Победы и потери
Начиная с 1958 одна за одной следовали триумфальные гастроли по стране, песни в исполнении Тамары звучали повсюду. Дети первыми прочувствовали всю тяжесть славы мамы. В 1962 в Хельсинки на Всемирном фестивале огромное впечатление на публику произвела песня «Ай-люли».
Покоренное жюри наградило исполнительницу золотой медалью и первой премией. Спустя год в польском Сопоте фурор стала «Пусть всегда будет солнце». Это исполнение стало визитной карточкой певицы и песни.
В Польше Миансарова мгновенно стала кумиром. Она снялась в музыкальной ленте, записала несколько дисков и постоянно получала приглашения на гастроли. Каждая новая песня мгновенно становилась хитом.
В 1966 проходил песенный марафон по соцстранам. Поочередно все принимали певцов. Каждая страна проводила тур, где исполнялись местные национальные песни. Четыре из шести выиграла Миансарова, став победительницей нелегкого соревнования. В таком ритме жизни у нее просто физически не оставалось места для семьи.
В 1970 карьера исполнительницы резко пошла вниз. Приглашения на новогодние передачи прекратились, в эфире она появлялась все реже. Негласный запрет пришел сверху после отказа одному из видных чиновников.
Певице даже пришлось уйти из Москонцерта и оставить столицу. Устроилась Тамара в Донецкую филармонию. Отныне гастролировала исполнительница только по Украине. Любовь шахтеров осталась прежней. Тамара даже была на БАМе в поселке, строящемся Украинской ССР.
Там в конце семидесятых Миансарова исполнила написанную местными музыкантами песню про Ургал под Космомольском-на-Амуре, выученную ею за час до концерта. Моментально смог включиться и оркестр. Овации звучали долго. Чуть ранее Тамара получила звание Заслуженной артистки УССР.
ОБИДА НА МАТЬ
В это трудно поверить, но у Миансаровой есть еще сын Андрей, в прошлом клавишник ВИА «Самоцветы». Мужчина уже много лет не принимает участия в жизни матери.
«Андрея грызет старая обида, – продолжает Марк Михайлович. – Так получилось, что она выступала по всей стране, сына воспитывала бабушка – впоследствии ему досталась ее квартира. Тамара Григорьевна покупала мальчику все необходимое. Пока деньги зарабатывала, мать нужна была, а потом все. Он всю жизнь обманывал ее. Еще до перестройки она хотела обеспечить дочь Катю приданым – купить ей кооператив на деньги, вырученные с продажи дачи. Тогда Андрей предложил: «Мам, ну что ты будешь чужим людям продавать, давай я куплю». Она переписала дачу на Андрея, в итоге не увидела ни денег, ни дома. Тамара Григорьевна до последнего отказывалась верить, что ее мог предать родной сын. Когда она просила Андрея отвезти ее на кладбище, чтобы убраться на могиле матери, он потом брал с нее деньги за бензин».
Сын и внук Тамары Григорьевны не навещают ее уже несколько лет
Фото: Личный архив
Сейчас Андрею 60 лет. Он занимается музыкальными аранжировками. Вместе с женой живет на той самой даче. У него трое детей: Тамара, Анна и Андрей. По словам Фельдмана, внучки изредка приходят в гости к бабушке.
Вокруг артистки всегда было много коллег и поклонников. С Ниной Руслановой, Юлианом и Стасом Садальским, 2000 год Фото: Личный архив
Отчаяние матери
К интересным фактам о Тамаре Миансаровой стоит отнести то, что в детском возрасте ее вместе с матерью бросил отец: он отправился на заработки в Одессу, в поисках лучшей жизни. Там мужчина повстречал другую женщину и решил не возвращаться к семье, оставив их выживать в беде самостоятельно. Ведь на дворе были голодные 30-е годы, когда от недостатка пищи в Украине умирали целые семьи.
От безысходности, голода и отчаяния мать Томы, Анастасия Федоровна, оставшаяся одна с младенцем на руках, едва не сдала дочь в детский дом. Она уже отправилась туда, шла в слезах и с заплетающимися ногами, обезумев от горя. Но по дороге внезапно опомнилась, сказала: «Умирать, доченька, – так вместе», – и решила оставить ребенка. Выжить в то непростое время Анастасии с маленькой Тамарой помогло чудо. В интервью знаменитость не раз говорила, что чудо всегда жило где-то рядом с ней.
Мать Томы нашла работу и сумела самостоятельно прокормить дочь. А когда вернулся Григорий, отец девочки, надеявшийся, что семья его примет назад, Анастасия дала предателю решительный отпор. Позже они переехали в Минск, где мама Тамары стала работать солисткой на радио.
Первый муж
В Минске открылась консерватория, а при ней — школа. Здесь будущая артистка получила музыкальное образование и встретила свою первую любовь. Его звали Эдуардом, тогда еще — просто Эдиком. Черноволосый, кудрявый, с огромными глазами, он казался юной Тамаре необычайно мягким и добрым. Между молодыми людьми возникла трогательная дружба. Потом Тамара Григорьевна уехала в Москву, обучаться в здешней консерватории. Эдуард Миансаров последовал за ней. Вскоре молодой человек сделал Тамаре Григорьевне предложение.
Почему французские дети хорошо себя ведут: восемь методов их воспитания
Редкий кадр: Викторя Исакова показала подросшую дочь от Юрия Мороза (новое фото)
Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо
Свадьба была скромной, а брак несчастливым. Молодой муж категорически не желал иметь детей, пригрозив Тамаре разводом в случае беременности. Выяснилось, что он употребляет некие вещества, затуманивающие сознание. Для страны Советов это был нонсенс, Эдик спешно уехал на лечение в Минск. Тамара Григорьевна осталась в Москве, она ждала малыша и очень надеялась, что ребенок сблизит их с мужем. Увы, но этого не произошло.
В январе 1956 года родился первенец Андрей. С его отцом — Эдуардом Миансаровым — Тамара Григорьевна вскоре развелась.
Биография Тамары Миансаровой
Песню «Черный кот» поют часто совершенно разные люди. А ведь это показатель популярности исполнителя! Тамара Миансарова однажды спела – и песня «пошла в народ», да так здесь и осталась. А у певицы получилась долгая интересная жизнь.
Тамара Григорьевна Ремнева (первая фамилия певицы) родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевске (теперь Кропивницкий), в семье, где ценили песни. Впервые Тамара вышла на сцену в 4 года. Отец был артистом театра, мама работала на заводе, но выиграла конкурс вокалистов и переехала с дочерью в Минск, став оперной певицей.
Детство Тамары прошло в Минске, там же застала ее война. Училась в музыкальной школе при Минской консерватории. В 1951 году Тамара поехала в Москву, поступила на отделение фортепиано в консерваторию. Однако она так хорошо пела, что через год ее взяли и на вокальное отделение. После окончания консерватории в 1957 году работала концертмейстером, но жизнерадостной девушке явно мешали рамки классического исполнения. Ей хотелось большего.
Яркая певица, жизнерадостная брюнетка, Тамара Миансарова всегда пользовалась успехом у мужчин, четырежды была замужем, появились дети. Она прожила достаточно бурную жизнь, о которой написала в своей книге.
Первый муж – Эдуард Миансаров был другом детства певицы и отцом ее сына Андрея, после рождения которого молодая семья распалась. Далее короткий брак с Леонидом Гариным, погибшим через полгода после свадьбы. С Игорем Хлебниковым, своим администратором, Тамара Миансарова прожила дольше, появилась дочь Екатерина. Последние 30 лет ее муж — Марк Фельдман.
Внуки: Андрей, Тамара и Анна. Увы, талант мамы и бабушки им не передался.
На склоне лет семья Миансаровой оказалась замешанной в скандалах с квартирами и взаимоотношениями с детьми. Пожалуй, не стоит подробно об этом говорить, пусть Миансарова останется с нами ее песнями, чистыми, светлыми, безмерно искренними.
https://youtube.com/watch?v=q0X7v2FKSsQ
Образование
Там она поступила в консерваторию на отделение фортепиано. Но уже со второго курса стала дополнительно заниматься (правда, на факультативных началах) у знаменитого профессора и педагога Беляевой Доры Борисовны, советской оперной певицы и пианистки.
Спустя шесть лет одаренная студентка окончила высшее учебное заведение и получила должность концертмейстера в Московском институте театрального искусства (ГИТИСе).
Однако серые и однообразные будни не устраивали талантливую девушку. Она хотела петь, хотела дарить людям праздник, хотела зажигать радость в их глазах. Поэтому уже через несколько месяцев Тамара перешла на эстраду и стала выступать с сольными концертами.
Личная жизнь Тамары Семиной. Муж актрисы
Симпатичная девушка с ранних лет пользовалась вниманием сильного пола и была окружена многочисленными поклонниками. Еще в институте Тамара вышла замуж за своего одногруппника Владимира Прокофьева
Владимир Прокофьев в одной из ролей
Семейная пара прожила вместе много лет, сохраняя верность и преданность друг другу. Огромная популярность жены не вызывала у Владимира зависти и недовольства. Наоборот, муж Тамары Семиной гордился супругой и всячески ее поддерживал.
Тамара Семина в фильме «Вечный зов»
Сам он тоже обладал артистическим дарованием, в основном озвучивал фильмы, сотрудничал с одной из ведущих киностудий страны. Муж Тамары Семиной занимался дубляжом около 30 лет, его голос хорошо известен зрителям по многочисленным кинолентам. В семье Тамары Семиной всегда царила мирная и доброжелательная атмосфера.
О личной жизни звезды кино ходило множество слухов,но все романы, которые ей приписывали, существовали лишь на экране и не имели отношения к реальности.
Муж Тамары Семиной
Тамара Петровна окружила любимого заботой и вниманием, когда с ним случилась беда. У Владимира Прокофьева возникли серьезные проблемы со здоровьем
Муж Тамары Семиной перенес кровоизлияние в мозг, некоторое время провел в реанимации, а затем долго восстанавливался после болезни. Все это время жена помогала ему вернуться к нормальной жизни и преодолеть последствия инсульта. Через несколько лет у Прокофьева вновь случился удар, который и стал причиной его ухода из жизни. Это произошло в 2005 году, с тех пор Тамара Петровна живет одна. Замуж она больше не выходила.
Карьера эстрадной певицы
В 1958 году на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Миансарова получает третью премию. Далее она выступает с концертами. Солирует в Мюзик-Холле, в спектакле «Когда зажигаются звезды».
Руководитель джазового квартета Игорь Гранов в 1958 году искал солистку. Красавица Тамара, с уникальным голосом, высшим консерваторским образованием (по сути – с двумя) и желанием петь, не могла остаться незамеченной. И она стала выступать с квартетом.
И вот с 1958 года начинается новый этап жизни певицы. Теперь интересные факты ее побед выстраиваются один за другим. Будет триумфальное шествие по Советскому Союзу и ряду стран (особенно ее полюбят в Польше). Песни Миансаровой станут звучать из каждого раскрытого окна, песня «Глаза на песке» заставит прослезиться не одну поклонницу ее таланта.
В 1962 году коллектив в составе делегации советских артистов едет на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. И песня Л. Лядовой и Б. Брянского «Ай-люли» в исполнении Тамары Миансаровой так зацепила сердца зрителей и жюри, что певица получила первую премию и золотую медаль.
Через год, в 1963, Миансарова отправляется в Сопот, на Международный фестиваль песни, задолго до того, как там покорила публику Алла Пугачева. И здесь стала победительницей. Она спела «Солнечный круг» так, что зал почувствовал все, что можно было выразить этой песней: и страх маленькой девочки, очутившейся среди ужаса оккупированного Минска, и стремление людей к миру, и желание счастья для каждого человека, независимо от веры, национальности и гражданства. С той минуты Миансарова стала кумиром польских слушателей, снялась в музыкальном фильме, давала концерты, записывала диски, а песня превратилась в ее визитную карточку.
С 1964 года Тамара Миансарова – популярная исполнительница в Советском Союзе. Для нее собрана группа «Три плюс два» Леонидом Гариным. Ее с восторгом встречают, фото раскупают вмиг. Она поет в новогодних передачах «Голубой огонек».
И снова польская слава из Сопота обогрела Миансарову своими лучами – песня «Рыжик» (кавер-версия песни полячки Хелены Майданец «Rudy rydz») стала супер популярной в нашей стране. А через год появился и «Черный кот» (Авторы – Ю.Саульский и М.Танич).
Любопытная публика
Многие интересуются теперь не столько творчеством певицы, сколько её личной жизнью. Про национальность тоже спрашивают (чаще всего именно те, кто ничего о певице не знает, в том числе и то, что в девичестве она носила абсолютно русскую фамилию — Ремнёва). А лучше бы включить старые записи и насладиться ещё раз её великолепным голосом, прослезиться с песней «Глаза на песке», растрогаться под «Топает малыш», удивиться, что первой исполнительницей до сих пор популярной песни «Чёрный кот» была именно Тамара Миансарова, да и спета она была гораздо лучше всех современных знаменитостей, которые включили её в свой репертуар.
А тогда, начиная с 1958 года, одни гастроли следовали за другими. Шествие Тамары по Советскому Союзу было поистине триумфальным. У каждого свой путь в жизни, по-разному складываются и биографии — есть громкие, есть тихие. Что можно чувствовать, если из каждого окошка слышишь собственный голос, а поклонники буквально рвут из рук друг у друга твоё фото? Биография Тамары Миансаровой, семья — дети и взрослые — тоже попали в эту круговерть, и кто, как не они, первыми почувствовали, что у славы есть бремя, и оно тяжело.
Ранние годы
Тамара Григорьевна имела девичью фамилию Ремнёва, родилась в украинском городе Зиновьевске (ныне – Кропивницкий). Ее отец был театральным актером и певцом, после рождения дочери покинул семью. Мать Анастасия Федоровна также являлась творческой личностью.
Детство Тамары было довольно тяжелым, матери с трудом удавалось прокормить семью. Любовь к песне девочке привили мама и родственники. Уже в четыре года она дебютировала на сцене. Детские годы омрачило военное время, после окончания войны Тамара болела туберкулезом, проходила длительное лечение. Матери Тамары пришлось пережить ранение и трехлетнюю ссылку.
После возвращения матери из Сибири семья поселилась в Минске. Анастасия Федоровна устроилась на местное радио, а Тамара стала посещать школу для талантливых детей при консерватории. Окончив ее, девушка собралась поступать в Московскую консерваторию, однако встретила серьезное сопротивление со стороны белорусских педагогов. Ей даже не выдали на руки документы. Но Тамара, не поддавшись препятствиям, в 1951 году отправилась в Москву, где предъявила афишу о своем выступлении.
Детское фото Т.Г. Миансаровой
Доказав свои способности на деле, она с легкостью прошла вступительные испытания, и из Москвы уже запросили документы об окончании школы. Обучалась на отделении фортепиано, совмещая с занятиями на факультете вокала.
Самостоятельный сын
Самостоятельный сын почти всегда пугает родителей: он не подчиняется отцу, ведет не такой образ жизни, какой бы хотела наблюдать мать, а самое главное — совершенно не поддается перевоспитанию. Иногда такой молодой человек даже оставляет дом, чтобы начать самостоятельную жизнь, в которой больше не будет родителей и других родственников.
Если мать стала замечать, что взрослый ребенок начал отдаляться, наилучшей тактикой будет невмешательство. Если родители уверены, что чадо не попало под влияние религиозной организации, не употребляет наркотики и не связано с преступным миром, уход из дома можно расценивать как определенный этап, который проходит каждый. Ведь и родители когда-то ушли из своих домов, чтобы создать семью и родить сыновей.
Самостоятельные сын и дочь не должны пугать: они совсем не изменились, просто стали старше. И если ребенок перестал ночевать дома при достижении 18 лет и заявляет, что хочет жениться или выйти замуж, необходимо просто смириться и поддержать адекватный выбор. Ведь как прекрасно, когда в счастливом молодом браке рождаются хорошие внуки, которых бабушка и дедушка с удовольствием нянчат. А подарить наследников может только самостоятельный сын, ведь «маменькин сынок», который находится под опекой и ни на шаг не отходит от матушки, будет иметь серьезные проблемы с противоположным полом и социальной жизнью, которые со временем будут только ухудшаться. Такие дети не приспособлены к современному миру и нередко заканчивают свою жизнь очень плохо.
Женщины Мелеховых
Большую часть семьи составляли женщины: мать, дочь и невестки. Каждая из них особенная, они не похожи друг на друга, но в каждой из них чувствуется глубокая нравственность и душевная красота. Женщины имеют большое значение для этой семьи.
Мать — Василиса Ильинична
Ильинична — старая казачка с высокими моральными ценностями и сложной долей. Она больше остальных страдала от сложного и гневного характера мужа, но была терпелива, что дало возможность сохранить семью цельной. Она постарела рано, часто болела, но при этом всегда была хорошей хозяйкой и заботливой матерью.
Рис. 3. Григорий Мелехов. Художник И. ПчелкоВ отличие от мужа, Ильинична была очень доброй и душевной женщиной. Она пытается помочь каждому, сочувствует Наталье, которая живет с нелюбящим ее мужем. Она покрывает во всем своих детей и пытается уберечь их от гнева отца.
Невестка — Наталья
Наталья — жена Григория. Она очень сильна и чиста душой. Брак их был насильным (по воле Пантелея Прокофьевича), муж ее не любил. Постепенно она свыклась с тем, что она — нелюбимая жена. Григория Наталья проклинает, но очень любит. На какое-то время Наталье удается поймать женское счастье. Она родила двойню и была им отличной заботливой матерью. В образе Натальи воплотилась драматичность сложной судьбы красивой и сильной натуры, которая ради высоких идеалов готова пожертвовать чем угодно. В последние дни жизни она прощает Григория, несмотря на все зло и горечь, которые он ей причинил.
Невестка Дарья
Дарья — жена Петра. Она не походила на все семейство, так как была довольно ленива и нерасторопна. Она легко шла по жизни, не задумываясь о правильности своих поступков. После смерти мужа она страдает недолго и быстро находит себе утешение в других мужчинах. Это приводит к тому, что девушка подхватывает сифилис и совершает самоубийство.
Дочь Дуняшка
Рис. 4. Свадьба Григория и Натальи. Художник О. ВерейскийДуняшка — добрая, нежная и душевная девушка. Она получила по наследству такой же твердый и горячий характер, какой был у ее отца и брата Григория. Она беззаветно влюбляется и изо всех сил отстаивает свое право на любовь, несмотря на то, что вся семья против этого ее романа. Постепенно даже ее мать, которая никак не могла простить Михаила, убившего ее сына, поняла, что не сможет помешать этой любви и заставить дочь забыть о чувстве. Дуняшка взяла к себе детей Григория и заменила им мать.
Болезнь
Совсем не хочется писать о том, что друзья, дети, внуки, соседи певицы охотно посещали телевизионные передачи типа «Пусть говорят», где многословно, пространно и местами бесстыдно сплетничали друг о друге. А в это время Тамара Миансарова не могла ходить после перелома шейки бедра, постепенно слепла и нуждалась не только во внимании, но и в самом необходимом материальном. Помогали благотворительные фонды, а не двое детей и не трое внуков.
Лучше вспоминать всё-таки о том, как рождались её самые знаменитые хиты. Тамара ловила зарубежные мелодии по радио, записывая их сразу в нотную тетрадь (настоящие музыканты так могут!), а потом заказывала стихи поэтам. Именно так утвердился в отечественной эстраде Леонид Дербенёв. А Тамара Миансарова стала петь такие песни, как «Летка-Енка», «Чарльстон». Она и собственную музыку исполняла: «Руки», «Моя Россия». Репертуар у советской эстрады действительно был скудноват.
«Засыпала на рассвете, устроившись под роялем»: учеба и первые выступления
Тамара Миансарова. Фотография: onedio.ru
Тамара Ремнева родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевск (сейчас — Кропивницкий) в семье музыкантов. Ее отец Григорий Ремнев был актером и художником-оформителем, а мать будущей исполнительницы Анастасия Алексеева работала на радио. Вскоре после рождения дочери Ремнев и Алексеева развелись. Певицу воспитывала мать.
Под фамилией Миансарова Тамара Ремнева стала выступать в 1950-х, после того, как вышла замуж за пианиста Эдуарда Миансарова.
С ранних лет Тамара Миансарова увлекалась музыкой. Мать учила ее играть на фортепиано и петь, брала с собой на репетиции хора. Певица вспоминала: «Засыпала на рассвете, устроившись под роялем на специально сшитом мамой тюфячке». Уже в четыре года Миансарова впервые выступила перед публикой на сцене Кировоградского дома культуры.
В начале 1940-х семья Миансаровой переехала в Минск. Туда на работу, на белорусское радио, пригласили мать будущей артистки. Вскоре после начала Великой Отечественной войны Минск захватили немцы. Миансарова вспоминала: «Война была кошмарным, порой стоящим жизни уроком, но этот урок был усвоен нашим поколением, и мы многое в своей дальнейшей жизни меряли именно этой горькой памятью». Когда советская армия освободила Минск, мать арестовали. Анастасию Алексееву осудили за сотрудничество с немцами и сослали на несколько лет на Урал. Все это время Миансарова прожила у родственников и почти не занималась музыкой.
Когда мать вернулась, Миансарова поступила в музыкальную школу. А в 1951 году она отправилась в Москву, где стала студенткой фортепианного факультета Московской консерватории. Миансарова училась в классе пианиста Льва Оборина. В свободное от учебы время она подрабатывала на студиях звукозаписи — аккомпанировала популярным тогда певцам и музыкальным ансамблям. Со второго курса исполнительница дополнительно занималась вокалом у профессора Доры Белявской.
Консерваторию Миансарова закончила в 1957 году. По распределению будущая певица попала концертмейстером в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (сейчас — Российский институт театрального искусства, ГИТИС). Там она проработала недолго — около трех месяцев.
В 1958 году Тамара Миансарова решила поучаствовать во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. В конкурсной программе она представила необычный номер — исполнила один из вальсов Иоганна Штрауса — сына, аккомпанируя себе на рояле. Жюри оценило и исполнительское мастерство, и лирическое сопрано певицы: она получила третью премию конкурса. Миансарова вспоминала: «На Всесоюзный конкурс артистов эстрады я пришла как музыкант, а уходила уже певицей. Спела там просто так, без надежды на успех, и вдруг все завертелось, закрутилось».
Сыновья: Петр и Григорий
В семье Мелеховых два сына.Старший — Петр, женатый человек. Он лицом и характером пошел в мать. Ему передались ее светлые пшеничные волосы и курносый нос. Петр не так озабочен моральными идеалами, как отец и брат. На войне он чувствует себя свободно, стараясь утащить лишнюю добычу в дом. Он довольно мягок и несколько неуверен в себе. Однако Петр не задумываясь бросается в борьбу за справедливость. Его убивает Мишка Кошевой, в которого влюблена Дуняшка Мелехова.Младший сын Григорий пошел в отца — он был также сутул и имел такую же звериную улыбку. Он очень любит отчий дом, где у него есть свой конь и клин земли за хутором, который он вспахивал своими руками.
Рис. 2. Григорий Мелехов. Художник И. ПчелкоГригорий Мелехов — сложный, сильный и цельный человек. Этот мужчина не ищет собственной выгоды, не гонится за карьерой. В одно время он воевал против “красных”, но затем сменил свои взгляды и честно пытается искупить свою вину за пролитую кровь верной службой. Его жизнь сложна — Григорий переживает много переломных моментов и препятствий. В начале повествования ему всего 18 лет. Он красив, весел и силен. Шолохов подробно описывает разные сферы его жизни: он верен казачьей чести, много трудится по хозяйству, любит развлечься во время народных гуляний, впервые влюбляется.
В начале революции он делает ошибки, пытаясь найти истину. Только лишь последующие годы жизни доказали ему, что революция необратима. Григорий же мечтает об обществе, где человек бы получал справедливую награду за свой талант, ум и труд. Полностью потеряв ориентиры, он пытается сбежать со своей возлюбленной Аксиньей на Кубань, но она погибает и лишает его шанса на счастливый исход.
Что было потом
Однако ничто не смогло сломить талант и невероятное жизнелюбие певицы. Она переехала в Донецк, где стала работать в местной филармонии. Здесь артистка вновь стала совершать гастрольные турне, выступая перед шахтерами и другими рабочими, заряжая их энергией и мощью своих песен.
Через двенадцать лет артистка вновь перебралась в Москву. Восемь лет она преподавала вокальные дисциплины в ГИТИСе, поощряя и ободряя новые таланты.
В 1990-е Тамара Миансарова решила вернуться на сцену. Ее тепло принимали, на ее концерты с удовольствием ходили.
Она даже гастролировала по США, побывала с концертами в Финляндии и Польше.
«Московский соловей». Главные песни Тамары Миансаровой
«Пусть всегда будет солнце». Музыка Аркадия Островского. Слова Льва Ошанина. Исполняет Тамара Миансарова, 1962 год
Уже в 1960 году Тамара Миансарова выступала на одной сцене с известными певцами — Марком Бернесом, Львом Мировым и Кирой Смирновой. Вместе они играли в спектакле «Когда зажигаются звезды» в Московском мюзик-холле. А через два года Миансарова вместе с Муслимом Магомаевым и Александрой Стрельченко отправилась на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В журнале «Советская эстрада и цирк» писали: «На этот фестиваль Тамара поехала, так сказать, в пожарном порядке, заменив заболевшего исполнителя. Она даже не успела испугаться — так стремительно все произошло — и, наверное, поэтому чувствовала себя на сцене легко и раскованно». Миансарова выступила с песней композитора Людмилы Лядовой на стихи Бориса Брянского «Ай, люли». На фестивале артистка получила первую премию и золотую медаль.
В следующем году Миансарова поучаствовала в Международном фестивале песни в Сопоте. Она выступила с песней «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце») композитора Аркадия Островского.
Певица должна была исполнить другую песню, так как «Солнечный круг» посчитали слишком несерьезной для международного конкурса. Руководитель советской делегации Игорь Гранов даже отказался репетировать эту композицию с Миансаровой. Однако артистка настояла и спела «Солнечный круг» на фестивале. В польской прессе писали: «Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии… Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза».
С этой композицией Миансарова стала лауреатом международного конкурса — первым в истории советской эстрады. В польской прессе ее называли «московским соловьем». На парфюмерной фабрике даже выпустили духи под названием «Тамара», а на киностудии сняли фильм о творчестве артистки «25 minut z Tamarą Miansarową» («25 минут с Тамарой Миансаровой»).
С 1964 года Миансарова выступала с музыкальной группой «Три плюс два». В репертуаре коллектива были лирические композиции о любви, шуточные и детские песни, среди которых «Рыжик», «Глаза на песке» и «Ключик золотой»
Музыковед Галина Баранова писала: «Тамара Миансарова, столь разносторонне одаренная, пыталась «открыть» в себе те черты, которые помогли бы ей стать не только яркой и индивидуальной артисткой, но и сказать с эстрады что-то важное и нужное людям»
Появлялась Миансарова и на телевидении. В 1965 году в эфире программы «Голубой огонек» артистка исполнила ставшую легендарной песню Юрия Саульского на стихи Михаила Танича «Черный кот». Композиция так понравилась публике, что вскоре ее перевели на чешский, польский и немецкий языки.
В следующем году Миансарова вновь стала лауреатом международного конкурса. Артистка победила на фестивале эстрадной песни «Дружба». Этапы конкурса проходили в шести государствах — СССР, ГДР, Венгрии, Польше, Чехословакии и Болгарии. По регламенту участники должны были петь на государственном языке страны, в которой проходит этап конкурса. Миансарова слушала песни на нужном языке, чтобы повторить интонацию, скопировать произношение и правильно расставить ударения. Певица победила в четырех турах из шести.
В конце 1960-х Миансарова была одной из самых популярных певиц. Она гастролировала по СССР и социалистическим странам, появлялась в программах «Песня года» и «Голубой огонек». Критики хвалили ее за артистизм и манеру исполнения.
Немного о хитах
Ее песни были наполнены жизнью и весельем, они заставляли одновременно плакать и смеяться. Ее голос пробуждал самые радостные, самые светлые, самые добрые мысли и эмоции. Как можно забыть эти бесценные, неподражаемые эстрадные композиции, такие разные и такие многочисленные: “Аленький цветочек”, “Багульник”, “Вальс расставания”, “Золотой ключик”, “Кохай мене”, “Глаза на песке”, “Крылья удачи”, “Летка-енка”… Тамара Миансарова впечатляла всех своим талантом, трудолюбием и экспрессивностью.
Специально для артистки была создана труппа “Три плюс два”, о ней снимали фильмы и многочисленные передачи. А Тамара все выступала. Выступала, пела, играла, проживая с каждой спетой песней невероятную бурю эмоций и чувств, впечатляющих и вдохновляющих зрителей. Она была невыразимо талантливой и невероятно удачливой. Она побеждала на многочисленных конкурсах и фестивалях, обходя более молодых и, чего греха таить, более симпатичных конкуренток.
Но так не могло продолжать вечно.