За кадром «экипажа». как первый советский фильм-катастрофа стал настоящей «катастрофой» для его создателей

НАЧАЛО

Идея создания «Экипажа» принадлежит, конечно, самому Митте, который, кстати, всегда тяготел к зрелищному кино с использованием специальных эффектов (тогда в СССР все это называлось «комбинированными съемками»)

Митта многому научился у Александра Птушко – главного гуру в этой области, помогавшего ему даже в таком, казалось бы, далеком от спецэффектов фильме, как «Гори, гори, моя звезда». В частности, с падающим занавесом.

Сам Птушко чем-то напоминал нынешнего Лукаса (тем более, и отчество у него было – Лукич). Его не столько интересовали актеры на площадке, сколько всякие трюки и выдумки (хотя, и актерские работы, и режиссура на высоком уровне). Так было и на «Новом Гулливере» (потрясшем всех и вся), и на «Салтане», и на других лентах.

Однако, со смертью Птушко созданный им великолепный цех комбинированных съемок Мосфильма начал приходить в упадок. Новых картин с использованием спецэффектов больше не появлялось. Кадры оказались невостребованными.

И все, чем так гордился Александр Лукич, могло кануть в небытие. Так и пришла Митте мысль создать нечто такое, где можно было бы развернуться в полную силу. Создать зрелищный фильм не хуже западных образцов. Причем, как бывшему архитектору, ему хотелось создать именно какой-нибудь «инженерный» проект, какого раньше никто не видел.

Сказано – сделано. Митта обратился к Юлию Дунскому и Валерию Фриду. Решили остановиться на популярном сюжете – авиакатастрофе. После романа Хейли и последующей его экранизации «Аэропорты» посыпались один за другим.

Не считая целого ряда других подобных лент. Однако, в СССР они не демонстрировались. И пробел в этой теме был очевиден. К тому же авторы решили несколько изменить традиционный ход повествования.

Первую серию посвятить личным отношениям героев (сейчас эта идея смешения жанров вызывает сожаление Митты), а вторую – непосредственно борьбе за выживание на борту самолета. Для второй части к участию в сценарии авторы привлекли известного авиаинженера и преподавателя Бориса Уриновского.

С самого начала авторы столкнулись с серьезными трудностями. Показать катастрофу советского самолета, да еще такого, как ТУ-154… . Нашли компромиссное решение. Самолет терпит аварию за границей, в тяжелейшем стихийном бедствии. Но приземляется-таки в Москве. Благодаря героическим действиям экипажа.

Наконец, сценарий «Запас прочности» лег на утверждение (он, кстати, был опубликован в альманахе «Киносценарии»). Лента запущена в производство.

Бюджет ее был не просто низким – он был вообще никаким, если говорить о подобных картинах. Название «Запас прочности» принято не было (прокатчики посчитали, что оно не очень кассовое). Уже в ходе съемок (по предложению Митты) его заменили на «Экипаж».

Неприятности с актерами

С самого первого дня начались проблемы с актерским составом. Будто нарочно, возникали сложности одна за другой. На роль первого пилота Митта очень хотел взять Алексея Петренко. Артист вроде бы согласился, но потом отказался — объяснил свой отказ нежеланием участвовать в съемках «в железе» (то есть в самолете). Утвердили Георгия Жженова.

Кадр из фильма «Экипаж»

Стюардессой Тамарой должна была стать Елена Проклова — Митта видел в этой роли только ее. Однако и Проклова отказалась. По официальной версии — потому, что ей приходилось подменять в театре уехавшую за границу Ирину Мирошниченко. Но есть и другая версия: Проклова не хотела портить свою репутацию образцовой комсомолки, снимаясь в постельных сценах, которых в «Экипаже» было достаточно много.

На роль Тамары взяли студентку театрального училища Александру Иванес. Режиссеру сразу сказали: наплачешься ты с ней, ее только что исключили из училища за прогулы и скандалы. Он не поверил — и напрасно. Уже через несколько недель съемок Митта оказался бы счастлив избавиться от Александры, но было поздно: переснимать материал было просто не на что.

Финальным «аккордом» сотрудничества молодой актрисы стала неожиданное замужество и смена фамилии, о чем она сказала, будто нарочно, только когда титры были уже готовы. Пришлось в срочном порядке менять «Иванес» на «Яковлеву». Зато в постельных сценах Саша снималась без возражений и комплексов, раздевалась по первой же просьбе.

Вторым пилотом в фильме должен был стать Николай Караченцов. Но он не смог втиснуть съемки в свой плотный график — спектакли в «Ленкоме», съемки на телевидении, гастроли… В итоге пригласили Анатолия Васильева.

Олег Даль сразу согласился сыграть ловеласа и бабника Скворцова. Было снято немалое количество материала, но потом Даль тяжело заболел — актер был закодирован, а «поклонники» угостили его спиртным, и это сильно подкосило его здоровье. О дальнейших съемках не могло быть и речи. Чиновники, чтобы наказать актера за испорченную пленку и необходимость переснимать, лишили его на три года права сниматься на «Мосфильме». Но жизненные «санкции» оказались суровее — через год Даля не стало. Скворцова в итоге сыграл Леонид Филатов.

Сюжет

Действие происходит в СССР, в конце 1970-х годов.Герои фильма — экипаж пассажирского самолёта Ту-154 ЦУМВС Аэрофлота, командира корабля Андрея Васильевича Тимченко. Игорь Скворцов — бортинженер, меняет любовниц одну за другой. Скворцов добивается расположения стюардессы Тамары, дочери старого друга Тимченко. Одна из бывших любовниц Скворцова компроментирует его, расстраивая его роман с Тамарой. Скворцов делает Тамаре официальное предложение, но она отказывается. Тимченко считает его подлецом и грозит, что выгонит из отряда. Ранее ушедший с лайнеров в малую авиацию, Валентин Ненароков страдает от непрерывных нападок жены Алевтины, которая в конце концов добивается развода и после суда оставляет ребёнка себе. Тимченко ходатайствует о возвращении Ненарокова обратно в экипаж. Жена увозит сына на юг, мальчик называет Ненарокова дядей а нового мужа Алевтины папой.У самого Тимченко в семье проблемы, дочь забеременела, но выходить замуж за отца ребёнка отказывается, и несмотря на тяжело протекающую беременность решает рожать. Кроме того, при очередной ежегодной медкомиссии Тимченко узнаёт, что результаты хотя и оставаясь в пределах нормы, заметно ухудшились, и вполне вероятно, что его отстранят от полётов при следующем осмотре. Результаты медкомиссии оказываются печальными для второго пилота из экипажа Тимченко — его списывают на землю по состоянию здоровья, и вскоре его место занимает Валентин Ненароков. Экипажу самолёта предстоит сложный рейс в терпящий бедствие город нефтяников, Бидри. В аэропорту, в котором приземлился самолёт происходит землетрясение. Всё вокруг горит и рушится, людей охватывает ужас, возникает паника. Взлётно-посадочная полоса оказывается поврежденной. Селевой поток, вызванный предыдущими толчками разрушает нефтеперерабатывающий завод, всё горит. Тимченок решает лететь, Ту-154 разбегается по рулёжной дорожке за несколько минут до того, как весь аэродром заливает вода, смешанная с горящей нефтью, разлившейся из разрушенных резервуаров. При взлёте самолёт получил серьёзные повреждения и благополучная посадка невозможна. Частично заблокирован руль высоты, в фюзеляже перед воздухозаборником второго двигателя образовалась трещина, салон разгерметизирован. Ситуация за рамками любых руководств и инструкций. Ненароков и Скворцов прорубают обшивку, вылезают в воздухозаборник и устраняют неполадки, но трещина корпуса продолжает расти. Тимченко совершает посадку в аэропорту Шереметьево. Несмотря на то, что у самолёта отрывается хвост все пассажиры живы.Тамара собирается замуж за Скворцова, Ненароков становится командиром корабля, медкомиссия списывает Тимченко на землю

Места съемок: локации и декорации

Особое внимание стоит уделить тому, где снимали фильм «Экипаж» (1979). Часть картины отснята в Москве

Договориться с авиакомпанией «Аэрофлот» было не слишком сложно, и съемки в московских аэропортах обошлись недорого

Часть картины отснята в Москве. Договориться с авиакомпанией «Аэрофлот» было не слишком сложно, и съемки в московских аэропортах обошлись недорого.

Однако трудность заключалась в поиске самих самолетов, ведь в 1979 г. еще не было списанных ТУ-154. Помогла случайность: в Новосибирском аэропорту Толмачева забыли выключить подогреватель, поэтому лайнер загорелся.

Верхняя часть самолета стала непригодной для полетов, и через 3 недели его передали в «Мосфильм» на съемки «Экипажа». На этом ТУ-154 и отсняты все «воздушные» эпизоды.

Съемки происходили в основном на макетах. Например, Нефтеперерабатывающий завод, где происходит пожар, является макетом омского здания.

Съемки должны были идти несколько часов, однако большое количество в воздухе паров горючего, привезенного пиротехниками, привело к самовозгоранию.

Кадры горения фюзеляжа попали в фильм: первый самолет взлетает и взрывается в Бидри, а уже через несколько секунд виден тот самый ТУ-114.

Помимо Москвы, в киноленте можно увидеть и другие города. Сцены семейной жизни Валентина Ненарокова запечатлены в Ярославле. Например, события счастливых воспоминаний героя о невесте, когда пара была на танцплощадке, происходят на стадионе «Спартаковец».

В другой сцене зритель может заметить троллейбусную остановку на площади Богоявления. После развода Ненароков идет по улице Депутатская. Еще одним узнаваемым местом является улица Подзеленье и находящаяся над ней Которосльная набережная — по этому мостику герой бежит со своим маленьким сыном.

Кадры на море отсняты в Ялте — в этот приморский город переезжает бывшая жена Ненарокова с ребенком.

Кадры возгорания самолета.

Цитаты

— Я понимаю, но не ждать же, как нас утопят — как котят в ведёрке!

— Мужчины! Мужчины, ну сделайте же что-нибудь!

— Взлететь невозможно, а оставаться — погибнем. Отсюда вывод: будем взлетать.

— Всё, хватит — не хватит, обсудим в Москве. Все на борт!

В Викицитатнике есть страница по темеЭкипаж (фильм, 1979)

— Тормоза!— Не тормозимся!— Тормоза!!— Не тормозимся, ЮЗЗЗЗ!!!!!!!!!— Тормоза!!— Не тормозимся!— Тормоза!!!— Переложить реверс!— Хвост оторвёт!!— Выполнять!!!

— А я, между прочим, мечтала в медицинский поступить. Поступила бы и не летела бы сейчас.— А я вот кончил медицинский и лечу. Судьбу не обманешь. Она тебя обманет, а ты её нет.

— Ты с книжкой, выйди. А ты останься. Тебе полезно тоже будет послушать.

— Да. И всегда ты поступаешь по-своему, со мной не считаешься, и сейчас так же поступишь. Но только запомни! Знаешь, если человек сделал не так как хотел, поддался боли, страху или какому другому давлению на него, то после и жалко, и стыдно будет, а уж ничего не переделаешь. Терпи! Откроется вроде второго дыхания, легче станет. Человек ведь — это такой прочный механизм, черт-те что может вытерпеть. Терпи!

— Я думала ты наоборот, рад будешь.— Ну-у…

— В её положении, в её положении.

— Бачилы очи, що купувалы.

Катастрофа с самолетами

Кадр из фильма «Экипаж»

Создателям фильма неоткуда было взять списанный Ту-154 — все самолеты этой марки были еще новыми. Помогла случайность — загорелся самолет прямо на полосе, пожарным удалось спасти лишь его хвост. Этот хвост и «участвовал» в съемках. На другом самолете кто-то из пассажиров разлил ртуть — он стал непригодным для полетов, его отчистили и тоже позволили использовать для кино.

Сцены катастрофы снимались очень тяжело и долго. Часть съемок выполнялась с макетами, но и это было невероятно трудно и требовало огромного мастерства актеров и всей съемочной группы. Самую яркую сцену, когда самолет пылает, решено было снять без макетов, в реальности. Подыскали на кладбище самолетов старый Ту-114, соорудили вокруг него декорации, приготовились снимать пожар, подвезли шесть тонн горючего. Но, пока собирались, внутри самолета скопились пары горючего, и тщательно подготовленная техника неожиданно вспыхнула, не дожидаясь команды «Мотор!». Митта был расстроен и разозлен: такая эффектная сцена могла получиться!

Кадр из фильма «Экипаж»

А самое главное — киношное начальство ни в какую не соглашалось, чтобы советский лайнер — самый лучший и надежный в мире — терпел аварию. Чиновники были уверены: такого сценария просто не могло произойти с нашим самолетом и нашими пилотами. Сценаристам, чтобы выйти из положения, пришлось срочно все переписывать. Именно поэтому  катастрофа происходит на территории далекой Африки, да еще вследствие ужасного землетрясения. Героические же действия пилотов выполняются уже над территорией СССР, так что с идеологической точки зрения придраться было не к чему.

Интересные факты

Изначально на главные роли были подобраны Николай Караченцов (бортинженер Игорь Скворцов), Алексей Петренко (командир экипажа Тимченко) и Елена Проклова (стюардесса Тамара). Петренко отказался сразу же, а Караченцов и Проклова оказались заняты другими проектами.

Караченцова заменили Олегом Далем, но и он ушел после двух недель съемок, сославшись на проблемы со здоровьем. Вместо Прокловой утвердили студентку Александру Иванес, которую на тот момент уже отчислили из театрального училища.

Роль Тимченко исполнил Георгий Жженов, роль Игоря Скворцова — Леонид Филатов, а стюардессы Тамары — Александра Яковлева.

«Экипаж» стал первым советским кино в жанре катастрофы.

Филатов и Яковлева в фильме.

Ирина Акулова, игравшая жену второго пилота Ненарокова, стала объектом ненависти многих советских женщин из-за своей роли. Многие мужчины узнавали в образе Акуловой своих жен.

Сначала фильм должен был заканчиваться другим эпизодом. Командир экипажа должен был умереть от пережитого стресса. Однако министры кино и авиации заставили Александра Митту переписать киноленту так, чтобы она имела счастливый конец.

Сцена из киноленты.

Краткое описание сюжета советского фильма «Экипаж»

Кинокартина состоит из 2 частей:

  1. В первой части фильма экипажу самолета необходимо эвакуировать пассажиров из африканского города Бидри, где происходят опасные землетрясения. Один из толчков разрушает взлетную полосу. Опытный и мужественный командир Тимченко поднимает самолет в воздух, но во время набора высоты тот задевает хвостом падающую осветительную вышку. Это приводит к разгерметизации салона и другим повреждениям, устранять которые экипажу нужно во время полета.
  2. Вторая часть киноленты хронологически идет раньше: она рассказывает о жизни героев до катастрофы. В отличие от динамичной первой части ее жанр можно определить скорее как драму или мелодраму. На этот раз зрителю предлагается лучше узнать и понять героев, которые вскоре окажутся в экстремальных условиях.

Герои киноленты.

Киноляпы

  • Из салона к двигателю вылезти невозможно — там сплошная перегородка — гермошпангоут. По сценарию её пробивают топором, однако в реальности это невозможно сделать так быстро..
  • Отверстие воздухозаборника незарешёченное и круглое, в реальности же — с решёткой и овальное.
  • Судя по репликам героев и показываемым кадрам, самолёт летит со скоростью около 650 км/ч. На такой скорости ни вылезти из самолета, ни, тем более, удержаться на нём совершенно невозможно.
  • Интересное мнение относительно взлета поврежденного Ту-154, когда он долго летит почти параллельно земле и долго не убирает шасси. Почему-то этот эпизод принимается за киноляп. Но ведь самолет получил повреждение на взлёте. И взлететь, как положено, он вряд ли мог бы.
  • У самолёта трещина была в верхней части фюзеляжа, а после включения реверса во время торможения при посадке хвост отделился от фюзеляжа сначала снизу, а потом сверху.
  • Ошибка в сцене с катастрофой самолёта в Бидри: взлетает двухдвигательный самолёт, потом попадает в трещину в полосе и взрывается мгновенно, одновременно с надломом стоек шасси, что само по себе уже неправдоподобно. Но когда потом показывают горящие останки, отчетливо видно, что это обломки самолёта с 4-мя двигателями.
  • Неоднократные ошибки с номерами самолётов, попадающих в кадр. Перед вылетом из Москвы, когда пилоты заходят по трапу в самолёт, виден номер — 85301. Когда самолёт взлетает, его бортовой номер — 85115. При этом по сценарию действие в фильме разворачивается вокруг борта 85131. Когда самолёт вылетает из Бидри, номер у него снова другой — 85179. Довершает всё это оговорка, которую допустил Тимченко перед посадкой в Бидри: «восемьсот тридцать первый, вас понял!» вместо «сто тридцать первый» или «восемь пять сто тридцать первый».
  • Бидри — аэропорт вымышленный. Однако, по всем признакам находиться он мог скорее всего в Иране или на южном Кавказе. В любом случае лететь оттуда с такими повреждениями до самой Москвы вряд ли было разумно, а учитывая низкую скорость и высоту полёта — вряд ли вообще возможно. Если даже и предположить, что самолет Ту-154 был полностью заправлен перед вылетом из Бидри, то в действительности до Москвы расстояние превышает дальность его полёта.
  • Когда люди с погибающего аэродрома поднялись в самолёт, трап, по которому они поднимались на борт, отгонять было некому. Он сам собой исчез перед тем как самолёт начал движение. В противном случае его бы опрокинуло крылом.
  • В эпизоде, когда у самолёта заколачивают трещину, проблесковый маяк отключён, зато хвост подсвечивают красным фонарём сбоку.
  • В этом же эпизоде второй ляп — эхо. В небе нет эха: там звуку, во-первых, неоткуда отражаться, а во-вторых — при такой скорости эхо не догонит крикнувшего.

Интересные факты

  • Одним из главных «героев» фильма стал самолёт Ту-154Б, борт СССР-85131. Самолёт принадлежал бориспольскому авиаотряду. Во время одного из перелётов на нём разлили ртуть. Чтобы выпарить ртуть, сначала через салон гоняли водяной пар, однако это привело к тому, что самолёт потерял нормы лётной годности, и его решили списать. Самолёт в данный момент находится на лётном поле учебной авиатехбазы Криворожского авиатехколледжа. Примечательно, что свою последнюю посадку самолёт совершал не на ВПП, а прямо на грунт.
  • Съёмки тушения хвоста велись с использованием уцелевшего хвостового оперения от сгоревшего в Толмачёво Ту-154 85087.
  • Вообще же, помимо 85131 и 85087, в кадр попадали следующие борта Ту-154 (перечислены те, у которых отчётливо заметен бортовой номер): 85330, 85074, 85014, 85078, 85301, 85179, 85162, 85232.
  • Несмотря на то, что фильм выходил без широкой рекламы, на второй день уже невозможно было достать на него билет, а у касс кинотеатров выстраивались очереди[источник не указан 419 дней].
  • Эпизод, в котором герой Леонида Филатова соблазняет героиню Александры Яковлевой стал одной из первых в советском кинематографе (особенно для картин вышедших в широкий прокат) эротических сцен.
  • По словам Александра Митты в первоначальном варианте фильм должен был заканчиваться так:

Но под давлением руководства концовка была изменена.

Рабочее название фильма было «Запас прочности»

  • Литературный сценарий фильма, опубликованный в ежегодном альманахе «Киносценарии» (), имел название «Особые обстоятельства».
  • Рубрика тележурнала Каламбур «Крутое пике» появилась благодаря именно этому фильму.

В ролях

  • Георгий Жжёнов — Андрей Тимченко, командир экипажа
  • Анатолий Васильев — Валентин Ненароков, второй пилот
  • Леонид Филатов — Игорь Скворцов, бортинженер
  • Александра Яковлева — Тамара, бортпроводница, невеста Скворцова
  • Ирина Акулова — Алевтина, жена Ненарокова
  • Екатерина Васильева — Анна, жена Тимченко
  • Мария Скворцова — мама Алевтины
  • Галина Гладкова — Наташа, дочь Тимченко
  • Юрий Горобец — Миша, диспетчер (до списания на землю — второй пилот)
  • Александр Павлов — штурман
  • Елена Коренева — Нонна, бывшая любовница Скворцова
  • Геннадий Матвеев — вертолётчик, напарник Ненарокова
  • Рома Монин — Алек, сын Ненарокова (озвучивает Клара Румянова).
  • Иван Рыжов — Дед Тамары, старый друг Тимченко
  • Комаки Курихара — Пассажирка самолёта, захваченного террористами
  • Александр Потапов — Новый муж Алевтины
  • Ирина Савина — Сестра Кости
  • Антон Табаков — Приятель Кости (в титрах не указан).
  • Иван Агафонов — Кадровик министерства гражданской авиации
  • Ирина Санпитер — Девушка, которой Скворцов показывает слайды
  • Сергей Яковлев — Председатель совещания по спасению самолета
  • Юрий Гусев — Участник совещания по спасению самолета
  • Константин Захаров — Судья, слушающий дело Ненароковых
  • Николай Сморчков — Милиционер в аэропорту
  • Николай Лебедев — Председатель медицинской комиссии
  • Герман Юшко — Представитель «Аэрофлота» в Бидри
Озвучивает Александр Белявский

Павел Ремезов — Инженер-строитель, провожающий жену на самолет в Бидри

Пассажиры, взятые на борт в Бидри
  • Александр Пашутин — Пассажир, вывихнувший челюсть
  • Анна Варпаховская — Иностранка, отдавшая свою куртку Ненарокову
  • Иван Воронов — Раненный главбух
  • Лариса Барабанова — Девушка-болтушка
  • Владимир Иванов — Врач
  • Александра Назарова — Мама мальчика, заснувшего в хвосте самолета
  • Владимир Маренков — Пассажир, поднявшийся, чтобы помочь экипажу
  • Вадим Александров — Пассажир, читающий молитву
  • Клара Румянова — Пассажирка с сыном
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: