Н. бурляев, н. андрейченко, и. чурикова и другие актеры «военно-полевого романа»

Татьяна Аксюта

Катя, «Вам и не снилось»

Татьяна Аксюта наотрез отказывается называть себя киноактрисой, хотя большинство людей знают ее именно по роли Кати в фильме «Вам и не снилось», где она сыграла пару влюбленных школьников с Никитой Михайловским. Но все же большая часть творческой жизни Татьяны связана с театром. Дело в том, что все режиссеры кино приглашали актрису на роль школьниц и совсем юных девочек, хотя сама Татьяна уже была давно замужем! Но в театре ей удалось «переломить» амплуа школьницы и сыграть серьезные драматические роли. До 2002 года актриса служила в Российском академическом молодежном театре, а после ухода решила преподавать актерское искусство в Детском доме творчества в московском парке «Сокольники». Татьяна замужем за продюсером Юрием Аксютой, при участии которого были запущены «Фабрика звёзд», «Пять звёзд», «Золотой граммофон», «Две звезды», «Достояние республики», «Голос» и «Голос. Дети».

Актер

Возможно, творческая судьба режиссера и сценариста Тодоровского сложилась бы иначе, не окажись он в далеком 1970-ом по другую сторону камеры. Именно тогда Петр Ефимович дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». Позже Григорий Чухрай пригласил его в эпизод драмы о войне «Трясина». В начале 2000-х Андрей Кавун по автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай» снял сериал «Курсанты», где мэтру досталась небольшая роль второго плана.

Последнее появление на экране Тодоровского состоялось в 2006 году в ремейке «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Он сыграл одного из гостей на новогоднем застолье.

Фильмы

Творческая биография Тодоровского началась в 1986-м. В этом году он дебютировал в ипостаси сценариста: в соавторстве с латышским коллегой Андрисом Колбергсом написал сценарий к ленте «Двойник». Работал Валерий и с режиссером Дмитрием Месхиевым: к его картинам «Гамбринус» и «Над темной водой» написал оригинальные сценарии, которые принесли автору известность.

В перестроечные 90-е, когда начали появляться коммерческие студии, Тодоровский вместе с двумя единомышленниками и друзьями создал продюсерский центр «ТТЛ» (Тодоровский, Толстунов, Ливнев). Дебютной продюсерской работой одессита стала картина «Кикс». Режиссером фильма был Сергей Ливнев.

В 1990 году вышел первый фильм Тодоровского «Катафалк». Это был его режиссерский дебют. В следующей картине под названием «Любовь» снялись Евгений Миронов и Дмитрий Марьянов. Они изобразили на экране двух друзей, жизнь которых складывается по-разному. Ловелас Вадим (Марьянов) женится на внучке генерала, а скромный Саша (Миронов) вынужден расстаться со своей возлюбленной, которая уезжает с родителями в Израиль. После этой картины заговорили о ярком кинодебюте малоизвестного молодого актера Миронова.

Валерий Тодоровский на съемочной площадке

Не только эту звезду «зажег» Тодоровский: с его легкой руки получили счастливый билет в кино Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Максим Суханов, которые сыграли в драме «Страна глухих». А в 1994 году в фильме «Подмосковные вечера» режиссер заново открыл зрителю Ингеборгу Дапкунайте, позвав ее сниматься, когда актриса жила в Лондоне. Фильм, с жанром которого не могли определиться лучшие критики страны, принес его создателям ряд национальных премий, в том числе награды «Золотой овен» и «Ника».

Продюсерская работа Тодоровского заслуживает особого внимания. В послужном списке Валерия Петровича числится ряд шедевров – сериалы «Каменская» и «Женщины в игре без правил» Юрия Мороза, «Бригада» Алексея Сидорова, экранизация романа Достоевского «Идиот» Владимира Бортко, «Охота на пиранью» Андрея Кавуна, «Поддубный» Глеба Орлова и другие.

Режиссер Валерий Тодоровский

С 1995 по 1999 годы Тодоровский – член правления киностудии им. Горького. В этот период он повторно покорял ВГИК. На этот раз попытался поступить на Высшие режиссерские курсы. И опять его постигла неудача. Но Валерий не унывал: раз он решил стать режиссером, то так тому и быть. С тех пор он стал снимать собственные фильмы.

Тодоровский как-то признался, что, кроме работы сценариста, режиссера, продюсера, ему нравится заниматься монтажом.

Так Валерий Петрович заново перемонтировал сериал «Королева Марго», сделав его таким, каким он полюбился зрителям. Также поработал над фильмом Дмитрия Месхиева «Женская собственность», где в главных ролях сыграли Елена Сафонова и Константин Хабенский.

Валерий Тодоровский на презентации фильма «Стиляги»

С мая 2000 года Валерий Тодоровский становится продюсером по кинопроизводству телеканала «Россия». С августа 2003-го он занимает место советника генерального директора телеканала по кинотелепроектам.

В 2005 году Тодоровский вместе с Леонидом Лебедевым и Вадимом Горяниновым основал собственную кинокомпанию «Красная стрела». Среди лучших фильмов студии значатся «Стиляги», «Качели» и «Кислород».

Валерий Тодоровский на съемках сериала «Оттепель»

В том же 2005 году Валерий стал сопродюсером сериала «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Лента сразу же стала мегапопулярной, своим выходом рассеяв мрачный миф о невозможности экранизации самого загадочного произведения Булгакова.

Одной из последних наиболее удачных работ в фильмографии Тодоровского как режиссера стал телесериал «Оттепель», который впервые показали в декабре 2013 года. Герои 12-серийной ленты — советские кинематографисты, жившие в 60-х годах, когда начинал работу отец Валерия – Петр Тодоровский.

Валерий Тодоровский на съемках картины «Большой»

Сериал мгновенно стал популярным и получил множество наград, среди которых специальный приз совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» за 2013 год.

В 2016 году режиссер начал съемки фильма под названием «Большой». Это лента о балете, о жизни труппы Большого театра и о 2 девушках-балеринах и их судьбе в период с 10 до 25 лет.

Валерий Тодоровский

Главные роли исполнили знаменитые актеры – Алиса Фрейндлих, Валентина Теличкина и Александр Домогаров, а образы учениц воссоздали на экране балерины Маргарита Симонова и Анна Исаева.

Военно-полевой роман

Год: 1983
Страна: СССР
Жанр: драма, мелодрама
Рейтинг: КиноПоиск: 7.7 IMDB: 7.3
Режиссер: Петр Тодоровский
Актеры: Николай Бурляев, Наталья Андрейченко, Инна Чурикова, Виктор Проскурин, Всеволод Шиловский, Александр Мартынов, Зиновий Гердт
Возраст:

Сюжет

«Одесская киностудия» представляет вашему вниманию драматический мелодраматический фильм под названием «Военно-полевой роман».

Главная героиня фильма — девушка по имени Люба. Идет война, дело происходит на фронте. Люба работает медсестрой и своей красотой сражает всех наповал. Ее связывают романтические чувства с командиром дивизии, от которого она беременеет и рожает. Сам же мужчина погибает. Простой солдат Александр Нетужиллин несколько раз видел Любу, но ему этого хватило, чтобы по уши влюбиться.

Проходит какое-то время. Война заканчивается и все люди, пережившие все эти страшные события, пытаются вернуться к обычной жизни. Саша совершенно случайно вновь видит Любу, но теперь она не та красавица, которая могла влюбить в себя с первого взгляда, а женщина в растрепавшейся одежде, продающая пирожки. Он уже успел встать на ноги, она же потеряла почти все. Любовь в нем вспыхивает вновь и он ставит перед собой цель вернуть свою возлюбленную к жизни. Правда, замуж она выходит все равно не за него.

Борис Иванов (Джузеппе Мандини)

Б. Иванов в роли Джузеппе Мандини

Самым возрастным, а, значит, и самым опытным участником съёмок стал российский (впрочем, тогда все были советскими) актёр Борис Владимирович Иванов. Он мастерски отобразил трогательно-трагический образ незадачливого автомеханика и, по совместительству, вора-медвежатника Джузеппе Мандини (Джипо), так и не вернувшегося в свою солнечную Италию.

У актёра интересная биография. Едва окончив театральное училище в Одессе, Борис сразу попал на фронт и воевал в роте разведки. В 1942 году получил тяжёлые ранения и был направлен на лечение в госпиталь. После выписки оказался в Рыбинске, где некоторое время играл в местном драматическом театре.

Актёр Б. Иванов

В 1944 году Борис Владимирович был принят в труппу Московского театра имени Моссовета, которому верой и правдой служил до конца жизни. В кино впервые снялся в возрасте 40 лет, успев создать на экране более ста ярких образов.

Актёр умер в 2002 году. Ему было 82 года.

В ролях

  • Николай Бурляев — Александр Нетужилин
  • Наталья Андрейченко — Любовь Ивановна Антипова
  • Инна Чурикова — Вера Николаевна, жена Нетужилина
  • Катя Юдина — Катя Миронова, дочь Любы
  • Зиновий Гердт — администратор кинотеатра
  • Елена Козелькова — жена администратора кинотеатра
  • Виктор Проскурин — Новиков, заместитель председателя исполкома
  • Всеволод Шиловский — Гриша, ухажёр Любы
  • Александр Мартынов — майор Миронов, комбат
  • Наталья Ченчик — Нюра, лоточница (продавщица мороженого)
  • Владимир Юрьев — Малянов
  • Юрий Дубровин — Терёхин

В эпизодах

  • Галина Золотарёва
  • Александр Кузьмичёв
  • Андрей Моргунов
  • Владимир Горюшин — человек в приемной
  • Людмила Баранова
  • Елена Королёва
  • Ольга Анохина — Нюра, соседка Нетужилиных
  • Лилия Макеева
  • Вячеслав Жариков
  • Евгений Филатов
  • Александр Амелин
  • Алексей Ванин — гость (в титрах не указан)

Интервью

О войне

«Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым — мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь».

Об актерской и режиссерской профессиях

«Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.

Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза».

«Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать».

«После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому».

«Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни».

«Профессия режиссера — это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать».

«Я — человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: «про что это кино?»… Про жизнь».

О зрителе

«Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем».

Об искусстве

«Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии».

«Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне».

О женщинах

«Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят».

О жизни

«Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по «Анкору»). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии».

Семья и заветная мечта

Родной город Андрея Леонидовича – Иваново, берега которого омывает река Уводь. Появился на свет осенью 1945 года в семье педагогов. На тот момент родители уже воспитывали двух мальчишек: Рудика и Юру.

Жилось им трудно. Отец получил инвалидность в связи с потерей зрения. Все хлопоты по дому лежали на плечах матери. Однако пара не роптала на судьбу. Леонид Николаевич старался вести активный образ жизни, посещал драматический кружок при обществе слепых. Участвовал в разных постановках и радовался, когда в зале сидели жена с сыновьями.

Андрей Мартынов в молодости

Больше всех восхищался происходящим на сцене Андрюша. Тогда и зародилось у него мечта стать артистом. Неизгладимое впечатление произвел на мальчика и приезжий кукольный театр. Вскоре он самостоятельно смастерил куклы, создал декорации и открыл дома мини театр. Близкие умилялись увлечением Андрея, но не думали, что оно серьезное.

Личная жизнь

У актера в жизни было много романов и жен. Его первой супругой стала однокурсница Ольга Гаврилюк, старше Проскурина на 5 лет. Через год после рождения их дочери Саши артист влюбился в другую женщину – тоже актрису Татьяну Дербеневу. Он ушел к ней, оставив жену и маленькую дочь.

Третьей избранницей Виктора стала режиссер Светлана Колганова, взявшая фамилию мужа и ныне известная как Проскурина. С ней актер прожил долгих двадцать лет, пережил тяжелую автомобильную аварию и ее последствия. Однако пара все равно распалась.

Последняя, пятая жена артиста Ирина Хонда, помогла ему вновь поверить в себя после стресса, связанного с уходом из театра им. Ермоловой и другими жизненными потрясениями, и вернуться в профессию.

Своего мужа Ирина характеризует как очень жизнерадостного человека: “Более веселого человека в жизни я не встречала. Мы не можем ругаться, потому что у нас вся ругань всегда заканчивается каким-нибудь анекдотом, каким-нибудь визгом, криком, писком. Мы постоянно дурачимся. Он вообще на самом деле комедийный актер”.

Единственная дочь Проскурина Александра (по мужу Бледная) пошла по родительским стопам, окончила Щуку. Родила мальчика и девочку, дважды сделав актера дедушкой.

Об отце Саша рассказывает: “Он такой папа – не классический, не стандартный. Он никогда не присутствовал в моей жизни воспитателем, за двойки меня никогда не лупил. Но мы могли разговаривать о чем угодно, на любые темы. Я могу сказать ему все, что угодно. И он может с неожиданной стороны посмотреть на проблему и дать совершенно парадоксальный совет – я даже и не думала, что так может быть. Я думаю, что из всех его женщин мне повезло больше всего, потому что у нас нет бытовых отношений”.  

О подробностях личной жизни Виктор Проскурин рассказал в программе “Судьба человека с Борисом Корчевниковым”.

Смерть

В последние годы жизни Петр часто давал интервью. Именитый деятель искусств появлялся в телепередачах «В гостях у Дмитрия Гордона» и «Линия жизни», героями которой в разное время становились Гарик Сукачев, Борис Клюев, Никита Богословский и Виталий Вульф, а также снялся в авторской программе Дмитрия Диброва «Антропология».

Петр Тодоровский в последние годы

Также на канале «Россия-Культура» с промежутком в пару дней вышел цикл передач под названием «Монолог в четырех частях». В них режиссер без прикрас рассказал всю подноготную своей жизни. Кинематографист вспомнил и войну, и людей, которые были рядом в этот непростой как для страны, так и для него период, и встречу на Эльбе и, конечно же, не обошел стороной свой творческий путь.

Могила Петра Тодоровского

В апреле 2013 года Петр Тодоровский перенес сердечный приступ, после которого так и не оправился. Легенда российского кинематографа умер 24 мая этого же года. На момент смерти режиссеру было 88 лет. Прощание с деятелем искусств прошло 28 мая в зале Дома кино. Создатель фильма «Интердевочка» похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Первой женой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Их союз просуществовал всего полтора года.

Вторая супруга, Мира Григорьевна, ставшая его верной подругой и музой по жизни, — по специальности инженер-лейтенант морского флота. Позднее занялась продюсированием — создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой был снят ряд фильмов режиссера: «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем» и некоторые другие.

Сын Тодоровских — Валерий – не менее известный кинорежиссер и сценарист. Среди его громких работ – «Оттепель», «Стиляги», «Страна глухих».

Биография[ | ]

Пётр Тодоровский родился 26 августа 1925 года в городе Бобринец Кировоградской области Украинской ССР в еврейской семье. Родители — Ефим Гильевич Тодоровский и Розалия Цалевна Островская. Окончил 9 классов средней школы в Бобринце.

В начале Великой Отечественной войны с родителями эвакуировался в Сталинград, работал с отцом разгрузчиком угля на электростанции. В ноябре 1941 года, из-за наступления немцев, семье вновь пришлось бежать. Почти два года работал в колхозе «Песчаный Мар» (в простонародье — «Шишка») Новоузенского района Саратовской области.

В Красной армии с апреля 1943 года, с лета — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с августа 1944 года — командир миномётного взвода во 2-м батальоне 93-го стрелкового полка 76 сд, входившей в состав 125 ск 47-й армии 1-го Белорусского фронта. Лейтенант Тодоровский на фронте вступил в компартию. Принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Закончил войну лейтенантом у Шёнхаузена на Эльбе. Был ранен, контужен. Награждён орденами Отечественной войны І и ІІ степеней, медалями. Его брат Илья Тодоровский (1924—1942) погиб 21 января 1942 года в боях под Ленинградом.

После войны до 1949 года служил в военном гарнизоне Песочное под Костромой. После увольнения в запас работал на заводе стеклотары и одновременно получил аттестат зрелости.

В 1949 году поступил и в 1954 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека), дебютировал в качестве кинооператора в фильме «Молдавские напевы» (1955) на Кишинёвской киностудии хроникальных и документальных фильмов, где также работал оператором хроники для киножурнала «Советская Молдавия» (1954—1955). С 1955 года около десяти лет работал оператором на Одесской киностудии.

В качестве актёра снялся в фильмах «Был месяц май» (1970), «Трясина» (1977).

В 1983 году поставил прославленную картину «Военно-полевой роман», выдвинутую на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

В 2002—2004 годах и в 2004—2007 годах совместно с Н. Б. Рязанцевой вел режиссёрские мастерские на Высших курсах сценаристов и режиссеров.

В 2004 году по мотивам автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай. (Лучшие годы нашей жизни)» был снят телевизионный сериал «Курсанты» (режиссёр А. Кавун), впервые в истории российского телевидения номинированный на премию «Emmy International».

Могила П. Е. Тодоровского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Композитор и автор песен к ряду фильмов. Импровизатор и аккомпаниатор игры на русской семиструнной гитаре. Аккомпанировал В. Высоцкому при записях его песен.

В 2010 году, незадолго до своего юбилея, режиссёр дал интервью для Радио «Свобода». Четырёхминутный фрагмент этого видео выложен в интернете.

29 апреля 2013 года Пётр Тодоровский перенёс сердечный приступ, после которого не смог ося.

Скончался 24 мая 2013 года в Москве на 88-м году жизни. Прощание с режиссёром прошло 28 мая в Большом зале Дома кино, после чего он был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Обиделся и ушёл

После распада Советского Союза Александр Мартынов смог адаптироваться к новым реалиям. Актёр, который ранее играл военных и милиционеров, легко перевоплотился в эгоистичного представителя «золотой молодёжи» в фильме «Телохранитель» и его продолжении, боевике «Золото партии». Переломным моментом для карьеры Мартынова стал прогремевший в театре скандал.

Александр Мартынов в фильме «Золото партии»

Александр Сергеевич имел привычку порой пропадать на пару дней — не появляться в театре, не отвечать на звонки. Он не уходил в запой, поскольку был совершенно равнодушен к алкоголю, а просто не выходил на работу. Некоторое время худрук театра Андрей Гончаров терпел такое поведение, поскольку Мартынов был действительно талантливым актёром и некоторая часть зрительниц приходила посмотреть именно на него. Однако в 1994 году Александр Мартынов своей неявкой сорвал важную премьеру, и Гончаров распорядился уволить его одним днём.

Мартынов, будучи, как и многие актёры, человеком тонкой душевной организации, обиделся на такое неуважение и ушёл из профессии. Он уехал на дачу в Кратово и превратился в затворника. Там Александр Сергеевич живёт и по сей день. Он ухаживает за садом и огородом, играет с соседями в нарды и развлекает их историями из своего актёрского прошлого. В 2008 году Мартынов неожиданно вернулся на экраны, сыграв олигарха Реутова в сериале «Псевдоним “Албанец”–2», но после этого более 10 лет нигде не снимался. Соседи рассказывают, что в свободное время бывший актёр пишет сценарии, однако единственный фильм, в котором он числится сценаристом, вышел на экраны в 1992 году.

Александр Мартынов в сериале «Псевдоним “Албанец”–2»

«Военно-полевой роман»: актеры. Инна Чурикова

Инна Чурикова – одна из самых харизматичных актрис XX века. Чего только стоит ее Марфушечка из сказки «Морозко»! А буфетчица из фильма «Стряпуха», белокурая Жюзи из «Неуловимых мстителей» и баронесса Якобина из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»?!


Инна Чурикова

Вера Николаевна знает о похождениях мужа и, конечно, глубоко переживает эту трагедию. Но рвать отношения не спешит, не устраивает истерик и вообще предстает перед зрителем довольно мудрой женщиной.

За воплощение этого образа на экранах Инна Чурикова получила «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале.

Список источников

Фильмография[ | ]

Актёр

  • 1970 — «Был месяц май» — старший лейтенант Владимир Яковенко
  • 1977 — «Трясина» — эпизод
  • 2004 — «Курсанты»
  • 2007 — «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя» — гость на новогоднем вечере

Режиссёр

  • 1962 — «Никогда»
  • 1965 — «Верность»
  • 1967 — «Фокусник»
  • 1970 — «Городской романс»
  • 1973 — «Своя земля»
  • 1976 — «Последняя жертва»
  • 1978 — «В день праздника»
  • 1981 — «Любимая женщина механика Гаврилова»
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром»
  • 1989 — «Интердевочка»
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2003 — «В созвездии Быка»
  • 2008 — «Риорита»

Сценарист

  • 1965 — «Верность» (совместно с Булатом Окуджавой)
  • 1970 — «Городской романс» (совместно с Феликсом Миронером)
  • 1976 — «Последняя жертва» (совместно с Владимиром Зуевым)
  • 1978 — «В день праздника» (совместно с Валентином Коноваловым)
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром» (совместно с Александром Буравским)
  • 1989 — «Интердевочка» (совместно с Владимиром Куниным)
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2003 — «В созвездии Быка» (совместно с Александром Буравским)
  • 2003 — «Личная жизнь официальных людей»
  • 2008 — «Риорита»
  • 2015 — «Встреча на Эльбе»

Оператор

  • 1955 — «Молдавские напевы»
  • 1956 — «Весна на Заречной улице»
  • 1956 — «Моя дочь»
  • 1958 — «Два Фёдора»
  • 1959 — «Жажда»
  • 1962 — «Никогда»

Кинохроника

  • 1954 — спецвыпуск киножурнала «Советская Молдавия» № 31, посвящённый 37-й годовщине Великого Октября
  • 1955 — киножурнал «Советская Молдавия», № 1 (сюжеты «Новогодний бал в университете», «Труженики новогодней ночи», «Дурлештская машинно-тракторная станция», «Женская тракторная бригада Кишкаренского района», «25 лет педагогическому институту Кишинёва»)
  • 1955 — спецвыпуск киножурнала «Советская Молдавия», посвящённый выходу футбольной команды «Буревестник» в класс «А» чемпионата СССР

Композитор

  • 1960 — «Сильнее урагана»
  • 1965 — «Над нами Южный крест»
  • 1983 — «Военно-полевой роман»
  • 1984 — «Мои современники»
  • 1986 — «По главной улице с оркестром»
  • 1989 — «Интердевочка»
  • 1992 — «Анкор, ещё анкор!»
  • 1995 — «Какая чудная игра»
  • 1997 — «Ретро втроём»
  • 2001 — «Жизнь забавами полна»
  • 2001 — «Праздник»
  • 2003 — «В созвездии Быка»
  • 2003 — «Личная жизнь официальных людей»
  • 2008 — «Риорита»

1974 — «Есть у меня друг»

Наигрался в семью

Первый раз Александр Мартынов женился ещё в студенческие годы, но о его избраннице почти ничего не известно. Этот брак просуществовал недолго, но принёс актёру двух сыновей, в воспитании которых Александр, сам выросший без отца, участия не принимал. В 1984 году Мартынов женился на актрисе Татьяне Мухе, которая играла с ним в одном спектакле. Татьяна родила от Александра дочь Машу. В 1988 году актёр ушёл из семьи.

Татьяна Муха в фильме-спектакле «Уроки музыки»

«Главная Сашина беда, на мой взгляд, что ему Богом не был дан талант любить. Он, к сожалению, оказался лишён этого чувства. Как одинокий волк, Саша никогда и нигде не пускал корней», — рассуждала Муха в беседе с корреспондентом «Каравана историй».

«И всё равно я ему безумно благодарна за дочь, за тот период времени, который он отдал нам с Машей, преодолевая себя. Мартынов ведь по сути своей спринтер, надолго его не хватает. Наигрался в папу заботливого, мужа верного, и ему стало скучно. Надоело. И рад бы привязаться, полюбить, но, к сожалению, не способен».

Любовь Руденко в сериале «Жизнь Клима Самгина»

Позднее актриса Любовь Руденко утверждала, что отцом её ребёнка является именно Мартынов. Александр так и не признал мальчика, но поклонники актёра отмечают, что повзрослевший Анатолий Руденко как две капли воды похож на молодого Мартынова.

Анатолий Руденко в фильме «Букет» и Александр Мартынов в фильме «Право на прыжок»

Петр Тодоровский

«Я люблю, когда забываю, что я смотрю кино, включаюсь и начинаю играть в эту игру, сопереживаю, кого-то начинаю любить, кого-то не любить», — говорил Петр Тодоровский. Оператор, сценарист, режиссер, композитор, он оставил нам в наследство столько своих чудесных «игр», изумительных фильмов, легких, ироничных, мудрых и, самое главное, неизменно добрых. Петр Ефимович был открытым, солнечным человеком. То же самое можно сказать и о его картинах.

Петр Тодоровский родился в 1925 году в городе Бобринец (Украина). С 1943 года воевал, принимал участие в освобождении Варшавы, Быдгоща, Щецина и взятии Берлина. Войну закончил у Шёнхаузена на Эльбе лейтенантом. Военная тема — особая в творчестве режиссера. Ей посвящены его пронзительные фильмы «Военно-полевой роман», «В созвездии Быка», «Риорита». Уже после смерти Петра Ефимовича его жена Мира Тодоровская экранизировала последний сценарий режиссера «Встреча на Эльбе», где он рассказывал о том, что пережил сам.

В 1949 году Петр Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). А дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов в качестве оператора киноальманаха «Молдавские напевы».

Как режиссер Петр Тодоровский дебютировал в 1962 году, сняв фильм «Никогда». О чем бы ни рассказывал Петр Ефимович в своих картинах, его истории всегда отличала лирическая, душевная интонация, мягкий юмор и безграничная любовь и милосердие к людям. Экран ведь тонкая материя, его не обманешь, и, если режиссер, по сути дела, равнодушен к своим героям, а увлечен лишь внешними эффектами и сюжетными ходами, это видно сразу. У Тодоровского этого быть просто не могло. Его герои покоряют практически с первого кадра, становятся чуть ли не родными и не отпускают даже после финальных титров. Всей душой переживаешь за молодую влюбленную пару из «Городского романса», восхищаешься силой и слабостью Маргариты из «Любимой женщины механика Гаврилова», невозможно спокойно наблюдать за жизненными перипетиями персонажей «Военно-полевого романа» и картины «Анкор, еще анкор!» (кстати, эти работы чем-то перекликаются друг с другом, там и главную героиню зовут одинаково — Люба Антипова).

Петр Тодоровский на съемках фильма «Последняя жертва». Фотография: uznayvse.ru

Петр Тодоровский на XVII всесоюзном кинофестивале. Фотография: kinokopilka.pro

Ирина Розанова и Петр Тодоровский на съемках фильма «Анкор, еще анкор!». 1992 год. Фотография: aif.ru

В 1989 году Петр Тодоровский буквально взорвал советский кинематограф своей «Интердевочкой». Режиссеру удалось подать эту щекотливую для нашего кино тех лет тему деликатно и в то же время жестко и пронзительно.

В 2001 году режиссер снял трогательный фильм «Жизнь забавами полна», где показал целую галерею смешных, непутевых, неустроенных людей, живущих на стыке эпох и отчаянно, до дрожи нуждающихся в любви. Недаром рефреном фильма звучит стихотворение Григория Поженяна «Нужно, чтоб кто-то кого-то любил».

А еще Петр Тодоровский был замечательным композитором и музыкантом. Во многих фильмах режиссера звучит его музыка.

Петра Ефимовича Тодоровского не стало 24 мая 2013 года.

Петр Тодоровский

Пересматриваем любимые фильмы знаменитого режиссера.

Они сражались за Родину. Актеры-фронтовики

Их становится все меньше, их практически уже нет. Но остается наша память и великая благодарность.

Документальное кино. Портреты режиссеров отечественной киноклассики

Великие имена. Великие таланты. Великие фильмы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: