Иконописец дионисий: биография и творчество. иконы дионисия

Дионисий

Годы жизни: ок.1440-1502(?)

Дионисий — один из лучших иконописцев московской школы конца 15-начала 16 веков, продолжатель традиций Андрея Рублёва. Его деятельность совпала с прекрасной эпохой правления Ивана 3, когда Россия освободилась от монгольского ига, расширила свои территории, стала одной из могущественных стран. Это период  деятельности итальянского архитектора Аристотеля  Фиораванти,  соборы которого расписывал Дионисий. Он создавал произведения, которые отражали культурный подъём России в период образования централизованного государства. Дионисий  работал в период духовного подъёма , когда шло активное градостроительство, воздвигались великолепные храмы, создавались замечательные произведения искусства , прославляющие могущество страны.

Апостол Лука – иконописец

Предание о том, как апостол Лука – один из 70 апостолов, сподвижник апостола Павла, греческий врач и проповедник – написал образ Богоматери не то на кипарисовой дощечке, не то на доске стола, за которой совершали трапезу Иисус, Дева Мария и Иосиф, входит в число широко известных сказаний, достоверность которых легко подвергать сомнению скептикам, но которые ни в каком «ученом» анализе не нуждаются.

Безусловно, настоящее почитание икон начинается только в IV в.; безусловно, на иконе Богоматерь предстает молодой и с Младенцем-Христом на руках, в то время как, согласно преданию, икона была написана Лукой через 15 лет после Вознесения… Но речь в сказании не об этих скучных материях. А о самой возможности запечатления земного, телесного образа Христа и образа его Матери, способной вместить Божественного Отрока.

Сюжет и значение

Таинство Пасхи священно и непостижимо, поэтому непосредственно Вознесение Господа иконописцы не изображают. Пасхальная иконография косвенно указывает на главное событие праздника с помощью предшествующих сюжетов из Евангелия. Одним из пасхальных образов является икона «Сошествие во ад». Образ символизирует пророчество об обретении праведными душами бессмертия, неоднократно упоминаемое в Старом Завете.

В основе сюжета лежат апокрифические, святоотеческие и богослужебные произведения:

  • «Евангелие Никодима» II века;
  • «Слово якорное», составленное святителем Епифанием Кипрским в VI веке;
  • проповеди Евсевия, епископа Александрийского, датированные V-VI веками.

Икона XII века изображает выход из Преисподней Иисуса и Адама. Христос спускается во Тьму, держа в руке крест, и выводит прародителя.

Позднее авторы развили сюжет. На псковской иконе XV века у разбитых врат преисподней стоит Христос, справа от него — Адам. За спиной прародителя изображены фигуры царей Соломона, Давида, других правителей и пророков, упоминаемых в Ветхом Завете. Слева изображена Ева. Прародительница в раскаянии преклонила колени перед Спасителем. За ней следуют ветхозаветные жены. Вверху изображен Иоанн Предтеча.

Редко на иконах о сошествии Христа в ад встречаются три праведные жены, стоящие вокруг Евы. Одна из праведниц протягивает к Спасителю руку. Он тянет руку в ответ, призывая выйти из сумрака преисподней.

На православных иконах XVI века появляются ангелы в красных одеяниях, поверженный ими Сатана и праведники в белом, восстающие из гробов. Художники VII века усложнили икону «Сошествие во ад» сериями клейм, соответствующих главным поминальным дням и праздникам. В центре помещали сложное изображение схождения.

Пример развернутой иконографии — Муромская икона. Кроме ключевых фигур Иисуса, Адама, Евы и Иоанна Предтечи, на среднике присутствуют изображение рая, шествующие к нему праведники, благоразумный разбойник, беседующий с праотцом Енохом и пророком Илией. Вверху витают два ангела со свитками в руках.

Древние иконы с усложненным сюжетом и большим количеством фигур служат образцами для написания храмовых образов и церковных росписей.

Литература

  • Акафист Пресвятой Богородице. Дионисий иконник / замысел, фотографии, оформление книги — Ю. И. Холдин; ст., комм. — Б. Н. Любимов, Е. В. Данилова : Книга-альбом. — М.: Фонд «Фрески Руси». — 2007. — 176 с. — (Проект «Свет фресок Дионисия — миру»). — ISBN 978-5-903092-04-8.
  • Голейзовский Н. К. Дионисий и князь Андрей угличский // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2005. — № 4 (22). — С. 103—118.
  • Голейзовский Н. К. О датировке местной иконы «Димитрий Прилуцкий с деянием» из вологодского Спасского Прилуцкого монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 3 (13). — С. 63—71.
  • Лившиц Л. И. О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — М.: Сев. паломник», 2005. — С. 126—162.
  • Лифшиц Л. И., Попов Г. В. Дионисий. — М.: Сев. паломник, 2006.
  • Мельник А. Г. Неизвестный шедевр круга Дионисия // Кириллов : Краеведческий альманах. — Вологда: Легия, 1998. — Вып. III. — С. 186—192. — ISBN 5-89791-008-1.
  • Мельник А. Г. Икона круга Дионисия в собрании Ростовского музея // Ферапонтовский сборник. VI. — М.: Индрик, 2002. — С. 167—174. — ISBN 5-85759-210-0.
  • Недошивин Г. Дионисий: русский художник второй половины XV — начала XVI века. — М.-Л.: Искусство, 1947. — 32,  с. — (Массовая библиотека тираж = 15 000).
  • Нерсесян Л. В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. — М.: Сев. паломник, 2002. — 132 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94431-027-8.
  • Чугунов Г. И. Дионисий. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 48 с. — (Массовая библиотечка по искусству).
  • Холдин Ю. И. Сквозь пелену пяти веков: сокровенная встреча с фресками Дионисия Мудрого / текст Е. В. Даниловой. — М.: Издат.-фотографич. центр ИФА, 2002. — 420 с.
  • Холдин Ю. И. Фрески Руси. Дионисий. Золотой век иконописи, XIV—XV вв. : Проспект-каталог выставки произведений фотографического искусства. — М.: Фонд «Фрески Руси», 2006. — 176 с. — (Проект «Свет фресок Дионисия — миру»). — ISBN 5-903092-02-0.
  • Художественное наследие Дионисия : Каталог выставки : Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 21 августа — 20 сентября 2002 года / ред. М. Н. Шаромазов. — М., 2002.
  • Hughes L. Art and Liturgy in Russia: Rublev and His Successors // Cambridge History of Christianity. — Vol. 5. Eastern Christianity / Ed. by M. Angold. — Cambridge, 2006. — P. 276—301.
  • Dulgheru E. Taboric Light in Russian Visual Culture: From the Frescoes of Dionisy to the Photographies of Yuri Holdin // Triune God: Incomprehensible but Knowable — The Philosophical and Theological Significance of St Gregory Palamas for Contemporary Philosophy and Theology / Ed. by Constantinos Athanasopoulos. — Cambridge, 2015. — P. 292—300.

Святой покровитель Денисов

Имя «Дионисий» в русской транскрипции звучит как «Денис». Многие имеют его своим небесным покровителем. Но отнюдь не все, поскольку имя Дионисий носят еще и другие святые.

 Как же в таком случае определить, у кого же из наших Денисов именины именно 16 октября? Существует такое правило определения сего Дня. Необходимо посмотреть по церковному календарю память какого тезоименитого нам святого будет ближайшей после дня нашего рождения. Этот-то святой и является нашим небесным покровителем.

Поэтому всем, кто родился с 1 сентября по 16 октября покровительствует священномученик Дионисий Ареопагит. 

Остальные Денисы, родившиеся с 17 октября по 31 августа (это день памяти мученика Дионисия Требийского), имеют своими покровителями других Дионисиев. 

Ферапонтова обитель

Этот скромный монастырь, расположенный в Вологодской области (Кирилловский район), следует упомянуть особо. Здесь, в соборе Рождества Богородицы, Дионисий-иконописец работал вместе с сыновьями в 1502 году. Мастер создал уникальный по красоте и технике ансамбль икон и фресок. Это настоящий гимн Богородице в красках – торжественный, но в то же время радостный и светлый. Доминируют белые, золотистые и зеленоватые цвета, нежные полутона. В целом, изображения порождают праздничное настроение, несут надежду на всепрощение Божье и грядущее Царство Небесное. Чем же так примечательны росписи Ферапонтова монастыря? У обители впоследствии никогда не было достаточно средств, чтобы переписать фрески в угоду новой моде. Поэтому только здесь мы можем увидеть работы мастера в подлинном, неизмененном виде.

Смоленская икона Божией Матери. История образа

В отличие от образов Пресвятой Богородицы, которые были явлены чудесным образом, Смоленская икона Божией Матери имеет вполне земную историю происхождения. Однако и этот образ прославился многими чудесами и помощью людям.

Как гласит Предание Церкви святой апостол Лука написал несколько образов Пресвятой Богородицы, в том числе и тот, который впоследствии получил название «Смоленская». Считается, что первоначально она пребывала в Иерусалиме, но позднее была перенесена в Константинополь. Изначально она называлась Одигитрией, то есть «Путеводительницей» (в дальнейшем это наименование получило целое направление богородичных икон). По одной из версий, свое название икона получила тогда, когда Пресвятая Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм; придя туда, они сразу же исцелились. По другой версии, Одигитрией икону назвали потому, что она сопровождала византийских императоров в их боевых походах. Существуют и иные версии происхождения этого названия.

Смоленская икона в храме над Днепровскими воротами (фото Прокудина-Горского, 1912). Источник фото wikipedia.org

В 1046 году византийский император Константин Мономах Порфирородный благословил этой иконой свою дочь Анну, которую выдал замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. С этого момента икона Пречистой Богородицы становится родовым образом русских князей. В XII веке сын князя Всеволода и княгини Анны, Владимир Мономах, переносит икону в Смоленск, где ставит ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в мае 1101 года. Собственно, с этого момента икона и получает наименование Смоленской.

В 1237 году, когда на Русь пришли полчища татаро-монголов во главе с ханом Батыем, икона явила себя как чудотворная. Так, когда в 1239 году отряды хана Батыя подошли к Смоленску, по молитвам жителей к образу Смоленской иконы Божией Матери произошло чудо – объятые ужасом от явления им Самой Богородицы войска татаро-монголов отступили от города. Известно, что Смоленскую икону Божией Матери очень чтил Преподобный Сергий Радонежский, а в его келье был список с этой иконы.

Богоматерь Одигитрия. Дионисий. Русский музей, Санкт-Петербург.

В XIV столетии, впервые со дня принесения в Смоленск, икона покидает город – ее переносят в Москву. Кто и по какому поводу перенес икону в Москву, достоверно неизвестно – на этот счет есть несколько версий. Так, по одной из версий, последний князь Смоленский, изгнанный из города в 1404 году литовским князем Витовтом, прибыл в Москву, куда и привез икону вместе с другими реликвиями. На новом месте чудотворный образ поместили «в кремлевской церкви Благовещения», то есть в известном теперь Благовещенском соборе Московского Кремля, справа от царских врат. Однако в Москве икона пребывала недолго: уже в следующем, XV веке, горожане решили обратиться к великому князю Василию Темному с просьбой вернуть образ обратно в Смоленск. Для этого в 1456 году в Москву прибыл смоленский епископ Мисаил. Князь дал свое разрешение на возвращение чудотворного образа, и с этим связан еще один важный момент. Дело в том, что икону вынесли из Москвы с крестным ходом и сопровождали ее на протяжении двух верст. В честь возвращения Смоленска под власть русских князей великим князем Василием III на месте расставания москвичей с иконой был основан в 1524 году Новодевичий монастырь. В новоустроенной обители был поставлен список с чудотворного образа Божией Матери «Смоленская» и установлены праздник и крестный ход в его честь.

Смоленская икона — наиболее популярная для этого типа

Икона «Одигитрия Смоленская» считается прообразом всех подобных икон на Руси. История ее уходит в глубь веков, однако это в основном легенды, которые передавались из уст в уста. Считается, что она является списком той, первой иконы, которая была написана апостолом Лукой. На Русь она попала, как было написано выше, с дочерью императора Константина.

После того как умерли князь Всеволод Ярославович и его жена Анна, икона перешла по наследству их сыну — Владимиру Мономаху. Он и перенес чудотворный образ в Смоленск и поставил его в храме Успения Богородицы. С тех пор икона и стала Смоленской.

По количеству совершенных чудес она находится на одном из первых мест из ей подобных. Именно «Божья Матерь Одигитрия Смоленская» в 1239 году была заступницей и спасительницей русской земли от нашествия войск хана Батыя.

В начале XV века икону перенесли в Москву и поставили в Кремле в Благовещенском соборе. Через некоторое время её опять вернули на родину, в Смоленск. После этого образ совершил еще немало путешествий и переселений, особенно во время войн, захватнических действий, однако всегда возвращался на свою родину. К сожалению, после событий Второй мировой войны судьба образа неизвестна.

В свое время с этой иконы было написано множество списков, которые распространились по всей территории России. В Смоленске на месте древней иконы находится сейчас другая, которая также имеет чудотворные свойства. Она считается одной из самых главных святынь Русской земли.

ДИОНИСИЙ (художник)

ДИОНИСИЙ

(ок. 1440 – после 1503), русский художник, мастер фрески и иконописи. Также по теме: ИКОНА ПРАВОСЛАВНАЯ

О биографии Дионисия практически ничего не известно. Первый крупный заказ он получил между 1467 и 1476, когда украсил фресками и иконами церковь Рождества Богоматери в Пафнутьево-Боровском монастыре; Дионисий работал здесь под началом старшего мастера, Митрофана, однако завоевал уже достаточный авторитет, поскольку летопись упоминает обоих художников как «пресловущих паче всех» (т.е. славнейших). Известно также, что он писал фрески и иконы в Успенском соборе Московского Кремля (1481, совместно с Тимофеем, Ярцом и Коней), что свидетельствует о его высокой репутации при дворе великого князя московского Ивана III, а также в церкви Успения Богоматери Иосифа-Волоколамского монастыря (после 1485, совместно со своими сыновьями у учениками – Феодосием и Владимиром – и старцем Паисием) и в Павлово-Обнорском монастыре (близ Грязовца на Вологодчине; 1500). Среди этих произведений, сохранившихся на месте либо перенесенных в музеи, бесспорно принадлежащими кисти Дионисия считают: фрески Похвальского и Петропавловского приделов, жертвенника и алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, а также иконы – Богоматерь Одигитрию

из Вознесенского монастыря Кремля (1482),Митрополита Алексея в житии (обе – в Третьяковской галерее) иМитрополита Петра в житии (Успенский собор Московского Кремля),Распятие иСпаса в силах из Павлово-Обнорского монастыря (обе иконы – в Третьяковской галерее).

Для стиля Дионисия типичны более грациозные (в сравнении со стилем Рублева) и значительно более удлиненные по пропорциям фигуры, прохладные (в особенности во фресках) колористические гаммы с преобладанием изысканных светлых оттенков, тяготение к идеальной красоте ликов, как правило, лишенных этнической – греческой или русской – характерности. Явственней всего эти черты, вкупе с декоративным чутьем мастера, проступают в самом масштабном его творении – в исключительно хорошо, практически без поновлений сохранившихся росписях собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря, которые он создал в 1502 вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром (что касается икон из этого собора, то самые ценные их них находятся ныне в Третьяковской галерее и Русском музее). Сюжетно здесь доминируют сцены земной жизни Богородицы вкупе с символическими мотивами из ее акафиста (созданного в 6 в. Романом Сладкопевцем); все в целом слагается в зрительный гимн Свет неизреченно Родившей

, исполненный удивительной духовной гармонии и грациозного благородства форм. Краски буквально излучают свет, во многом благодаря тому, что белый цвет впервые в древнерусском искусстве обретает самоценное звучание.

Также по теме:

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Будучи человеком вполне мирским (известен исторический анекдот о том, как он согрешил в Пафнутьевой обители тем, что принес туда жареную баранью ногу, т.е. еду в высшей степени не монастырскую), Дионисий, тем не менее, прославился среди современников как «изящный и хитрый» изограф. Его высоко ценил преподобный Иосиф Волоцкий, возможно, именно ему адресовавший свое Послание иконописцу

(конец 15 в.), написанное в защиту икон против еретиков.

Влияние мастера породило в 16 в. целую традицию или «школу Дионисия», к которой принадлежал, в частности, его сын Феодосий (известнейшее произведение последнего – росписи Благовещенского собора Московского Кремля, 1508).

Также по теме:

ИКОНА

Православные изображения спуска Христа в ад

С X века образ «Сошествие во ад» прочно укоренился в русской православной живописи и вошел в состав пасхальных икон. Древние образцы хранятся в Государственном Эрмитаже, Музее Московского Кремля, Государственном Русском музее и Третьяковской галерее.

Сюжет вышивали на праздничном архиерейском одеянии. Среди икон и элементов настенной росписи наиболее известны четыре древнерусских памятника.

Фреска «Анастасис» в Софийском соборе

Росписи на стенах киевского собора частично утратили первоначальный вид. Художники реставрировали фрески без четкого представления о расположении деталей. Фигуры Адама и Иисуса, а также левая часть изображения, переписаны маслом. В целом, фреска отображает основные особенности иконографии:

  • Иисус ступает по разрушенным адским вратам;
  • правой рукой Спаситель поддерживает Адама, поднимающегося из преисподней;
  • в левой руке Христа изображен крест.

Фигуры пророков Исайи и Симеона, предположительно, дописаны слева во время реставрации. Советский искусствовед В. Н. Лазарев предполагал, что изначально рядом с Адамом были изображены только Ева и фигура праведника.

Преподобный Дионисий Радонежский, дата памяти 25 мая

Он родился в городе Ржеве и был современником первого русского патриарха Иова. Мальчик рано остался сиротой и получил образование в монастыре, после чего принял постриг. Вскоре его назначили настоятелем Старицкого Успенского монастыря. Сюда же был сослан самозванцем Святитель Иова. Он был встречен здесь преподобным Дионисием, так как подобает святительскому сану.

В 1610 году архимандрит Дионисий был избран настоятелем Троице-Сергиевой Лавры. В то время в стране царила смута. Лавра находилась в осаде. Преподобным Дионисием была организована оборона монастыря. Он стал соавтором воззвания к русскому народу, которое всколыхнуло освободительное движение.

Преподобный занимался и исправлением богослужебных книг. Но враги обвинили святого Дионисия в искажении переводов. После клеветы его арестовали и подвергли пыткам. Все издевательства святой переносил со смирением. Пересмотреть приговор для преподобного Дионисия стало возможным только после возвращения из плена патриарха Филарета. Святого полностью оправдали. В 1633 году он мирно отошел ко Господу.

Икона Преподобного Дионисия Радонежского

Личная жизнь

В молодости Зинаида Кириенко была безумно и безответно влюблена в своего руководителя Сергея Герасимова. Она признавалась преподавателю в чувствах, но взаимности не услышала. Спустя годы ей все же удалось устроить личную жизнь.

Когда девушке было 27 лет, она повстречала на съемочной площадке Валерия Тарасевского. На тот момент 17-летний молодой человек сумел покорить известную артистку. Спустя 2 месяца отношений, влюбленные сыграли свадьбу. В браке женщина родила сыновей Тимура и Максима.

Актриса Зинаида Кириенко с мужем Валерием и сыном

Тарасевский преуспел в качестве экономиста. Он с уважением относился к профессии жены и не был против съемок. Мужчина скончался в 2004 году. Смерть мужа стала большим ударом для Зинаиды.

При жизни Кириенко успела увидеть, как подрастают ее внуки. Она всегда радушно принимала журналистов и была рада рассказать о своей жизни.

Студенчество

После окончания школы родители Сергея уговаривают его подать документы в медицинский. Будущий музыкант не хотел огорчать своих «кровинушек», поэтому сделал все, чтобы стать студентом Пермского медицинского института. Дальше в биографии Сергея Наговицына произойдут непредвиденные обстоятельства.

Как только наш герой закончил первый курс, его по ошибке призывают в армию (руководство военкомата неправильно заполнило форму, по которой оказалось, что юноша нигде не учится). К сожалению, мечте родителей Сергея Борисовича так и не суждено было сбыться.

Служил Наговицын в «горячей точке» — Батуми. Это место навсегда изменит его жизнь — он вернется совершенно другим человеком

Судьба

Про средневековых мастеров иконописи известно не так много. О них говорят в первую очередь их работы. Однако о Дионисии известно больше, чем о великих предшественниках — Феофане Греке и Андрее Рублеве. Родился будущий художник около 1444 года, предположительно, в семье боярского сословия. Однако сведения о роде и месте рождения иконописца не сохранились.

Фреска Дионисия «Святитель Николай Чудотворец» / Википедия

Неизвестно также, у кого Дионисий учился иконописному мастерству, однако предполагают, что в 1460-е годы тот трудился под началом мастера Митрофана. К 40 годам художник возглавлял собственную артель, с которой занимался росписью соборов Московской Руси. Дионисий с командой расписывал отдельные церкви и комплексы храмов, входящих в состав монастырей, и его жизнь представляла собой череду переездов с места на место.

Личная жизнь мастера сокрыта толщей столетий, однако известно, что его сыновья Феодосий и Владимир также занимались иконописью и даже входили в отцовскую артель. Из житий становятся известны некоторые факты из биографии художника. Например, что, работая в Пафнутьево-Боровском монастыре в 1460-70-е годы, он познакомился с преподобным Пафнутием, который исцелил его от болезни, ниспосланной живописцу за непослушание.

Другим великим монахом-подвижником, с которым судьба свела Дионисия, стал Иосиф Волоцкий, в 1479 году основавший собственную обитель. Игумен пригласил художника расписывать храмы строящегося комплекса, впоследствии прославившегося как Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь. Предполагают, что Дионисию настоятель адресовал известное “Послание иконописцу”.

О причинах смерти мастера ничего не известно. Финальным штрихом к портрету Дионисия становятся сведения, что перед уходом тот принял монашеский постриг, чтобы провести последние дни в молитве и уединении. После иконописца осталась плеяда учеников и последователей, чьи произведения, несмотря на художественные достоинства, не могут сравниться с работами мастера по красоте и выразительности образов.

Заслуги святого Дионисия

Крупной заслугой святого Дионисия было также истолкование церковного священноначалия (иерархии). Затем в эпоху царствования Дометиана (81 – 96 гг. после Р.Х.) святой отправился в западные земли, где совершил множество чудес. Добрался он и до галльских Паризий, где принял мученическую смерть через отсечение головы и взошел в мученическом венце в Царство Небесное.

После казни святого произошло великое и пречудное событие: обезглавленное тело святого взяло в свои руки его святую главу и прошло с нею около двух миль, к великому удивлению всех, видевших сие величайшее чудо. Оно так и продолжало идти с головой в руках, пока не встретило одну женщину по имени Катулла, стоявшую там по промыслу Божию, и водрузило ее к ней на ладони, как драгоценное сокровище.

Одновременно с казнью святого Дионисия были обезглавлены и двое его учеников Рустик и Елевферий. Тела этих святых вместе с мученическим телом их учителя святого Дионисия тиран оставил непогребенными на съедение диким зверям и птицам. Однако благочестивые христиане отважились забрать святые тела и спрятать их в тайном месте, боясь палачей. И вот лишь миновала опасность, 16 октября блаженная Катулла взяла тела святых мучеников и погребла их в надземной усыпальнице.

Биография

Предположительно иконописец Дионисий родился около 1440 года, более точной даты его рождения нет. Зато доподлинно известно, что современники называли его «хитрым и изящным» иконописцем, высоко ценя его талант и умение подмечать яркие детали в своих произведениях. Произведения героя нашей статьи ценились наравне с работами другого прославленного мастера — Андрея Рублева, а это, пожалуй, наивысшая оценка, которую может заслужить иконописец. Дионисий при этом происходил не из так называемых «простецов», как большинство художников того времени. Он относился к боярскому достаточно знатному сословию, его родители были из семейства Квашниных.

О биографии иконописца Дионисия известно крайне мало. Первый крупный проект, в котором он участвовал, это роспись Богородице-Рождественского собора, расположенного на территории Пафнутьевого Боровского монастыря.

Сравнивая иконописца Дионисия с Рублевым, сегодня многие отмечают, что к концу XIX столетия имя первого было практически забыто, некоторые поверхностные исследователи даже путали его имя с Дионисием Глушицким, который относился к более раннему поколению иконописцев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: