Был человеком со «сложным характером»
По воспоминаниям современников, близко знавших Тарковского, у него был, мягко говоря, противоречивый характер. С одной стороны, это был человек с цельным мироощущением, которое он «носил» внутри себя и не позволял окружающему миру даже дотрагиваться до него. В этом «хрупком сосуде» он вынашивал свои многослойные идеи, создавал глубокие образы, разрабатывал философию сюжетов. Но, как многие люди искусства, он был легко раним, честолюбив и, как сам признавался, мало приспособлен для взрослой жизни. Мог погорячиться, ранить или обидеть. Он часто повторял бунинскую фразу «Я не золотой рубль, чтобы всем нравиться».
«Тарковский все время находился в каком-то напряжении… На съемочной площадке я просто не помню, чтобы он когда-нибудь смеялся. Он внутренне натянутый был и все время как бы неуверенный в себе», — вспоминал Арво Ихо, участник съемок «Сталкера» в Эстонии.
С чего начать
Кадр из фильма «Солярис». Режиссер Андрей Тарковский. 1972 год
Первое знакомство лучше начинать с фильма «Солярис» (1972) по мотивам одноименного романа Станислава Лема. Тарковский не любил развлекательное, так называемое жанровое кино, но именно в этом фильме, пожалуй, ближе всего подошел к жанровому канону. Он не только работает с элементами научной фантастики, но и выводит сайфай в кино на философский, экзистенциальный уровень.
Все фирменные черты его стиля здесь явлены в полной мере: тягучее повествование и длинные кадры, метафизические мотивы и этические проблемы, образы природы (фильм начинается с легендарного кадра колышущихся водорослей) и отсылки к мировому искусству (Венера Милосская, Рублев,Брейгель Имеется в виду Питер Брейгель Старший, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников., Рембрандт, Бах). Как всегда у Тарковского, образы, которыми наполнен фильм — дождь, потоки воды, дорога, лошади, яблоки, дым, — не означают что-то конкретное. Это не аллегории с однозначным толкованием (лиса — хитрость, заяц — трусость), а символы с множеством значений.
При всей этой сложности у фильма есть вполне понятный сюжет: космический психолог Крис (Донатас Банионис) отправляется на загадочную планету Солярис, где расположена орбитальная научная станция, чтобы принять решение, продолжать ли исследования. Помимо своих коллег (Юри Ярвет и Анатолий Солоницын), он обнаруживает на станции еще нескольких человек. Выясняется, что это не люди, а так называемые «гости». Разумная плазма, покрывающая планету, создает точные копии тех, перед кем космонавты испытывают нестерпимое чувство вины. Той же ночью появляется Хари (Наталья Бондарчук), выглядящая как жена Криса, погибшая на Земле несколько лет назад.
Для Тарковского научно-фантастический сюжет становится поводом к разговору о природе человека, универсальных категориях человеческого сознания — муках совести, побеге от себя, постыдных воспоминаниях и попытках исправить то, что исправить уже нельзя.
Семья и дети Андрея Тарковского
По воспоминаниям знакомых режиссера, молодой Андрей Тарковский был горячим и влюбчивым человеком, потому в его жизни имело место быть не одно женское имя. На этом фоне у мужчины происходили конфликты как с избранницами, так и с родным сыном.
Первая жена
Первой супругой Тарковского стала девушка с необычным именем Ирма Рауш. С ней будущая знаменитость познакомилась, обучаясь на первом курсе ВГИКа.
Ирма приняла участие в двух картинах мужа в качестве актрисы и была удостоена наград за свою работу
Взаимная симпатия не заставила себя ждать, роман завязался быстро и развивался стремительно, в конце концов, перейдя в брак. Уже на третьем курсе вуза пара сыграла свадьбу, и вскоре новоиспеченная семья пополнилась сыном Арсением.
В счастливом браке с Ирмой Андрей прожил около десяти лет, после чего союз разрушился из-за новой увлеченности режиссера – Ларисы Кизиловой.
Андрей Тарковский и Лариса Кизилова
Вторая жена Андрея, Лариса Кизилова, была его коллегой. Об отношениях пары ходило много слухов. Знакомые влюбленных отмечали, что на протяжении всей жизни Лариса питала восхищение к личности Тарковского и обращалась к нему только на «Вы».
Кизилова родила режиссеру сына, которого назвали в честь отца Андреем. Однако из-за слухов о романе с другой женщиной Лариса грозилась запретить ему встречаться с ребенком. Слова Кизиловой так и не были воплощены, она осталась верна Андрею до дня его кончины.
Вступив в отношения с Кизиловой, Тарковский усыновил ее дочь Ольгу и заменил ей родного отца
Андрей Тарковский и Наталья Бондарчук
Роман с актрисой Натальей Бондарчук назревал долгое время, однако уйти к новой возлюбленной мешал сын Андрей, который родился в союзе с Ларисой Кизиловой. Тем не менее, Тарковский питал нежные чувства по отношению к Наталье, говорил о своей любви, но не обещал быть рядом. По словам режиссера, он не готов был предать сына во второй раз.
Отношения между Натальей и Андреем так и не образовались, т. к. режиссер остался посмертно верен Ларисе Кизиловой
Сын Арсений
Арсений появился на свет в первом браке режиссера. О парне в Сети практически нет никаких сведений, не сохранилось и большинство совместных снимков отца и сына. Известно, что, повзрослев, Арсений переехал в Венецию и выбрал для себя профессию хирурга. Своего сына он назвал в честь звездного дедушки Андреем.
По некоторым данным, мать Тарковского имела отношение к кино и снялась в нескольких картинах
Сын Андрей
В среднем сыне, Андрее, Тарковский видел отражение себя, потому он часто брал мальчика с собой на площадку, чтобы на практике рассказать о тонкостях режиссерского ремесла. Мужчина планировал, что ребенок продолжит его дело и будет работать над съемкой качественных кинокартин. Тарковский давал Андрею рекомендации по прочтению тематической литературы и просмотру хороших фильмов.
По словам Тарковского-младшего, его первой любимой картиной отца стал фильм «Зеркало». Повзрослев, Андрей занялся популяризацией творчества своего звездного родителя.
Андрей стал президентом Международного института имени А. Тарковского
Сын Александр
О третьем ребенке Тарковского практически ничего не известно, его личность покрыта завесой тайны. Не раз теория о сыне режиссера подвергалась нападкам критиков, однако ее последователи продолжают находить факты, подтверждающие правдивость событий.
В юношестве Тарковский выделялся среди сверстников, всегда стараясь выглядеть свежо и опрятно
Сын Александр появился на свет, когда режиссер находился в Стокгольме. Узнав о своей болезни, мужчина искал поддержку и получил ее в лице норвежкой танцовщицы Берит. Именно она стала матерью третьего сына знаменитости. Ребенок родился 4 сентября, а через пару месяцев режиссер ушел из жизни.
С кем работал Тарковский
Режиссер Андрей Тарковский (сидит) во время съемок фильма «Андрей Рублев». 1966 год
Тарковскому непросто давалось общение с коллегами: на съемочной площадке многие считали его деспотом и тираном. Поэтому он старался всегда работать с одной командой, где все понимали друг друга с полуслова. «Иваново детство» и «Андрея Рублева» он сделал с великим оператором Вадимом Юсовым. Тарковский собирался работать вместе и дальше, но Юсов, прочитав исповедальный сценарий «Зеркала», отказался снимать фильм — история показалась ему слишком автобиографичной. Все пять фильмов Тарковского, снятых в СССР, монтировала Людмила Фейгинова — это она придумала поставить в начало «Зеркала»знаменитый эпизод «Я могу говорить».
Во всех советских фильмах Тарковского снимался Николай Гринько, воплотивший очень важную для режиссера фигуру отца: в «Ивановом детстве» он играет полковника Грязнова, в «Андрее Рублеве» — иконописца Даниила Черного, в «Солярисе» — отца Криса, в «Зеркале» — директора типографии, в «Сталкере» — Профессора. В трех фильмах («Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало») в эпизодических ролях снялась мосфильмовский организатор кинопроизводства Тамара Огородникова, работавшая директором на «Андрее Рублеве»: Тарковский ценил ее аристократический образ и ахматовский профиль. Музыку к «Солярису», «Зеркалу» и «Сталкеру» написал Эдуард Артемьев, экспериментатор в области синтеза звука и электронного саунд-дизайна.
что писал тарковский
11 цитат из дневника режиссера «Соляриса»
Об отсутствии работы, детских воспоминаниях, снах, спиритизме и смерти
Творческая карьера в СССР
В 1961 году были запущены работы над фильмом «Страсти по Андрею», который не только стал его первой запланированной полнометражной картиной, но и культовым фильмом. Трудиться над проектом приходилось достаточно долго, поэтому мужчина сначала выпустил фильм «Иваново детство», рассказывающий о жизни подростка в военное время. Фильм был награжден «Золотым львом святого Марка» в Венеции.
Только в 1964 году возобновились съемки киноленты «Андрей Рублев», которые затянулись на год из-за сложного периода в стране. Сценарий часто переписывался из-за недовольства властей и так и не был выпущен в первозданном виде. В 1969 году фильм «Андрей Рублев» был удостоен премии «ФИПРЕССИ» в Каннах, еще за 2 года до того, как его показали на Родине.
В 1970 году начались съемки следующей работы Тарковского. Ею стала картина «Солярис», повествующая о событиях будущего на искусственно созданной планете. Проект получил два приза от жюри задолго до того, как был представлен в СССР.
В 1974 году состоялась премьера картины «Зеркало», которая выступала в качестве исповеди режиссера. Он рассказал о своих переживаниях, о детстве, о философских размышлениях, прикрасив все ноткой индивидуальности. В 1979 году на основе повести Стругацких была выпущена кинолента «Сталкер», которая прошла через Госкино и была показана в Доме кино.
В 1977 году Тарковский поставил «Гамлета» в театре Ленинского комсомола
Через год режиссер получил звание «Народного артиста», а также показал ленту на очередном Каннском фестивале, где работа получила приз экуменического жюри. С 1964 года артист продолжил читать лекции по основам кинорежиссуры. В 1982 году была открыта его мастерская, в которой он работал вплоть до эмиграции.
О детях и чести
Съемки фильма «Зеркало». 1975 год IMDb Идея связи будущего с настоящим так или иначе проходит через все фильмы Тарковского. Например, в «Зеркале» Тарковский представил три этапа жизни и три поколения собственной семьи. Интересно, что в некоторых эпизодах представителей различных поколений играл один и тот же актер: таким образом режиссер, с одной стороны, намекал на схожесть судеб разных поколений, с другой — на то, что одно поколение перенимает идеи другого. В реальной жизни режиссер имел трех сыновей: двух от разных браков и еще одного, который родился в Швеции незадолго до смерти отца.
о «зеркале» и других фильмах подробно
Андрей Тарковский: как начать смотреть его фильмы
Разбираемся в фильмографии великого режиссера
Фильмография Андрея Тарковского
В качестве режиссера Тарковский дебютировал в 1956 году, опубликовав картину «Убийцы». Затем вместе с Андреем Кончаловским мужчина написал сценарий для фильма «Антарктида — далекая страна». С ним же Тарковский работал над «Катком и скрипкой». Одними из следующих картин Андрея стали фильмы «Андрей Рублев», «Зеркало» и «Солярис», вошедшие в золотую копилку русского кино.
Еще одной парной работой в фильмографии режиссера стала картина «Сталкер», сценарий которой он писал совместно с братьями Стругацкими. Прежде уйти из жизни, он подарил отечественному миру кино «Ностальгию» и «Время путешествий». Последней работой Андрея стал фильм «Жертвоприношение», который по-прежнему пользуется спросом у зрителей из разных уголков мира.
Помимо деятельности в кино, Андрей также работал над различными радиоспектаклями
Побег из СССР
Чета Тарковских становилась с каждым днем все более известной, семью приглашали снять более серьезные зарубежные фильмы. Так, после знаменитой экранизации «Сталкера» Андрей вместе с женой отправился в Италию, где они взялись за съемки не менее популярного фильма «Ностальгия». Советские газетчики приняли эту новость с агрессией, из-за чего объявили Тарковского предателем.
Эта ситуация привела к массовому давлению как со стороны СМИ, так и со стороны правительства, отчего супружеской паре пришлось бежать за границу. Именно в этот период прославившийся режиссер стал заболевать, ведь паре пришлось оставить не только родной дом, но и своих детей. Все это время Лариса Кизилова была рядом с мужем, вплоть до самой смерти.
ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО
После «Сталкера» Тарковский под различными предлогами отказывался от работы на «Мосфильме». Он давно был знаком с Тонино Гуэррой и хотел снять фильм в Италии. Начались предварительные переговоры «Совэкспортфильма» с РАИ — итальянским телевидением. В марте 1981 года контракт с итальянцами о съемках фильма «Ностальгия» был подписан, и вскоре Тарковский уехал. Сын Андрей остался вместе с бабушкой в Москве.
Рим встретил Тарковского радушно. Тонино Гуэрра стал близким другом и соавтором режиссера. А мэр Флоренции предоставил ему дом. Вначале был снят документальный очерк «Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра — время путешествия».
Героем «Ностальгии» должен был стать русский крепостной композитор (прототип — Бортнянский), отправленный на учебу в Италию. Но довольно быстро от этой идеи отказались, и место композитора занял современный писатель Горчаков (Янковский).
«Я хотел рассказать о русской ностальгии, — отмечал Тарковский, — том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от Родины».
Три года длился подготовительный период и три месяца шли съемки. Для Тарковского эта работа была этапной. «Лишь в «Ностальгии» я почувствовал, что кинематограф способен в очень большой степени выразить душевное состояние автора, — говорил он в интервью. — Раньше я не предполагал, что это возможно».
Италия выставила «Ностальгию» на Каннский фестиваль 1983 года с расчетом на Гран-при. И тут разгорелся скандал. Тарковский был возмущен распределением наград, по его мнению, несправедливым, и обвинил Сергея Бондарчука, входившего в жюри, в том, что тот якобы выступил против присуждения «Ностальгии» главного приза.
Тарковский должен был вернуться в Москву, как того требовало Госкино. Ему обещали переоформить визу, но сначала предлагалось обсудить его творческие планы. Режиссер требовал приезда к нему сына и тещи и продления заграничной командировки еще на три года.
Тарковский страшно нервничал. Не получив от советских официальных органов ответа на свои просьбы, он заявил на пресс-конференции в Милане, что вместе с женой остается на Западе. С этого момента Тарковский начал бояться, что его либо убьют, либо украдут и увезут в Советский Союз.
Для режиссера началась новая нелегкая жизнь. Денег на новую картину не было. Друзья выхлопотали ему стипендию Берлинской академии искусств — тысячу долларов в месяц в течение года. Пришлось жить в Берлине, искать средства на постановку «Гофманианы», предлагать другие проекты.
Тарковский с радостью взялся за постановку оперы «Борис Годунов» в лондонском Ковент-Гарден. Он считал Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом. Дирижером был знаменитый Клаудио Аббадо. Спектакль прошел с успехом.
Летом 1985 года на острове Готланд в Швеции Тарковский начал съемки фильма «Жертвоприношение» по собственному сценарию. В его основе — известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра (Эрланд Юсефсон). Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. «Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой», — написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).
В декабре 1985 года Андрей проходит медицинское обследование, и ему, как это принято на Западе, сообщают диагноз — рак легких. Болезнь Тарковского потрясла многих. Президент Франции Ф. Миттеран направил телеграмму М. Горбачеву с просьбой разрешить выезд сыну и теще режиссера. Через несколько дней они прилетели в Париж.
Но медицина была бессильна. Андрей Арсеньевич Тарковский скончался 29 декабря 1986 года и был похоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в чужую могилу. Потом был перезахоронен. Надгробие появилось лишь в 1994 году.
Великий швед Ингмар Бергман писал:
Детство и юность
Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье у Горьковского водохранилища на Волге, где семья гостила у родственников матери, Марии Ивановны Вишняковой. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу 30-х годов уже известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934-м у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной.
Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось три года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна, выпускница Литинститута, работала корректором в типографии и в одиночку тянула двоих детей. Сестра режиссера в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь. Сам Андрей Арсеньевич рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то что поэт старался не забывать о первой семье.
Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро они вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано.
Андрей Тарковский в молодости / mosfilm.ru
В молодости он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в Институт востоковедения, где изучал арабскую культуру.
Едва окончив первый курс, Андрей забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости покатилась под откос. Из этой ситуации парня спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота.
В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где год провел в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.
Фильмография: Сценарист
- Жертвоприношение (1986) /The Sacrifice/
- Ностальгия (1983)
- Время путешествия (ТВ) (1983)
- Берегись змей! (1979)
- Зеркало (1974)
- Солярис (1972)
- Один шанс из тысячи (1968)
- Сергей Лазо (1968)
- Андрей Рублев (1966)
- Каток и скрипка (1960)
- Сегодня увольнения не будет (1959)
- Убийцы (1958)
Видео
Источники
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-andrey-tarkovskiy.htmlhttps://biographe.ru/znamenitosti/andrey-tarkovskiy/https://24smi.org/celebrity/1012-andrej-tarkovskij.htmlhttps://biography-life.ru/art/1744-andrey-tarkovskiy.htmlhttps://russia.tv/person/show/person_id/249/
Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская)
Несмотря на то, что режиссер был дважды женат, романов у него было намного больше. Жены Андрея Тарковского – Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковская) были разными женщинами. Именно союз с Ларисой Кизиловой был долгим и последним. Женщина терпеливо переносила любвеобильность мужа, закрывала на многое глаза из-за большой любви к Андрею Тарковскому.
Сам мужчина никогда не скрывал своего отношения к женщинам, которые, по его мнению, призваны ублажать мужчину и любить.
Часто во время новых работ и съемок фильма, режиссер заводил все новые романы. Некоторые женщины настолько сходили сума от Андрея Тарковского, что готовы были уйти из жизни ради него.
Стиляга в желтом пиджаке и ВГИК
В небольшом эпизоде в фильме «Застава Ильича» режиссера Марлена Хуциева Тарковский снялся в середине шестидесятых. Сыграл отчасти себя – он и в жизни мог быть довольно заносчив.
Тарковский не сразу связал свою судьбу с кино. После школы поступил в институт Востоковедения, но с третьего курса ушел – махнул в Сибирь, работал в геологической экспедиции простым рабочим. А когда вернулся в Москву, отнес документы во ВГИК на режиссерский факультет. На вступительных экзаменах его невозможно было не заметить.
«Одевались люди довольно скромно, а он пришел в желтом пижонском пиджаке, как стиляга, и с томом Льва Толстого под мышкой», – Дмитрий Салынский, киновед.
Курс набирал знаменитый советский режиссер Михаил Ромм. Его отговаривали брать этого слишком дерзкого и самоуверенного парня да к тому же, еще не комсомольца, но Тарковский ему сразу понравился, и Ромм не побоялся его взять.
«Меня сильно увлек кинематограф, литература, а, главное, люди нашей страны, ее природа и жизнь. Сейчас мною овладела мечта – стать хорошим режиссером советского кино», – Из автобиографии Тарковского во ВГИКе.
Дебют Тарковского – «Иваново детство»
ВГИК Тарковский окончил с отличием, его старт в кино был поистине блестящим. О молодом режиссере заговорили сразу после выхода его первой самостоятельной картины «Иваново детство».
«Иваново детство» – картина, которая на меня очень сильное впечатление произвело, она же получила главный приз на Венецианском фестивале. Мне кажется, ему немного повредило вот такое резкое признание», – Марлен Хуциев, кинорежиссер, сценарист и педагог.
Конечно, у новоявленного гения уже была своя прекрасная муза – Ирма Рауш. Это она сыграла роль матери в фильме «Иваново детство». С Андреем они познакомились во ВГИКе, оба были молоды, честолюбивы, и оба обожали кино.
«Она заканчивала режиссерский факультет. Все их разговоры о том, что делать, как делать, почему делать? Они обсуждали на равных», – Ольга Суркова, киновед.
Тарковский упорно добивался внимания Ирмы, ухаживал, часто провожал в общежитие. О его чувствах быстро узнали однокурсники и срочно вызвали влюбленных на собрание группы.
Семья и кино
«В группе был еще один мальчик, тоже влюбленный, и группа решала сакраментальную проблему – кого из них двоих должна Ирма выбрать. Это сейчас нам кажется странным, но для пятидесятых годов – это совершенно нормально. Тарковский понял, что он участвует в театре абсурда каком-то, он взял Ирму за руку и сказал: «Пойдем отсюда». И они ушли из этой аудитории, пошли, просто подали заявление и расписались», – Дмитрий Салынский, киновед.
Очень скоро у супругов родился сын Арсений, но самым главным для Тарковского было, конечно, кино. Все, что оставалось за кадром: дом, быт, дети, уходило на второй план. Жена – актриса, да, такой вариант был для него возможен, но два режиссера на площадке – это уже перебор. Тем более, для самолюбивого Андрея.
Картина «Андрей Рублев»
1965 год, Владимир, съемки «Андрея Рублева» – картины, которая спустя несколько лет принесет мировую славу режиссеру.
«Потому что картина мощная, огромная, с такой колоссальной силой раскрывает дух русской истории. Появилась фигура Андрея Рублева, появились фигуры его сподвижников, появилась фигура Христа», – Вячеслав Шмыров, киновед.
Одна из самых ошеломительных сцен в картине – русская голгофа. Тарковский по-своему осмыслил библейскую легенду. Его Христос – русский, и он принимает смерть на русской земле. Максималист во всем, режиссер сам тщательно выстраивает кадр, перепроверяет каждую деталь.
«Когда Христос по дороге на голгофу опускается над рекой, омывая этой водой лицо, Андрей сам запускал полотенце, для того чтобы оно именно в нужной форме и в нужный момент выплывало, когда Христос склоняется над этой рекой», – Ольга Суркова, киновед.
Съемки «Андрея Рублева» стали переломным этапом и в личной судьбе самого Тарковского. Именно в это время в его жизни появилась Лариса Кизилова.
«Приезжаю во Владимир, встречаю Толю Солоницына. Толя мне говорит: «С Андрей Арсеничем беда», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.
В тот же вечер Бурляев и Тарковский пошли в ресторан послушать любимый Андреем джаз. Режиссер сразу заказал графин водки и сам выпил почти до дна. Таким Бурляев его еще никогда не видел.
«Потом что-то начал бранить какую-то особу и, наконец, ударил по столу и сказал: «Сука…». Разбил тарелку, окровавил руку до кости. Поднял Андрея, отвел его в его номер, дверь открыла вот эта самая ассистентка и его приняла. Дверь закрылась», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.
Последние годы своей жизни провел в эмиграции
Сперва об окончательном отъезде из страны не было и речи: Тарковский, уставший от бесконечных и безнадежных переговоров с Госкино, в 1980 году вылетел в Рим для работы над сценарием фильма «Ностальгия», в 1982 году в Италии начались съемки. А уже в 1983 году картина была показана в конкурсе Каннского кинофестиваля и получила Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.
Из Рима Тарковский направил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша с просьбой предоставить ему, его жене, теще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трех лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР. Бдительный председатель Госкино рапортовал ЦК КПСС: «Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определенной неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. (…) В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А.А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».
Переезд в Европу
В 1980 году режиссер уехал в Италию в командировку. Там он начал работу над фильмом «Ностальгия». За это время он успел снять картину «Время путешествия». Срок его командировки подходил к концу, поэтому он просил оставить его в Европе на 3 года. ЦК КПСС отправила ему ответное письмо с отказом, а в 1983 году был подписан приказ о его увольнении из «Мосфильма».
В конце года он поставил оперу «Борис Годунов» в Лондоне. Артист принял решение не возвращаться в СССР, на что власти ответили запретом к показу его работ в стране. Во Флоренции ему предоставили квартиру, где он смог поселиться вместе с семьей и прожить несколько лет.
Интересно: Андрей Тарковский был признан почетным гражданином Флоренции.
В 1986 году вышла последняя работа режиссера под названием «Жертвоприношение». Он не успел реализовать такие проекты, как «Идиот», «Пятое Евангелие», «Гофманиана», «Обломов», «Волшебная гора», «Доктор Фаустут», «Иосиф и его братья», «Степной волк» и многие другие.
Биография и личная жизнь Андрея Тарковского
Биография Андрея Тарковского тогда и сейчас приковывала внимание. Поклонникам его творчества, которых немало и сегодня, всегда не терпелось узнать, чем руководствуется этот человек, какие мысли его посещают
Это и не удивительно, людей всегда тянет к сильным и великим личностям.
Андрей Тарковский родился в небольшом поселке. Семья жила вместе с родственниками по матери. Отец работал сценаристом, а также был поэтом и переводчиком. После пополнения в семействе, Тарковские переезжают в столицу. Спустя два года после рождения Андрея, на свет появилась его младшая сестра Марина.
В 4-хлетнем возрасте Андрей Тарковский остался без поддержки отца, который бросил их ради другой семьи. И сам режиссер, и его сестра, на всю жизнь запомни тот сложный отрезок жизни, когда их мать тяжело работала, чтобы поднять двоих детей. Как бы она не старалась, частенько им приходилось оставаться без элементарных вещей и даже полноценной пищи.
Андрею Тарковскому очень не хватало отца, он скучал по нему, хотя в душе и ненавидел за то, что он их бросил.
Семью Тарковского застала Великая Отечественная война. Тогда они немалое пережили, как и все советские граждане, но все остались живы.
Позже Андрей Тарковский обучается в музыкальной школе, занимается рисованием на художественных курсах. Получив документ о среднем образовании, будущий режиссер сначала поступает в вуз на факультет востоковедения, где занимался изучением арабской культуры. Вскоре, он бросил это учебное заведение, так как посчитал, что это не его профессия.
Некоторое время молодой юноша вел беспорядочный образ жизни, связался с плохой компанией. Помочь выйти из этой ситуации смогла его мама. Она устроила его на работу, а оттуда он был направлен в командировку в тайгу. Здесь он переосмыслил все, а вернулся полным сил, энергии и с конкретной целью.
Далее Андрей Тарковский поступает и обучается режиссуре во ВГИКе. Здесь он повстречал известного Михаила Ромма, который смог рассмотреть в этом бунтарском юноше талант.
Вскоре, Андрей Тарковский выпустит свою первую короткометражную работу. После окончания вуза, режиссер снимает кинофильм «Иваново детство», сделавшим его популярным. Тогда Андрей Тарковский получил массу престижных кинопремий мирового уровня.
После этого последовали еще несколько работ, которые стали настоящими шедеврами кинематографа в СССР и многих странах.
Что касается личной жизни, тот Андрей Тарковский был дважды женат. У него есть трое родных детей и приемная дочь.
Влияние
«Есть вещи, которые ты просто обязан знать — и в их числе, разумеется, Тарковский. Для западных режиссёров это Бог кинематографии», — сказал британский кинорежиссёр Дэнни Бойл. Многие современные кинематографисты с гордостью считают себя если не учениками и последователями, то по крайней мере поклонниками Тарковского, который действительно оказал огромное влияние на мировое кино.
Самый наглядный пример последнего времени — фильм мексиканского режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший», в котором критики и внимательные зрители нашли целый ряд цитат и заимствований из Тарковского. При этом Иньярриту никогда не скрывал любви к фильмам Тарковского, а готовясь к cъёмкам «Выжившего», даже передал художнику-постановщику Джеку Фиску диск с «Андреем Рублёвым», и тот сразу понял, какой это будет фильм.
«Главным учеником» Тарковского на Западе считается датчанин Ларс фон Триер, посвятивший мэтру свой фильм «Антихрист». На прямую связь «Антихриста» с наследием Тарковского указал режиссёр Андрей Звягинцев, сославшись на запись в «Мартирологе», ставшую как бы истоком фильма фон Триера: «»Новая Жанна д’Арк» — история о том, как один человек сжёг свою возлюбленную, привязав её к дереву и разложив костер под её ногами. За ложь». Отсылки к Тарковскому можно найти и во многих других фильмах Триера, а одна из глав «Нимфоманки» даже названа «Зеркало».
Турецкий режиссёр Нури Бильге Джейлан, обладатель «Золотой пальмовой ветви» за «Зимнюю спячку», оценивает «Зеркало» выше всех остальных фильмов мирового кинематографа. На втором месте в списке его личных пристрастий — «Андрей Рублёв». О Тарковском Джейлан сказал:
Влияние этого послания заметно в каждом фильме Джейлана. Все они близки Тарковскому и по изобразительному решению, и по интонации, и по смыслам.
Американский режиссёр Стивен Содерберг даже осмелился бросить Тарковскому вызов в виде ремейка. Свою версию «Соляриса» (2002) он представил не как самостоятельную экранизацию романа Станислава Лема, а как переосмысление культового фильма Тарковского, как творческий диалог через три десятилетия.
Критики отмечали также явную связь с «Солярисом» фильма «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Это касается как общих мотивов (например, сопоставление космоса и отчего дома), так и манеры повествования.
В любви к Тарковскому объясняется и Тарсем Сингх, работающий в Америке режиссёр индийского происхождения, детство которого прошло в Иране. Рассказывая про свой фильм «Белоснежка: Месть гномов» (в оригинале — «Mirror Mirror», то есть «Зеркало Зеркало»), он признавался, что при создании заснеженного леса вдохновлялся кадрами берёзовой рощи из «Иванова детства». Но ещё до прихода в большое кино Сингх откровенно процитировал «Жертвоприношение» в поставленном им для американской рок-группы R.E.M. клипе Losing My Religion (1991).
В России «наследником Тарковского» критики с первых фильмов считают Александра Сокурова, а Андрей Звягинцев заслужил у них титул «наш Тарковский сегодня». Константин Лопушанский признавался, что опыт работы ассистентом Тарковского на «Сталкере» помог ему сформироваться как художнику.
С каких фильмов не стоит начинать
1 / 2
Кадр из фильма «Ностальгия». Режиссер Андрей Тарковский. 1983 год Sovinfilm; RAI 2; Gaumont
2 / 2
Кадр из фильма «Жертвоприношение». Режиссер Андрей Тарковский. 1986 год Svenska Filminstitutet; Argos Films; Film Four International
С «Ностальгии» (1983) и «Жертвоприношения» (1986). Эти фильмы, снимавшиеся в Италии и Швеции, во многом повторяют главные мотивы и приемы Тарковского, а «Жертвоприношение» еще и является его творческим завещанием. Так что смотреть их имеет смысл, уже когда просмотрены первые пять фильмов режиссера. В этом случае больше шансов, что образы свечи и воспламенения, чистоты души и скверны мира, приближающегося апокалипсиса и рациональной ловушки технического прогресса, нравственного тупика мужчины и греховной, но спасительной природы женщины будут не раздражать, а восприниматься как часть картины мира Тарковского.
Учился на одном курсе во ВГИКе вместе с Василием Шукшиным
После возвращения из экспедиции, во время которой Тарковский, вероятно, много размышлял о своем жизненном пути, он подал документы на режиссерское отделение ВГИКа. «Выбор этот был скорее случайным, чем осознанным», — признавался он позднее. На вступительные экзамены во ВГИК Андрей пришел «в желтом пижонском пиджаке, как стиляга, и с томом Льва Толстого под мышкой», — писал киновед Дмитрий Салынский.
Михаил Ромм принял Тарковского на свой курс. В числе зачисленных «счастливчиков» был и Василий Шукшин. Поговаривали, что Михаил Ромм взял в свою мастерскую двух абитуриентов только потому, что один знал слишком много (Тарковский), другой — слишком мало (Шукшин). Как бы то ни было, то, что эти два во многом противоположных человека учились и работали рядом, казалось Ромму очень полезным для мастерской. К их таланту, как он полагал, притягивалось очень много одаренных людей.
Википедия Андрея Тарковского
Википедия Андрея Тарковского – та страница, где запечатлена полностью вся информация о мэтре. Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Тарковский_Андрей_Арсеньевич) будет навечно хранить запечатленный след в мире знаменитого сценариста. Вся глубинная информация, все его режиссерские работы, его полноценная биография: шаг за шагом повествующая о становлении его профессиональной деятельности, его росте, его победах. Жизнь Тарковского всегда была нелегкой и непростой, но несмотря на трудности и лишения, он прожил её достойно. Да, много работ так и остались неснятыми, тем не менее, те, что нашли воплощение на пленке, уж не забудутся никем и никогда. О нем будут помнить еще многие лета, это однозначно.