«а ты какая феминистка?». гид по основным направлениям движения

Первая волна

Её охарактеризовать довольно просто. Кто такие феминистки в начале XX столетия? В то время это были женщины, которые активно боролись за политическое равноправие, возможность участвовать в выборах и выставлять собственные кандидатуры. Они апеллировали к либеральным лозунгам: все люди равны перед законом, они наделены одинаковыми правами независимо от половой принадлежности. Барышни пытались урвать и свой кусок пирога: они жаждали власти, возможности стоять у руля экономики страны. Участницы первой волны называли себя суфражистками – людьми, жаждущими заполучить избирательное право.

Эпатаж как форма социальной активности

Эпатаж как форма активности.

Культуролог Мирослава Забродская связывает такое состояние феминизма в России с тем, что у нас общество патриархальное и провинциальное, и это, как она считает, накладывает большой отпечаток на восприятие мира. Тем более что большинство не особо хочет повышать свой уровень образования и культуры.

— Феминизм для патриархального большинства — это ужас. Мужчинам видится, что в этом случае женщинам отдадут высокие посты, «красные кнопки», дорогие автомобили, сексуальную свободу, а им придется довольствоваться другой долей — их будут угнетать, «посадят» дома и прочее. Поэтому все, что с этим связано, должно быть порицаемо, осмеяно. Поэтому современным активисткам в этой ситуации ничего не остается, кроме как эпатировать, в том числе и делая неумные высказывания. Да, это глупость, но ее автор тут же врывается в информационную повестку, ее начинают обсуждать, она становится известной, — утверждает Забродская.

При этом, по словам культуролога, то, что происходит сейчас с фемповесткой — выпячивание гендера, — это не про права женщин, это невежество.

Кроме того, в нашей стране из-за невозможности конкурировать с мужчинами обострена, что называется, «межвидовая борьба»: женщины конкурируют с женщинами, и в ход идут разные методы. А это приводит к разобщенности.

— Хороший дом в одиночку не строят, сильным в одиночестве ни один человек быть не может, нужна поддержка, команда, а этого нет. Отсюда и тот вид этого движения, которое мы наблюдаем сейчас, — уверяет Забродская.

Понятие феминизма

Многие исследователи называют этим термином общественное, социальное и политическое движение, активные участники которого добиваются предоставления равных прав и возможных свобод женщинам наравне с мужчинами. В первую очередь такие люди не терпят любую гендерную дискриминацию, а также унижение человека из-за его расовой или религиозной принадлежности, возраста и статуса. Одним словом, они считают, что представители обоих полов могут на одинаковых основаниях, используя доступные методы и возможности, получать образование, работать, водить автомобиль, баллотироваться в президенты и так далее.


гендерного равенства.

Бесправные женщины

Вплоть до XVIII века девушек не только считали представительницами слабого пола, их даже относили к категории второсортных людей. Они не имели права на высказывание собственного мнения: все решения за них сначала принимали родители, в частности отец, потом – муж. Женщину даже не спрашивали, с кем она хочет связать свою жизнь: не успела она родиться, как будущий супруг уже был выбран старшим поколением семьи. Ослушаться – означало опозорить всех домочадцев, обречь себя на осуждение общества и проклятие родственников. Поэтому мало какая барышня могла отважиться на такой отчаянный шаг.

Феминистки нашего времени

Сегодня это женщины, которые пытаются быть материально независимыми от мужчин, строят карьеру и обзаводятся потомством только тогда, когда становятся финансово обеспеченными. Таких дамочек особенно много в шоу-бизнесе и политике. Знаменитые феминистки всё так же на публичном уровне отстаивают равноправие полов, при этом дома пытаются быть обычными слабыми женщинами. Например, певица Бейонсе, танцовщица Дита фон Тиз, актрисы Натали Портман и Анджелина Джоли.

Социологи говорят: это уже не феминизм, а чистой воды эксплуатация труда, рабство. Если мы боролись за равноправие, то пусть эти самые права и будут одинаковы для всех, вместе с обязанностями. Мужчина должен быть партнёром по жизни, а не тираном или бездельником – две крайности, с которыми так часто сталкиваются дамы в наши дни.

Время угнетенных женщин

Феминистский протест.

По словам культуролога Марины Никитиной, в ХХ веке, который нынешние фемактивистки считают временем угнетенных женщин, тем не менее было много тех, кто состоялся в профессии и как личность, и не за счет гендера, а за счет собственных талантов. Гендер вообще никого не волновал.

Сейчас, как отмечает культуролог, такие женщины, как Амелия Эрхарт (первая женщина-пилот, перелетевшая Атлантический океан), Анна Ахматова, Лиля Брик, уже не являются неким идеалом и теми личностями, которым можно и нужно подражать, изучать их, учиться чему-то. Вероятно, это происходит оттого, что упомянутые женщины куда сложнее, чем все эти разговоры о физиологичности, где речь идет о выборе средств гигиены, о кормлении грудью на публике, и чем поиск сексизма в народных сказках. Они не этого дискурса, поэтому не являются примером для современных активисток.

— Вы привели пример необразованности и глупости. Но, чтобы обсуждать эпиляцию, собственный вес, косметику, какие-то глубокие знания не нужны, эрудиция тоже не особенно пригодится. А вот чтобы понять творчество Ахматовой или влияние Марлен Дитрих на кинематограф, нужно глубоко разбираться в вопросе, что называется, напрягать мозги. Прокладки таких усилий не требуют, поэтому им уделяется столько внимания, а по-настоящему стоящие вопросы не поднимаются — это сложно, — уверена культуролог.

«Рожать может любой бурундук»

Кандидат философских наук Иван Федоров утверждает, что сейчас феминистская повестка строится на том, что есть общего между матерью двоих детей и великими женщинами прошлого. Это физиология.

Поэтому фемактивистки ставят знак равенства между, например, Валентиной Терешковой и условной домохозяйкой из Обнинска Ольгой Ивановой. Но если роль первой в истории развития космоса неоспорима, то вторая никаких заслуг предъявить не может. Но есть же у них что-то, что позволит связать их воедино? Безусловно. Это репродуктивная система и «плоды» ее хорошей работы — дети. Соответственно, подвиг первой в мире женщины-космонавта можно и опустить, а рождение домохозяйкой детей возвысить.

— Это довольно шаткая позиция. Воспроизводить потомство может практически любое живое существо — это не сверхспособность, а банальная физиологическая функция. В рождении детей нет ничего героического, и ставить это себе в заслугу глупо. Это говорит ровно о том, что больше похвастаться нечем: нет каких-то достижений, человек себя не реализовал как профессионал. Но осознание того, что ты из себя ничего не представляешь, очень болезненно, травматично для человека, не каждый может себе честно признаться в том, что он проиграл в состязании успешных. Не у каждого хватает сил, таланта, характера бороться за свое место под солнцем, но в теории, в мечтах хочется быть «не хуже других». Отсюда и явление миру плодов своей физиологии. И этот тренд усиливается, а достижения вне деторождения обесцениваются, не замечаются. И физиология в принципе ставится на первое место. Те же актрисы интересны уже не своей работой, ролями, экранными образами, а тем, кто и когда залез к ним под юбку. Это, кстати, еще один признак, который роднит многих женщин, — считает Иван Федоров.

Второй всплеск активности

Несмотря на временное затишье, движение полностью не угасло. Оно тлело и дожидалось своего звёздного часа, чтоб вспыхнуть с ещё большой яростью и силой. Так и случилось: в 60-е годы прошлого века вновь о себе заявили феминистки. Фото публичных выступлений, тексты произносимых лозунгов красовались на каждом столбе. Женщины, добившись политического равенства, поняли, что остаются всё такими же неравноправными. Угнетение теперь они чувствовали на семейном уровне: мужчина мог прибегнуть к физическому, моральному и сексуальному насилию, и препятствовать они часто не могли в силу своих более слабых физических данных.

Феминистки теперь требовали защиты на государственном и юридическом уровнях от дискриминации в семье. Они также яро критиковали тот факт, что удел большинства барышень – материнство, трактующееся в то время, как отказ от карьеры и полное затворничество в четырёх стенах дома. Они также подняли такие вопросы, как неравная оплата труда и отсутствие вознаграждения за домашнюю работу. К сожалению, многие затронутые проблемы так и остались не решёнными до сегодняшнего дня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: