Как проходила съемка кинофильма «свадьба в малиновке»

Сельская жизнь

Интересно, как отзывались о съемочных буднях актеры и съемочная группа “Ленфильма”. Достоверные сведения об этом можно почерпнуть из подробных и восторженных рассказов Михаила Пуговкина, которыми он делился в своих частых интервью с журналистами.

На несколько месяцев актерам пришлось окунуться в настоящую сельскую жизнь. Они квартировались у обычных селян – местных жителей, которые с гостеприимством встречали столичных артистов. Деревенская специфичность и национальная самобытность, с которыми постоянно встречались актеры, помогли им легче вжиться в народные образы и прочувствовать жизнь в селе изнутри.

Пуговкин проживал с женой у зажиточных крестьян, которые хлебосольно приняли и разместили у себя звезду советского кинематографа. По рассказам актера, каждый вечер гостеприимные хозяева собирали в своем саду (а сад был огромный, около ста деревьев) почти всю съемочную группу и поили уставших артистов чаем с ароматным яблочным вареньем. Такие посиделки остались приятным воспоминаниям в сердце не только актеров, но и местных жителей.

Жена Пуговкина, Александра, не гнушалась помогать хозяевам по хозяйству и часто кормила по утрам их пернатую живность (кур, гусей и уток).

Интересные факты

Фильм было решено снимать к юбилею Октябрьской революции. Съемки должны были вестись на киностудии имени Довженко, так как события по сценарию разворачиваются на Украине. Руководство киностудии, однако, отказалось снимать картину, так как посчитало сюжет простоватым и неинтересным. Тогда инициативу перенял «Ленфильм» и… выиграл лотерею.

Михаил Пуговкин, сыгравший эпизодическую, но очень яркую роль Яшки-артиллериста, мог и не появиться в этой картине, а все из-за интриг. Режиссер, прочитав сценарий, на эту роль прочил только Пуговкина, но его ассистент был другого мнения и пытался протежировать своего знакомого. В течение нескольких месяцев режиссеру сообщали, что известный актер не берет трубку, тогда Андрей Тутышкин лично связался с Михаилом Ивановичем, и тот сразу же дало свое согласие на съемки.

Танец «в ту степь», который исполнил Яшка, разучивался актером полтора месяца.

Партии солдатки Софьи, ее дочери Яринки и будущего зятя Андрейки исполняли профессиональные вокалисты — Михаил Егоров, Галина Ковалева и Валентина Левко.

Помощь местных жителей

Вообще, селяне с чувством встретили в своих домах съемочную группу “Свадьбы в Малиновке”. Они не только гостеприимно предоставили делегатам жилье, но и снабжали свежими домашними продуктами – парным молоком, салом, яйцами.

Однако этим не ограничивалась помощь местных жителей. Полтавчане, пораженные невиданными гостями, могли сутками стоять около съемочной площадки, забывая о своих насущных делах

Такое пристальное внимание не мешало киностудии. Даже наоборот. В массовках участвовали почти все жители села, старательно выполняя все распоряжения режиссера и оператора

Более того, иногда местные жители давали советы, как правильно снять тот или иной кадр или как корректно воспроизвести ту или иную ситуацию

В массовках участвовали почти все жители села, старательно выполняя все распоряжения режиссера и оператора. Более того, иногда местные жители давали советы, как правильно снять тот или иной кадр или как корректно воспроизвести ту или иную ситуацию.

Например, однажды у съемочной группы не получалось красиво заснять один кадр, как один из персонажей пьет из кувшина. Молоко постоянно переливалось, и сцена получалась неправильной и некрасивой. Один же из местных жителей предложил привязать веревку к горлышку кувшина, и тогда молоко потекло так, как необходимо – тонкой струйкой.

А как танцевали местные красавицы! Для плясовых сцен был специально выписан столичный коллектив “Жок”. Однако городским танцовщицам было неуютно танцевать на босую ногу, как требовалось по сценарию. Зато полтавчанки всех возрастов и комплекций зажигательно исполняли на камеру народные плясы.

Сюжет фильма «Свадьба в Малиновке»

Действие этого фильма разворачивается во время Гражданской войны в России 1917-1923 гг. Жители небольшого украинского села Малиновка устали от бесконечной смены власти в их провинции. Поселок то захватывают «красные», то «освобождают» «белые» войска.

 
Чтобы хоть как-то отдохнуть от тягот войны, малиновцы с нетерпением ожидают свадьбы молодого и веселого пастуха Андрейки и прекрасной Яринки — дочери известного революционера, который был сослан на каторгу в Сибирь царским правительством.

Казалось, ничто не может испортить счастливую свадьбу двух молодых, прекрасных людей. Однако неожиданно в Малиновку является банда разбойников, сочувствующих белой армии, под руководством атамана Грициана Таврического. Жители Малиновки оказываются в заложниках у жестокого атамана и его шайки.
 
Сам Грициан влюбляется в красавицу Яринку и хочет стать ее мужем. Несчастная девушка, не желая становиться женой злодея, убегает в лес. Там Яринка натыкается на отряд красных партизан под руководством мудрого Назара Думы.
 
Девушка просит партизан заступиться за нее и спасти ее честь. Отважный Назар Дума вместе со своим отрядом решает спасти Яринку, а заодно и освободить несчастную Малиновку от бандитов.
 
Однако численное преимущество на стороне банды Грициана. Поэтому красногвардейцы решают пойти на хитрость. Назар уговаривает Яринку согласиться на брак с главарем шайки.
 
Во время шумного застолья, когда Грициан Таврический вместе со своей шайкой отмечают свадьбу, на торжество является Назар Дума, переодетый в форму белогвардейского офицера — Чечиля. Бандиты с радостью принимают его, и сажают за стол.

Пока хитроумный командир красных партизан обманывает бандитов и произносит долгие патетические тосты, его отряд ловко обезвреживает вражеские пулеметы.

 
Когда же банда Грициана впадает в беспамятство от опьянения, отважные партизаны вместе с женским батальоном прогоняют Грициана и его разбойников из Малиновки.
 
Счастливые жители села благодарят Назара Думу и его ребят за освобождение Малиновки. А молодая Яринка узнает в Назаре своего пропавшего отца. В конце фильма бесстрашный партизанский командир благословляет Андрейку и Яринку.

Михаил Пуговкин о фильме «Свадьба в Малиновке»

Это тот случай, когда зрители считают, что это моя лучшая роль в кинофильме «Свадьба в Малиновке». А роль-то небольшая. Всего две сценки. Одна — знаменитая, танец «В ту степь», и еще одна небольшая сценка. Роль эпизодическая, но она стала одной из центральных ролей, может быть, благодаря музыке Александрова.

История была непростая. Снимала картину киностудия «Ленфильм», но должна была снимать студия имени Довженко, потому что все действие происходит на Украине, между Полтавой и Киевом, в славном местечке Лубны. Графскую усадьбу снимали в селе Хорошки, ветряная мельница и другие сцены в селе Мацковцы. Павильонные съёмки — на Ленфильме. А натуру действительно снимали в селе Малиновка, только по одним данным, это Малиновка Чугуевского района Харьковской области, а по другим, Малиновка в Глобинском районе Полтавской области.

В массовках были задействованы практически все жители Малиновки.

На роль Софии была утверждена одна ленинградская актриса, но она заболела, и режиссёр пригласил Людмилу Алфимову на пробы. Когда на Ленфильме Алфимова вышла из гримерной в образе, режиссёр вскрикнул: «Это настоящая солдатка София!»

Искали артиста на роль Яшки-артиллериста. Организовывая съемочную группу, режиссер Андрей Петрович Тутышкин сообщил, что Яшку будет играть Пуговкин. И примерно месяц ассистенты меня «искали», хотя на самом деле только делали вид, что искали. Как часто бывает в кино, ассистент по актерам хотела на эту роль предложить какого-то другого актера, поэтому все время говорила Тутышкину, что меня нет в Москве. Дело подходило уже к съемкам, Андрей Петрович рассвирепел и потребовал от ассистента:

— Ну-ка наберите мне номер Пуговкина! Я подошел к телефону.

— Михаил Иванович, — сказал Тутышкин, — вы что, в Москве?

— В Москве, — отвечаю удивленно.

— А вы что, уезжали куда-то?

— Нет, — говорю я, — никуда не уезжал.

— Да что же это такое! — окончательно разозлился Андрей Петрович. — Вы завтра должны быть в Ленинграде. Садитесь срочно на «Стрелу» и приезжайте. Будете играть роль Яшки-артиллериста.

— Спасибо, — поблагодарил я и отправился в Ленинград.

Я даже не пробовался, приехал и начал сниматься. Вот так мы и начали работать. Танец «В ту степь» поставила балетмейстер Галина Александровна Шеховская. Она много лет работала в Театре оперетты, многие танцы поставила. Лучшим исполнителем танца «в ту степь» был знаменитый Владимир Володин.

— После Володина я ставила «в ту степь» несколько раз, в разных городах, — сказала мне Галина Александровна, — Михась, Вы первый, кто дал мне возможность забывать о танце Володина.

Когда я снимался в первой своей картине «Дело Артамоновых» в далеком 1941 году, Галина Александровна тоже ставила мой танец в этом фильме. И теперь, спустя двадцать пять лет — в фильме «Свадьба в Малиновке».

Почти все съемки проходили под Киевом, мы каждый день ездили в старую усадьбу. В этом фильме снимались и ансамбль «Жок», и Николай Сличенко, и Андрей Львович Абрикосов, и сын его снимался, Григорий. Моей партнершей была Зоя Алесеевна Федорова. Снимались и Евгений Лебедев, и Тамара Носова, и Михаил Водяной.

Жили на квартирах. Город Лубны был хлебосольный. Мы с женой жили в хате, а в саду было сорок яблонь. Каждый вечер под яблонями накрывали на стол и чаевничали со скороспелым клубничным вареньем. Хозяйка Надежда Сергеевна приходила из магазина и приносила свежайший хлеб, у которого, когда режешь, хрустит корочка. Чаепитие с вареньем и со свежим хлебом под яблонями — это было что-то. Вечерами мы собирались, Коля Сличенко брал гитару и пел цыганские романсы.

У хозяйки была масса разнообразных животных: индюки, куры, гуси. Жена моя вставала рано утром, а индюки, гуси, куры — все собирались вокруг нее. Интересная бала экспедиция. Мы почувствовали запах села. Хоть это и был городок, впечатление было, что это село. Это было хорошее время.

Танец «В ту степь» мы репетировали полтора месяца. Почти каждый день Галина Александровна подходила ко мне и говорила:

— Михась, надо порепетировать!

Исполнительница центральной женской роли

Что еще можно сказать об исполнителях легендарной кинокартины? Очень интересна и примечательна история выбора центральной героини фильма – матери Яринки. По сценарию, женщина, воспитывающая взрослую дочь, должна была отличаться сильным волевым характером и мужественной красотой. Пережившая трагедию, жена солдата-революционера, она являлась основной фигурой всего произведения.

На роль Софьи была утверждена опытная ленинградская актриса. Однако прямо перед съемками она заболела и не смогла принять участие в постановке фильма. Режиссеру пришлось на скорую руку искать другую актрису.

Среди пришедших на кастинг особенно выделялась Людмила Алфимова – серьезная и красивая, с умным взглядом и некоторой трагической искрой в глазах. Сначала молодая женщина не понравилась режиссеру – какая из этой молодухи получится Софья, закаленная жизнью солдатка? Однако когда Людмилу Ивановну одели в национальный костюм и загримировали (наложили тень под глазами и углубили морщинки), всем сразу же стало ясно, что именно такой и должна быть жена революционера, мать Яринки.

Актерский состав

В главных и второстепенных ролях снялись актеры:

  • Владимир Яковлевич Самойлов — Назар Васильевич Дума, командир передового отряда армии Г. Котовского;
  • Людмила Ивановна Алфимова (в музыкальных композициях роль озвучена камерной певицей Валентиной Левко) — Софья Михайловна Дума, жена Назара и мать Яринки;
  • Валентина Петровна Николаенко (в вокальных сценах роль озвучена оперной певицей Галиной Ковалевой) — Яринка, дочь Назара и Софьи;
  • Гелий Борисович Сысоев (оперные партии исполнил певец Михаил Егоров) — Андрейка, местный пастух и жених Яринки;
  • Евгений Алексеевич Лебедев — дед Нечипор, местный староста;
  • Зоя Алексеевна Федорова — Горпина Дормидонтовна (односельчане называют ее Гапусей), жена старосты;
  • Михаил Иванович Пуговкин — Яшка-артиллерист, или Яков Александрович Бойко;
  • Григорий Андреевич Абрикосов — атаман Грициан Таврический, предводитель местной банды;
  • Андрей Львович Абрикосов — богатый сельчанин Балясный, отец атамана;
  • Михаил Григорьевич Водяной — адъютант предводителя бандитов Попандопуло;
  • Николай Алексеевич Сличенко — помощник командира отряда котовцев Петря Бессарабец;
  • Тамара Макаровна Носова — селянка Комариха, влюбленная в Яшку-артиллериста;
  • Эмилия Моисеевна Трейвас — Трындычиха, жительница села и ближайшая соседка старосты и его жены;
  • Алексей Макарович Смирнов — участник банды Сметана.

Самойлов сыграл командира передового отряда армии.

Физики и лирики

Вскоре актриса уехала из Ленинграда в Москву, где её без экзаменов взяли сразу на второй курс Щукинского училища. Чтобы сводить концы с концами, Валентина бралась за любую подработку, в том числе согласилась прибираться у соседей после ухода гостей. Так она и встретила своего первого мужа.

— Я домывала полы, елозила тряпкой на коленках и, подняв голову, я, как в кино, увидела какого-то человека в белом костюме, — вспоминала актриса. Валентина никогда не называла имя первого мужа, но проговорилась однажды, что он был известным физиком, который хорошо зарабатывал и мог содержать молодую жену. Щедрый благодетель даже предлагал устроить девушку на работу юристом, но Валентина хотела быть артисткой. В титрах картин тех лет она числится под девичьей фамилией.

Валентина Лысенко в фильме «Бой с тенью». Кадр из фильма

Этот брак распался, когда Валентина позволила себе влюбиться в коллегу-актёра, имя которого она также называть не хочет, поскольку его уже нет в живых. Эти отношения не продлились долго, и на старших курсах Лысенко решила женить на себе актёра Алексея Граббе. В те годы она была хороша собой и играла главные роли в студенческих постановках, так что Алексей сопротивлялся недолго.

Алексей Граббе в фильме-спектакле «Ярость». Кадр из фильма

То, что осталось за кадром

Конечно, это не все интересные и малоизвестные факты в отношении создания музыкальной комедии. Если перечислить все хитросплетения и неожиданности, происходящие до и после съемок фильма, то не хватит и тысячи страниц.

Однако есть такие примечательные случаи, о которых просто невозможно не упомянуть. Они имеют непосредственное отношение к главной теме кинокартины – настоящей любви. Оказывается, на съемках фильма несколько человек нашли свою вторую половинку.

Среди них следует упомянуть актрису Людмилу Алфимову, которую полюбил председатель из соседнего колхоза. Он галантно ухаживал за артисткой, а под конец съемок признался в своих чувствах. Говорят, что любовь оказалась взаимной и пара поженилась. Однако произошло это спустя двадцать лет, так как влюбленные были не свободны.

Другое случайное знакомство также окончилось браком. Водитель режиссера, молодая симпатичная девушка, понравилась местному жителю Володе, после чего тот уехал за любимой в столицу, где и предложил ей руку и сердце. По словам старожилов, у пары родилось двое детей.

Как видим, музыкальная комедия “Свадьба в Малиновке” соединила не одно любящее сердце. Не этого ли и следует ожидать от фильма с таким прекрасным символическим названием?!

Список источников

Пуговкин учится танцевать

В отношении народных плясок Михаил Пуговкин в одном из интервью делился, что специально для фильма полтора месяца учился выполнять специфические танцевальные движения. И это несмотря на то, что у актера была второстепенная роль, а сам танец занял в ленте не больше одной-двух минут!

В отношении роли Пуговкина следует сказать, что актеру, как никому другому, удалось возвысить чуть ли не эпизодическую роль до ранга центральной и всеми любимой. Благодаря таланту и мастерству актера, а также его умению рассмешить и сымпровизировать, персонаж Пуговкина стал всенародным любимцем, а сам артист получил несколько наград и отличий.

Сюжет[править]

Действие происходит в Гражданскую войну (судя по некоторым признакам, это лето 1920 года) в некоем украинском селе под названием Малиновка, живущем в условиях постоянно меняющейся власти. В один из таких дней в селе появляется банда непонятной политической ориентации, в теории обещающая устроить тут какое-то самостiйное государство, а на практике — норовящая пограбить и планирующая заключить союз с белым генералом бароном Врангелем. Предводитель бандитов (сын местного кулака) также не терпящим возражений тоном требует выдать за него замуж местную девушку Ярину. Видя такие дела, героиня кидается бежать куда глаза глядят и в итоге оказывается в лагере расположившихся неподалёку красноармейцев из бригады Котовского.

Расспросив Яринку по поводу происходящего, командир котовцев просит её вернуться в село, никому ничего не рассказывать о присутствии красных, а самой притвориться, будто согласна на свадьбу с атаманом и добиться того, чтобы бандиты, силы которых в пять раз превосходят его отряд, как следует в ходе этой «свадьбы» напились. Сам командир отправляется в село вслед за девушкой, чтобы подстраховать её и заодно самому рассмотреть, как обстоят дела. Причём аж под двойной маскировкой: он сначала притворяется простым солдатом, возвращающимся с войны, а потом выдаёт себя за врангелевского офицера, переодевшегося ради конспирации (благо, у него имеются документы, полученные от настоящего пленного врангелевца).

Поскольку это добрая семейная комедия, естественно, всё закончится хорошо, злодеи будут повержены (даже почти без насилия), а героев ждёт хэппи-энд. А с учётом того, что в основе фильма лежит оперетта, всё это сопровождается песнями да плясками, концентрация которых не уступает какому-нибудь хиту индийского кинематографа.

Немного о сюжете

В какое время происходят события, описанные в комедии “Свадьба в Малиновке”? Фильм 1967 года выпуска повествует о событиях давно прошедших дней, связанных с жестокой братоубийственной Гражданской войной. Действия кинокартины переносят зрителей в 1919 год, в обычное украинское село, где живут люди, уставшие от военных и политических невзгод.

Все с нетерпением ожидают свадьбы местной красавицы Яринки и мужественного пастуха Андрейки. Однако не все так просто на пути влюбленных.

В селе появляется вражеская банда, атаман которой чувствует себя господином и властелином не только деревни, но и людей. Он положил глаз на красивую девушку и хочет сделать ее своей женой.

Яринка убегает от бессердечного злодея и просит помощи у красноармейцев-разведчиков, случайно встреченных ею в лесу. Те соглашаются помочь, но с условием, чтобы девушка согласилась на свадьбу с нелюбимым, тем самым заманив бандитов в ловушку. Бесстрашная Яринка соглашается. Что из этого выйдет – вы сможете узнать, досмотрев телеисторию до конца. Мы же от сюжета “Свадьбы в Малиновке” вернемся к своей главной теме.

Закулисные интриги и настоящая любовь на съемках «Свадьбы в Малиновке»

Действия «Свадьбы в Малиновке» происходят между Киевом и Полтавой, поэтому первоначально снимать собирались на киностудии имени Довженко. Этим планам не суждено было сбыться – руководство комплекса отказывалось брать картину. Ее посчитали несерьезной, дескать, к юбилею революции фильм не годится. В итоге ленту отдали «Ленфильму». За работу взялся режиссер Андрей Тутышкин.

ПО ТЕМЕ

Идея пришла случайно: как создавался фильм «Одиноким предоставляется общежитие»

Ссоры артистов, лютый холод и отказ техники: почему «Девчата» стали головной болью для создателей

«Собачье сердце» вернуло Евстигнеева к жизни: как создавался легендарный фильм

Хлебная закваска вместо цемента и реальный поджог: интересные факты о «Джентльменах удачи»

С подбором артистов у киношников не возникло особых сложностей, разве что Михаил Пуговкин едва не стал жертвой закулисных интриг. Тутышкин видел в роли артиллериста Яшки только Пуговкина. Режиссер утвердил Михаила Ивановича в ленту заочно, оставалось только уговорить актера сниматься. Между тем у ассистентки кинематографиста был свой кандидат на эту роль. Помощница несколько месяцев вешала лапшу на уши Тутышкину – утверждала, что актера нет в столице и с ним невозможно связаться. В результате терпение Андрея Петровича лопнуло, и он сам позвонил претенденту. Режиссер с удивлением обнаружил, что Пуговкин Москву не покидал, не занят и готов сниматься.

Для фильма «Свадьба в Малиновке» Михаил Пуговкин полтора месяца учился танцевать под руководством балетмейстера Галины Шеховской. Артист репетировал много недель ради минутного эпизода, в котором он вместе с Зоей Федоровой исполняет музыкальный номер «В ту степь». Шеховская считала, что Пуговкину не хватает куража в танце, поэтому заставляла его вновь и вновь повторять движения. В итоге номер стал гордостью Михаила Ивановича.

Часть картины «Свадьба в Малиновке» была снята в декорациях на «Ленфильме». Также киношники работали в селах Полтавской области – Пески, Хорошки и Мацковцы. Некоторые сцены снимались в реальном населенном пункте Малиновка, правда, по одним данным оно находилось в Глобинском районе Полтавской области, по другим в Чугуевском районе Харьковской области.

Жители сел, в которых снимали киношники, работали в массовке. За помощь местные получали зарплату по ставке 50 копеек за смену. На площадке давали возможность заработать больше – до 3-х рублей, для этого необходимо было прийти со своим реквизитом, например, с домашними животными, либо хорошо танцевать. Лихо отплясывающие сельчане снимались в сценах с участием ансамбля «Жок».

Фильм «Свадьба в Малиновке» поспособствовал созданию двух реальных семей. Житель одного из сел влюбился в девушку, которая работала водителем Андрея Тутышкина. Ради избранницы мужчина оставил малую родину и переехал в Ленинград. На съемках картины свою судьбу встретила актриса Людмила Алфимова. Она играла роль солдатки Сони. В артистку влюбился председатель колхоза. Ради Алфимовой ухажер купил усадьбу графа Потоцкого. После свадьбы артистка стала хозяйкой поместья.

Интересные факты о фильме «Свадьба в Малиновке»

Театр и кино

Получив дипломы, Алексей и Валентина вместе пошли в труппу Театра на Таганке. Там молодую актрису ждало разочарование: художественный руководитель театра Юрий Любимов считал, что ей недостаёт опыта, а потому ставил Лысенко во второй, а то и третий состав, играть которым никогда не доводилось. Не выдержав подобного обращения, Валентина спросила худрука, зачем он вообще её взял, и Юрий Петрович ответил: «Из жадности».

Вскоре актриса покинула театр Любимова и устроилась на «Мосфильм», где работала как в кадре, так и за кадром. На этой студии Валентина встретила своего третьего мужа, актёра и режиссёра Георгия Николаенко, чью фамилию она и взяла.

Георгий Николаенко в сериале «Кодекс чести». Кадр из сериала

Когда они познакомились, Георгий был женат, да и Валентина к тому времени ещё не рассталась с супругом, но спустя несколько месяцев после знакомства актёры поняли, что должны жить вместе.

Валентина Николаенко в фильме «Досье человека в «Мерседесе»». Кадр из фильма

Поработав с талантливыми киноактёрами, Николаенко поняла, что очень мало знает о профессии. В восьмидесятые годы она снова пошла учиться, теперь уже на режиссёра, и даже поставила несколько спектаклей. После 1988 года актриса совсем пропала с больших экранов, поскольку открыла в себе страсть и талант к педагогике. Она стала преподавать актёрское мастерство в Щукинском училище, а со временем получила звание профессора и право набрать курс. Учениками Валентины Петровны были Александр Семчев, Екатерина Гусева, Дмитрий Ендальцев и многие другие актёры, имена которых сейчас на слуху.

Александр Семчев в сериале «Пенсильвания». Кадр из сериала

Николаенко не стала заслуженной или народной артисткой, но в 2010 году она получила орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за вклад в развитие российской культуры и искусства.

Валентина Николаенко в телепередаче «Частная история». Кадр из передачи

В новом тысячелетии Валентина Петровна изредка появляется на экранах в сериале «Кодекс чести».

Валентина Николаенко в сериале «Кодекс чести». Кадр из сериала

Персонажи[править]

Хорошиеправить

Яринка и Андрейка.

Яринка и Андрейка — та самая парочка, вокруг которой разгорелся весь сыр-бор. Ярина — хорошая девушка, когда надо — решительная и бойкая. Живёт с матерью, отца не помнит — его отправили в Сибирь ещё 15 лет назад (видимо, после неудачной революции 1905 года). Андрей — хороший парень, местный пастух. На войну по юным годам не попал, но мечтает отправиться с красными, чтобы «драться». Собственно, эти двое вынесены вместе отдельным пунктом, потому что, как это часто бывает с главными героями, они не очень заметны на фоне героев второстепенных.

Петря, Назар, Софья.

  • Софья. Мать Ярины. Растит дочку одна, в отличных отношениях с ней и в обиду её не даёт. Поёт крутым контральто. О судьбе мужа Софье ничего не известно, так что она всё ждёт его и часто носит траур. Родом они с Яриной, кстати, не из Малиновки, а из давно сгоревшего села, так что как выглядел её муж, изо всех персонажей знает только она сама.
  • Назар Дума, командир особого отдельного конного отряда котовцев, лично внедрившийся в логово врагов, замаскировавшись под врангелевского штабс-капитана Чечеля, в свою очередь замаскированного под нейтрального ветерана Первой мировой. Крут, усат, отлично умеет обращаться с саблей, а ещё он хороший гармонист, может сыграть так «чтобы душа сначала развернулась, а потом обратно завернулась» и спеть мощным баритоном. Внимательный зритель и так догадается, но всё же спрячем: .

Яшка и дед Нечипор.

  • Яшка-артиллерист, он же Яков Бойко, бывший солдат, сбежавший из австрийского плена и возвращающийся домой. Неплохой мужик, хотя при первом появлении на экране вообще-то попытался ограбить деда Нечипора. Нахватался в плену немецких словечек и иногда вворачивает в речь всякие «ферштейн» и «доннерветтер». Умеет выражаться канцеляритом вперемешку с технотрёпом и пурпуром, даже если объясняется в любви: «Ваши трёхдюймовые глазки путём меткого попадания зажгли огнедышащий пожар в моём сердце». Генерирует афоризмы и вообще крадёт шоу у более важных героев.
  • Дед Нечипор, малиновский староста. Стар, да удал. Пользуется авторитетом среди односельчан, демонстрирует умение принимать «соломоновы решения» (как в сцене с молоком, например). Явно симпатизирует красным (впрочем, как и большая часть Малиновки), хранит при себе будёновку со звездой. С женой Горпиной (Гапусей) дед живёт душа в душу, а вот есть/были ли у них дети, не сказано.
  • Петря Бессарабец. Адъютант Думы, красный кавалерист. Возможно, цыган (по крайней мере актёр, исполняющий его роль, точно цыган, а о национальности персонажа в фильме не сказано). Одет в подчёркнуто светлых тонах. Нужен в сюжете для того, чтобы петь, танцевать, угощать Ярину таранькой и возглавлять отряд, пока Назар отлучился со шпионско-диверсионной миссией.

Плохиеправить

Попандопуло и Грициан.

  • Главарь бандитов, пан атаман Грициан Таврический. Местный уроженец, поэтому малиновцы по привычке называют его Грыцько, от чего он очень бесится. Тоже крутой усач, тоже хорошо фехтует саблей. Как и подобает злодею, носит чёрное (даже когда по прибытии в село он одет в яркий козацкий костюм, чёрный преобладает). Вспыльчив, склонен «грызть реквизит». В общем, злодей как злодей, хотя и не без стандартов.
  • Попандо́пуло. Ещё один похититель шоу, теперь со злодейской стороны. Адъютант Грициана (и похоже его приятель или собутыльник, раз тот терпит от него фамильярности и не бьет его за косяки). Типичный одессит с повадками стереотипного «жадного еврея» и греческой фамилией (имя так и осталось неизвестным). Вор и мародёр, при этом довольно милый и обаятельный (и не особо умный). Его манера выражаться, пожалуй, породила больше всего афоризмов. Одет весьма своеобразно, кроме того обвешан оружием (пользоваться которым всерьёз

    Впрочем, известная по сюжету биография Попандопуло тому, что он мог действительно быть “вором в законе”, в целом не противоречит. Да и одесский уголовный розыск – серьезная контора, на особый учет там первых попавшихся босяков не ставили.

    ни разу и не пытался, зато вот портупеей за забор зацепился весьма плачевно). До войны «имел много специальностей, за что и состоял на особом учёте у Одесском уголовном розыске», а его татуировка «вора в законе» явно обусловлена тем, что авторы не поняли, что означают четыре туза и решили, будто это наколка шулера (ни один здравомыслящий преступник не рискнул бы сделать незаслуженную татуировку «авторитета» — настоящие блатные за подобное могут и убить).

  • Балясный, местный «кулак», отец Грициана и тоже сволочь. Интересно, что актёры, сыгравшие этих персонажей, действительно приходятся друг другу отцом и сыном. Как его зовут, неизвестно — ни имя Балясного, ни отчество Грициана в фильме не произносят.

Коллектив «курам на смех»

Выбор пал на села Хорошки и Писки Лубенского района Полтавской области. Там в изобилии было домашней птицы, коров и свиней, необходимых для фильма, а вокруг сел с шикарными видами не было электрических проводов. К тому же говорили, что в Лубнах имеется местный дворец.

Дворец, конечно же, был, да только от прошлого величия ничего не осталось. Но съемочной группе так понравилась местная природа, что искать другие объекты они не стали. По заданию режиссера соорудили роскошный дворцовый фасад и подперли сзади досками. На его фоне и проходили съемки.

Тутьшжин привез с собой знаменитых артистов для исполнения главных ролей, а местное население пригласил для массовок. Хотя в фильме «Волга-Волга» счетовод Алешка и смеялся над Дуней, которая собрала коллектив из тети Паши и дяди Кузи, но сам Тутышкин не жалел о своем выборе: селяне отлично справились с заданием. Бабский отряд Пуговкина, бандиты и котовцы это все коренные полтавчане. А пело местное население не хуже профессиональных артистов.

Но снимались в фильме не только колхозники. Для съемок нужно было много лошадей, а в колхозах были только машины, комбайны да тракторы. Все лошади только домашние. Первым привел своего коня местный буденовец. Но его лошадка имела такой захудалый вид, что гримерам пришлось работать над ней целую неделю. Былую клячу было просто не узнать, и местное население стало приводить своих коней.

Для съемок бандитских грабежей потребовалось большое количество кур, гусей, свиней, телят, которых приносили и приводили селяне. Но некоторые животные решили сняться в кино по собственной воле. Когда готовили сцену беседы Петри Бессарабца с Назаром Думой на фоне пасущегося на другой стороне небольшой реки стада коров, животные с интересом наблюдали за съемочной группой. Но как только прозвучала команда: «Мотор!», коровы вошли в воду и направились прямо на объектив. Пришлось посылать людей, чтобы прогнать скотину.

КОМЕДИЯ ИЗ ДЕТСТВА

  К 50-летнему юбилею Октябрьской революции руководство Госкино готовилось тщательно. Решили снять картину, которая бы прославила Октябрь и надолго полюбилась зрителю. Выбор пал на «Свадьбу в Малиновке» — оперетту Бориса Александрова на либретто Леонида Юхвида.  «Много летя вынашивал сюжет героической комедии изэпо-хи Гражданской войны, — вспоминал Леонид Юхвид. — Перед глазами стояли образы, запомнившиеся с детства. Разве мог я забыть, как в типографию, где я работал, ворвался огромный бандит, вставил хозяину в рот наган и орал: «Что ты молчишь, как рыба об лед?!». Или пьяненького типа, который восторгался проходящим мимо солдатом: «И что я в тебя такой влюбленный?!». Весной 1937 года пьеса была готова. Премьеры ее в Харьковском театре музкомедии и в Московском театре оперетты прошли с большим успехом. И за 30 лет не было театрального сезона, чтобы «Свадьба в Малиновке» не шла хотя бы в нескольких театрах».  Экранизировать «Свадьбу в Малиновке» изначально предложили киевской киностудии им. Довженко. Но украинские кинематографисты посчитали, что юбилей революции необходимо встретить более серьезной картиной, а не «какой-то легкомысленной опереткой». И тогда за работу взялись сотрудники «Ленфильма».

НОВАЯ КНИГА СЕРИИ «ЛЮБИМОЕ КИНО СОВЕТСКОЕ» «СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ» В ПРОДАЖЕ С 15 НОЯБРЯ

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: