Певцу посоветовали более избирательно формировать репертуар.

На родину Вертинский вернулся в 1943 г.

В 1917 г. Вертинский отправился на гастроли. Тур продлился 2 года, после чего Александр вернулся на родину, но ненадолго. Из Киева певец переехал в Харьков. Здесь у него состоялось много концертов. Затем были выступления в Одессе и Севастополе.

В МОСКВУ ПРИЕХАЛ С ПЯТЕРКОЙ В КАРМАНЕ

Прежде чем стать эстрадным кумиром России, юноша-киевлянин Саша Вертинский вертелся как мог. Он умел заработать трудовую копейку — с пяти лет он был сиротой, потому что умерла сначала мать — дворянка из рода Сколацких, а затем отец, юрист и журналист.

Поэтому Саша, 1889 года рождения, не чурался разгружать подводы с арбузами и прочими товарами. Ведь он хотел быть как все модные тогда денди. А вот чтобы «подендировать» вечером среди сверстников, днем надо было гнуть спину и мозолить руки. Пробовал он себя в роли и корректора в типографии, и бухгалтера, и литературного, театрального рецензента. К киевскому периоду его бурной молодости относятся и первые сценические опыты.

К 1913 году Александр Вертинский, скопив пять рублей, как гласит легенда, отправился покорять Москву. Но во МХАТ его не принял лично Станиславский: как ни старался конкурсант, а букву «р» он выговаривал с большим трудом. Но что оказалось дефектом для великой сцены, стало «милой подробностью» для более свободных театральных нравов.

Вертинский дебютировал вскоре как режиссер в одной из театральных тусовок, где поставил модную тогда пьесу «Балаганчик». Ее написал великий поэт Александр Блок, которого сам Вертинский обожал, и, видимо, поэтому роль Пьеро стала для начинающего гения решающим образом.

Вскоре он знакомится со скандальными поэтами-футуристами вроде Владимира Маяковского. Затем принимает участие в работе над фильмом по рассказу Льва Толстого «Чем люди живы». Среди прочих странных сцен там была такая: голый ангел должен был упасть с крыши сарая в снег. Знаменитый актер того времени Иван Мозжухин отказался рисковать, вот его и взялся заменить Александр Вертинский. Потом его, продрогшего в неглиже, поили коньяком в крестьянской избе. Тогда Вертинский получил сто рублей гонорара и страшно собой возгордился.

Но куда более значительным фактом его жизни того периода представляется тот, что именно Вертинский открыл миру первую звезду немого русского кино Веру Холодную. Александр умудрился влюбиться в скромную жену обычного прапорщика. И, обладая отменным вкусом, обнаружил в возлюбленной просто демонически красивую женщину. Он сумел, что называется, продвинуть ее в мир кинематографа, познакомил с Ханжонковым, который был главным энтузиастом кино тех лет. Ну а довольно популярные и сейчас романсы: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр», «Маленький креольчик» связаны именно с той, говорят, безответной любовью…

Иванов приход Вертинского ждал

Весной 1942 года представитель советского посольства Михаил Иванов приехал из Токио в Шанхай. Ему предстояло провести приём посетителей, ходатайствующих о советском гражданстве. В ту пору этот город был культурным и деловым центром русской эмиграции в Китае. После поражения белого движения на Дальнем Востоке беженцы из России наводнили Шанхай. Между собой они называли его «Восточным Петербургом». Русские имели здесь свои магазины, рестораны, спортивные клубы, театральные коллективы, объединения литераторов и художников.

Так что всякий раз, когда Иванов приезжал сюда, у него было много работы. В Генконсульство СССР, где и вёл приём Михаил Иванович, входили поодиночке, парами, а порою и целыми семьями.

Примерно в полдень на пороге кабинета появились двое — мужчина среднего возраста в прекрасно сшитом и отглаженном европейском костюме, в сорочке идеальной белизны, всеми манерами и жестами подчёркивающий свою элегантность. Впереди него шла молодая красивая женщина, которую он называл Лилой.

Прежде чем сесть, посетитель спросил:

— Как удобнее вас называть и на каком языке будем говорить?

Михаил Иванович поднялся из-за стола, представился.

— Я советский консул Иванов. Меня зовут Михаил Иванович…

Выдержав паузу, он улыбнулся:

— А вы — Вертинский Александр Николаевич, советский гражданин, русский… Давайте говорить по-русски…

— Да, конечно, — последовал ответ.

Фото из архива
Александр Вертинский.

Что ж, откровенно говоря, прихода Вертинского Иванов ждал. Знакомство и последующая работа с певцом было одним из пунктов его разведывательного задания. Дело в том, что Михаил Иванович являлся офицером Разведывательного управления Красной Армии и работал под «крышей» советского дипломатического представительства.

Начало театральных увлечений

Так сложилось, что девятилетний мальчик сдал вступительные гимназистские экзамены на «отлично», хотя учеба не была для него любимым делом, что в скором времени закончилось исключением. Обучаясь впоследствии в Четвертой киевской гимназии, он впервые открыл для себя театр и попытался принять участие в выступлении. В будущем автор многочисленных песен, Александр Вертинский поначалу получил исключительно неприятный театральный опыт. Его взяли на роль статиста в заведение Соловцова. В будущем Вертинский встретит многих звезд, чья практика начиналась с оперы или оперетты, а вот этот всемирно известный автор пробил себе путь через литературные возможности. Он и сам признавал, что не может считать себя артистом, но принадлежит к числу богемы в области литературы. Творчество его больше похоже на труд поэта, но никак не артиста, и важным становится не столько исполнение, сколько комплексная оценка произведения, выбор подходящих слов, которые бы сложились в оригинальный мотив.

Во многом то, какими в будущем стали стихи Александра Николаевича Вертинского, определило литературное собрание Зелинской. Молодой автор был в ее окружении и именно здесь начал формироваться его уникальный стиль, а вместе с ним – мировоззрение. В доме Софьи нередко можно было видеть Кузьмина, Эльснера, Осмеркина и Малевича. Завсегдатаями были Шагал и Альтман. Представления о прекрасном, философия этого сообщества сильно повлияли на Вертинского, он получил немалый опыт духовный и в области отрочества. Ему довелось делать рецензии на шаляпинские выступления, на Вавича, Руффо и Ансельми. В будущем великий поэт, молодой Вертинский печатал в локальных изданиях собственные маленькие рассказы. Постепенно имя становилось все более известным для местных интеллигентов. Чтобы обеспечить себе жизнь, в те времена Александр работал грузчиком и корректором, продавцом открыток, нередко исполнял роли в спектаклях и даже успел поработать бухгалтером в гостинице, откуда, впрочем, вскоре был уволен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: