«С ДЕТСТВА ЗНАЛ, ЧТО МИШУЛИН – МОЙ ДЕД»
– В цикле недавних шоу Андрея Малахова Тимура Еремеева и вас обвинили в самозванстве, и даже в подделке документов и результатов экспертизы ДНК, показавшей, что вы, Еремеев и Карина Мишулина – все родня по отцу.
– Эти обвинения не выдерживают никакой критики.
Во-первых, зачем подделывать документы, ради какой «великой цели»? На наследство ни Тимур Еремеев, ни я не претендуем. Пиар мне тоже не нужен – я человек непубличный.
Обо всей этой истории узнал от приятеля. Когда началась шумиха вокруг имени Мишулина, товарищ позвонил и сказал: мол, по телевизору показали, что нашелся еще один сын твоего деда – моложе тебя на 10 лет.
Тимуру обо мне сообщила одна из наших тверских соседок: мол, у Спартака был еще старший сын и есть внук. Тимур меня разыскал, попросил помочь ему вместе пройти тест ДНК.
Никакого «заговора против ее семьи», как пытается сейчас представить Карина Мишулина, нет и в помине!
А о том, что мой дед – Мишулин, я знал с самого детства. И бабушка рассказывала, и отец, и мама. Знали все мои близкие друзья. Почему я не объявлялся в жизни знаменитого деда раньше, пока он был жив? Да неловко как-то.
Они с бабой Шурой расстались. Он уехал из Калинина в Омск, позже перебрался в Москву, стал играть в знаменитом Театре сатиры, начал сниматься в кино. И нигде, ни в одном интервью не говорил о своей первой семье. Раз так, то с какой стати я бы к нему поехал? Навязываться?
В общем, гордость не позволяла. Я бы и сейчас молчал, если б Тимур меня не разыскал. А теперь стало даже интересно – по письмам, свидетельствам очевидцев восстановить историю нашей семьи.
– В шоу Малахова досталось и вашей семье. Сообщили, что отец ваш сидел, а сын Михаил вам вовсе не родной…
– Столько лжи, сколько было в этом шоу, я не слышал нигде и никогда. Даже не знаю, как реагировать – в подобной ситуации оказался впервые…
Карьера
Дебют Мишулина на телевизионном экране случился в 1966 году и сразу же принес актеру всесоюзную славу. Образ пана Директора из «Кабачка тринадцать стульев» стал своеобразной визитной карточкой нашего героя. Развлекательная юмористическая программа с участием ведущих артистов Театра сатиры целых пятнадцать лет была абсолютным хитом на советском телевидении. Она очень нравилась Генсеку КПСС Леониду Брежневу, который не пропускал ни одного выпуска. В 1976 году в честь десятилетия программы всем актерам было присвоено звание «Заслуженный деятель культуры Польши». Кабачок «13 стульев». Пан Директор женится (1978) Еще больше популярности добавило Мишулину появление в культовой картине Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» (1969), где он сыграл Саида. Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, неохотно отпускал своих актеров сниматься в кино, поэтому Мишулин пытался скрыть этот факт. А так как для роли ему пришлось наголо обрить голову, носил парик. Однажды, здороваясь с Плучеком, он случайно снял кепку вместе с париком. Валентин Николаевич сначала оторопел от неожиданности, потом вскипел, но узнав, что Спартак снимается у Мотыля, неожиданно сменил гнев на милость — оказалось, что это его любимый кинорежиссер. Спартак Мишулин о съемках фильма «Белое солнце пустыни» Во время съемок Мишулину пришлось несладко – его три дня подряд закапывали в раскаленный песок на 60-градусной жаре, кормили и поили из ложечки и изредка давали покурить. Как назло, именно с этим кадром случались какие-то неприятности (то царапина на пленке, то тень не так падает), но Спартак стойко перенес все мучения.
Спартак Мишулин в фильме «Белое солнце пустыни»
Еще одну яркую запоминающуюся роль актер сыграл в исторической приключенческой ленте «Достояние республики» (1971). Он предстал перед зрителями в образе Ильи Спиридоновича Тараканова, управляющего имением князей Тихвинских, незаконно присвоившего их ценности. В картине также снимались Олег Табаков, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Игорь Кваша и другие звезды советского кинематографа.
Спартак Мишулин и Андрей Миронов в фильме «Достояние республики»
Стоит отметить участие Мишулина в комедийных лентах, которых в его фильмографии огромное количество. Это и вождь индейцев в вестерне Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), отец главного героя в эксцентричной черной комедии Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989), евнух в советско-американской ленте «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992). Спартак Васильевич мастерски сыграл директора ресторана в экранизации булгаковского «Мастера и Маргариты» (1994), в семейной драме «Бедная Саша» (1997) перевоплотился в вора в законе, а в мюзикле «Бременские музыканты» (2000), режиссерском дебюте Александра Абдулова, сыграл роль гениального сыщика.
Спартак Мишулин в образе Карлсона
Последняя киноработа Мишулина — сторож в детском фантастическом фильме «Азирис Нуна» (2005), вышедшем на экраны через год после его смерти. Главные роли в картине исполнили Александр Филиппенко, Максим Аверин, Александр Лазарев-младший и Нонна Гришаева. Все они отметили невероятную трудоспособность и креативность Спартака Васильевича, которому на тот момент уже исполнилось семьдесят восемь лет. Его смерть стала для съемочной группы полной неожиданностью и огромной утратой, как и для миллионов его преданных поклонников во всех уголках нашей страны.
Мастер спорта по боксу
Из интервью дочери Карины также известно, что Спартак Мишулин был мастером спорта по боксу. Это звание за умение долго держать удар он получил даже раньше, чем ему дали «народного артиста». Но спортивные таланты Спартак старался не применять в реальной жизни, и был спокойным и неконфликтным человеком. По словам наследницы знаменитости, актер считал, что просто обязан избегать острых углов в общении с людьми, так как понимал, что в порыве гнева способен нанести непоправимый вред собеседнику. Также Карина Мишулина рассказала, что отец придерживался житейской мудрости «береженого бог бережет».
Последние годы и смерть Спартака Мишулина
Тяжелый экономический кризис, накрывший страну в 90-годы, не мог не отразиться на жизни нашего героя – ролей в кино стало меньше, театр еле выживал, а о гастролях не могло быть и речи. К тому же у Мишулина сгорела дача, на восстановление которой он потратил свои последние сбережения.
Спартак Мишулин в последние годы жизни
Было время, когда Спартак Васильевич даже торговал в киоске водкой, чтобы заработать на жизнь. К счастью, ситуация довольно скоро нормализовалась, и Мишулин снова приступил к активной творческой деятельности. Он вернулся на сцену в образе Карлсона, ездил по стране с творческими вечерами, участвовал в антрепризах, играл в кино. Параллельно вел на радио передачу о цирковом искусстве и озвучивал мультфильмы, а также снимался в «Ералаше» и участвовал в телевизионных развлекательных шоу. Спартак Мишулин в «Ералаше» В 2005 году во время планового медицинского обследования врачи обнаружили у актера небольшие проблемы с сердцем и предложили провести аортоконорарное шунтирование – рядовую и не очень сложную операцию. Мишулин привык доверять врачам, и хотя чувствовал себя довольно сносно, согласился лечь в клинику. Но после операции возникли осложнения, и через три дня, 17 июля 2005 года, Спартак Васильевич скончался от острой сердечной недостаточности. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Могила Спартака Мишулина на Ваганьковском кладбище
Побеги, тюрьма и морг
Первые десять лет своей жизни Спартак провел в семье дяди, а потом, по его же настоянию, переехал к матери и её мужу.
К слову, отношения у них не сложились: мать была холодна к сыну, а отчим и вовсе его недолюбливал, выпивал и нередко бил ребенка.
Поэтому большую часть своего времени будущий актёр стремился проводить вне дома: сбегал, попадал в переделки, оказывался в милиции.
Когда началась война, семья Мишулиных была эвакуирована в Дзержинск, откуда тринадцатилетний Спартак вместе со своими местными товарищами решил отправиться на фронт через Москву.
Билеты в столицу приобретались только по паспортам с московской пропиской.
Чтобы помочь своим друзьям, Мишулин стащил мамин паспорт, в графу «Дети» вписал ещё пятерых человек и, купив билеты для «шестерых братьев и сестер Мишулиных», вернул документ на место.
Вот только на фронт ребята попасть так и не смогли: поскитавшись по военным эшелонам под Москвой, они вернулись домой.
Но спустя год Спартак снова сбежал в столицу.
В городе он встретил незнакомого мальчика.
Тот плакал и жаловался, что его приняли в артшколу и уже отправляют в Кемеровскую область, а у него здесь мать одна остаётся.
Сострадательный Спартак, с детства мечтавший об актёрской карьере и не знавший верной расшифровки слова «артшкола» (вместо артиллерийской он принял ее за артистическую), предложил поехать вместо него.
Будущему актеру суждено было попасть в город Анжеро-Судженск.
В свободное от учёбы время он занимался литературой и художественной самодеятельностью.
Но однажды из-за своих творческих увлечений Мишулин попал в тюрьму. О том, что же послужило для этого причиной, существует несколько версий.
Согласно первой, в то время юноша много писал, бумаги не хватало, и внезапно под рукой оказались многочисленные портреты Сталина с чистой обратной стороной: их-то Спартак и использовал для своих стихотворений и рассказов.
Другая гласит о том, что молодой человек организовывал праздничный концерт, а на сцене не хватало освещения.
Он принял решение «позаимствовать» лампочки у местного Дома культуры и совершил за ними ночную вылазку.
Также есть версия, что Спартак выбил окно в библиотеке и был пойман: всего лишь хотел взять книгу для написания своего романа (по просьбе ему отказали).
Так или иначе, за преступление нарушителя осудили на полтора года.
В трудовом лагере Спартак случайно встретился с личным водителем своего дяди, также осуждённым.
Водитель был начальником мельницы и взял юношу к себе в подчинённые водовозом.
Спустя некоторое время он был пойман на том, что вместо воды привозил заключённым зерно, тем самым продлив себе срок ещё на полтора года.
По рассказам Спартака, во время заключения с ним происходили самые необычные события.
Так, после мельницы он попал в тракторную бригаду.
Смены там были длинные, иногда и по двадцать часов.
В один из дней от сильной усталости он уснул прямо в поле, и водитель трактора его попросту не заметил и переехал на своей машине.
Двое суток актер якобы пролежал в морге, а потом вдруг шевельнулся – и его отвезли в больницу, чтобы прооперировать.
Судебные страсти
В начале марта Тушинский суд отказал в удовлетворении иска семейства Мишулиных по поводу возмещения морального ущерба, нанесенного родственникам новоявленным отпрыском артиста. Якобы все дело в рассказах молодого человека, утверждавшего в прямом эфире о жизни отца на две семьи. Уязвленное самолюбие официальных членов прославленной фамилии было оценено их адвокатами в сумму 1 млн. рублей. Проиграв гражданское дело. Мишулины отправили иск в прокуратуру и рассчитывают неплохо на этом заработать – редакторы ток-шоу в любом случае будут освещать скандальный процесс и искать новых участников семейной саги о неверном Карлсоне.
Тимур Еремеев и Карина Мишулина в программе «Пусть говорят»
Не понравились уважаемой дочери Спартака Мишулина и результаты ДНК-экспертизы, которую по ее требованию провел известный профессор в области генетических исследований, ученый с мировым именем Павел Иванов. Тимур Еремеев никогда не отказывался от подобных анализов и вскоре последние новости запестрели радостными фрагментами из передачи о примирении родственников.
Однако через время женщина с полной уверенностью заявила, что генетический материал, взятый с парика известного театрального артиста, оказывается непригодным ввиду его старости – Спартак Мишулин умер 12 лет назад и потому результаты ДНК-исследований не могут считаться удовлетворительными.
Теперь в суд поступило заявление от официальной супруги покойного артиста о ее разрешении на эксгумацию супруга. При этом о путешествии костюма за границу стало известно совсем недавно и опять-таки непонятно, каким образом вещи попали в исследовательские лаборатории Флориды и Стокгольма.
Карина Мишулина с мужем
Тимур высказал свое разочарование по поводу такого поведения новоявленных родственников. По словам мужчины, он искренне поверил в окончание неприятного скандала и рассчитывал лишь на добрые отношения между всеми членами семьи. У актера подрастает маленькая дочь и она вправе гордиться своим знаменитым дедушкой. На этот счет его сводная сестра высказалась очень едко, упрекнув актера в желании заработать на грязной истории, якобы придуманной им самим и его мамой.
О своих доходах Карина Мишулина упомянуть забыла, хотя репортеры в последних новостях рассказали, что в отличие от Тимура Еремеева, женщина уволилась из театра и теперь работает исключительно как приглашенная актриса в антрепризных спектаклях. Да и в кино сейчас дочь Карлсона приглашают мало. Видимо, режиссерам меньше всего хочется портить свою репутацию этой неприятной историей.
Опасный трюк
Роль Карлсона в Театре сатиры, которую артист играл на протяжении 37 лет, досталась ему случайно, но подарила ему славу и популярность у советских детей нескольких поколений. Изначально планировалось, что персонажа будет играть другой актер, а Мишулин получит роль грабителя, но за две недели до премьеры неожиданно произошла рокировка. Последний раз он появился на сцене в образе смешного мужчины с пропеллером на спине за месяц до своей смерти, в 78-летнем возрасте. На вопрос, не надоел ли ему этот несерьезный персонаж за долгие десятилетия, актер отвечал, что таким образом он помог тысячам людей, особенно его ровесникам, вернуться в детство, которого у них не было из-за войны.
Мало кому известно, что эта роль однажды едва не обернулась трагедией для Спартака Мишулина. Дочь артиста Карина Мишулина вспоминала об опасном трюке, который отцу приходилось выполнять на первых спектаклях. Карлсон появлялся на сцене из-за кулис, вылетая на специальном тросе, и однажды этот трос оборвался. Падение не обошлось без повреждений, но артист сумел доиграть спектакль. После этого руководство театра запретило выполнять Спартаку Васильевичу этот трюк.
С ролью Карлсона связан еще один любопытный факт из жизни артиста. Так как он у многих ассоциировался со своим персонажем, ему часто дарили сладости: конфеты, варенье и печенье. Однако он такие лакомства любил не сильно. На съемках телеспектакля «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» с участием актера было снято 7 дублей, в каждом из которых ему пришлось съесть по банке малинового варенья. После этого он наотрез отказывался от сладостей, а на варенье не мог даже смотреть.
КАРИНА МИШУЛИНА: «МЫ ПОЙДЕМ ДО КОНЦА!»
Наследница народного артиста убеждена, что ее отца оболгали. Она обвиняет экспертов лаборатории РЦСМЭ в подтасовке результатов ДНК. (притом что изначально обратилась туда сама). Обвинила и Еремеева: «Мог делать пластические операции, чтобы быть похожим на Спартака Мишулина… Его люди (Еремеева. – Ред.) подкупили генетиков».
Андрей Малахов в своем шоу позволил себе оскорбление в адрес Эдуарда Сорокина: «Он участвует в какой-то афере…», – а в адрес покойного Владимира Сорокина из уст Карины Мишулиной прозвучало следующее: «Владимир Спартакович Сорокин убил свою сожительницу, в жесткой форме… на унитазе».
– В данном случае нарушен закон по нескольким статьям: клевета, незаконный сбор и распространение информации, касающейся частной жизни, – комментирует адвокат Виктория Крылова. – Не удивлюсь, если семья Сорокиных решит подавать в суд.
Ну а Карина Мишулина теперь, после вынесения вердикта, обвиняет суд в предвзятости: «Нам отклоняли все ходатайства, доказательства, свидетелей… какая-то клоунада…»
Она намерена подавать на апелляцию и говорит: «Мы пойдем до конца!»
— А вы сами проверялись на детекторе лжи?
— Да, это было забавно, кстати. В конце первого сезона моей работы (это было в прошлом году) Сабина, Рома и я посадили друг друга на детектор лжи. Мы задавали друг другу вопросы и получили честные ответы. Ничего шокирующего из биографий коллег не узнали, но было просто интересно и необычно.
Про полиграф некоторые думают, что на экране возникает «правда или ложь», и мы сразу же все узнаем. Нет, это не так. Полиграф выдает довольно объемный график, который нужно анализировать и трактовать. И этим занимается полиграфолог, от знаний и умений которого зависит точность показаний.
Я восхищен работой коллег. Часто своими выводами они кардинально меняют мое видение героя программы. А это чрезвычайно интересно.
Творческий путь на театральной сцене
Работать в сельском клубе Мишулину нравилось. Они ездили с концертами в поля, а зарплата была – ночлег на сеновале и еда. Однажды после выступления в поселке Удомля, Спартаку предложили работу в их Доме культуры. Он согласился, ведь тут был не маленький деревянный домик, как в Брусово, а настоящий очаг культуры – каменное здание в два этажа с концертным залом.
Со временем оттуда он перебрался в город Калинин, где прошел конкурс и был принят в труппу местного театра. Но в начале 1950-х годов Мишулина нашел дядя и забрал в Москву. Спартак сразу заявил родственникам, что хочет стать только артистом. Попробовал поступить в ГИТИС, но неудачно.
Снова уехал в Калинин, где окончил студию при драматическом театре и был принят в труппу. За пять лет работы в его репертуаре уже насчитывалось около сорока ролей.
В 1960 году Калининский областной драматический театр приехал на гастроли в Москву. Игра Мишулина на сцене была столь убедительной, что ему предложили место сразу в трех театрах столицы. Он выбрал театр сатиры, в котором проработал до самой смерти.
На его счету порядка сорока сыгранных персонажей, самые яркие из которых:
- Филька-анархист и Жув в «Интервенции»;
- Хлопов Лука Лукич в «Ревизоре»;
- повар в постановке «Мамаша Кураж и ее дети»;
- Остап Бендер в «12 стульях» и «Золотом теленке»;
- квартирный вор в «Маленьких комедиях большого дома»;
- Пичем в «Трехгрошовой опере»;
- бандит Нури в «Чудаке»;
- Александр Петрович Калабушкин в «Самоубийце»;
- Хлынов в «Горячем сердце»;
- король в «Обыкновенном чуде».
— А что бы могли рассказать о дочке?
— У меня классная и веселая дочка Ника, с которой можно поболтать, уже интересно путешествовать. Сейчас у нее наступило время вопросов по любому поводу. Ника очень скучала по морю, потому что года два мы были его лишены в связи с пандемией и ограничениями. Мы только недавно вернулись из Сочи. И если все будет хорошо, снова поедем на море.
Я не очень большой сторонник того, чтобы сюсюкаться – нет, не с детьми, а по их поводу, когда родители сядут на лавочку и начинают: «А мой первый раз конфетку развернул».
С рождением дочери в моей жизни особо ничего не поменялось. Я просто воспринимаю это по-другому и хочу, чтобы она была отдельной личностью. Прочитал у одного психолога: «Если мама полностью растворяется в ребенке и не воспринимает себя индивидуальность, то в 18 лет (условно), когда ребенок покидает дом, у матери не остается ничего, потому что вся ее личность растворилась в сыне или дочери.
Мы все разные. У дочки может быть другой вкус, иной взгляд на вещи. У всех разные мозги, мироощущение. Она уже сейчас выражает свое мнение, иногда спорит, иногда слушает советы, но порой делает что-то по-своему. И мне кажется, что это нормально. Вот такая она – разная.
Загадка длиною в жизнь
Жизнь Спартака всегда была окутана тайной. И не только из-за его привычки рассказывать о себе небылицы, но и потому, что он был достаточно закрытым человеком.
Коллеги знаменитого артиста, например, рассказывали, что в театре никто не знал его домашнего адреса и номера телефона. Более того, он даже скрывал дату своего рождения, а если и приходилось её озвучить, каждый раз называл разные данные. Сначала друзья думали, что он точно не знает, когда родился, а потом поняли: ему просто нравилось несколько раз в год собирать гостей.
Друзья и коллеги Спартака до сих пор вспоминают о его дружелюбии, доброте, «детской» душе и готовности прийти на помощь; о его чудной привычке лечиться (даже по незначительному недомоганию он сразу же обращался к врачу, а по приезде в незнакомые города – наведывался в местные поликлиники), о его «фирменных супах» на гастролях прямо в гостиницах (он варил их при помощи охотничьего примуса, на основе супов из пакетиков и всего, что попадалось под руку); о его любви к жене, дочери и внучке.
Последние годы жизни актёра были непростыми. Ухудшились его отношения с руководством театра (это повлияло на количество ролей и зарплату), сгорела его дача, появились проблемы со здоровьем. Чтобы прокормить семью, Спартак не жалел себя, соглашаясь на любую работу. По его собственным рассказам, одно время ему даже пришлось торговать в ларьке прямо на Мосфильмовской улице, а чтобы его никто не узнал, он наклеивал бороду и усы.
В июле 2005 года Спартаку предложили сделать операцию на сердце. Она была проведена, но на следующий день начались осложнения. Спустя ещё два дня, 17 июля, актера не стало.
Спартак Мишулин
Пан Директор в телепередаче «Кабачок «13 стульев»», немногословный Саид в главном советском истерне «Белое солнце пустыни», бессменный Карлсон в знаменитом спектакле Театра сатиры «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — Спартак Мишулин был одним из самых популярных и успешных актеров 1960–70-х. Но то была уже вторая жизнь этого удивительного человека. Она началась, когда ему было сорок лет. До того судьба Мишулина делала умопомрачительные виражи.
Имя римского гладиатора выбрал для племянника профессор Александр Мишулин, ректор Академии общественных наук при ЦК партии. Его сестра Анна Мишулина родила ребенка, не состоя в официальном браке, и заботы по воспитанию мальчика впоследствии часто ложились на дядю. В 1937-м Анну Мишулину — заместителя наркома промышленности — арестовали. Спартак, уже известный всей округе своими проделками, жил то с отчимом, то у дяди. Перед началом войны мать освободили, в 1941-м семью эвакуировали в Горьковскую область. Спартак, еще не достигший призывного возраста, рвался на фронт, не раз пробирался из эвакуации в Москву — и однажды его вылазка увенчалась неожиданным поступлением в «спецартшколу». Увидев объявление о наборе, Мишулин записался в «артшколу», решив, что в ней учат на артистов. А когда набранных учеников погрузили в поезд и повезли в Анжеро-Судженск, выяснилось, что школа эта готовит артиллеристов… Тем не менее Мишулин в ней остался, организовал кружок художественной самодеятельности, режиссировал концерты, параллельно писал роман. А писать было не на чем, и подросток использовал оборотные стороны портретов Сталина. Последнее обстоятельство потянуло на срок в полтора года. 15-летнего Мишулина отправили в лагерь. Там ему выпало работать прицепщиком трактора. Уставал он смертельно. Однажды заснул в борозде, и трактор прошелся прямо по нему… Врачи долго не могли привести юношу в сознание, кости были переломаны во многих местах. Всю оставшуюся жизнь Мишулин страдал от болей в суставах.
После освобождения Спартак Мишулин работал худруком колхозных клубов в Калининской области. Но судьба выкинула очередной фортель: влиятельный дядя нашел племянника и устроил того на работу в Калининский драмтеатр. Там Мишулин начал свой профессиональный актерский путь. Играл много и ярко — так, что на гастролях в Москве его заметили столичные театральные деятели.
В 1960 году 34-летний провинциальный актер получил предложения от трех московских театров. Он выбрал Театр сатиры (и прослужил в нем 45 лет!), но поначалу работа в нем складывалась не слишком гладко. Известность пришла к Мишулину в середине 60-х, и, конечно, в основном ее принесло участие в суперпопулярном телешоу «Кабачок «13 стульев». В 1968 году Мишулин сыграл главную роль в спектакле Маргариты Микаэлян «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». Сначала роль Карлсона репетировал Зиновий Высоковский, но Мишулину повезло, партия «мужчины с пропеллером» досталась ему. Он играл Карлсона на протяжении тридцати лет, даже когда здоровье отказывало! Актер поймал верный тон общения с детьми: он не сюсюкал, не играл взрослого дяденьку с пропеллером на спине, а обращался к Малышу и юным зрителям серьезно, на равных. И дети приняли его Карлсона.
Спартак Мишулин в роли Саида в фильме «Белое солнце пустыни» (1970)
Спартак Мишулин в роли индейского вождя в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» (1987)
Спартак Мишулин в роли Карлсона в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1968)
Спартак Мишулин был занят во многих популярных спектаклях Театра сатиры золотой поры: играл вора-домушника в спектакле «Маленькие комедии большого дома» (новелла «Грабеж»), смотрителя училищ в «Ревизоре», Пичема в «Трехгрошовой опере». В кино, конечно, его возможности были несколько ограничены специфической внешностью: в лице ярко проступали экзотические, восточные черты. «Стреляли…» — реплика Саида, персонажа Мишулина в фильме «Белое солнце пустыни», ушла в народ. Вождь индейского племени, которого сыграл Мишулин, не затерялся в неслабой компании персонажей фильма «Человек с бульвара Капуцинов». «О бледнолицый брат мой, скажи, не собирается ли синематограф обратиться к жизни команчей? У меня есть потрясающий сюжет», — предлагал вождь кинопросветителю Джону Фёрсту.
Спартак Мишулин — обладатель запоминающейся внешности, актер-типаж, но вовсе не одинаковый от роли к роли! Нестандартен был его путь в профессию, исполнительская манера оставалась самобытной на протяжении всей его театральной и киножизни. Контакт Мишулина с залом устанавливался мгновенно. По натуре он был неугомонный человек, жадный до новых впечатлений. Ему были интересны разные люди — зритель чувствовал это и отвечал актеру искренней симпатией.
Новые фигуранты скандала
В последнем выпуске ток-шоу с участием Карины Мишулиной и Тимура Еремеева по поводу всей этой шумихи с прошлыми походами известного артиста «налево» появились новые герои программы:
В деле были замешаны новые фигуранты скандала
- Ада Тополь. Вдова бывшего директора театра Сатиры много лет проживает в Нью-Йорке и ради защиты доброго имени своего покойного коллеги даже прилетела из-за океана. По мнению женщины, Тимур нисколько не похож на умершего актера, а фотография, представленная в студии, ничего не говорит об их родственной связи. Тогда популярность Карлсона была огромной, и подобные снимки артист делал с бессчетным количеством юных поклонников. При этом никто из них не утверждает о своем кровном родстве с артистом. По мнению женщины, новоявленный потомок Мишулина мастерски всех обманывает и прокуратуре следует в данной истории тщательно разобраться.
- Елена Суворова. Девушка утверждает, что ее отец много лет дружил с родителем Карины Мишулиной и Тимура Еремеева и потому твердо высказался в адрес семейной драмы по поводу внебрачного сына. По мнению коллеги артиста, тот не мог быть столь ветреным по отношению к официальной семье, которая всегда была для Спартака Васильевича на первом месте. Она поддерживает Карину и ее маму в стремлении добиться уголовного преследования для внебрачного сына по поводу клеветнических рассказов в адрес прославленного артиста.
Примирившись с Тимуром Еремеевым Карина все же отказалась признавать предполагаемого родного брата по отцу
— Почему вы не взяли фамилию Мишулин?
— Кстати, вот вам направление для пары кликбейтных заголовков: суд не запрещал мне, как иногда пишут, носить фамилию Мишулин или говорить о том, кто мой папа. На сайте Тушинского районного суда можно увидеть судебные решения в открытом доступе. Ничего подобного там нет. Эти иски не касались имени и фамилии. В одном иске, оставленном без удовлетворения, речь шла о клевете. А второй был предъявлен по поводу защиты прав на изображение, но его также оставили без удовлетворения.
А почему не Мишулин? Моя фамилия со мной давно, я работаю с ней. Я к ней привык. Актеру тяжело менять имя. Мне не важна какая-то знаковость, преемственность же состоит не в буквах паспорта, а в другом. И потом лишний раз не хочется раздражать мою сестру. Она довольно нервный человек. Лучше поберечь нервы.
Побеги, тюрьма и морг
Первые десять лет своей жизни Спартак провел в семье дяди, а потом, по его же настоянию, переехал к матери и её мужу. К слову, отношения у них не сложились: мать была холодна к сыну, а отчим и вовсе его недолюбливал, выпивал и нередко бил ребенка. Поэтому большую часть своего времени будущий актёр стремился проводить вне дома: сбегал, попадал в переделки, оказывался в милиции.
Ольга Аросева, Борис Рунге (слева), Спартак Мишулин (2 справа) во время съемок телепередачи «Кабачок 13 стульев». Фото: РИА Новости/ Палатник
Когда началась война, семья Мишулиных была эвакуирована в Дзержинск, откуда тринадцатилетний Спартак вместе со своими местными товарищами решил отправиться на фронт через Москву. Билеты в столицу приобретались только по паспортам с московской пропиской. Чтобы помочь своим друзьям, Мишулин стащил мамин паспорт, в графу «Дети» вписал ещё пятерых человек и, купив билеты для «шестерых братьев и сестер Мишулиных», вернул документ на место. Вот только на фронт ребята попасть так и не смогли: поскитавшись по военным эшелонам под Москвой, они вернулись домой.
Статья по теме
Спартак Мишулин: «Мама не знала, что я в тюрьме» Но спустя год Спартак снова сбежал в столицу. В городе он встретил незнакомого мальчика. Тот плакал и жаловался, что его приняли в артшколу и уже отправляют в Кемеровскую область, а у него здесь мать одна остаётся. Сострадательный Спартак, с детства мечтавший об актёрской карьере и не знавший верной расшифровки слова «артшкола» (вместо артиллерийской он принял ее за артистическую), предложил поехать вместо него.
Будущему актеру суждено было попасть в город Анжеро-Судженск. В свободное от учёбы время он занимался литературой и художественной самодеятельностью. Но однажды из-за своих творческих увлечений Мишулин попал в тюрьму. О том, что же послужило для этого причиной, существует несколько версий.
Согласно первой, в то время юноша много писал, бумаги не хватало, и внезапно под рукой оказались многочисленные портреты Сталина с чистой обратной стороной: их-то Спартак и использовал для своих стихотворений и рассказов. Другая гласит о том, что молодой человек организовывал праздничный концерт, а на сцене не хватало освещения. Он принял решение «позаимствовать» лампочки у местного Дома культуры и совершил за ними ночную вылазку. Также есть версия, что Спартак выбил окно в библиотеке и был пойман: всего лишь хотел взять книгу для написания своего романа (по просьбе ему отказали). Так или иначе, за преступление нарушителя осудили на полтора года.
Спартак Мишулин и его коллекция значков. 1997 год. Фото: РИА Новости/ Олег Ласточкин
В трудовом лагере Спартак случайно встретился с личным водителем своего дяди, также осуждённым. Водитель был начальником мельницы и взял юношу к себе в подчинённые водовозом. Спустя некоторое время он был пойман на том, что вместо воды привозил заключённым зерно, тем самым продлив себе срок ещё на полтора года.
По рассказам Спартака, во время заключения с ним происходили самые необычные события. Так, после мельницы он попал в тракторную бригаду. Смены там были длинные, иногда и по двадцать часов. В один из дней от сильной усталости он уснул прямо в поле, и водитель трактора его попросту не заметил и переехал на своей машине. Двое суток актер якобы пролежал в морге, а потом вдруг шевельнулся – и его отвезли в больницу, чтобы прооперировать.
Детство
Спартак родился в Москве 22 октября 1926 года.
Своего отца он никогда не видел. У актера было предположение, что его папой мог быть знаменитый писатель Александр Фадеев. Когда мама училась в Московской горной академии, у нее была романтическая связь с Фадеевым.
Судьба у мальчика должна была сложиться хорошо. Ведь его мать, Мишулина Анна Васильевна, занимала приличную должность – заместитель наркома промышленности. Ее брат, известный профессор и историк Мишулин Александр Васильевич, специализировался на изучении знаменитого события восстания Спартака. Именно он посоветовал сестре назвать родившегося мальчика Спартаком.
Спартак с мамой
Жили они в самом центре Москвы на Настасьинском переулке. Уже в четырехлетнем возрасте у мальчика проявилась тяга к искусству, он мечтал стать артистом. С ребятами во дворе постоянно устраивали какие-то представления за семечки или за конфетки. И в школе у него на первом месте была не учеба, а театр. Где бы он ни находился, организовывал спектакли, хор, танцы, ставил сценки.
Все было хорошо, но в 1937 году Анну Мишулину признали врагом народа, арестовали, и выслали в Ташкент. Спартак остался в Москве с дядей. В подростковом возрасте часто сбегал из дома, бывало, что попадал в милицию. Вернувшись однажды после очередного побега, узнал, что началась война, а дядю эвакуировали в город Дзержинск.
Авторы Гайдпарка
-
Viktor Rozenberg
Украина предлагает партнерам создать механизм выплат компенсаций
Читать полностью
-
Василий Моков
Лидер ДДТ Юрий Шевчук отказался давать показания по делу о дискредитации Вооруженных сил РФ
Читать полностью
-
валерий рыженко
Ноосфера
Читать полностью
-
Русский Прибалт Прусский
Российские чиновники начали просыпаться
Читать полностью
-
Сажи Умалатова
Выражаем решительный протест против произвола и беззакония литовской неонацистской власти
Читать полностью
-
Лана Миронова
Живём один раз, балуйте себя: житель Пятигорска показал, как сделать суперкар из старого авто
Читать полностью
-
Петр Новыш
Опасность электроники. Не все ведь штыки были в лицо
Читать полностью
-
Анатолий Иванушкин
Военный аналитик от страха поменял взгляды?
Читать полностью
-
валерий рыженко
Запах сирени или путешествие в никуда
Читать полностью
-
Анатолий Иванушкин
И ястребы и голуби в Кремле?
Читать полностью
-
Анатолий Иванушкин
Путинская Россия могла стать Европой-плюс
Читать полностью
-
Анатолий Ключников
Что тебе в рубле моём?
Читать полностью