«10 дней за 2 млрд рублей»: что думают о фильме «вызов» российские космонавты и артисты, которые не полетели в космос

Вызов

Фото экипажа перед стартом

Таким образом, проект “Вызов”, для съемок которого на орбиту отправился киноэкипаж, получил громоздкое определение “первый художественный фильм, снятый в космосе с участием профессиональных актеров и съемочной группы”. Но это полноценный приоритет России, новости о котором были на главных страницах мировых информационных агентств.

Судя по открытой информации, он стал возможным благодаря счастливому стечению обстоятельств. Появившиеся в 2020 слухи о том, что Том Круз должен будет отправиться на МКС на корабле SpaceX Crew Dragon, чтобы принять участие в съемках некоего неназванного блокбастера, привели к соединению космических возможностей Роскосмоса с возможностями по пиару “Первого канала”. Что любопытно, сейчас, спустя год, Том Круз никуда не полетел и в ближайшее время не планирует. А в сети обсуждают его свежие фотографии, где звезда заметно располнела.

Огромные пиар-возможности “Первого канала” создали поразительную ситуацию — сложно вспомнить, когда о космонавтике говорили так много и так долго. Это очень хорошо, кто-то из тех, кто смотрел передачи, будет больше интересоваться космосом.

Также теперь, хочешь-не хочешь, у Юлии Пересильд на всю оставшуюся жизнь появляется миссия популяризации космонавтики, задача звать в космос молодежь, особенно девушек и девочек. Потому что она стала всего лишь пятой гражданкой СССР/РФ в космосе. И процент женщин среди наших космонавтов удручающе мал. Еще один любопытный факт — все из четырех летавших до Пересильд женщин либо были, либо являются депутатами Госдумы. Интересно, как сложится ее жизнь.

Увы, срочность реализации проекта не позволила сделать все идеально. Летом 2021 года появились новости про увольнение легендарного космонавта Сергея Крикалева. По слухам, это было связано с его несогласием с планом отправки киноэкипажа. В выходивших затем новостях уже говорилось не об увольнении, а переводе, и спустя короткое время Сергей Крикалев вернулся на должность исполнительного директора пилотируемых программ.

Наверное, самым пострадавшим стал нелетавший космонавт Андрей Бабкин, который уже вроде бы был назначен на полет. Увы, работа космонавта несет в себе очень неприятные риски — люди ждут своей очереди более десяти лет, каждый год их могут зарубить врачи, а место на полет может исчезнуть и по совершенно независящим от тебя причинам. Например, у космонавта Сергея Волкова первый запланированный полет сорвался из-за катастрофы шаттла “Колумбия”, а во второй раз его место банально продали Европейскому космическому агентству. Очень хочется надеяться, что Андрей все-таки полетит в космос, пока он остается в отряде, надежда на это не потеряна.

Ожидается, что фильм выйдет не ранее 2022 года, и сейчас совершенно невозможно сказать, насколько успешным он окажется. Хотя шансы на это неплохие — Клим Шипенко снял примерно отбивший бюджет космический фильм “Салют-7” и поразительно прибыльного в прокате “Холопа”. Но вот в историю кино и космонавтики “Вызов” уже, без сомнения, попал.

Для тех, кому удобнее видеоформат, есть запись прочитанной лекции

«Роскосмос» увольняет несогласных?

Сергей Крикалев, исполнительный директор по пилотируемым космическим программам. Фото: https://www.roscosmos.ru/

Даже в госкорпорации, которой руководит Дмитрий Рогозин, нашлись те, кто оказался против выделения бешеных денег на производство фильма. В июне 2021 года проект открыто раскритиковал единственный космонавт в руководстве «Роскосмоса» Сергей Крикалев. По информации источников «Новой газеты», из-за этого его понизили в должности, но вскоре свое решение изменили. Повлияла на это личная встреча космонавта и гендиректора.  

Тогда же, после появившейся информации об увольнении Крикалева, скандал прокомментировал космонавт Федор Юрчихин.  

Космонавт-испытатель Сергей Жуков объяснил, почему новость об этом полете была так негативно воспринята.  

Высказались «против» не только профессионалы области, но и некоторые представители индустрии развлечений.  

Актеры и роли

Главные роли в картине, повествующей о жизни и судьбе человека, первым побывавшего в космосе, играли актеры:

  • Ярослав Жалнин — старший лейтенант ВВС СССР Юрий Гагарин, благодаря своим лидерским качествам отобранный комиссией в числе остальных кандидатов в космический отряд и после продолжительного периода тестов и испытаний ставший тем, кому суждено было первым из людей подняться к звездам.
  • Михаил Филиппов — академик Сергей Павлович Королев, возглавлявший в годы первых космических полетов Совет главных конструкторов Советского Союза. Именно под его руководством были подготовлены и выполнены запуски как первого искусственного спутника Земли, так и первого космонавта-человека.
  • Вадим Мичман — Герман Титов, дублер Юрия Гагарина, в августе 1961 года ставший вторым человеком, отправившимся в космос, и первым, совершившим орбитальный полет длительностью свыше суток — за это время летательный аппарат Титова успел совершить 17 оборотов вокруг нашей планеты.

Также в сериале снимались: Сергей Лактюнькин, Инга Оболдина, Анатолий Отраднов, Ольга Иванова и Владимир Стеклов в роли генерал-полковника авиации Николая Каманина.

Сандра Буллок и Джордж Клуни («Гравитация»)

Кадр из фильма

Премьера фильма Альфонсо Куарона «Гравитация» состоялась летом 2013 года. В 2014 году эта лента получила семь статуэток «Оскар». На игре Буллок и Клуни, исполнивших в картине главные роли, держится всё повествование. Знаменитые артисты сыграли космонавтов, которые после катастрофы остались на орбите без связи с Землёй и надежды на возвращение. Постановщик несколько лет вынашивал идею снять этот фильм. Куарону пришлось какое-то время подождать, пока технологии, которые позволили бы ему создать на экране максимально реалистичный космос, станут более продвинутыми. Кстати, с научной точки зрения, фильм получился достаточно правдоподобным. Практически все сцены картины — это компьютерная графика со вставленными лицами Буллок и Клуни. Кстати, «отправиться в космос» вместо Сандры могли Натали Портман, Анджелина Джоли, Наоми Уоттс, Оливия Уайлд и другие актрисы. А кандидатура Джорджа на главную роль рассматривалась наряду с другими претендентами, в числе которых значился Роберт Дауни мл. Кстати, артисты консультировались во время съёмок с настоящими астронавтами, которые на тот момент работали на МКС.

2

Первые кадры из космоса

Первое фото и, одновременно, видео в космосе было снято 24 октября 1946 года автоматической камерой, которая стояла на модифицированной в геофизическую ракету изначально боевой “Фау-2”, запущенной с американского полигона Уайт Сэндз. Ракета поднялась на 104,6 км,  а установленная на ней камера снимала один кадр каждые 1,5 секунды. Спустя несколько минут ракета вместе с камерой упали обратно на землю, разбились, но пленка в специальной капсуле была благополучно извлечена и проявлена. Разработал камеру Клайд Холлидей, работавший в университете Джонса Хопкинса.

С тех пор камеры стали постоянным космическим грузом — их ставят на ракеты, межпланетные станции, отправляют вместе с космонавтами.

Евгений Миронов и Константин Хабенский («Время первых»)

Кадр из фильма

Лента, посвящённая подвигу советского космонавта Алексея Леонова, вышла в прокат буквально на днях. Фильм рассказывает историю первого в истории человечества выхода в открытый космос. Отметим, что первоначально проектом руководил режиссёр Юрий Быков — он успел отснять практически все сцены, действие которых происходит на Земле. Позже он уступил режиссёрское кресло Дмитрию Киселёву, который завершил работу над картиной. Идея создания этого фильма принадлежит исполнителю главной роли Евгению Миронову. Как-то он поделился ей с самим Алексеем Леоновым, который весьма одобрительно отозвался о мысли снять кино об историческом событии, главным участником которого был он сам. Впоследствии Леонов работал на съёмках в качестве консультанта. Константин Хабенский получил свою роль без предварительного прослушивания — создатели картины видели в образе Беляева только его. Миронов и Хабенский готовились к съёмкам фильма «Время первых» больше года — они почти ежедневно посещали спортзал, так как им предстояло решать на площадке очень непростые в физическом плане задачи.

3

Первое серьезное кино про космос

Спустя четверть века в Германии сняли первый фильм, реалистично показавший старт лунной ракеты. “Женщину на Луне” снял Фриц Ланг, и вышла картина в 1929 году. По мнению некоторых критиков, изображение реалистичного пуска ракеты вообще было главной идеей режиссера. Так это или нет, но в качестве консультанта привлекли известного ракетно-космического энтузиаста Германа Оберта, который также должен был в рамках рекламной кампании продемонстрировать запуск модельной ракеты, на что получил значительное финансирование от киностудии. К фильму Оберт не успел и запустил первую в Европе ракету с жидкостным двигателем в 1931.

Кадр из фильма

Когда начались настоящие космические полеты, оказалось, что в “Женщине на Луне” предсказали: вертикальный вывоз ракеты на старт (один из вариантов транспортировки), обратный отсчет, использование воды на стартовом комплексе (правда не так, как в фильме), противоперегрузочные лежаки (в реальности кресла), зрелище отделения первой ступени и много чего еще. А еще в качестве подсобного рабочего на съемках работал семнадцатилетний Вернер фон Браун.

Все растет и развивается

Именно автоматическим камерам мы обязаны появлением кадров, которые стали архетипическими. На американских кораблях “Джемини” стояли камеры, смотрящие в иллюминатор, который, к тому же, был удачно расположен. В результате кадрами торможения в плотных слоях атмосферы, когда в иллюминаторе отлично видна плазма, окутывающая корабль, иллюстрируют даже рассказы про советскую космонавтику.

Много камер использовалось в программе “Аполлон”. Они стояли в разных точках стартового сооружения и на самой ракете. Камеры на ракете располагались в контейнерах, включались автоматически, затем выбрасывались и спускались в океан на парашютах, снабженные радиомаяками. В результате у человечества есть совершенно шикарные кадры разделения ступеней.

За критику могут и уволить?

«У ЦПК есть своя логика очередности. Это их внутренняя кухня, иногда что-то проскальзывает в публичном пространстве. Все зависит от личных отношений», — резюмировал рассказ Падалки главред журнала «Всё о космосе».

Для справки:

Геннадий Падалка (63 года) — Герой России, 381-й космонавт мира, 89-й космонавт РФ. На его счету — пять космических полётов общей продолжительностью 878 суток 11 часов 29 минут 24 секунды и первое место в мире по суммарной продолжительности нахождения в космосе, а также 10 выходов в открытый космос, которые длились в общем 38 часов 26 минут.

Весной 2017 года решил покинуть отряд космонавтов, поскольку его упорно не ставят в экипаж, и «перспективы на полёт нет», а «бездельничать надоело». Был уволен из ЦПК и опубликовал открытое письмо с призывом уволить главу Центра Юрия Лончакова.

Геннадий Падалка

Юрий Лончаков (56 лет) — Герой России, космонавт, длжен был полететь на МКС в качестве командира экипажа «Союза ТМА-16М» в 2015 году, но летом 2013 года ушёл из отряда космонавтов и вскоре был назначен помощником главы Роскосмоса по пилотируемым программам, а потом возглавил ЦПК им. Гагарина.

Юрий Лончаков

В своём открытом письме, призывая уволить Лончакова, Падалка прозрачно намекал, что в 2017 году трое космонавтов были уволены из ЦПК по причине личной неприязни, которую испытывал к ним руководитель Центра

Речь идёт о Сергее Волкове, Сергее Ревине и — внимание! — собеседнике Инфо24 Александре Самокутяеве

По данным ТАСС, всех троих отчислили из отряда космонавтов по рекомендациии Роскосмоса. Волков написал заявление «по собственному желанию», а двух других отстранили по медицинским показаниям. Падалка ушёл ещё до этого. В Пензе, на малой родине Самокутяева, СМИ недоумённо вспоминали, как в свой последний приезд космонавт «говорил о продолжении карьеры: впереди ожидался третий полёт к звёздам».

10 лет подготовки

Александр Хохлов

2021 год должен был стать особенным для российской пилотируемой космонавтики. Впервые за более чем двадцатилетнюю программу полета Международной космической станции на российских кораблях должны были лететь только российские космонавты, до этого всегда на борту «Союза» был хотя бы один иностранный астронавт.

Весной на транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-18» был назначен экипаж из командира Олега Новицкого и бортинженеров Петра Дуброва, Сергея Корсакова. 

Осенью на «Союзе МС-19» должен был стартовать командир Антон Шкаплеров и бортинженеры Андрей Бабкин, Дмитрий Петелин.

В обоих случаях опыт космических полетов был только у командиров, все четыре бортинженеры новички. Так устроена система подготовки в российском отряде космонавтов. 

Пройдя отбор, молодые кандидаты в космонавты два года проходят начальную общекосмическую подготовку и, успешно сдав экзамены, становятся дипломированными космонавтами.

Но до полета в космос остается еще пять лет подготовки в группах, где подробно изучается российский сегмент МКС, его обслуживание и ремонт. 

Космонавты начинают готовиться по научной программе еще в групповой подготовке, чтобы потом, при назначении в длительную экспедицию, за два года пройти экипажную подготовку, освоив те работы и эксперименты, что запланированы непосредственно на их полугодовой полет. Кроме этого, космонавты проходят совместно тренировки по выживанию в сложных условиях при нештатных приземлениях, отрабатывают все возможные ситуации в корабле «Союз» при старте, орбитальном полете и посадке. Традиционно экипаж посещает тренажеры модулей МКС в Европе, США и иногда в Японии.

Фото: ЦПК / Роскосмос

Получается, что от момента конкурсного отбора до первого полета у космонавта уходит девять-десять лет. Первый полет новичка также считается подготовкой — к полноценной работе в невесомости можно подготовиться, только работая в условиях микрогравитации. Поэтому в штатных ситуациях в российской космонавтике отправляли на орбиту опытного космонавта и неопытного. 

Честная невесомость

Скорее всего, единственным фильмом, в котором есть специально снятые не в космосе кадры с настоящей невесомостью, стал “Аполлон-13”. Съемочную группу, актеров и декорации посадили в самолет-летающую лабораторию, который используется при подготовке космонавтов. Самолет набирает высоту и начинает описывать параболы, создавая невесомость на короткие периоды до 30 секунд. Вот один из примеров.

А вот бекстейдж

Уже в 21 веке необходимость в таких ухищрениях в целом отпала — можно отснять актеров на фоне зеленого экрана и потом пририсовать на компьютере все, что хочешь. Самым ярким примером такого подхода стала “Гравитация” Альфонсо Куарона.

Сейчас реалистичность фильмов зависит уже главным образом от сценаристов — на какие нарушения законов природы они пойдут ради изображения желаемой драмы.

Как Андрей Бабкин не слетал в космос

Прежде чем податься в космонавты, Андрей Бабкин работал инженером на испытаниях экипировки и оборудования для них. В 2000 году, в возрасте 31 года, он прошёл первичное медицинское обследование в институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и был зачислен в бригаду испытателей — выполнял функции страхующего водолаза при испытаниях скафандров в гидролаборатории, а потом проверял тот же скафандр в барокамере, имитирующей шлюзовый отсек.

За следующие шесть лет о карьере Бабкина нет никаких открытых данных. В 2006 году он подал заявку на отбор в отряд космонавтов-испытателей РКК «Энергия». На первых проверках состояния здоровья ему сделали «некоторые замечания». Предполагалось, что к августу 2008 года — к заседанию Главмедкомиссии (ГМК) — эти недочёты удастся устранить, но Бабкин не смог или не успел.

Андрей Бабкин

Преодолеть этот медицинский барьер ему удалось только в марте 2010 года — то есть ещё два года спустя, — когда на очередном заседании ГМК он был признан годным. В апреле Межведомственная комиссия рекомендовала Бабкина к зачислению в отряд космонавтов, и в мае он был назначен кандидатом туда, а в ноябре приступил к полугодовой подготовке, в ходе которой — в январе 2011 года — сменил «приписку» с РКК «Энергия» на Роскосмос и стал числиться кандидатом в его отряд космонавтов-испытателей.

Весь 2011 год и половину 2012-го Бабкин тренировался. Он прошёл курс выживания в зимнем подмосковном лесу, лётную подготовку на самолёте Л-39 и серию тренировок в невесомости на Ил-76 МДК на аэродроме Чкаловский в Московской области и отработал выход в открытый космос в гидролаборатории им. Гагарина.

В самом конце июля 2012 года Бабкин сдал государственный экзамен, но ему не хватило стажа парашютных прыжков, поэтому пришлось спешно восполнять этот пробел. В результате квалификацию космонавта-испытателя он получил только в ноябре — на повторном заседании квалификационной комиссии. К тому моменту ему уже исполнилось 43 года. Для сравнения: Самокутяев, почти ровесник Бабкина, дошёл до этого этапа летом 2005 года — то есть, с поправкой на годовую разницу в возрасте, на шесть лет раньше.

Андрей Бабкин (справа)

В конце 2012 года Бабкина назначили на должность космонавта-испытателя в отряд Роскосмоса, и он продолжил подготовку. В состав экипажа МКС 57/58 (правда, дублирующего) он впервые попал лишь через пять лет, в октябре 2017 года.

В мае 2018 года программа полётов претерпела радикальные изменения, и Бабкин «перекочевал» в дублёры экипажа МКС 61/62. Он успел пройти инженерные спецкурсы по обслуживанию бортовых систем американского сегмента станции, повышал квалификацию в Германии и Японии.

В апреле 2019 года полётная программа вновь изменилась, и Бабкин попал из дублирующего состава экипажа в основной — то есть оказался буквально в шаге от полёта на «Союзе МС-16», который планировался на апрель 2020 года.

Но в феврале 2020 года Бабкина опять вернули в дублирующий состав МКС 63. Произошло это, кстати, в связи с выбыванием из строя командира экипажа — упомянутого выше Николая Тихонова (по некоторым данным, он получил травму глаза). Некоторое время оставалась надежда, что Тихонов оправится и встанет в строй, но этого не произошло.

Андрей Бабкин и Николай Тихонов

В мае 2020 года Бабкина оттеснили в резервный состав экипажа МКС 64, который должен был лететь на орбиту в октябре на «Союзе МС-17». Резервный состав — это по сути дублёры дублёров, готовить которых к полёту Роскосмос решил на фоне пандемии коронавируса, из-за угрозы заражения космонавтов и выбывания целого экипажа разом.

В ноябре 2020 года Бабкин опять вернулся в дублирующий состав, то есть стал на шаг ближе к полёту — теперь уже на «Союзе МС-18», который собирались запустить в апреле 2021 года. Однако в январе 2021 года его сначала вывели из дублёров по предписанию медицинской комиссии и заменили бортинженером Олегом Артемьевым, а потом и вовсе признали «временно негодным».

Даже беглое знакомство с основными вехами профессиональной биографии Бабкина показывает, что к подготовке он приступил поздно по сравнению с другими космонавтами, чем изначально снизил свои шансы на полёт. И перипетии, не позволившие ему удержаться в основном составе или перейти туда из дублёров и отправиться, наконец, на МКС, начались задолго до появления кинопроекта «Вызов».

Безусловно, именно этот проект, скорее всего, поставил крест на карьере Бабкина. Но если бы на орбиту не полетели киношники, то всё равно нет никаких гарантий, что вакантное место досталось бы ему. «В основной состав попасть очень непросто», — признал Самокутяев.

Том Хэнкс («Аполлон 13»)

Кадр из фильма

В основу фильма «Аполлон 13» Рона Ховарда легли реальные события, связанные с очередной экспедицией американцев на Луну. Том Хэнкс исполнил роль командира корабля «Аполлон 13» Джима Ловелла. Космический аппарат должен был доставить астронавтов на естественный спутник Земли. Напомним, на подлёте к Луне произошла серьёзная авария, в результате которой высадка стала невозможной, а над экипажем нависла угроза гибели. Картина была снята по автобиографической книге Ловелла «Утерянная Луна». Во время подготовки к съёмкам Хэнкс очень кропотливо изучал все имеющиеся документы, связанные с этим полётом. Тому и его коллегам-артистам пришлось работать в условиях настоящей невесомости — для достоверности некоторые сцены фильма снимались на борту самолёта, летящего по специальной траектории, напоминающей параболу. Кстати, Джим Лоувел появляется в одном из эпизодов этой картины в образе американского военного — он жмёт руку герою Хэнкса (то есть самому себе).

Полет нормальный и неожиданная находка

Космический корабль МТС 42 с экипажем в три человека летит на Марс. Две женщины — командир и медик и один мужчина биолог. Похоже, это совсем не будущее, а наше время, ибо слишком уж примитивненько выходили на орбиту. Интересно, при выходе на орбиту на космический корабль реально трясет как машину на мелко ухабистой дороге или это просто для усиления эффекта для зрителей?

В общем, в космос вышли вполне нормально, теперь они полетят на Марс и по ходу будут проводить какие-то научные исследования. Полет идет нормально, все довольны, как вдруг в блоке системы жизнеобеспечения командир Марина Барнетт (Тони Коллетт «Реинкарнация») обнаруживает раненого человека.

Это сотрудник технического отдела инженер Майкл Адамс и когда он пришел в себя, то перепугался больше, чем все остальные члены экипажа вместе взятые. Вот интересно, на борт можно было пронести не более 1 кг личных вещей. Как не заметили, что там оказались лишними порядка 100 кг или сколько там весит взрослый мужчина?

Кадр из фильма «Дальний космос»

Первое кино про космос

Первые публичные, а затем коммерческие показы кинофильмов начались в 1895 году. И спустя всего 7 лет, в 1902 году, на экраны вышел первый из известных (а, скорее всего, первый вообще) фильм про космос и космонавтику — “Путешествие на Луну” французского режиссера Жоржа Мельеса. Короткометражный по нынешним временам, в то время это был полноценный фантастический блокбастер длительностью целых 15 минут. А сюжет пародировал “Из пушки на Луну” Жюля Верна и “Войну миров” Герберта Уэллса. Картина сначала с успехом показывалась в кинотеатрах по обе стороны Атлантического океана, затем была забыта, снова открыта в 1930-х, а сейчас по праву занимает почетное место в пантеоне мирового кино. А кадр с “лицом” Луны, в которое попал снаряд, стал одним из наиболее известных и часто цитируемых во всей истории кинематографа.

Сейчас уже приходится объяснять, что снаряд загружают в орудие девушки не просто в странной одежде, а в купальных костюмах. Но это предсказание пока что не сбылось, и модели в бикини космонавтов и астронавтов в полет не провожают. Выделите пятнадцать минут и посмотрите фильм, он этого стоит.

Первое советское серьезное кино про космос

Коллаж из кадров фильма

Советские кинематографисты не были чужды научной фантастике — “Аэлиту” Протазанова по роману Алексея Толстого сняли еще в 1924 году, но там мельком показан старт космического корабля из дома без крыши на “глухой окраине Москвы”. А вот у картины “Космический рейс” консультантом был ни много ни мало сам Циолковский. Вышедший на экраны в 1935 году фильм немного перекликается с “Женщиной на Луне” — и там и там летят на Луну, в обеих картинах экспедицию возглавляет видный ученый, в экипаже присутствует женщина, а на борт зайцем пробирается подросток. Но “Космический рейс” показывает видение Циолковского — ракета стартует с рампы (сравнительно редкий сейчас вариант), а для защиты от перегрузок используются ванны, точнее, емкости с жидкостью (решение применялось лишь в беспилотной космонавтике). Есть характерные заблуждения вроде невозможности радиосвязи с Землей и необходимостью из-за этого сигналить пиротехническими ракетами. Но вот в отличие от “Женщины на Луне” невесомость показана правильно — она наступает сразу после выключения двигателя. Также картина интересна употреблением слова “астронавт”, а “космонавт” появилось сильно позже.

Стоит отметить спецэффекты, которые удивительно неплохо смотрятся для фильма почти вековой давности и стали в каком-то смысле стандартом. Невесомость показали, подвесив актеров на тросах, а сцены в ракетном ангаре и прыжки по Луне сняли на уменьшенных макетах и с использованием кукольной мультипликации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
DP-FOTO
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: