Королева бензоколонки (фильм)

История создания ленты

Картину не только начал делать один режиссер, а доделывал другой, но и в главной роли изначально предполагалась совершенно другая актриса. До сих пор даже сохранилось много отснятого материала данного кинофильма но в главной роли там выступала актриса Терье Луйк. После просмотра отснятого на киностудии Довженко решили поменять актрису.

Луйк показалась экспертам слишком холодной и интеллигентной для данной роли, и по большей части за данную актрису выступал на пробах только первый режиссер Литус. Остальные идеальным вариантом для роли считали именно Румянцеву.

В итоге, после первого года съемок картину пришлось законсервировать и оставить для следующего года. Требовались натурные съемки, но наступали холода, а значит, отсутствовала возможность их реализации.

На следующий год поменяли и режиссера и главную актрису, и съемки кинофильма, в итоге, завершили.

«Иван Васильевич меняет профессию»

33. Леонид Гайдай писал сценарий специально под Юрия Никулина, которого он видел в роли царя. Но тот прочитал сценарий и решил, что цензура не пропустит фильм. А сниматься в кино, которому суждено оказаться на полке, он не хотел (было жаль потраченного времени), потому и отказался от съемок. Гайдай тогда очень обиделся. В итоге он снял Юрия Яковлева и в конце работы заявил: «Какое счастье, что Юрка отказался! Потому что, при всем уважении к нему, так, как играет Юрий Васильевич, он бы все-таки не сыграл».

34. Сцены в палатах Ивана Грозного и за его пределами снимали в Ростовском кремле. А все внутренние интерьеры многоквартирного дома (подъезд, лифт, лестничные площадки, квартиры Шурика и Шпака) — на киностудии. Это все одна огромная декорация.

35. В одной из сцен Наталья Крачковская должна была перелезать с одного балкона на другой. Режиссер убедил ее, что это будет безопасно, но она едва не сорвалась вниз. К счастью, актрису успели подхватить и втянуть обратно. Эпизод в финальную версию картины так и не вошел.

36. Машину времени для фильма поначалу «изобрело» конструкторское бюро. Но его итоговый вариант был громоздким, скучным и похожим на ЭВМ. Тогда Гайдай обратился за помощью к карикатуристу и скульптору по дереву Владиславу Почечуеву, и тот вместе со стеклодувом и слесарем из разных лампочек, колбочек и мигалок создали нечто похожее на продвинутый самогонный аппарат.

37. Концовка фразы Жоржа Милославского «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе… Если, конечно, они у вас есть» была придумана Леонидом Куравлевым (исполнителем роли Жоржа) прямо во время съемок.

38. Сцену с царским пиром Леонид Гайдай хотел снимать с настоящей едой, а не бутафорской. Но так как расходы на нее не были заложены в бюджет картины, он сам все оплатил. Правда, потом выяснилось, что кто-то забыл на столе бутылку «Боржоми», и эпизод пришлось переснимать.

39. На украденной ручке, которую Жорж подарил шведскому послу, была изображена обнаженная женщина. Крупные планы из картины вырезали, ведь в советском кино было запрещено показывать голых женщин.

40. Роскошную одежду для главных героев фильма пошили из остатков реквизита фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». А наряд для Зиночки придумал сам Вячеслав Зайцев.

41. В сцене с фразой «…И меня вылечат» помимо парика Крачковская носила еще и плавательную шапочку с приклеенными короткими волосами. Она была такой тугой, что актриса из-за испытываемого дискомфорта не могла в ней подолгу сниматься.

42. Из-за цензуры пришлось вырезать часть сцен и изменить диалоги. Так, был вырезан эпизод, где царь жарит котлеты на кухне Шурика. Также реплика Зины царю «Вас здесь могут увидеть!» была переозвучена: в фильме мы слышим «Мало ли что могут подумать!», но по губам читаются оригинальные слова. Также переозвучили фразу Бунши шведскому послу: вместо «Мир, дружба!» получилось: «Гитлер капут».

43. Фильм настолько полюбился зрителям, что сейчас занимает 10-е место в списке 250 лучших фильмов по версии посетителей сайта «КиноПоиск». А комедия «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», кстати, находится на 16-м месте этого списка.

Криминальные разборки

Когда развалился СССР, Вилли Вартанович ушел с дипломатической работы и занялся бизнесом. Его партнер, нечестный на руку человек, проиграл все свои деньги в казино. И нанял бандитов, чтобы отобрать наличность у Хштояна. На семью Румянцевой началась настоящая охота.Было совершено несколько попыток ограбления. Как-то августовским утром 1996 года в квартире Надежды Васильевны и Вилли Вартановича раздался звонок. На пороге стояли два незнакомца с букетом цветов. Супруг актрисы почувствовал неладное. Одного здоровяка Хштоян оттолкнул и закричал Румянцевой, чтобы она вызвала милицию. Но нужно было знать звезду советского экрана. Она ринулась на помощь мужу. Завязалась драка. Разбойники не ожидали такого сопротивления от двух немолодых людей. Но дело в том, что Вилли Вартанович когда-то занимался боксом, а Надежда Васильевна — ушу.Из-за шума милицию вызвали соседи. Преступников арестовали и посадили. Но во время драки один из бандитов сильно ударил актрису по голове. После этого у нее начались сильнейшие головные боли, она теряла сознание. Хштоян после вооруженного нападения попросил защиты у милицейского начальства, но те отказали. И только обратившись к представителям организованной преступности, ситуацию с жадным партнером удалось разрешить.После этого Румянцева и Хштоян перебрались жить за город. К тому моменту Надежда Васильевна перестала сниматься в кино, так как ей не нравились новые веяния времени. Она занялась садом и как-то призналась, что если бы не стала актрисой, то обязательно бы выучилась на агронома.Как-то провожая мужа в командировку, Надежда Васильевна потеряла сознание и упала с лестницы. Врачи обнаружили у актрисы опухоль мозга. Она боролась, не теряла надежды. Вместе с ней постоянно находился муж. В 2008 году она попала в больницу с воспалением легких. Оттуда актриса уже не вышла. Поначалу она пыталась общаться с людьми, требовала, чтобы ее перевели в палату с соседями. Но постепенно начала угасать.Она знала, что умирает. Но о своих предчувствиях ничего не говорила мужу, берегла его. А он от волнений похудел на 17 килограммов. Как-то она попросила Вили Вартановича: если ее не станет, он должен продолжать жить полноценной жизнью. Ей так будет спокойно.Румянцевой не стало вечером 8 апреля 2008 года. Ей было 77 лет.

Один из последних фильмов Надежды Румянцевой. «Нечаянная радость», 2005 год

Описание фильма «Королева бензоколонки» — сюжет

Действие картины происходит на территории Полтавской области, на небольшой локальной бензоколонке, куда приезжает работать заправщицей девушка Людмила Добрыйвечер. Девушка с такой немного экстравагантной фамилией имеет творческие наклонности и планирует отыскать для себя интересную работу, к примеру стать танцовщицей в балете на льду.

Только вот поступить Людмиле не удается, и теперь ей остается только ждать нового осеннего приема и тренироваться на роликовых коньках, заправляя автомобили.

Комедия рассказывает и о простых человеческих взаимоотношениях и о некоторых проблемах общества своего времени, которые умело подчеркивает и высмеивает.

 
Также кинофильм повествует о том как простой человек может стремиться к собственной цели, сохраняя при этом добрый нрав и принося пользу окружающим.

Вытянули «репку»

Надя Румянцева поступила в Школу-студию при Центральном детском театре, тут же началась и ее карьера. Она играла маленьких мальчиков и девочек, одной из первых ролей у нее была репка, были и разные милые зверюшки. Но уже на первом курсе она получила свою первую главную роль и сыграла так, что зрители в зале рыдали, так им было жалко главную героиню.Однако счастье молодой актрисы продлилось недолго. Школу-студию закрыли. На помощь талантливой студентке пришла известная тогда артистка, художественный руководителей Центрального детского театра и преподаватель ГИТИСа Ольга Пыжова. Ольга Ивановна позвала Надю к себе в институт, и Румянцева стала вольнослушательницей актерского факультета ГИТИСА, сумев стать полноценной студенткой только через год.В 22 года Румянцевой предложили первую роль в кино. В ГИТИСе существовала негласное правило, которое категорически запрещало студентам сниматься. А Надежде предложили главную роль девушки-токаря в фильме «Навстречу жизни». Начинающая актриса никак не могла отказаться от такого предложения и рискнула.Целый месяц Румянцева ходила в ремесленное училище, где стояла у токарного станка. Она настолько увлеклась ролью, что ребята принимали ее за свою и не верили в историю студентки ГИТИСа. Наде предстояло отправиться в ее первую съемочную экспедицию. Никого не предупредив, она уехала. Когда об этом узнали в деканате, то разразился грандиозный скандал. Встал вопрос об отчислении. И опять на помощь пришла Ольга Пыжова. Она вместе с мужем, известным актером Борисом Бибиковым, открыла во ВГИКе актерскую мастерскую, в которую и перевелась проштрафившаяся студентка.

Первая роль в кино Надежды Румянцевой. «Навстречу жизни», 1952 год

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

16. Идея фильма «Кавказская пленница» возникла у Гайдая еще во время съемок первой картины о приключениях студента Шурика — «Операции „Ы“». Но после выхода той комедии режиссер заявил, что эта лента «опустошила» его, ему казалось, что Шурика он показал во всех возможных ипостасях, а из троицы жуликов он выжал все, что мог (как и она из Гайдая). Но уклониться от продолжения работы режиссеру не удалось.

17. Помните, в начале фильма осел Шурика то останавливался, то начинал шагать по шоссе (когда рядом шла Нина). Так вот, в съемках были задействованы 3 осла, а чтобы заставить их идти или стоять, создатели комедии меняли вес возложенного на них груза. Если поклажа была тяжелой, ослы останавливались и не хотели идти. И наоборот.

18. Часть сцен и диалогов была импровизацией актеров. Например, фраза Труса: «Чей туфля? А, мое. Спасибо», а также реплика товарища Саахова: «Шляпу сними».

19. Прямо во время съемок Никулин придумал сцены с длинной рукой, которая чешет пятку, с огромным шприцом, которым делают укол Бывалому. Шприц, кстати, привезли из цирка, а укол делали не в ягодицы Моргунова, а в подушку, спрятанную в его ногах. Сам шприц из стороны в сторону качал Никулин, спрятавшись за ложем.

20. Исполнительница роли Нины — Наталья Варлей — сама выполняла множество трюков. Она водила машины, ныряла в реку, спасая Шурика, спускалась со скалы на тросе, прыгала из окна (на самом деле на веревке со съемочного крана).

21. В сцене с фразой «Жить, как говорится, хорошо!» Вицин поначалу отказался даже пригубить пиво, потому что актер был абсолютно непьющим. Когда напиток заменили сиропом шиповника, Гайдай понял, что зритель заметит фальшь. После 5-го дубля Вицин все же согласился выпить глоток пива.

22. После удачного проката фильма его создатели решили снять продолжение. По сценарию, в нем должны были действовать те же персонажи: Саахов с троицей и Джабраилом отбывают наказание, а Нина становится руководителем райкомхоза. Этот сюжет не был одобрен худсоветом, и проект так и остался на бумаге.

23. Кстати, этот фильм стал последним с участием легендарной троицы. Гайдай устал от непростого характера Моргунова, да и сами актеры между собой ладили с трудом. Последней каплей стала выходка Моргунова, когда на просмотр материала он пришел с подвыпившей девицей и затем неуважительно высказывался в адрес режиссера. Гайдай потребовал, чтобы посторонние вышли из зала (намек на девицу), но вместе с ней ушел и Моргунов. После этого режиссер взял сценарий и вычеркнул все сцены с участием Бывалого. А актера Гайдай больше никогда не приглашал работать и даже не разговаривал с ним.

УАЗ-450

Широко известен под прозвищем «буханка», которое ему дали еще в начале 60-х годов. Именно его водителем был трогательный и романтичный Тарас Шпичка, который признавался в любви Людмиле Добрыйвечер посредством жалобной книги. Стоит отметить, что «УАЗик» образца 60-х гг. выглядел очень стильно, в отличие от его последователей, которые существенно уступали в дизайне и технической «начинке». 

Эта модель «УАЗика» была оснащена уникальным нижнеклапанным мотором. Что в то время было настоящей инновацией. УАЗ-450 Тараса полноприводный. 

Стоит отметить, что в то время широкое распространение получила моноприводная версия «УАЗика», которая широко применялась для удовлетворения нужд сельского хозяйства. 

Рецензия

От этого кино не следует ожидать глубоких смыслов и даже глубокой социальной сатиры. В этом кинофильме создатели не ставили себе задачей разобраться в каких-то существенных темах и предоставить зрителю множество направлений для раздумий.

«Королева…» носит по большей части развлекательный характер. С этой развлекательной задачей создатели справляются великолепным образом, сделав более чем качественное произведение с великолепными сценами (приятными и юморными) и с великолепными характерами и персонажами, отличным визуальным рядом и музыкальным наполнением.

Заслуживает внимания и некоторая самоирония авторов, включивших в картину персонажа по имени Тарас, который перевозит технику для киносъемок на всегда грязном и не всегда работающем Уазике.

Метафора более чем явная и вероятнее всего обосновывается определенным отношением кинематографистов к другим своим соратникам по цеху. Как вы помните, подобной возможностью высмеивания других киношников (которые не заслуживали особого уважения) пользовались и великие режиссеры, к примеру, Гайдай, который в фигуре режиссера Якина («Иван Васильевич..») высмеивал известного режиссера Пырьева.

Отдельного внимания заслуживает и эпизод с высмеиванием советского духовенства, в котором представлен священник в просторном пальто, стремящийся стать диктором на радио.

Этот персонаж сначала кажется буфетчице старовером, но, как оказывается, жестом староверческого крещения он заказывает себе «две по сто» и сыплет повсюду и без надобности устаревшими словами.

Данный факт подчеркивает отсталость духовенства того времени и об этом потом скажут и главные персонажи. В итоге, священник, которого выставили отчасти недотепой, уезжает вдаль, заявляя о намерении расстричься, хотя и основанном на непонятных выводах.

Вообще в картине есть много намеков на тягу к прогрессу и борьбу со стагнацией. Главная героиня во многом противостоит Панасу Петровичу, который отработал 17 лет на заправке и всем доволен, не хочет ничего нового, создавать дополнительный комфорт для клиентов, которые для него просто «приехал, заправился, расплатился и далее знать не знаешь».

В свою очередь, Добрыйвечер олицетворяет собой прогресс и созидательное начало, которое стремится не только к собственному удобству, но и хочет быть более полезным, менять действительность в положительную сторону.

 
К слову, данная тема остается актуальной до сих пор, если посмотреть на то, сколько предприятий и компаний работают по принципу Панаса Петровича и насколько упорно противостоят любым положительным устремлениям таких людей как Людмила Добрыйвечер.

Сделать нечто новое и полезное намного труднее чем оставаться в существующих, хотя и не лучших условиях, главное стабильность, а точнее стагнация, которую возможно называть и выдавать за стабильность.

Тем не менее в данной картине зрителю, помимо великолепного наполнения, предлагают и положительный исход: бензоколонка становится опрятнее, киномеханик Тарас тоже и многое налаживается благодаря главной героине, которая остается работать там, где приносит пользу.

Актеры в фильме «Королева бензоколонки»

Главную роль исполнила Надежда Румянцева, которая получила актерское образование, но изначально приобрела амплуа травести.

Небольшие пропорции, подростковое лицо делало Румянцеву востребованной в ролях относительно невзрачных девушек. Тем не менее, роль в картине «Королева бензоколонки» добавила актрисе привлекательности и, более того, подарила надежду многим другим актрисам без эффектной внешности.

Роль начальника бензоколонки исполняет Андрей Сова известный своими юмористическими ролями и запоминающимися персонажами. Буфетчицу на заправке сыграла Нонна Кронидовна.

Также следует отметить и Юрия Белова в роли водителя автобуса, который по сюжету становится поклонником главной героини.

БелАЗ-540

Крупногабаритный БелАЗ-540 не раз мелькал на заднем фоне, создавая иллюзию оживленного трафика. Однако в нескольких эпизодах его можно внимательно рассмотреть. Водителем этого тяжеловесного автомобиля стал не менее колоритный персонаж с фамилией Медведь, который в самом начале работы Людмилы Добрыйвечер на заправке уехал с полным баком горючего, не заплатив за него. Тогда героиня опростоволосилась, и вынуждена была отрабатывать деньги. Но к финалу Медведь исправился, и выплатил весь свой долг. 

Предсерийный БелАЗ-540 стал дополнительным штрихом к портрету этого экранного персонажа. На момент съемок ленты БелАЗ-540 был более чем «свеженьким». Он только недавно был запущен в массовое производство. Стоит отметить, что с БелАЗ-540 в фильме связана забавная несостыковка. Автолюбители знают, что БелАЗы всегда были дизельными, поэтому раздать «по канистре на брата», как это предлагает Медведь, он просто не мог. 

Интересные факты о кинофильме «Королева бензоколонки»

Постановщиком фильма в лучших традициях музыкальных комедий Голливуда (одна только сцена ночного катания Румянцевой на роликах чего стоит!) был фронтовик, командир зенитной батареи Николай Литус, потерявший на войне руку, но не чувство юмора — на его счету еще и «Дачная поездка сержанта Цыбули».

Несмотря на то, что фильм официально критиковали за «безыдейность и легковесность», его в прокате посмотрело 54 миллиона зрителей, и сценарист Павел Лубенский, редчайший случай в отечественной практике, получил денежную надбавку 350 рублей за массовость. Бонус — всенародная любимица Надежда Румянцева через год вышла замуж за торгпреда и надолго уехала за границу, а по возвращении перешла на возрастные роли.

Водитель кинотрейлера, создавший ДТП на трассе, в ответ на замечание Людмилы Добрыйвечер парирует: «Каждый стиляга еще указывать будет».

На момент съёмок Надежде Румянцевой, исполняющей роль 17-летней девушки, было уже 32 года.

Фамилия главной героини Добрыйвечер, возможно взята у украинского боксера 20-х годов, о нём вспоминал актёр Б. Сичкин в книге «Я из Одессы! Здрасте!»:

«Я не пропускал соревнования по боксу. Был боксёр по фамилии Добрый Вечер. Когда объявляли его фамилию, зал со смехом отвечал: «Здрасьте». У Доброго Вечера была необычайная стойка, руки внизу, никакой защиты, весь открыт, танцевал по рингу, маневрировал, и в него трудно было попасть. Хорошо защищался и хорошо контратаковал. Работал хорошо. Все его знали и любили как боксёра.»

Фильм начинается с небольшой экскурсии по Киеву из окна автобуса «Киев — Ялта». Маршрут движения проходит по Крещатику, камера задерживается на Прорезной улице, гостинице «Москва» на Площади Калинина, по улицам с цветущими каштанами, Днепровской набережной, мимо строительства новых микрорайонов, парка им. Пушкина (в кадре прогуливающиеся мамаши с колясками на фоне памятника Александру Сергеевичу).

Поскольку основное место действия разворачивается возле АЗС, в фильме постоянно фигурируют множество автомобилей 50-60-х гг. Персонажи фильма Славка и Медведь ездят на опытных машинах: автобусе ЛАЗ-Украина-1 (1961) и БелАЗ-540 (1962), а в эпизоде с иностранцами есть даже настоящий Cadillac Series 62.

Эпизод с пчёлами снимался на центральной площади города Белая Церковь. В сентябре 2010 года в честь этого события на здании, напротив которого велась съёмка, была установлена мемориальная табличка с изображением исполнительницы главной роли — Надежды Румянцевой.

Из второстепенных персонажей по колориту запомнился батюшка на мотоцикле. Он крут даже по канонам теперешнего времени. К тому же, сюжет снят без всяких каскадёров.

Эпизод с яблоком, который Румянцева протягивает Белову при первом знакомстве, а тот обещает его засушить на память, списан, что называется, с натуры. Во время перерыва к Румянцевой, которая находилась в образе, подъехал шофер на «Москвиче» и потребовал поскорее заправить его авто, в одном из интервью рассказывает дочь сценариста «Королевы…» Петра Лубенского — Анна.

Актриса, собиравшаяся перекусить апельсином, с обидой в голосе заметила, что никакая она не заправщица, а молодому человеку не мешало бы почаще смотреть кино. Сперва водитель раскричался, обозвал горе-заправщицу «фитюлькой» и даже потребовал Книгу жалоб, но когда узнал в замарашке уже популярную тогда Румянцеву, извинился и попросил автограф.

Декабристка

Она оборвала все связи не раздумывая. Коллеги были шокированы решением Румянцевой уйти из профессии. Актриса была на пике карьеры, под нее писались сценарии, режиссеры стояли к ней в очередь. Но она уехала с мужем в Египет. Теперь ее работой стало быть женой дипломата.Она изучила весь протокол и этикет. В далекой и жаркой стране артистка не сидела без дела. Надежда Васильевна прекрасно знала французский язык. Но вместе с дочкой Вилли Вартановича от первого брака Кариной отправилась в школу учить английский. Вместе с восемью женами дипломатических работников поставила спектакль – в общем, она была душой советского представительства. Дочь Карину она полюбила и относилась к ней как к родной. Своих детей, к сожалению, у женщины не было. Позднее дочь Хштояна рассказывала, что Румянцева была не просто женой, а настоящей боевой подругой дипломата. И во всем его поддерживала.Весной 1969 года Египет вступил в очередной военный конфликт с Израилем. Все семьи дипломатов отправили на Родину. Но, приехав в Москву, Надежда Васильевна начала обивать пороги всех начальников с требованием послать ее обратно к мужу. Она ходила на приемы к министру, обрывала телефоны в ЦК партии и в результате так всех замучила, что ее отправили первым же кораблем, следовавшим в Египет. Маленький сухогруз выходил из Одессы. Надежда Васильевна срочно вылетела туда. И стала первой супругой, вернувшейся в посольство. Позднее ее примеру последовали и другие жены.Кстати: Когда Надежда Румянцева вместе с мужем возвращались из зарубежных командировок, то в аэропорту ее ждала машина, отвозившая на киностудию. Румянцева озвучивала фильмы и мультфильмы. Ее голосом говорит Нина из «Кавказской пленницы», героиня Одри Хепберн в «Как украсть миллион», Изаура в сериале «Рабыня Изаура», мартышка в «38 попугаях», утенок Билли в «Утиных историях» и много других персонажей.

«Пес Барбос и необычный кросс», «Самогонщики»

1. В этой короткометражке впервые появилась компания жуликов, ставших самой популярной троицей советского кино. Причем на роль Балбеса изначально планировались Сергей Филиппов и Борис Новиков, но Вицин предложил режиссеру рассмотреть кандидатуру клоуна из цирка на Цветном бульваре. Увидев Никулина, Гайдай без промедления взял его в кино.

2. Режиссер хотел добавить внешности Никулина какую-то деталь и решил наклеить ему огромные ресницы, чтобы во время хлопанья глазами его лицо выглядело еще смешнее и глупее.

3. Вместе с актерами снималась дворняга по кличке Брех, у которой уже был опыт «лицедейства». Собака хоть и была послушная и выполняла многие команды, все же иногда усложняла жизнь съемочной группе. То уронит «динамит», то убежит в лес, то поднимет лапу у пенька, то гавкнет на Моргунова (он со своим неуживчивым характером сразу не понравился Бреху). Из-за этого актерам приходилось много бегать, пленка расходовалась, дубли часто не получались.

4. Гайдай снял столько материала, что его хватило бы на 30-минутный фильм. Но режиссер сократил его до 10 минут и убрал множество трюков, которые придумывались прямо во время съемок. Но все же часть из них была использована в следующей короткометражке Гайдая — «Самогонщики».

5. Идею второй части приключений кинотроицы подсказал Гайдаю Юрий Никулин — он играл подобную сценку в цирке. Но фильм так и мог бы остаться лишь на бумаге, поскольку Моргунов играть напрочь отказался. И только бывшему директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву удалось уговорить актера.

6. Предполагалось, что собаку сыграет все тот же Брех, но пес категорически не хотел сниматься, таская в зубах змеевик от самогонного аппарата. Один из членов съемочной группы предложил для съемок свою овчарку Рекса. Забавно, что Рекс тоже невзлюбил Моргунова, причем с первой минуты.

7. Однажды Рекс внес переполох в процесс съемок: он убежал в лес за какой-то собакой и потерялся. Поиски ни к чему не привели, и Гайдай уже подумывал найти похожую собаку, но через несколько дней Рекс сам вернулся к хозяину, исхудавший и облезлый.

8. Во время съемок произошло ЧП с Никулиным. В сцене, где он катится с горы, превращаясь в снежный ком, использовали огромный шар из папье-маше. После того как он врезался в дерево, съемки останавливали, вместо него лепили настоящий снежный ком, внутрь помещали Никулина и взрывали, включив кинокамеру. В первом дубле пиротехники переборщили со взрывчаткой, и в итоге рвануло так, что актер едва не потерял сознание и не смог сам выбраться. В следующем дубле уже получилось как надо. В фильме видны оба дубля.

«Бриллиантовая рука»

24. Сюжет фильма отчасти основан на реальных событиях: идея возникла, когда сценарист Яков Костюковский прочитал в газете заметку о швейцарских контрабандистах, которые пытались перевезти драгоценности в гипсе.

25. На главную роль сразу был одобрен Юрий Никулин (под него, собственно, и писался сценарий). А вот на роль Геши Гайдай хотел взять Вицина, но в итоге рискнул и позвал Андрея Миронова. Кстати, в фильме также сыграли и другие члены семьи Никулиных: жена Татьяна сыграла экскурсовода, а сын Максим — мальчика, который «шел по воде».

26. Во время съемок рядом всегда дежурил капитан КГБ, который должен был вовремя останавливать режиссера и обо всем докладывать руководству. В итоге фильм претерпел 44 правки Госкино.

27. Часть сцен была вырезана, а некоторые фразы переозвучены. Например, персонаж Нонны Мордюковой говорит: «И вы знаете, я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает синагогу». В фильме мы слышим «любовницу», хотя по губам можно прочесть «синагогу».

28. Гайдай также знал, что комиссии Госкино могут не понравиться и другие эпизоды (например с проституткой, с раздеванием Светличной), поэтому специально добавил в конце фильма ядерный взрыв на море. И заявил цензорам, что удалит любую сцену из фильма, только не взрыв. Те согласились больше ничего не вырезать из готовой картины, но обязательно убрать взрыв. Хитрый план режиссера сработал.

29. В эпизоде, когда сын Горбункова стреляет мороженым в Гешу, использовался творог: он лучше «ляпался».

30. В сцене, когда Геша дает пинка мальчику, идущему по воде, Миронов действительно сильно пнул сына Никулина. Дело в том, что в предыдущих дублях мальчишка падал в воду раньше, чем замахивался актер. Гайдай сказал Никулину-младшему, что Миронов больше не будет давать ему пинка, а просто пройдет мимо. А актеру шепнул: «Бей как раньше». В итоге сцена получилось с одного дубля. Мальчик, конечно, не ожидал такого «сюрприза» от режиссера и «дяди Андрея».

31. В конце фильма крюк подъемного крана на самом деле ударил по шее наклонившегося Горбункова. Эта нелепая случайность в итоге и попала в картину, так как Никулин хоть и получил болезненный удар, сдержался и мужественно доиграл сцену.

32. Во многих источниках пишут, что Гайдай раздавал актерам по бутылке шампанского за каждую импровизацию. На самом деле такого не было, это придумал Юрий Никулин. Актер выступал по телевизору перед первым показом комедии на ТВ и рассказал на всю страну эту байку. Все приняли ее за чистую монету.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: