Дюна
Победа: «Лучший оператор», «Лучший монтаж», «Лучшие визуальные эффекты», «Лучший звук», «Лучший оригинальный саундтрек», «Лучшая работа художника-постановщика», также номинировался на «Лучший фильм»Где посмотреть: Кинопоиск HD, iTunes, Okko, ivi, Kion, Триколор кино и ТВ, Мегафон ТВ
Почти на каждом «Оскаре» находится место для одного большого престижного блокбастера. Он никогда не выигрывает в главной номинации — если это не «Властелин колец», конечно, — зато показывает, что академики смотрят не только исторические байопики и томные драмы. Именно такими фильмами были «Безумный Макс: Дорога ярости», «Черная пантера» и в какой-то степени — «Дюнкерк» с «Джокером». Теперь это «Дюна» Дени Вильнева — амбициозная адаптация фантастического эпика Фрэнка Герберта, который многие считали неэкранизируемым.
Оказалось, дело не в первоисточнике, а в подходе. Вильнев еще в «Прибытии» и «Бегущем по лезвию 2049» доказал, что умеет снимать умную фантастику. Историю борьбы Атрейдесов и Харконненов за песчаную планету Арракис — с огромными подземными червями, воинственными туземцами и залежами бесценной пряности — он рассказывает без какой-либо спешки. Плавно погружает в особенности вселенной и ее мифологию, выстраивает конфликты и дает зрителю пожить в этом удивительном мире. Это технически совершенный, а главное — полностью авторский блокбастер, каких сейчас почти не снимают. Неудивительно, что фильм получил сразу шесть «Оскаров».
Барбара Каринска
Кадр из фильма «Жанна д’Арк», 1948Будущая Барбара Каринска, Варвара Каринская родилась в Харьковской губернии Российской империи в 1886 году. В 1915-м вместе с мужем она переехала в Москву, где стала известной хозяйкой салона, каждый вечер принимавшего светскую публику после театральных выступлений. Параллельно она развивала собственную художественную технику, комбинируя шелковую ткань с фотографиями и рисунками: работы Каринской выставлялись в популярных галереях. Вскоре после Октябрьской революции художница открыла ателье по пошиву одежды и шляпок haute-couture, антикварную лавку и школу вышивания, но все ее проекты вскоре оказались национализированы. Тогда в 1924 году под видом европейской командировки она совершила эмиграцию в Париж, где работала с Марком Шагалом, Сальвадором Дали и другими именитыми художниками, а в 1939-м переехала в Нью-Йорк. Барбара выполняла сценические костюмы для известных балетов и вскоре стала работать с голливудскими режиссерами. Она стала лауреатом «Оскара» за дизайн костюмов к фильму «Жанна д’Арк» с Ингрид Бергман в главной роли, а вскоре получила вторую номинацию за костюмы к фильму-балету «Ганс Христиан Андерсен».
Как звезды выбирают платья на «Оскар»: кутюрные скандалы Голливуда Читать
Смена названия
Некоторым зрителям известен следующий интересный факт о фильме «Осенний марафон»: изначально автор сценария назвал свою работу «Горестная жизнь плута» и хотел, чтобы картина носила именно это название. Однако, когда к съемкам приступил Георгий Данелия , он решил, что первоначальный вариант характеризует главного героя только с отрицательной стороны. На самом деле образ Бузыкина сложный и многогранный. Поэтому было придумано другое название: «Осенний марафон», – которое больше соответствовало смыслу фильма и отражало немолодой возраст героя, а также его непрерывный жизненный «бег», из-за которого у него не оставалось времени, чтобы остановиться и осмотреться по сторонам.
Головокружительная карьера плотника Форда
Когда Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас (близкие друзья и коллеги по кинопроизводству) планировали фильм «Апокалипсис сегодня» (изначально его режиссером должен был быть Лукас), они дали небольшую роль своему плотнику Харрисону Форду в обмен на работу – он смастерил стол для офиса Копполы. За несколько лет до этого Форд таким же способом получил роль в фильме Лукаса «Американские граффити».
Во время кастинга на «Звездные войны» Лукасу нужен был кто-то, кто подавал бы реплики за Хана Соло, пока актер пробовался на роль Люка. Он попросил сделать это Форда, и Харрисона безоговорочно утвердили на роль (между прочим, «за бортом» в тот раз остался Курт Рассел).
Предвестник Победы
Съемки фильма проходили в очень непростых условиях: при сильном морозе, пронизывающем ветре, в глубоких сугробах. На некоторых сменах температура опускалась практически до минус 35 градусов.
— Мне кажется, фильм «Первый «Оскар» будет интересен всем, кто не знает о существовании этой истории, — продолжает исполнитель главной роли Тихон Жизневский. — А таких – большинство. Это очень яркое событие в истории Великой Отечественной войны. По сути, документальной лентой «Разгром немецких войск под Москвой» был разрушен миф о непобедимости немецких войск. Она показала, что можно сопротивляться. Благодаря ей мир вообще понял, что можно дать отпор.
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма
(ИА «Столица»)
Факты о фильмах
1. Армагеддон
Лента «Армагеддон» служит плацдармом для тренировки новых сотрудников НАСА. Дело в том, что в этом фильме есть огромное количество ошибок, которые не имеют ничего общего с реальностью. Задача сотрудников – обнаружить как можно больше ошибок, а их в фильме было насчитано 168.
2. Стражи галактики
Исполнитель главной роли в фильме «Стражи галактики» Крис Пратт ,на самом деле, украл свой костюм со съемочной площадки. Однако цель его поступка оказалась весьма благородной – по его словам он собирается надевать костюм, когда будет посещать детские больницы, чтобы говорить с детьми о супергероях.
3. Форрест Гамп
Исполнитель главной роли в фильме «Форест Гамп» Том Хэнкс, отказался от своей зарплаты. Вместо этого он выбрал выплату лишь части дохода, которая все равно оказалась немалой – 40 миллионов долларов, а сам фильм заработал более 660 миллионов.
4. Джанго освобождённый
Когда Леонардо ДиКаприо играл роль Кэлвина Кэнди в фильме «Джанго освобождённый», в одной из сцен, где он разбивает стакан, он, на самом деле, серьёзно порезался.
Будучи талантливым актером, Леонардо оставался в роли, чтобы доиграть сцену. Режиссеру фильма, Квентину Тарантино, так понравилась сцена, что он её оставил. Так что вы можете увидеть настоящую кровь ДиКаприо и его настоящую реакцию.
5. Тёмный рыцарь
Чтобы подготовиться к роли Джокера в фильме «Тёмный рыцарь», Хит Леджер провел шесть недель в одиночестве в одном номере мотеля.
Он часами размышлял о психике печально известного персонажа. Это помогло ему придумать зловещий смех Джокера и его садистский голос.
6. Красотка
Помните сцену в фильме «Красотка», в которой Ричард Гир неожиданно закрывает шкатулку с драгоценностями перед Джулией Робертс? Это была чистая импровизация от Ричарда Гира, и реакция известной актрисы была естественной. Всё получилось настолько живо, что режиссеры решили оставить сцену.
7. Властелин колец
Для съемок фильма «Властелин колец» съёмочной группе приходилось несколько раз летать на вертолётах в горы. Однако актёр, Шон Бин, который исполнял роль Боромира, очень боится летать. Поэтому ему пришлось каждый день пешком взбираться на гору в облачении своего персонажа. Всё остальные наблюдали на него с вертолёта.
8. Малефисента
Во время съемок фильма «Малефисента» Анджелина Джоли иногда пугала детей в своем страшном костюме.
Одна маленькая девочка даже попросила свою маму остановить злую ведьму от разговора с ней! Единственным ребенком, который, похоже, не боялся Джоли, была ее собственная дочь Вивьен Джоли-Питт.
9. Бойцовский клуб
Помните фильм «Бойцовский клуб»? Даже если нет, вам будет интересно узнать, что в нём есть сцена, в которой исполнители главных ролей Эдвард Нортон и Брэд Питт варят мыло. Так вот, они на самом деле научились на съемках фильма варить мыло.
10. Титаник
Когда Кейт Уинслет узнала, что ей придётся сниматься обнажённой в одной из сцен фильма «Титаник», ей захотелось психологически настроится.
Актриса решила подготовиться нетрадиционным способом. Во время первой встречи с ДиКаприо Кейт подумала, что было бы неплохо раздеться перед ним. Неплохой способ оставить приятное первое впечатление.
Киноляпы
Внимательные зрители заметили массу несоответствий и киноляпов в ленте. Так, например, в некоторых сценах предметы мебели и обихода меняют свое местоположение вместе со сменой кадра.
В одной из сцен видно, как отличается один и тот же вид из окна героини Марины Неёловой, которая сыграла роль Аллы Ермаковой, любовницы Бузыкина. К тому же изменения коснулись и самого окна: оно приобрело совершенно иные очертания – очевидно, что снимали эпизод в разных помещениях и в разное время.
В другом эпизоде автобус, едва не сбивший одного из героев, при смене плана магическим образом обзаводится надписями и рисунками на бортах, которые секунду назад выглядели чистыми. А финальная сцена картины вызвала недоумение у всех зрителей: действие происходит в конце долгого дня, но в кадре за окном светло. Андрея приглашают на утреннюю пробежку, а бегут герои уже в темное время суток, когда путь им освещают ночные фонари.
Лицом к лицу с бедой
Главные роли в фильме исполнили молодые звезды Тихон Жизневский, Антон Момот и Дарья Жовнер. Тихон Жизневский сыграл Ивана Майского – молодого студента, которого отправляют на фронт снимать хронику военных событий.
— Проект заинтересовал меня в первую очередь сценарием, — говорит нам Тихон. — Я всегда с опаской относился к военным фильмам, которые у нас снимаются, но этот сценарий меня переубедил. Это очень интересная история, про которую знает не так много людей. И я до этого проекта тоже о ней не знал. Про оборону Москвы знал, конечно, но про фильм «Разгром немецких войск под Москвой» даже не слышал. Когда Сергей Евгеньевич Мокрицкий, режиссёр фильма, готовился к этим съемкам, он встречался с последним на тот момент фронтовым оператором. Но к началу работы над картиной тот уже умер, и у меня так и не выдалось возможности с ним пообщаться. Поэтому я смотрел киножурналы, военную хронику, читал о том, как они работали. И что у них не всегда хватало сил снимать то, что они видели. Один оператор писал про то, что, когда сбили наш самолет, и лежали мертвые пилоты, он не снимал, а стоял и плакал. А потом корил себя за это… И, конечно, пришлось познать какие-то операторские азы. Я же обычно — по другую сторону камеры. А тут, чтобы сыграть специалиста, который уже прошел всю эту школу, нужно было подтянуть знания, хотя бы минимально что-то понимать про диафрагму, фокусное расстояние и прочие технические моменты…
Киноляпы
Внимательные зрители заметили массу несоответствий и киноляпов в ленте. Так, например, в некоторых сценах предметы мебели и обихода меняют свое местоположение вместе со сменой кадра.
В одной из сцен видно, как отличается один и тот же вид из окна героини Марины Неёловой , которая сыграла роль Аллы Ермаковой , любовницы Бузыкина . К тому же изменения коснулись и самого окна: оно приобрело совершенно иные очертания – очевидно, что снимали эпизод в разных помещениях и в разное время.
В другом эпизоде автобус, едва не сбивший одного из героев, при смене плана магическим образом обзаводится надписями и рисунками на бортах, которые секунду назад выглядели чистыми. А финальная сцена картины вызвала недоумение у всех зрителей: действие происходит в конце долгого дня, но в кадре за окном светло. Андрея приглашают на утреннюю пробежку, а бегут герои уже в темное время суток, когда путь им освещают ночные фонари.
Дмитрий Темкин
Кадр из фильма «Старик и море», 1958Дмитрий Темкин родился в 1894 году в Полтавской губернии Российской империи. Он получил музыкальное образование в родном Кременчуге и зарабатывал на жизнь, давая частные уроки и выступая тапером в кино. В 1917 году, вскоре после революции, он стал организатором нескольких масштабных музыкальных событий: первомайской «Мистерии освобожденного труда» и инсценировки «Взятия Зимнего дворца», но больших перспектив в новой стране у него не было. В 1921 году Темкин эмигрировал в Берлин, а еще пару лет спустя, по совету Федора Шаляпина, уехал в США. В 1929 году началась его голливудская карьера: он сочинял музыку для вестернов, экспериментировал со звуком и тембровыми комбинациями. В 1937-м он получил свою первую номинацию на «Оскар», за которой последовала еще 21 номинация. Заветная статуэтка доставалась ему четырежды — за музыку и лучшую песню к «Ровно в полдень» и за музыку к фильмам «Высокий и могучий» и «Старик и море».
Не смотрите наверх
Победа: нигде не победил, номинировался на «Лучший фильм»Где посмотреть: Netflix
https://youtube.com/watch?v=9iVtuiYw2vs
Астрономы узнают, что к Земле летит огромный метеорит, который вскоре уничтожит все живое на планете. Их попытки объяснить масштаб угрозы правительству и простым людям проваливаются: одним будущие выборы интереснее, чем возможная гибель человечества, другие не верят новостям и строят конспирологические теории. Местный техномагнат, эдакий сплав Илона Маска и Стива Джобса, и вовсе видит в метеорите источник ценных ресурсов. Да и сами ученые в какой-то момент отчаиваются. Раз уж никому ничего не объяснить, можно хотя бы порадоваться свалившейся на голову популярности.
Режиссер Адам Маккей штурмует «Оскар» уже с третьим фильмом подряд. В своих прочих работах — во «Власти» и «Игре на понижение» — он с юмором объяснял сложные социальные механизмы вроде финансового кризиса или работы правительства. Судя по «Не смотрите наверх», сил на лекции у него уже не осталось. Здесь Маккей открыто издевается над человечеством и его удивительной способностью отрицать очевидные угрозы. Несложно догадаться, что все это — эксцентричная сатира на споры вокруг пандемии коронавируса и глобального потепления.
Актеры и церемония вручения наград премии «Оскар»
Кэтрин Хепбёрн
С четырьмя статуэтками Оскар Хепберн все еще является обладательницей рекорда среди всех актеров (хотя Мерил Стрип приближается к рекорду). Хепберн никогда не появлялся на церемониях, чтобы принять статуэтку на сцене, хотя от самих наград она не отказалась. Хепберн впервые появилась на церемонии вручения наград Академии в 1974 году, когда она представляла Награду имени Ирвинга Тальберга. Тогда она сказала: «Я живое доказательство того, что человек может ждать 41 год, и не быть эгоистом».
Уилл Смит
В 2016 году Уилл Смит решил поддержать бойкот премии «Оскар», объявленный ранее его женой. Стоит отметить, что накануне премии Джада Пинкетт-Смит высказала недовольство тем фактом, что в тот год среди номинантов на премию не было выдвинуто ни одного афроамериканского актера. После этого президент академии Шерил Бун Айзекс сообщила, что намерена пересмотреть состав экспертов кинопремии.
Страшный, страшный Стэнли Кубрик
- Во время съемок «Сияния» Стэнли Кубрик напугал Венди до смерти в сцене, где Джек медленно ковыляет за ней по лестнице, а она отмахивается бейсбольной битой. Кстати, на съемках за ней по лестнице реально гнался Стэнли Кубрик.
- Знаменитую сцену, где из-за дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение целого года, прежде чем Кубрику наконец понравился тот дубль, где, по его мнению, можно было не сомневаться, что на экране именно кровь. К моменту выхода фильма на экраны Американская киноассоциация (MPAA) приняла специальное положение, не разрешающее присутствие крови на экране в трейлерах, одобренных для любой возрастной аудитории. Кадр, где кровь заливает холл гостиницы, стал визитной карточкой «Сияния», поэтому Стэнли Кубрику пришлось приложить немало усилий, чтобы убедить MPAA в том, что это ржавая вода. Кстати, сцену, где главный герой гоняется по лабиринту за сыном, снимали в течение месяца.
- Человек с окровавленным лицом, который пугает Венди возгласом «Прекрасная вечеринка, не так ли?!» – редактор фильма Норман Гей.
- Фотография 1921 года в концовке фильма – подлинная, только голову Джека Николсона «вклеили».
Александр Голицын
Кадр из фильма «Убить пересмешника», 1962Наследник известного русского дворянского рода Голицыных, Александр Голицын родился в Москве в 1908 году. Вскоре после Октябрьской революции, в 16-летнем возрасте он вместе с семьей эмигрировал в США, где завершил образование. Получив архитектурное образование, Голицын начал работать художником-постановщиком в Лос-Анджелесе, сотрудничал с именитыми режиссерами, пока не стал арт-директором и супервайзером в Universal Studios. Он был номинирован на «Оскар» 14 раз и трижды стал лауреатом премии за работу над фильмами «Призрак оперы», «Спартак» и «Убить пересмешника».
Сценарий
Сценарист Александр Володин в конце 1970-х годов написал текст под названием «Горестная жизнь плута» и предложил режиссеру Георгию Данелии отдать его на рассмотрение в объединение комедийных и музыкальных фильмов, руководителем которого в то время был знаменитый режиссер. Георгий Николаевич отдал текст начинающим кинематографистам Юрию Кушнереву и Валерию Харченко.
Но актеру Александру Калягину, которого выбрали на главную роль, не понравился тот факт, что работать придется с неопытными режиссерами. Сценарист Володин также согласился с тем, что молодые и неопытные кинематографисты не справятся со столь серьезной и глубокой темой. Данелия собирался отдать сценарий другому режиссеру, Павлу Арсенову. Но тот был занят другим проектом и пообещал приступить к работе после его завершения. Однако, как выяснилось, «Горестная жизнь плута» его мало интересовала, и тогда Володин решил адаптировать текст для театральной постановки.
Фото: кадр из фильма «Осенний марафон»
Когда об этом узнал Данелия, он возмутился таким решением автора и сказал, что можно ведь снять отличный фильм. Но сам изначально не хотел браться за эту работу, так как Володина считали принципиальным и несговорчивым сценаристом. В итоге на деле все оказалось иначе: Володин согласился вносить правки и менять некоторые детали в ходе работы над лентой. Поэтому им с Георгием Николаевичем все же удалось сработаться и научиться учитывать мнение друг друга в процессе съемок.
Борис Кауфман
Кадр из фильма «В порту», 1954Борис Кауфман, брат российских кинематографистов Дзиги Вертова и Михаила Кауфмана, родился в 1903 году в Гродненской губернии Российской империи. После 1917 года Борис эмигрировал с родителями в Европу, учился в Гренобле, окончил Сорбонну и начал работу в кино. Он снял все фильмы Жана Виго и работал с другими именитыми французскими режиссерами. Во время Второй мировой войны Кауфман эмигрировал в США, где стал работать с голливудскими коллегами. В 1954 году он был удостоен «Оскара» за операторскую работу в фильме «В порту» с Марлоном Брандо в главной роли, а в 1956-м был во второй раз номинирован на премию за фильм «Куколка» по сценарию Теннесси Уильямса.
Награды
- Кинофестиваль в Сан-Себастьяне (1979) — главный приз и премия ФИПРЕССИ;
- Венецианский кинофестиваль (1979) — премия итальянских журналистов за лучшую мужскую роль (Евгений Леонов) и премия ФИПРЕССИ;
- Всесоюзный кинофестиваль в Душанбе (1980) — главный приз;
- МКФ комедийных фильмов в Шамрусе (1980) — главный приз;
- Берлинский кинофестиваль (1980) — приз международного евангелического жюри — специальная рекомендация (программа «Форум»);
- МКФ комедийных фильмов в Габрове (1981) — специальный приз;
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1981).
Кроме того, фильм мог бы претендовать на премию «Оскар», однако этому помешал ввод советских войск в Афганистан.
https://youtube.com/watch?v=bmGxGHQH9lY
Смотрите и скачивайте наши фильмы в App Store — https://itunes.apple.com/ru/app/mosfil-m/id463145701?mt=8 Google Play — https://play.google.com/store/apps/de…Все видео
Снято в невесомости
Многие сцены «Аполлона-13» снимали в специальном тренажере НАСА (так называемой «рвотной комете»): самолете, который летал по параболе на большой высоте, создавая состояние невесомости. Декорации космического корабля установили в салоне самолета, и почти каждая сцена с нулевой гравитацией снималась здесь.
Актеры пролетели по параболе более 500 раз. В каждом эпизоде с того момента, как начиналась имитация невесомости, у них было всего 23 секунды, чтобы отстегнуться от ремней, сделать кадр, перелететь и снова пристегнуться. Все эти полеты они выполнили за 13 дней.
На сегодня это один из немногих фильмов, снятый в реальной невесомости.
До слез
В «Реквиеме по мечте» есть сцена, в которой Эллен Бернстин произносит страстный монолог о том, как ужасно и больно стареть (за эту сцену актрису номинировали на лучшую женскую роль). В отличие от остального фильма, где каждый кадр очень тщательно спланирован и оформлен, во время этого монолога камера дрожит и едет в сторону.
Режиссер Даррен Аронофски устроил страшный скандал облажавшемуся оператору, потому что Эллен Бернстин сыграла потрясающе. Как выяснилось, съемка была сорвана, потому что оператор был настолько тронут игрой Бернстин, что расплакался: он не мог держать камеру неподвижно, почти ничего не видел из-за слез. И хотя эта сцена первоначально была вырезана, в результате в фильм она вошла.
Эстафета поколений
Сам режиссер фильма на премьере присутствовать не смог, но для него съёмки этого проекта были знаковыми. Во ВГИКе мастером Сергея Мокрицкого был Александр Владимирович Гальперин. Во время войны он был фронтовым кинооператором, выполнял специальные задания Сталина.
– Для меня история создания фильма «Разгром немецких войск под Москвой» – личная, — признаётся Сергей Мокрицкий. — Операторы, которые снимали этот фильм, были нашими учителями и мастерами во ВГИКе. Они рассказывали, в каких тяжелейших условиях осени и зимы 1941-1942 годов приходилось работать. На круглосуточно работающую Центральную студию кинохроники постоянно поступал новый материал: от съемок боевых атак на подступах к столице до разграбленных усадьбы Толстого в Ясной поляне и музея Чайковского в Клину. Фронтовые кинооператоры вместе с войсками входили в разрушенные города и села и фиксировали на пленку страшные свидетельства нацистских преступлений. «Плачьте, но снимайте!» – таков был наказ фронтовым операторам от Александра Довженко. И они снимали. Из кадров это великой кинохроники и складывался образ народа-победителя, твердо намеренного отстоять свой дом, свою страну…
На реальных событиях
Отметим еще один интересный факт о фильме «Осенний марафон»: картина основана на реальных событиях. Сценарист Александр Володин описал в своем тексте жизненную ситуацию, которая происходила с ним на самом деле. Кроме того, другие участники съемок (сам режиссер, Наталья Гундарева, Галина Волчек) также ясно понимали, о чем в картине идет речь и какой смысл требуется донести зрителям. Так как сами неоднократно оказывались в подобных ситуациях: переживали измены возлюбленных и супругов, разводились с супругами, становились любовниками или любовницами.
Фото: кадр из фильма «Осенний марафон»
Только Олег Басилашвили, который сыграл в фильме главную роль Андрея Бузыкина, на тот момент был далек от подобных тем и имел репутацию примерного семьянина. Однако спустя годы ему также довелось пережить развод с супругой Татьяной Дорониной. Поэтому, встретившись однажды с Георгием Николаевичем, Басилашвили признался ему, что понял, о чем тогда они снимали картину «Осенний марафон».
Параллели с реальными событиями
Известно, что автор сценария Александр Володин положил в основу сюжета свою собственную жизненную ситуацию. В сходных ситуациях оказывались многие другие создатели фильма: Георгий Данелия (тогда он развёлся со своей второй женой, Любовью Соколовой), Наталья Гундарева (её второй муж, Виктор Корешков, влюбился в певицу Валентину Игнатьеву), Марина Неёлова (она оказывалась в положении своей героини; однако кто был её Бузыкин, неизвестно, — возможно, шахматист Гарри Каспаров), Галина Волчек (она побывала в положении и жены Бузыкина, и любовницы — в частности, известно что ей изменял её первый муж, Евгений Евстигнеев). Только исполнитель роли самого Бузыкина, Олег Басилашвили, не мог понять сути фильма. Но спустя несколько лет, встретив Данелию, он сказал ему «Да, теперь я знаю, о чём мы сняли кино…»
В таких ситуациях оказывались и другие люди, в том числе некоторые знакомые мужчины Данелии. Неудивительно, что после премьеры они заподозрили, что он списал сюжет с них
Кроме того, в кинематографической среде обратили внимание на то, что имя и отчество Бузыкина совпадают с именем и отчеством композитора фильма Андрея Петрова, а инициалы жены Бузыкина — с инициалами жены Петрова, Натальи Ефимовны, которую, как и первую, часто звали «эн-е». Однако Петров утверждает, что любовницы по имени Аллочка у него не было
Фильм вызвал критику многих женщин. Одних не устраивало то, что Бузыкин не вернулся окончательно к жене, других — что не ушёл к любовнице. Это объяснялось тем, что эти женщины сами оказывались на месте соответственно жены или любовницы. В частности, на просмотре фильма на фестивале в Сан-Себастьяне присутствовала переводчица, которая 3 года была влюблена в женатого мужчину, а он никак не решался уйти от жены. Под конец фильма, когда стало ясно, что Бузыкин не уйдёт от жены, она крикнула Данелии «Вы подлец, Георгий Николаевич» — и выбежала из зала.
Номинанты на премию «Оскар»
Элизабет Тейлор
Тогдашний муж Тейлор Ричард Бертон (также номинированный на фильм «Кто боится Вирджинии Вулф?») убедил актрису пропустить церемонию 1966 года вместе с ним. Бертон уже проигрывал четыре раза и боялся, что в этот раз статуэтка снова от него ускользнет. Тейлор получила награду как лучшая актриса, но нежелание выступить с заявлением благодарности Киноакадемии выставило ее в плохом свете.
Вуди Аллен
Сценарист и режиссер никогда не посещает церемонию награждения. Даже в 1978 году, когда он выиграл в категориях «Лучший актер», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший фильм» за картину «Энни Холл», Аллен не пришел. Однако в 2002 году он решил прийти и представить фильмы, которые были сняты в Нью-Йорке после терактов 11 сентября.
Аллен сказал: «Вся концепция вручения наград — глупость. Я не могу подчиниться суждению других людей, потому что, когда они говорят, что ты достоин награды, то ты должен это принять, при этом ты ровно также должен принят тот факт, что тебя считают недостойным награды.»
Пол Ньюман
После шести номинаций за лучшую роль и двух премий «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе Ньюмен наконец получил статуэтку за лучшую роль в фильме «Цвет денег». Это случилось в 1987 году. Однако он не пришел на церемонию. Редакции Associated Press он сообщил: «Это похоже на погоню за красивой женщиной в течение 80 лет. Наконец, она сдается, а вы говорите: «Мне ужасно жаль. Я устал».
«Оскар»
В интересные факты о фильме «Осенний марафон» стоит добавить, что картина Георгия Данелии должна была претендовать на номинацию в американской премии «Оскар». Однако это событие не совершилось: препятствием стал ввод Советских войск в Афганистан в 1979 году.
Лента все же получила некоторые другие кинонаграды. Например, на фестивале в Сан-Себастьяне «Осенний марафон» получил главный приз «Золотая раковина» и премию Международной федерации кинопрессы. На Венецианском кинофестивале Евгений Леонов , сыгравший в картине роль слесаря Харитонова, получил приз за лучшую мужскую роль. «Осенний марафон» также забрал главные награды на фестивалях в Душанбе и Шамрусе, проходивших в 1980 году. Кроме того, картина Георгия Данелии получила специальный приз на кинофестивале в Габрово и удостоена Государственной премии имени братьев Васильевых в 1981 году.
Актеры и премия «Оскар»
Марлон Брандо
Зная, что он может быть награжден Оскаром за роль Вито Корлеоне в «Крестном отце», Брандо бойкотировал «Оскар» в 1973 году. Вместо него на церемонию пришла активистка, представляющая коренных американцев Сачин Литлфетер (Sacheen Littlefeather). Она вышла на сцену, чтобы принять его награду, и когда она прочитала речь Брандо о жестоком обращении с коренными американцами в кино, ее освистали.
Роман Полански
Режиссер Роман Полански не присутствовал на церемонии в 2003 году, когда ему должны были вручить статуэтку, как лучшему режиссеру за его работу над «Пианистом». Но даже если бы он очень хотел прийти, у него, вероятно, не получилось бы, так как в США его обвиняют в преступлении за неэтичное поведение. Харрисон Форд принял награду от его имени.
Майкл Кейн
Майкла Кейна не было на церемонии, чтобы принять свой первый Оскар за лучшую роль второго плана в фильме «Ханна и её сёстры». А все потому, что он был занят съемкой фильма «Челюсти: Месть» — фильм с рейтингом 0% на популярном сайте для киноманов Rotten Tomatoes.
Он получил свой урок, и в 2000 году пришел на премию, чтобы получить Оскар за роль второго плана в фильме «Правила виноделов».