Симон ушаков: государев иконописец

Католическая версия Спаса Нерукотворного

Католическая версия появления иконы существенно отличается от православной. Это отражается и во внешнем облике образа.

Во время шествия Христа на Голгофу над ним сжалилась благочестивая еврейка Вероника. Она подала Спасителю льняной платок, дабы он мог вытереть лицо от пота и крови.

Считается, что тот самый платок ныне хранится в соборе Святого Петра в Ватикане. Тем не менее, в той же Италии, в Манопелло, был обнаружен еще один плат чудесного происхождения. Исследования показали схожесть лика Христа на этой реликвии (кстати, он виден с обеих сторон и способен неуловимо меняться) с изображением на Туринской Плащанице.

Тем не менее большинство исследователей считают историю с Вероникой просто красивой легендой.

Описание образа 

Нерукотворная икона Иисуса положила начало эпохальной иконографической традиции. На иконах этого типа изображается только лик Иисуса, обычно окруженный цельным нимбом, символизирующим цельность и единство Веры. Иногда изображение дополняется фоновым изображением креста.

Существуют иконы, где Спаситель окружен второстепенными фигурами: ангелами, апостолами, святыми и медальонами с изображением чудес Господних.

В православии наиболее распространены два типа Спаса Нерукотворного. Первый называется Мандилион («Спас на убрусе») и отсылает нас к чудесной истории с исцелением Авгаря. Изначально голова Спасителя рисовалась на светлом фоне, символизирующем льняную ткань. Позже добавилась имитация складок ткани (например, у прославленного иконописца Ушакова).

Второй тип, Керамидион («Спас на чрепии»), мало отличим от предыдущего. Однако он служит отображением уже упоминавшегося чуда, когда лик, изображенный на платке, отпечатался на глине. На таких образах лик Спасителя отображается на более темном фоне, иногда встречается более-менее детализированное изображение кладки.

О русском иконописце xvii века симоне ушакове

Троица Ветхозаветная. 1671 г. Государственный Русский музей

Поэтому «Насаждение древа государства Российского» – уникальная икона, по всей видимости, имевшая государственную и политическую актуальность, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви.

«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева.

Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им.

Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.

В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках).

Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи.

Архитектурный фон – строго классический, он не разрушает молитвенный характер образа, не сообщает пространству иконы никакой динамики: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет.

Сочетание объемных форм переднего плана и плоскостности и графичности изобразительной поверхности в целом создают незаурядное произведение и раскрывают необычайное мастерство иконописца, сумевшего создать икону Троицы как глубоко традиционный и в то же время отражающий свою эпоху образ.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова.

Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ.

Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника.

Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий.

При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.

Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»

Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.

Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год.

Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия). Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций

По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя

Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя.

Отсюда, от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах.

Что такое живоподобие? Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Живоподобие – это воспроизведение живого, подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания

Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, скорректировать его, сделать более убедительным. И поэтому образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск

Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678Дерево, темпера. 53×42. Третьяковская галерея

Образы 50-х

Режиссеры любили Ушакову за яркую внешность и предлагали ей роли юных светских дам прошлых столетий. Снимаясь в зрелом возрасте, киноактриса участвовала в основном в небольших эпизодах.

Сыграв Галину Карташову в кинофильме «Запасной игрок», она стала одной из лучших актрис того времени. Главные роли в картине исполнили: Георгий Вицин, Павел Кадочников, Всеволод Кузнецов.

В 1954 году кинофильм «Об этом забывать нельзя» вышел в широкий прокат. Уже известная актриса Ушакова исполнила роль Галины Коршун. Ее напарником по сцене стал будущий герой советского кино Вячеслав Тихонов. Затем была роль Джен в фильме «Серебристая пыль», но к сожалению, картина не дошла до наших дней.

Всего более 70 ролей – и все небольшие. Впоследствии за киноактрисой Ушаковой закрепилось негласное звание мастера эпизода.

В фильме «Разные судьбы» (1956 год) Ушакова воплотила образ Веры Зубовой, девушки, спасшей от безответной любви героя картины. Главная мужская роль досталась Юлиану Паничу.

В фильме также снимались: Татьяна Пилецкая, Татьяна Конюхова, Георгий Юматов. Картина полюбилась многим зрителям на долгие годы, билеты на показ раскупались моментально.

Призвание

Несмотря на высокую загруженность Симон успевал писать образа, становясь известным иконописцем. Он расписывал стены храмов, выполнял на ружьях красивые насечки, искусно изготавливал карты.

Не ускользнули от внимания начальства поразительное трудолюбие и мастерство Симона. В 1644 парня перевели в Оружейную палату. Там он занял должность жалованного изографа. По мере совершенствования таланта Ушаков возглавил московских иконописцев.

Первой работой мастера в 1652 стал знаменитый образ Владимирской Божьей Матери. Пятью годами позже появился первый Спас нерукотворный авторства живописца.

Известность образу принесло нарушение привычных канонов письма. В работе заметна реалистичность черт, объемность и тщательность выписывания. Несмотря на присутствие ресниц, блеска в глазах, имитации слез, то есть новаторства, церковь приняла икону.

Всего написано несколько образов, однако первый признан программным. В поисках максимальной приближенности к убрусу с оставленным на нем ликом Христа, Ушаков постоянно совершенствовал работы. Он изменял черты, убирал либо добавлял надписи. И сам мастер, и его ученики стали первыми, равнявшимися на западных живописцев. В изображаемые лики вносились человеческие черты. Этот прием не использовался в старой иконописи.

Образы 60-х

В 1958 году Валентина Ушакова связала свою судьбу с Александром Кочетковым, кинооператором. Впоследствии в титрах встречается новая фамилия актрисы – Кочеткова.

Как только появились долгожданные дети, время на съемки молодая мама едва могла найти. Съемочный процесс одного фильма длится несколько месяцев. Оставить малышей Валентине было не с кем. Но режиссеры все так же приглашали Валентину Алексеевну в свои фильмы. Только теперь это все чаще были образы взрослых женщин, матерей.

Первой ролью начала 60-х стал образ матери Алены в одноименном фильме. Затем была замечательная роль Юлии Львовны в кинокартине «Улица младшего сына».

В среднем за это десятилетие вышло около десятка картин.«Прерванный отпуск», «Иоланта», «Пущик едет в Прагу» – самые заметные из них.

Почитаемые списки Киккской Богоматери

Самым древним дошедшим до наших дней списком считается икона из монастыря Святой Екатерины на Синае. Предположительно, написана она в первой половине или в середине 12 века. Иконография этого чудотворного образа развивается до тронного вида. Богородица восседает на престоле, на ¾ повернувшись влево и склонившись к Богомладенцу. Их фигуры вписаны в арку, над которой расположены медальоны с поклоняющимися им архангелами.

В 15-16 веках чудотворный образ «Киккская» стал распространяться по православному Востоку большим числом списков. В нашей стране икона известна с к.16 – нач.17 вв. в связи с влиянием византийской культуры и кипрских святынь. Известные иконы данного извода того времени – иконописные работы Симона Ушакова для Храма в честь святителя Григория Неокесарийского в Москве и Свято-Успенского мужского монастыря «Флорищева пустынь» Суздальской (ныне – Нижегородской) епархии. Сегодня первая работа находится в Третьяковской галереи, а Владимирская-Киккская хранится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Зачатьевского монастыря

Почитаемый список иконы «Милостивая» в Зачатьевском монастыре

Самый известный сегодня чудотворный список иконы «Киккская-Милостивая» хранится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Невзирая на то, что иконографически он имеет некоторые отличия от кипрского первообраза, монастырская летопись связывает обе эти иконы.

Согласно летописи впервые зачатьевский список упоминается в 18 столетии. Во время гонений за христианское вероисповедание монастырь был закрыт и разорен. В 1923 году святыню перенесли в расположенной рядом храм Илии Пророка «Обыденный». Только в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Алексея II праздничным крестным ходом Божия Матерь «Милостивая» вернулась в родную обитель.

25

Ноябрь
2010 года

В день празднования иконы, насельники Киккского монастыря даровали список с древнейшей иконы «Киккиотиса», хранящейся на их острове с 12 века.

Ежедневно сестры-монахини просят благословение у их Небесной Игуменьи. Множество паломников пребывают к «Киккской-Милостивой» в надежде получить успокоение в скорбях, вспоможение в нуждах, уврачевание болезней. Насельницы Зачатьевской обители ведут летопись чудесной помощи, дарованной по молитвам перед Милостивой иконой.

Список иконы Божией Матери «Милостивая» в Зачатьевском монастыре Москвы. Дар Киккского монастыря

Интересный фактНарод любовно прозвал икону «Услышительница», или «Слушательница». Богоматерь изображена с одним открытым ушком, как бы слушая все обращенные к ней молитвенные воззвания верующих.

Адрес: г. Москва, переулок Зачатьевский 2-й, 2

Александрийское подворье в Москве

В храме Всех Святых в Кулишках (Подворье Александрийской православной церкви в Москве) находится греческий список «Киккской». Ее особенность – в изображении пчелы на окладе. Каждую среду в 17:30 перед чудотворным списком совершается водосвятный молебен с акафистом.

Примечательно, что настоятель подворья — монах Киккского монастыря.

Через Свои чудотворные иконы Пресвятая Богородица дарует верующим возможность прикоснуться Божественной благодати, духовно и телесно преображающей и исцеляющей. Небесная Заступница рода христианского никогда не оставит всех искренне ищущих путь спасения.

Светло и живоподобно

В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Этот храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по инициативе его настоятеля протоиерея Андрея Савинова, который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля

Судя по сохранившимся подписям, самому Ушакову принадлежат только две главные иконы из этой церкви: Господский образ Христа Вседержителя и образ Богоматери Киккской.

Примечательно, что для главного Богородичного образа храма Ушаков выбирает достаточно редкую и экзотическую для Руси иконографию, которую он мог знать по поствизантийским спискам с древней святыни. В них, как и в других поствизантийских иконах, вероятно, присутствовали некоторые художественные приемы, характерные для европейского искусства. Но Ушаков не копировал европейскую художественную систему: удивительный лик Богоматери Киккской создан исключительно традиционными иконописными средствами. Это тонкие полупрозрачные слои темперной живописи, которые накладываются друг на друга для того, чтобы передать цветовые и светотеневые переходы. Причем иконописец учится постепенно сглаживать контраст, поверх теней кладет полупрозрачные светлые слои, а высветления почти чистыми белилами, которые характерны для икон рубежа 60-70-х годов, заменяет более охристыми по тону. К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. Таким сложным путем достигается ощущение сглаженности переходов, возникает ощущение реального, живоподобного объема.

Очень важно, что ушаковская живопись при этом продолжает оставаться насыщенной светом. Эта светоносность для художника была даже важнее, чем живоподобие

Светло и живоподобно – вот так должен работать настоящий иконописец. И в этом таком благоговейном отношении к свету, видимо, проявляла себя духовная традиция, идущая еще от времен аскетических подвигов монахов-исихастов, от мистической культуры XIV столетия.

Еще один пример живоподобного ушаковского стиля – икона Троицы 1671 года, созданная по заказу греческого купца и дипломата Николая Николетты. Об этом свидетельствует надпись на греческом языке, поставленная в нижней части иконы.

Среди замечательных экспонатов, представленных на выставке, праздничный чин из церкви Покрова, созданный в 1673 году по заказу Богдана Матвеевича Хитрово, главы Оружейной палаты. Первую икону праздничного чина исполнил сам Ушаков, а остальные иконы чина писали уже его ученики и соработники – Никита Павловец, Федор Козлов, Георгий Зиновьев, Иван Филатьев и другие.

Кроме икон самого Симона Ушакова, на выставке также экспонируются наиболее известные работы его прямых учеников, среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и Феодот Ухтомский.

Судьба иконописного образа

Впоследствии Эдессу посетили апостолы Фома и Фаддей, обратившие местных жителей в христианство. Нерукотворный образ Иисуса Христа был размещен над городскими воротами. Каждый проходящий через них должен был воздать хвалу Иисусу Христу. Через некоторое время христиане подверглись гонениям со стороны властей. Чтобы спасти икону, ее пришлось замуровать в крепостную стену. Там она в целости сохранилась до 545 года. 

Эдесса была осаждена персидским царем. Епископу Евлавию во сне явилась Богородица и указала место в стене, где хранился образ. Нерукотворный Спас был найден, но при этом обнаружено еще одно изображение Иисуса Христа на кирпичной кладке. После того, как с иконой был совершен крестный ход, персы отступили и город был освобожден. 

После завоевания Эдессы османами в 944 году Нерукотворный Спас перенесли в Константинополь в храм Премудрости Божьей. В честь перенесения в Константинополь образа Спасителя Церковью был установлен праздник, который отмечается 16 (29) августа. К сожалению, образ был утерян и его дальнейшая участь неизвестна. По одному из предположений, Нерукотворный Спас был похищен в 1204 году крестоносцами, которые направились в Венецию. Но корабль затонул в Мраморном море вместе с убрусом.

Список работ

До наших дней сохранилось более пяти десятков работ Ушакова. Есть также иконы, которые приписывают ему на основе сходства стилей, цветовых решений. Но, вероятнее всего, это просто копии или подражания, создаваемые многочисленными учениками Симона Ушакова. Самыми известными подтвержденными искусствоведами работами автора являются:

  • «Богоматерь Казанская», 1658 год. Одна из известнейших работ Ушакова, она была создана специально для хором царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра Великого и второй жены Алексея Михайловича;
  • «Богоматерь Донская», 1668 год. Эта икона считается необычной из-за улыбки, которую автор изобразил и которую обычно избегали рисовать другие титулованные художники второй половины XVII столетия;
  • «Сергий Радонежский», 1669 год. Работ, посвященных Радонежскому, у Пимина Ушакова было несколько. Считается, что это один из его любимейших святых, и этот лик Сергия вполне успешно доказывает теорию искусствоведов;
  • «Спас Нерукотворный», 1669 год. На этом изображении особенно хорошо видны нестандартные творческие решения по построению света и тени на иконе. Выбиваются из стандартов и подсвеченные, детализированные волосы Христа.

Архангел Михаил попирающий дьявола 1676 г.

Сергий Радонежский

Спас Нерукотворный, написан для Троице-Сергиевой Лавры в 1658 году Тайная Вечеря 1685 г.

Христос — Великий Архиерей 1658 г.

Иконы оживают

В период с начала 90-х в прессе стали появляться сообщения из разных мест России о чудесных явлениях, происходящих с иконами. Интересная статистика подобных явлений приводится одним из православных сайтов:

«По всей России происходят чудеса с иконами: кровоточит икона Спасителя, слезоточат иконы Богородицы, мироточат иконы святых. А в послеперестроечное время появилось еще одно чудо, невиданное до этого: отображение икон на стеклах киотов, причем очень часто отображение получается как на негативном снимке.

Первое такое чудо было в Киеве в 1993 году. На стекле киота отобразилась икона Божией Матери «Призри на смирение». Отображение получилось как узор на морозном стекле. Его исследовали ученые и растерянно развели руками: было признано, что изображение на стекле нерукотворное.

Второе чудо произошло в псковском храме Александра Невского. На стекле киота отобразилась икона Божией Матери.

Третье чудо — отображение на стекле иконы Божией Матери «Казанская», которая находится в храме Преображения Господня в подмосковном селе Вельяминово.

Недавно чудесно отобразилась на стекле икона «Спас Нерукотворный», которая находилась в иконостасе московского храма Петра и Павла у Яузских Ворот. 

Еще одно чудо произошло в Чувашии. В Чебоксарах есть Свято-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке. Во время последнего Великого поста монахини стали замечать, что икона Серафима Саровского, находящаяся в монастырском храме, стала как бы мутнеть. Ее пытались протирать, но безрезультатно, после чего ее оставили в покое. В конце июля золотильщик снял стекло с иконы, чтобы обновить иконную раму, и застыл в изумлении — на стекле иконы отобразился нерукотворный образ Серафима Саровского Икону исследовала санэпидемстанция, которая тоже пришла к выводу, что образ на стекле нерукотворный». 

Многодетная семья

Коренная москвичка, будущая артистка Валентина Ушакова(дата рождения — 9 марта 1925 года), появилась на свет в рабочей семье. У нее было четверо братьев и сестер.

Ушаков Алексей Иванович, отец будущей актрисы, был простым инженером, художником на советском производстве.

Ушакова Евдокия Яковлевна, мама Вали, посвятила жизнь своим пятерым детям, занималась их воспитанием.

Каждый ребенок этого многодетного семейства был неплохо образован и нашел свое место в жизни. Антонина, старшая из 5 детей, выучилась на микробиолога, впоследствии получила ученую степень по медицине.

Анатолий Алексеевич, средний брат, – ученый, кандидат наук. Алим и Сергей, младшие из братьев, – технари, один – выпускник Бауманки, а другой – Московского строительного института.

Валя была младшей из детей. В 1941 году она только окончила среднюю школу. Девушка и ее одноклассники решили хоть как-то помочь народу в этот нелегкий час. Они собирали брошенный картофель в колхозах, рыли траншеи и окопы, несли дежурство на школьной крыше.

Максим Куст — причина инвалидности

В 2000 году наш герой стал участником страшной аварии. Мужчина получил множественные травмы, у него был поврежден позвоночник. В течение нескольких лет музыканту приходилось восстанавливать свое здоровье. Он прошел далеко не один реабилитационный курс.

После автомобильной аварии в 2000-м он стал бессрочным инвалидом 1-й группы. Диагноз: травматическая болезнь спинного мозга, нижний спастический парапарез, нарушение функции тазовых органов, хронический пиелонефрит.

Иными словами, он лежачий больной, его тело ниже пояса полностью парализовано, и обходиться без посторонней помощи он не в состоянии. В СИЗО он находится уже 8 месяцев, врачи констатируют постоянное ухудшение его здоровья. Однако и следователи, прокуроры и судьи Брянской области упорно отказываются изменять ему меру пресечения.

Хотя врачи старались оказывать ему своевременную помощь, полностью восстановить здоровье у мужчины не получилось. Восстановить подвижность нижних конечностей музыканту не удалось. С того времени артист передвигается при помощи инвалидной коляски.

Впрочем, инвалидность не стала для нашего героя приговором. Он продолжил заниматься творчеством и радовал поклонников новыми хитами. В настоящее время артиста часто приглашают в различные передачи, он периодически выступает на концертах.

О чем можно просить

Чаще всего к иконе Богоматери Милостивой обращаются с мольбой об исцелении от болезней для себя и своих близких. Женщины просят о даровании потомства и мира в семье. Богоматерь помогает при засухе и эпидемиях. Искренняя молитва творит настоящие чудеса.

О дожде в засушливые времена

Засуха – большая проблема для человечества. Она уничтожает урожаи и провоцирует голод и болезни. Во время проведения молебна о дожде, икону Богородицы выносят на вершину горы и открывают покрывало. Лик Пресвятой Девы при этом обращен к небу.

Помогает при зачатии младенца и излечении бесплодия

Очень часто случается, что супруги страстно хотят, но не могут зачать ребенка. Современная медицина тоже оказывается беспомощна. После бесчисленных попыток люди часто обращаются к вере. Образ Богородицы – символ безграничной материнской любви и гармонии с ребенком. Именно к ней часто обращаются женщины для избавления от бесплодия.

Об избавлении от глухоты и немоты, головных болей, кровотечений

Во все времена к иконе обращались люди за помощью в исцелении от недугов. Молитва – особая форма обращения к святым. Однако те, кто не может прибегнуть к словам молитвы в силу своей болезни – глухоты или немоты, могут обратиться к лику Пресвятой сердцем. Она также помогает успокаивать головные боли и останавливает кровотечения. Молиться Милостивой Богородице можно как в храме, так и дома.

О прекращении стихийных бедствий

Во время стихийных бедствий свершаются особые молитвенные обряды. Верующие обращаются к Богородице все вместе, что многократно увеличивает силу молитвы. Зачастую священнодействия во время стихийных бедствий включают в себя пост и покаяние верующих. Также по пострадавшим местам свершалось шествие с иконой.

О налаживании отношений в семье, прекращении ссор

В православии семья и отношения в семье имеют большое значение. Семейный очаг являет собой «малый храм». Для налаживания отношений в семье нужно регулярно обращаться к Богородице, как к Милостивой покровительнице. После ссоры молебен способен помочь осознать неправоту и принять правильное решение. Обращение к образу даже помогает избежать развода.

О прекращении безденежья

Обратиться к иконе Пресвятой Девы можно и в случае сложной финансовой ситуации. Если человек честно трудится, но не может выбраться из долгов и сложной ситуации – молитва перед «Милостивой» поможет ему.

О разрешении от напастей

Бывает, что в жизни настает черная полоса. В этом случае также нужно обратиться к вере. Божья Матерь может защитить от негатива, горестей и печали.

О спасении от эпидемий

Во время эпидемии, жители острова часто обращались к священнослужителям с просьбой принести чудотворную икону в селение. Люди верили в великую силу святыни. Одно присутствие иконы в деревне способно было остановить все беды.

Личная жизнь

Во времена студенческой жизни и учебы во ВГИКе Валентина Ушакова познакомилась с начинающим кинооператором документального кино Александром Степановичем Кочетковым. Скромный и стеснительный парень долгое время не решался познакомиться с активной симпатичной девушкой. Но случайная встреча решила всю их дальнейшую судьбу. В 1958 году Валентина и Александр стали супругами. Долгое время Валентина Алексеевна не соглашалась стать матерью. Последствия страшной аварии, которая произошла с ней в студенческие годы, все еще сказывались. Да и врачи не давали никаких шансов. Но Валентина Алексеевна была решительной женщиной старой закалки, которая считала, что семьи без детей не бывает. Вскоре в браке родились дети – сыновья Саша и Алеша. Мать и актриса Ушакова Валентина (личная жизнь ее устроилась вполне удачно) успешно совмещала материнство и съемки.

Работы[ | ]

Тайная Вечеря 1685 Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (патрональная икона у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на парсуны царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами техники того времени. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «пошибам», и в новом так называемом «фряжском» стиле, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для гравёров. Д. А. Ровинский в своём «Подробном словаре русских гравёров» указывает на два офорта, исполненных им самим.

Привил иконографию генеалогического древа на Руси — см. икона Древо государей Российских.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: